Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Участие граждан
ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: Шарлотт – Нью-Йорк – Бердск – далее везде, или В поисках точного названия того, что делают простые люди, когда их не устраивают традиционные масс-медиа
«Граунд Репорт« (GroundReport.com) – это мировая новостная платформа, которая объединяет новейшие технологии и широко разветвленную репортерскую сеть.
Окончание. Начало в № 1 (2), январь, 2012 г.
Версия-4.
Гражданская журналистика –это то, о чем умалчивают профессиональные масс-медиа. Почему люди так мало знают о том, что происходит в мире?
«Граунд Репорт« (GroundReport.com) – это мировая новостная платформа, которая объединяет новейшие технологии и широко разветвленную репортерскую сеть. Более семи тысяч зарегистрированных пользователей, около 80 000 новостей и 23 редактора, которые ежедневно отсматривают и модерируют новости, загружаемые на сайт, 7000 репортеров. В день публикуется от 30 до 60 новостей, прошедших проверку. Большинство из них – о событиях, которые не освещаются официальными СМИ. Сегодня «Граунд Репорт« цитируют такие уважаемые издания, как «Таймс» или «Гугл Ньюс».Идея создать сайт, где оставить новость мог бы каждый, пришла Рейчел Стерн (Rachel Sterne) во время стажировки в ООН: «Я была шокирована разницей между тем, что реально происходит в мире, и тем, как это освещается в прессе, – рассказывает она. – Ведь если людям не сообщают, что реально происходит, то правительства стран могут избежать ответственности за все это. В 2006 году я поступила на работу в компанию, которая создавала файлы (скачивание музыки и так далее). Именно здесь я узнала о том, что такое создание контента. Мне не хватало «международной» деятельности, и однажды мне пришла в голову идея совместить технологии и мировое общение». В качестве репортеров на сайте выступают все желающие поделиться новостями. Загруженная на сайт новость проходит модерацию, причем редакторы тщательно проверяют как сам текст (фото,видео), так и личность пользователя. Это принцип, который соблюдается на »Граунд Репорт» неукоснительно. Также на сайте существует система рейтингования пользователей и так называемый белый лист, в который входят уже зарекомендовавшие себя репортеры. Их публикации появляются на сайте сразу, без премодерации. Стоит отметить, что гражданские журналисты получают за свои публикации и денежное вознаграждение, однако оно сравнительно невелико и служит, скорее, дополнительным поощрением.
Зачастую новости здесь появляются гораздо быстрее, и их освещение гораздо глубже, чем в традиционных медиа. К примеру, новость об убийстве негроидных альбиносов в Танзании появилась на «Граунд Репорт» на месяц раньше, чем это опубликовали в «Нью-Йорк Таймс». Кроме того, в свое время на сайте эксклюзивно появились такие новостные «бомбы», как видео тибетских протестов на Пекинской олимпиаде-2008, фотографии волнений в Иране во время выборов и др.
К слову, подобный подход к журналистике делает возможным не только контроль за властными структурами, но и в некоторых случаях даже спасение человеческой жизни. Так, репортер из Афганистана написал на сайт об одной местной женщине,которую жестоко избивал муж, и огласка этой истории помогла привлечь благотворительную организацию, которая помогла женщине избежать смерти.
Мы познакомились с Рейчел Стерн сначала в Нью-Йорке, куда приехали исключительно чтобы повидаться и поговорить с нею – создателем уникального новостного портала в формате самой что ни на есть народной журналистики. А потом она приезжала к нам, в Новосибирск, участвовала в семинаре Школы гражданских коммуникаций, встречалась с блоггерами. И все это время мы продолжали с нею поиск ответа на тот самый вопрос: гражданская журналистика – это что? «До недавнего времени только журналисты были распространителями информации, а народные массы пассивно ждали новостей. Интернет кардинально изменил этот процесс: люди стали обмениваться информацией друг с другом, они теперь стали проводниками – сами создают информацию,сами ее проверяют, сами ее распространяют», –формулирует свое понимание Рейчел.
На семинаре Школы гражданских коммуникаций в Новосибирске Рейчел задавали довольно прямые вопросы. И она не уходила от ответов.
Кто и почему может стать репортером «Граунд Репорт«?
