Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Взаимодействие СКЗ с органами МСУ: первые шаги и узнавание друг друга

2017-09-02 / Полнозвучный голос СКЗ
Взаимодействие СКЗ с органами МСУ: первые шаги и узнавание друг друга

Одной из основных задач Проекта «Голос СКЗ» было повышение уровня социальной подотчетности органов местного самоуправления пилотных аймаков. Для развития социальной подотчетности Проект работал как на местном, так и на национальном уровне, прилагая усилия для построения социальной подотчетности снизу доверху, начинаяс местных сообществ, заканчивая высшими органами управления в стране по вопросам здравоохранения.

В отношении социальной подотчетности на местном уровне Проектом «Голос СКЗ» был проведен ряд мероприятий, к примеру, Совместное изучение нужд сообществ (СИНС), в ходе которого определяются приоритетные, самые злободневные проблемы местного сообщества, а также происходит ранжирование этих проблем. Проще говоря, из ряда проблем всегда приходится выбирать самую важную, решать которую необходимо в первую очередь. Затем результаты СИНС в ходе совместной работы органа МСУ и местного сообщества трансформируются в План совместных действий СКЗ и органов местного самоуправления, направленный на решение выявленных проблем. Обязательный элемент – проведение общественных слушаний по исполнению и формированию местных бюджетов, чтобы определить,так решение выявленных проблем отражается в бюджете, и насколько бюджет в целом отвечает потребностям граждан.
 
Этот цикл мероприятий занял большую часть периода выполнения Проекта. В ходе проведения СИНС, разработки ПСД и проведения общественных слушаний в мероприятия, проводимые СКЗ, оказались вовлеченными 10246 человек – представителей местных сообществ и органов МСУ, включая местных депутатов.В целом, на этом этапе работы произошло взаимное узнавание сторон – органов МСУ и СКЗ, которые лучше по знакомились с особенностями работы друг друга и лучше оценили потенциал совместной деятельности и взаимовыгодного сотрудничества. Но это пока был лишь потенциал, предстояла большая работа по установлению регулярных отношений. Еще более важной задачей стало обеспечение устойчивости результатов Проекта.
 
Переход к самостоятельной работе СКЗ с МСУ: местная политика «Мой аймак – здоровый аймак» Важно было проверить, насколько пилотные СКЗ Проекта овладели инструментами взаимодействия с органами МСУ и способны ли они самостоятельно применять их без участия Проекта «Голос СКЗ». Практика показала, что пилотные СКЗ в начале 2017 года смогли успешно повторить полученный ранее опыт проведения СИНС без непосредственного участия Проекта. Кроме того, из 25 пилотных СКЗ были отобраны 12 наиболее устойчивых и сильных СКЗ, которые на основании результатов, полученных в СИНС- мероприятиях 2017 года, приступили к разработке местной политики «Мой аймак – здоровый аймак».
 
Ранее в планах Проекта стояла задача по разработке местной политики для десяти сел (а не органов МСУ, муниципалитетов, в которые могут входить несколько сел). Однако, учитывая возросший потенциал пилотных СКЗ, было  решено расширить масштаб политики на уровень всего муниципалитета, в состав которого могут входить несколько сел, вместо того чтобы разрабатывать программы только для одного села, где расположен пилотный СКЗ. Отобранные СКЗ смогли справиться с заданием, что говорит о том, что пилотные СКЗ выросли настолько, что могут распространять свое влияние на уровень всего аймака. Кроме того, они стали настоящими местными лидерами, так как в мероприятия СИНС были вовлечены и другие СКЗ, ранее не вовлеченные в деятельность Проекта, из других сел, входящих в состав аймака.
 
В итоге местная политика «Мой аймак – здоровый аймак» была разработана рабочими группами, состоящими из СКЗ и МСУ, и утверждена как со стороны местного сообщества на сельских сходах, так и со стороны местного кенеша во всех 12 пилотных муниципалитетах. Местная политика стала частью Программы социально-экономического развития аймака, являющейся основным стратегическим документом развития сельского муниципалитета. С января 2017 года, в связи с введением Бюджетного кодекса КР, все муниципалитеты Кыргызской Республики перешли на программное бюджетирование, то есть планирование и исполнение местного бюджета теперь должно быть основано на принятых программах социально-экономического развития. Учитывая данные новые требования, у Проекта появилась уверенность, что разработанная и принятая местная политика станет основой для разработки местного бюджета на по следующие годы.
 
Пилотные СКЗ и органы местного самоуправления получили опыт участия в разработке и продвижении стратегических документов аймака, начиная с работы по выявлению нужд и потребностей местных сообществ и заканчивая принятием программы «Мой аймак – здоровый аймак» в качестве стратегического документа сообщества, привязанного к бюджету. Проект «Голос СКЗ» видит продолжение активного участия СКЗ и в реализации местной политики, как в непосредственной реали- зации отдельных задач совместно с МСУ, так и участии в мониторинге реализации мероприятий, проводимых МСУ. Принятые местные политики рассчитаны на среднесрочный период до 2020 года. Особенностью данных политик стало то, что мероприятия, внесенные в политику, были сформулированы по итогам СИНС, проведенных по всему аймаку, и включают все села, а не только пилотные. Это исключает доминирование интересов только пилотных СКЗ и обеспечивает справедливый учет интересов всех групп в сообществе.
 
В разработке местных политик приняли участие представители гражданского общества и местные эксперты. Обычно такие документы разрабатываются без участия населения сотрудниками местного самоуправления либо приглашенными экспертами, очень редко проходят общественное обсуждение и слабо учитывают приоритетные потребности местных сообществ. В данном случае было обеспечено широкое общественное обсуждение и учет приоритетов населения по вопросам здоровья. Разработка местной политики стала шагом в направлении развития социальной подотчетности на уровне пилотных сел и аймаков. Ранее основным документом для работы СКЗ и МСУ были планы совместных действий, которые не были обязательными для исполнения, хотя и этот инструмент зарекомендовал себя неплохо. Так, мероприятия, включенные в планы совместных действий на основе СИНС 2015 года, были выполнены на 87%, и по 7% мероприятий уже началась работа.
 
В самом начале Проекта СКЗ приходилось прилагать значительные усилия для лоббирования интересов сообществ и контроля исполнения планов совместных действий. Другая ситуация будет складываться в отношении местной политики «Мой аймак – здоровый аймак», так как она входит в состав Программы социально-экономического развития, которая является главным руководящим документом при формировании местного бюджета. Таким образом, налицо институциональный рост уровня сотрудничества между СКЗ и МСУ: если ранее это сотрудничество целиком зависело от политической воли муниципальных руководителей, то теперь оно закреплено в программных документах и носит обязательный для исполнения характер.