2014-03-01 / Участие граждан
Сабина ГРАДВАЛЬ,
заместитель руководителя Проекта ГГПОМСУ
Информационный стенд есть практически перед каждым административным зданием. Его формы и наполнение варьируются до бесконечности. Можно встретить железобетонных монстров, оставшихся в наследство от прежней эпохи, украшенных советской символикой, выполненной в технике гипсовой лепнины. Где-то сияют подсветкой и ламинатом ультрасовременные хайтек-конструкции. Преимущественно – это простые сооружения из подручного и дешевого материала, часто обветренные и запыленные. Но ценность любого информационного стенда определяется, конечно, не его внешним видом, а качеством информации, которую он несет населению.
Почему информационные стенды со времен Древнего Рима до наших дней были и остаются самым популярным способом обнародования официальной информации? Секрет ясен: просто, дешево, доступно и эффективно. Действительно, чего проще – повесить листок бумаги и прочитать его? Так что о полезности информационного стенда как канала коммуникации никаких дискуссий нет вот уже более двух тысяч лет. Вопрос лишь в том, можно ли измерить эффективность информационного стенда и сделать это измерение одним из индикаторов прозрачности органа местного самоуправления? Чтобы ответить на этот вопрос, Институт политики развития провел опрос среди айылных аймаков двух пилотных областей Проекта ГГПОМСУ – Иссык-Кульской и Джалал-Абадской. В опросе, проведенном в январе 2014 года путем телефонного анкетирования, приняли участие 166 представителей органов МСУ и местного сообщества пилотных и непилотных аймаков проекта.
Почему для данного опроса важно деление муниципалитетов на пилотные и непилотные? Потому что в так называемых пилотных сельских муниципалитетах проект проводил большую работу с тем, чтобы органы МСУ более ответственно подошли к наполнению информационных стендов. Муниципалитеты получили сами стенды как таковые, но далее они получили серьезные консультации относительно того, что должно висеть на этих стендах. И многие к советам прислушались. В то же время в непилотных муниципалитетах стенды наполнялись по-старому, то есть хаотично, а кое-где и вовсе не наполнялись. Через год появилась возможность сравнить, насколько более или менее информированным стало сообщество в разных группах муниципалитетов.
Итак, опрошено было 166 человек из 38 айылных аймаков Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей, из которых долю в 34% составили женщины.Важно было также понять отношение к информационным стендам со стороны источника информации – органов МСУ, и со стороны получателя – граждан. Соотношение опрошенных представителей местного самоуправления и местных сообществ из числа респондентов составило три к одному: органы МСУ – 69%, местное сообщество – 31%.Результаты опроса позволяют сделать следующие выводы:
-
во всех айылных аймаках ведется работа по обеспечению информационного обмена между населением и органами МСУ;
-
информационный стенд остается рабочим инструментом органов МСУ;
-
количество информационных стендов не гарантирует качество их содержания;
-
самой закрытой информацией остаётся информация о проводимых в органах МСУ проверках, муниципальной собственности и закупках, проводимых за счет бюджетных средств;
-
информация о местном бюджете размещается на информационных стендах у подавляющего большинства сельских муниципалитетов Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей;
-
чуть больше половины населения аймаков проявляет высокий уровень активности в решении вопросов местного значения;
-
представители местных сообществ оценивают свою активность выше, чем это делают представители органов МСУ, но разница в оценке не столь значительна и составляет 12%;
-
аналогичная ситуация с оценкой интереса населения к работе органов МСУ и степени информированности населения;
-
тесно сотрудничающие с проектом (пилотные) органы МСУ демонстрируют большую степень бюджетной прозрачности и обеспечения участия граждан в решении вопросов местного значения.
Все 100% респондентов подтвердили наличие информационных стендов на территории айылных аймаков. Количество стендов в разных муниципалитетах разное, что зависит, в первую очередь, от количества айылов (сел), входящих в аймак. Чем больше сел, тем больше должно быть информационных стендов.
Результаты работы органов МСУ по наполнению и периодическому обновлению содержания информационных стендов в пилотных аймаках в целом на 16% лучше, чем в непилотных. Однако и у пилотов есть недостатки, например, мало информации о самых «свежих» решениях, принятых органами МСУ, и о закупках, оплачиваемых из местного бюджета. Порадовал высокий уровень обнародования информации о бюджете местных сообществ. Существенный отрыв пилотных муниципалитетов от непилотных, возникший после двух лет интенсивной работы с проектом, вполне может сократиться за счет распространения передового опыта среди всех айылных аймаков пилотных областей, чему проект будет способствовать. Главное, что на территории каждого района есть пример, который можно увидеть, про который можно спросить у его создателей (коллег из соседнего айылного округа).
Теория гражданского участия говорит о том, что обеспечение информированности населения является первым важным шагом для достижения осознанного, продуктивного и эффективного сотрудничества между органами управления и рядовыми представителями сообщества. За информированностью должна проявиться активность. Результаты опроса подтверждают теорию: в тех муниципалитетах, где выше уровень информированности, выше и активность граждан в решении вопросов местного значения. Диаграмма 3 демонстрирует эту связь наглядно: чем больше раскрывается информации о бюджете, тем значительнее объем инвестиций, привлеченных для решения наболевших проблем сообщества.
Данные опроса доказывают, что интерес населения к вопросам местного значения, органам местного самоуправления, работе айылных округов и местных кенешей достаточно высок . При этом граждане готовы вносить свой вклад в распространение информации. Респондентам было предложено ответить на вопрос о наличии в их аймаке граждан, которые на добровольной основе помогали айылным округам в распространении информации. 4% респондентов из непилотных айылных аймаков и 15% из пилотных ответили, что такие люди есть. Сто шестьдесят шесть положительных ответов о наличии информационного стенда в сельских муниципалитетах – это фундамент интереса и участия, единого мнения и желания улучшить условия жизни в селе. М