- Говорят, что гражданская журналистика позволяет снизить затраты на производство новостей. Да, действительно. Во-первых, не нужно платить тем, кто добывает новости. Во-вторых, не нужно оплачивать проезд корреспондентам. Стоимость распространения информации в разы меньше, в сравнении с печатными СМИ. Но это не основные преимущества. Вы можете иметь огромное количество журналистов в разных странах мира, это в-третьих. В-четвертых, общедоступность инструментов: у многих людей сегодня есть ноутбуки, цифровые камеры, телефоны. В-пятых, гражданская журналистика использует стремление людей к самовыражению и активности. Практически вся активность в Интернете связана с обменом информацией. Поэтому на все социальные сети можно смотреть как на платформы, которые могут создавать социальные новости. В-седьмых, гражданская журналистика может поставлять информацию 24 часа в сутки семь дней в неделю, что может себе позволить далеко не каждое мировое агентство.
Но не все так безоблачно в гражданской журналистике. Есть проблемы с проверкой информации, потому как гражданских журналистов тысячи. Есть еще один важный фактор – это образование. И проблема техническая – как мы научим людей пользоваться мультимедийными средствами. И еще: как мы можем мотивировать простых людей, что может служить наградой для них. Основная идея – что они делают очень важную работу. Но, опять же, откуда взять деньги на поощрение лучших?!
У нас есть своя миссия. Первый аспект миссии «Граунд Репорт» – самые интересные новости получаются тогда, когда мы пропускаем новость через себя, насыщаем информацию своим видением и эмоциями. Следующая идея – это демократизация медиа: в этом процессе может участвовать каждый. Третья – освещать то, о чем умалчивают профессиональные СМИ. Мы хотим избавиться от предвзятости мнений. И наконец, мы хотим создать устойчивую бизнес-модель для новостей.
Меня часто спрашивают, как мы подбираем гражданских репортеров, особенно в тех странах, с которыми мы раньше не сотрудничали. Есть три группы репортеров, которых мы активно привлекаем в «Граунд Репорт». Во-первых, это профессиональные журналисты, и так как мы сайт мировых новостей, то мы обращаемся к мировым журналистским агентствам, объясняем им преимущества сотрудничества с нами. Вторая группа – это студенты-журналисты, мы обращаемся к руководству факультетов и приглашаем студентов к работе. Третья группа – это блоггеры, люди, которые используют те же методы, что и журналисты. Есть еще четвертая группа – это люди из некоммерческих структур: у них есть информация о разных конфликтах, у них есть своя точка зрения, но мы просим их, чтобы они указывали в своих материалах, с какой позиции они подают новость.
Если вы посмотрите на те группы, которые создают новости на «Граунд Репорт», то нельзя сказать, что термин «гражданская журналистика» полностью к нам применим. Большая часть тех, кто пишет к нам на сайт, обучались журналистике. Кроме тех причин, о которых я уже говорила, с нами сотрудничают еще вот почему. Во-первых, это эго. Люди любят видеть свое имя в масс-медиа. Во-вторых, это все-таки деньги. В «Граунд Репорт« мы достаточно долго экспериментировали с финансовым вознаграждением, чтобы оно было ощутимо. Мы выделяем долю трафика одного журналиста из общего трафика сайта, и вот эту долю доходов он и получает. Также мы раздавали небольшие видеокамеры, чтобы наши репортеры делали репортажи, затем они оставляли эти камеры себе. Третья причина – это профессиональное развитие, развитие собственного бренда. Это особенно важно для студентов журналистских факультетов и для профессиональных журналистов. Это дает им возможность определиться – что я делаю, как я делаю, разнообразить свое портфолио. Четвертая причина – это возможность отстоять свою точку зрения, особенно это важно тем, кто пишет от лица неправительственных организаций. Это зачастую люди, которые пишут релизы, о событиях, где они осуществляют благотворительную деятельность. Это люди, которые достойно могут рассказать о положении дел в регионах. Пятая причина – это площадка для тех, кто никогда не писал, но хотел бы выразить свою точку зрения. Или они становятся свидетелями чего-то несправедливого или возмутительного, и им нужно об этом рассказать. «Граунд Репорт« - это также площадка для тех работ, которые уже когда-то были написаны, но пока не опубликованы. Ну и еще мотивацией является ощущение, что ты своей работой вносишь вклад. Это тоже весомая причина.
