Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Социальная подотчетность эффективна при условии охвата всех уровней управления

2017-09-04 / Полнозвучный голос СКЗ
Социальная подотчетность эффективна при условии охвата всех уровней управления

Социальная подотчетность не может быть эффективной, если в решении каких-либо проблем потребности граждан наталкиваются на административные барьеры прохождения информации. Иными словами, если одна часть системы управления подотчетна, а другая нет, то неподотчетна будет вся система управления. Поэтому Проект «Голос СКЗ» не мог ограничиться работой только на местном уровне, помогая СКЗ и органам МСУ выстраивать взаимную подотчетность как между собой, так и с другими частями системы управления, включая некоторые государственные органы.

В рамках работы Проекту «Голос СКЗ» удалось достигнуть несколько значимых результатов на национальном уровне, в сотрудничестве с государственными органами управления. В частности, в рамках сотрудничества со Счетной палатой была проведена работа по внесению предложений в новую редакцию Бюджетного кодекса КР. Ранее Проект столкнулся с проблемой несвоевременного проведения бюджетных слушаний, когда главы органов МСУ не хотели проводить бюджетные слушания, пользуясь несовершенством законодательства, регулирующего эту область. В результате сотрудничества со Счетной палатой Проекту удалось содействовать тому, что в Бюджетный кодекс были внесены нормы, требующие от органов МСУ обязательного проведения общественных слушаний по бюджету, а также учета приоритетных потребностей местных сообществ при планировании социально-экономического развития и формировании местного бюджета.
 
С января 2017 года новая редакция Бюджетного кодекса вступила в силу. Некоторое время уйдет на разъяснение среди глав МСУ необходимости внедрения новых требований к бюджетным слушаниям, однако в итоге ожидается, что проведение бюджетных слушаний станет обязательным элементом бюджетного планирования на уровне муниципалитетов. Теперь благодаря изменениям законодательства, Счетная палата может включать в процесс финансового аудита и проверку соответствия процесса бюджетного планирования требованиям законодательства в этой области. Еще одним из наиболее значимых достижений Проекта стала разработка механизма взаимодействия СКЗ со структурами Министерства здравоохранения и Фонда медицинского страхования КР повопросам качества медицинских услуг. Проект «Голос СКЗ» в результате своей деятельности более высоко оценил потенциал СКЗ и пришел к выводу, что СКЗ могут действовать за рамками дел местного значения, которые изначально были определены фокусом Проекта, и расширять свою деятельность на уровень всего муниципалитета.
 
Так были отобраны 11 пилотных СКЗ, которые на уровне муниципалитета проводили СИНС-мероприятия по сбору приоритетных проблем в сфере медицинских услуг. СКЗ являются ключевым и перспективным институтом для сохранения накопленного опыта и достижения устойчивости результатов Проекта на местном уровне, в то время как у органов МСУ существует ряд проблем в сфере устойчивости и институциональной памяти. Так, из 25 пилотных муниципалитетов в 14 (56%) прежние главы МСУ не были выбраны повторно, и на их места пришли новые руководители. С уходом прежних глав МСУ муниципалитеты теряют накопленный опыт работы с местными сообществами, так как часто бывает так, что новый глава приводит с собой новую команду. Однако Проект считает необходимым обеспечить устойчивость и в отношении органов МСУ, хотя здесь требуются иные методы. Если в отношении СКЗ акцент делается на повышение потенциала, то в отношении МСУ меры были предприняты в направлении закрепления результатов Проекта в нормативно-правовой базе, что было сделано через включение в Бюджетный кодекс требований к прозрачности бюджета и участия граждан в процессе его формирования. Что касается смены в рядах СКЗ, то это случается реже, так как членами СКЗ являются постоянные жители сел, где они функционируют.
 
За время действия Проекта произошла смена в руководстве четырех СКЗ из 25 и два случая были связаны с уходом из жизни председателей СКЗ, которые продолжали выполнять свою работу до конца своей жизни. На их место пришли члены того же СКЗ, которые активно вовлекались в работу, поэтому преемственность накопленного опыта сохраняется в СКЗ гораздо лучше. С уходом глав МСУ зачастую меняются и политики, проводимые МСУ. Так на смену прогрессивным и активным главам могут прийти ведомые и слабые главы, действующие в интересах выдвинувших их политических или административных сил (например, политических партий или местных государственных администраций). СКЗ почти всегда действуют в интересах своих сообществ и не преследуют иных целей, они пользуются доверием населения, так как не имеют доступа к ресурсам и не могут принимать решения по расходованию местного бюджета и распоря-жаться местными ресурсами (в частности, землей). Усиление подобных организаций гражданского общества на местах необходимо для обеспечения подотчетности органов МСУ. Они могут держать планку социальной подотчетности органов МСУ на высоком уровне при наличии соответствующих инструментов.
 
Работа с пилотными СКЗ показала, что повышение потенциала и последующая тесная работа с органами МСУ дает хорошие результаты в решении проблем, связанных с делами местного значения и влияющих на детерминанты здоровья. Пилотные МСУ продемонстрировали, что даже при отсутствии достаточных средств в местном бюджете возможно решение приоритетных проблем сообщества с помощью финансирования из других источников (республиканский бюджет и донорские средства). Это требует активной позиции со стороны главы МСУ и активного вовлечения местных гражданских активистов, таких, как СКЗ, которые имеют опыт, возможность и желание совместно с МСУ заниматься привлечением инвестиций в аймак. Зачастую органы МСУ перегружены рутинной работой и не имеют достаточно знаний. Как раз здесь им могут помочь СКЗ при условии, что их потенциал достаточно высок.
 
Одним из наблюдений Проекта стало то, что состояние дел в муниципалитете во многом зависит от того, кто находится на посту главы МСУ. Активные прогрессивные главы быстрее решают проблемы сообществ, тогда как пассивные ведомые главы тормозят процессы и не принимают необходимых решений. И наличие на территории муниципалитета организаций гражданского общества, подобных СКЗ, является стимулом для активизации деятельности таких пассивных глав. Однако это не действует во всех случаях, и государству стоит задуматься о том, что местные сообщества должны иметь прямой рычаг давления на «неработающих» глав помимо обращения в местный кенеш.
 
Надо больше сделать, чем уже сделано  В целом Проект «Голос СКЗ» позволил СКЗ говорить в полный голос и не только на уровне местного самоуправления. Эволюционное развитие СКЗ показывает, что сеть этих небольших, но живучих и гибких общинных организаций способна оказать существенную поддержку системе управления в сфере решения как местных проблем, так и вопро- сов государственного значения. Однако для полной реализации этого немалого потенциала требуются дальнейшие усилия по институциональному росту и развитию как отдельных СКЗ, так и сети в целом. А залогом того, что это развитие продолжится, является активная работа Ассоциации КАДК и сотрудничество с государственными органами, о чем свидетельствуют другие материалы данного номера журнала.