2018-08-20 / Новости Законодательства
Постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 20 апреля 2018 года, № 2377-VI утверждена Программа развития Кыргызской Республики на период 2018-2022 гг. «Единство, доверие,созидание». Одним из направлений Программы
является развитие регионов. Согласно пункту 8.4, в целях достижения общих целей развития региона, населенных пунктов будет обеспечено партнерство власти, бизнеса, гражданского общества. Качество жизни жителей регионов будет соответствовать их запросам, требованиям стандартов услуг и не зависеть от географического размещения, климатических условий и отдаленности от центра страны.
Приоритетом в реализации региональной политики станет развитие экономики на основе оптимального размещения производительных сил. Предпринятые меры обеспечат развитие производств по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, создание убойных цехов, возрождение промышленности. На местах будут формироваться кластеры развития сельскохозяйственных кооперативов, легкой промышленности, создаваться усло-
вия для развития туризма, в том числе эко и этно направленности. Региональная экономика будет основываться на специализации территории с учетом специфики ресурсов, климата, географического расположения, наличия инфраструктуры.
Началом реформ в развитии экономики станет разработка и реализация программ развития отобранных 20 опорных городов - точек роста, которые станут локомотивом развития регионов. Ускорение получит процесс возрождения инфраструктуры населенных пунктов: систем водоснабжения, канализации, энергоснабжения, теплоснабжения,
сооружений спорта, культуры, досуга.
Жители регионов получат качественные, доступные услуги на месте проживания. Система услуг будет основываться на развитии современных коммуникационных технологий. Гражданин получит право на выбор поставщика услуг с наилучшими условиями. Значительные усилия будут направлены на реабилитацию и строительство дорог, жилья.
Все принятые меры позволят гражданам иметь высокое качество жизни на своей «малой родине», что снизит миграционные процессы, сократит риск социальных конфликтов.
В развитии местного самоуправления приоритетом станет формирование местного сообщества на основе осознания национальной и культурной идентичности. На уровень региона, города, села будут максимально передаваться полномочия, ресурсы для реализации собственных программ развития. Передача полномочий будет сопровождаться повышением ответственности территориальных государственных органов и органов местного самоуправления за достижение результатов в развитии.
Органы местного самоуправления получат реальную мотивацию повышать доходы местных бюджетов, прежде всего за счет роста местной экономики и улучшенного администрирования доходов.
Особое внимание будет уделено развитию приграничных территорий. Будут созданы условия в части инфраструктуры, услуг для удовлетворения потребностей граждан, проживающих на этих территориях.
О системе межведомственного электронного взаимодействия «Тундук»
Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 11 апреля 2018 года, № 200 утверждены Требования к взаимодействию инфорствия информационных систем в системе межведомственного электронного взаимодействия
«Тундук» (далее - СМЭВ «Тундук»), подключения к ней, ее использования и администрирования, общие принципы осуществления обмена информацией (электронными документами) между информационными системами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных учреждений и предприятий, а также юридических и физических лиц, при осуществлении электронного управления, в том числе при оказании электронных государственных и муниципальных услуг. Согласно требованию, государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и организации, оказывающие государственные и муниципальные услуги или участвующие в их оказании, обязаны обеспечить возможность обмена информацией (электронными документами) с информационными системами других органов и организаций посредством СМЭВ «Тундук», в том числе обеспечить перевод в цифровой (электронной) формат административных процедур оказания государственных/муниципальных услуг и выполнение государственных/муниципальных функций.
О порядке списания основных средств, находящихся в муниципальной собственности
В целях оказания органам местного самоуправления организационной и методической помощи, приказом ГАМСУМО от 6 апреля 2018 года, № 01-18/41 было утверждено Типовое положение о порядке списания основных средств, находящихся в муниципальной собственности. Положение распространяется на имущество, находящееся в муниципальной собственности, и на муниципальное имущество, закрепленное за органом местного самоуправления на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, которое не может быть реализовано в установленном порядке, безвозмездно передано иным предприятиям: объекты незавершенного строительства; морально или физически изношенное имущество, непригодное для дальнейшего использования органом местного самоуправления, в частности, в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением, повреждено в результате аварии или стихийного бедствия и не подлежит восстановлению. Этим же приказом утверждено Типовое положение о реализации автотранспортных средств, находящихся в муниципальной собственности.
Положение определяет порядок реализации автотранспортных средств, находящихся в муниципальной собственности. Согласно Положению, продажа автотранспортных средств, находящихся в муниципальной собственности, осуществля-ется исполнительным органов МСУ. Глава АО приказом создает комиссию по оценке стоимости транспортного средства, объявляет аукцион о продаже транспортного средства и заключает договор купли-продажи с покупателем автотран-
спортного средства. В целях реализации седьмого абзаца части 1 статьи 19 Закона Кыргызской Республики «О му-
ниципальной собственности на имущество», рекомендовано органам местного самоуправления в двухмесячный срок на основании вышеуказанных типовых положений разработать и утвердить постановлением местных кенешей положения о порядке списания основных средств и о реализации автотранспортных средств, находящихся в муниципальной собственности органа местного самоуправления.