Как сведения, поступившие от гражданских журналистов, становятся фактами?
- Мы четыре года развивали свою систему верификации сведений, стараясь сделать ее понятной и прозрачной. Средства, которые мы используем: это список привилегированных журналистов, воз-
можность пользователей сообщать о каких-то злоупотреблениях. У нас есть технология, которую мы разработали самостоятельно, с такой доверительной доминантой. Это такая система по примеру Википедии – с разными версиями. Мы публикуем их на YouTub. И у нас есть алгоритм работы с первой страницей, которая динамично развивается. Это своего рода СЕО-оптимизация которая позволяет нам выделять ключевые слова.
Я могу рассказать, как появляется статья на«Граунд Репорт». Сначала человек регистрируется на сайте – это обязательное условие, и затем размещает свою статью или видео. Если репортер находится в нашем списке, у него есть рейтинг, то его статья незамедлительно начинает цитироваться Google News.Если он не входит в этот список, то сначала его статья должна быть одобрена одним из редакторов. А пока статья находится в скрытом состоянии. Когда я захожу под своим именем в качестве редактора – я могу видеть весь скрытый контент. У всех этих статей есть красный флажок - это значит, что эту статью еще не проверили. Мы можем удалить ее, чтобы больше этим не заниматься. Мне достаточно одного взгляда, чтобы понять - что это, например, реклама свадебного платья. То есть эта статья точно не подходит для «Граунд Репорт«, поэтому я ее тут же удаляю.
Если меня что-то заинтересовало - то я могу кликнуть на материал и прочесть его полностью. Если я вижу в статье какие-то грамматические ошибки и в целом статья мне понравилась, то я, как редактор, могу все редактировать, изменить любую часть публикации. Мы сохраняем все версии статьи, чтобы в случае конфликта между редактором и репортером можно было разрешить спор. Я могу также добавить какую-нибудь картинку по своему усмотрению. Затем я пишу примечание от редактора. Я объясняю, какие я изменения внесла и почему. Я нажимаю «опубликовать», появляется отредактированная статья, но этот материал еще не появляется на сайте. Теперь мне нужно нажать красный флажок – и статья окончательно одобрена. И в следующий раз, когда я зайду в список скрытых статей - ее там уже не будет. Как только статья появляется на сайте, ей присваивают рейтинг пять звездочек -это происходит автоматически.
Чтобы оставить комментарии, вы так же должны зарегистрироваться. Редактор может редактировать любой контент, который находится на сайте. Несмотря на то что статья выставлена на сайт, я могу редактировать ее и дальше. Если я решу, что это замечательный репортер, то могу добавить его имя в список привилегированных журналистов. Набираю его имя, делаю пометку, и, как только появляется новый материал этого репортера, он автоматически оказывается на сайте. Этот список называется белым.
Условно систему фильтрации мы начинаем сверху, когда репортер пишет статью, и система автоматически определяет, находится ли этот репортер в нашем списке привилегированных. Если ответ «да» - то материал мгновенно публикуется,если «нет» - то мы можем проверить личность репортера. Если у репортера уже опубликовано 10работ на «Граунд Репорт«, то мы его сразу добавим в белый список. Также посмотрим в Google, какие его материалы размещены в Интернете. Смотрим, какие статьи вообще публиковались – писал ли он релизы, занимался ли компиляцией других статей, такие люди никогда не будут работать на «Граунд Репорт». После того как прошла первая проверка, следует проверка на соблюдение стандарта качества. Наши требования достаточно просты: это должна быть новостная история, никакой беллетристики, не должно быть копирования из других источников, это не должны быть реклама или спам, или обидный контент, содержащий расистские высказывания. Любой, кто высылает нам статьи, не отвечающие требованиям, автоматически будет удален из нашей системы. Так же мы сотрудничаем с журналистами по всему миру - но их мы тоже сразу в список не добавляем: прежде чем публиковать, всегда просматриваем их материалы. На самом деле, это решение не окончательное, и возможны переходы из одного статуса в другой. А еще наши пользователи могут создавать группы, как, например, в вашем «В контакте». Но только эти группы основаны на контенте. То есть, мы позволяем им создавать (условно) свой сайт. Он может быть как закрытый (по приглашениям), так и открытый. Там могут быть пользователи-редакторы и пользователи, которые только пишут. У них есть страничка, которая показывает все последние изменения. Можно добавить логотип, баннер, описание. Есть возможность создать собственную страницу с тремя главными новостями,как и у «Граунд Репорт». Внутри этого сообщества тоже есть модерация. Сначала они проходят внутреннюю модерацию, а потом еще и модерацию «Граунд Репорт». То есть, они создают внутренние коммуникации. Это, например, способ привлечь местные небольшие газеты, которые могут всегда сказать, что у них есть сайт, писать для него о своих локальных проблемах и так далее. Если это станет интересно для «Граунд Репорт», то мы опубликуем эти новости.
Как нам лучше работать вместе?
…А теперь я хотела бы вам позадавать вопросы: как мы можем помочь профессиональным журналистам? Я считаю, что гражданская журналистика никогда не заменит полностью профессиональную. Эти две силы должны работать в сотрудничестве. Как мы можем развивать систему верификации, чтобы поддерживать высокие стандарты в работе? Местные новости, как правило,децентрализованы, как сделать так, чтобы их сосредоточить в одном месте? Также очень много статей, которые рекламируют что-то – как с этим бороться? Как нам находить эффективные бизнес-модели, чтобы развивать свое дело в Интернете? Мой дедушка работал в Baltimore Sun главным редактором. И он говорил мне, что самое сложное в журналистике – как побороть тягу к сенсациям и сохранить свою функцию – служить обществу. Это мы можем делать вместе – «гражданские» и профессиональные журналисты.
Версия-5.
Гражданская журналистика –это живые голоса людей
…А тем временем в городе Бердске Новосибирской области, как и во многих других муниципальных образованиях России, приближались выборы(они всегда время от времени приближаются). И в Бердске вспомнили про «Шарлоттский проект». И еще раз перечитали привезенную нами из Северной Каролины в редакцию газеты «Курьер. Среда.Бердск» книжку «Шарлоттский проект» с личным напутственным автографом главного редактора Рика Теймза. И начали свой проект: «Выборы 2011: ваш голос имеет значение».
Перечисляю только названия некоторых мультимедийных публикаций (и видео, и аудио, и текстовые репортажи) на сайте газеты «Курьер. Среда.Бердск»: «Глава Бердска не должен быть доверчивым», «Центр Бердска как пустыня», «Мэр Бердска на работу должен ходить пешком», «В микрорайоне Бердска хотят развивать дворовый спорт», «Мэр Бердска не видит море в городе», «Нового мэра –на экскурсию в Омск», «Без дорог и детских площадок».
В этих публикациях звучат слова и мысли реальных людей, которые надеются, что их голоса помогут сообществу выработать совместную программу улучшения своей жизни и подобрать человека,способного эту программу реализовать. И они убеждены в том, что сегодня значение их живых голосов больше, чем в день формального голосования, когда изменить уже ничего будет нельзя.
У журналистов газеты «Курьер. Среда. Бердск»(и профессиональных, и «гражданских») есть сильное преимущество перед коллегами из «Шарлотт Обзервер» образца 1991 года: у них есть уверенно развивающийся интернет-портал, обеспечивающий мгновенную интерактивность. И еще у них есть опыт коллег – в том числе и тех, которые выступали со своими размышлениями о судьбах гражданской журналистики на этих страницах.
И значит, все у них получится!
Похожие материалы:
-
№№3(28) / 2014-03-01 Информационный стенд: новый старый знакомый
-
№9-10 (22-23) / 2013-10-25 Глобальное партнерство за социальную ответственность объявило о выдаче первых грантов
-
№9-10 (22-23) / 2013-10-25 Как совместить здоровье сельских жителей и местный бюджет?
-
№9-10 (22-23) / 2013-10-25 Активный бюджетный диалог Хроники общественных слушаний по проектам местных бюджетов на 2014 год
-
№6-7 (19-20) / 2013-07-31 У кого трава зеленее? Результаты мониторинга услуги
-
№6-7 (19-20) / 2013-07-31 Байтикская история: как граждане поддержали работу МСУ с инвесторами
-
№6-7 (19-20) / 2013-07-30 Реальный план – успешные решения – конкретные достижения.
-
№5 (18) / 2013-05-31 Тон задают инициативные группы