О неналоговых доходах
Цель принятия Кодекса Кыргызской Республики о неналоговых доходах — создание единого законодательного акта, регулирующего отношения по введению, сбору и контролю поступления неналоговых доходов в бюджет Кыргызской Республики, доходов, поступающих в бюджет страны, и запрещает их введение другими нормативными право-
выми актами. Согласно Кодексу, в местные бюджеты будут поступать:
-
дивиденды, начисленные на принадлежащие органу местного самоуправления акции (доли) хозяйственных обществ
-
отчисления от прибыли муниципальных предприятий;
-
доходы от аренды объектов муниципальной собственности;
-
сбор за удержание лицензии на право пользования недрами, если иное не установлено настоящим Кодексом;
-
сбор за вывоз мусора населенных пунктов;
-
сбор за пользование пастбищными угодьями, кроме пастбищ государственного лесного фонда и особо охраняемых природных территорий;
-
поступления от оказания муниципальных платных услуг;
-
сбор за парковку и стоянку автотранспорта;
-
сборы за осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции субъектами, осу-
ществляющими реализацию алкогольной продукции;
-
средства, получаемые в результате применения органами местного самоуправления, их подведомственными учреждениями мер материальной ответственности за нарушения, включая штрафы, санкции, компенсации, суммы возмещения ущерба по решениям суда;
-
средства, передаваемые юридическими и физическими лицами в местные бюджеты на безвозмездной и добровольной основе;
-
доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
-
доходы от реализации имущества учреждений, финансируемых из местного бюджета;
-
доходы от реализации конфискованного имущества, имущества, безвозмездно перешедшего в установленном порядке в муниципальную собственность;
-
иные неналоговые доходы, установленные законодательством Кыргызской Республики.
Кодекс состоит из общей и особенной частей и устанавливает:
-
систему неналоговых доходов;
-
виды неналоговых доходов;
-
порядок установления, изменения и отмены неналоговых доходов;
-
основания возникновения, изменения, исполнения и прекращения обязательства по уплате неналоговых доходов;
-
права и обязанности плательщиков и других участников правоотношений, возникающих при уплате неналоговых доходов;
-
формы контроля за начислением и уплатой неналоговых доходов;
порядок обжалования решений органов, осуществляющих сбор неналоговых доходов, контроль за их уплатой, а также законности и обоснованности действий и/или бездействия их сотрудников.
Кодекс вводится в действие с 1 января 2019 года.
Важным является регламентация в Кодексе порядка администрирования по неналоговым доходам (контроля за начислением и уплатой, обжалования решений соответствующих органов, а также законности и обоснованности действий и/или бездействия их сотрудников), чего не было в Законе КР «О неналоговых платежах».
Новшества для органов местного самоуправления
Орган местного самоуправления становится участником правоотношений, возникающих при уплате неналоговых доходов: 1) администратором неналоговых доходов, осуществляющим одну или совокупность функций по начислению, сбору, учету, контролю правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты неналоговых доходов, а также принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) неналоговых доходов, пеней и штрафов по ним; 2) главным администратором неналоговых доходов (определенный законодательством исполнительный орган местного самоуправления, имеющий в ведении администраторов неналоговых доходов, а при отсутствии в ведении администраторов является администратором неналоговых доходов).
По видам неналоговых доходов
Сохранилась роль органов местного самоуправления по таким видам неналоговых доходов, как сбор за парковку и стоянку автотранспорта (установление представительным органом местного самоуправления размеров, порядка адми-
нистрирования и уплаты сбора) и сбор за вывоз мусора населенных пунктов (введение и установление ставки сбора представительным органом местного самоуправления). Как и ранее при аренде имущества, относящегося к муниципальной собственности, арендная плата вносится в местные бюджеты. Не изменилось регулирование отчислений на развитие и содержание инфраструктуры местного значения. Включены новые неналоговые доходы, например, сбор за пользование пастбищными угодьями, размер, порядок и сроки внесения которого (кроме пастбищ государственного лесного фонда и особо охраняемых природных территорий) определяются представительным органом местного само-управления, в соответствии с земельным законодательством Кыргызской Республики. Не сохранились, например, плата за содержание детей в школах-интернатах и платежи в бюджет за лом и отходы черных и цветных металлов и др.
О полномочиях органов МСУ в управлении недрами
Принят Закон Кыргызской Республики «О недрах» в новой редакции. Закон регулирует отношения, возникающие при пользовании недрами у государства с физическими и юридическими лицами. Вместе с тем определяет отношения полномочий Правительства и других государственных органов и органов местного самоуправления в области недропользования. Согласно Закону, органы местных государственных администраций и органы местного самоуправления:
-
предоставляют земельный отвод и право временного пользования земельными участками на сроки, которые определены лицензией, в случаях, установленных настоящим Законом и Земельным кодексом Кыргызской Республики;
-
производят земельный отвод для водозаборных сооружений с обязательным учетом создания зон санитарной охраны в границах, установленных законодательством Кыргызской Республики;
-
обеспечивают беспрепятственный доступ лицензиатов к лицензионной площади;
-
пресекают самовольную добычу полезных ископаемых;
-
участвуют в ликвидации и консервации горного и иного имущества, использованного при разработке месторождений или геологическом изучении недр, а также рекультивации земельных участков;
-
участвуют в работе комиссий по проведению конкурсов и аукционов на участки недр, расположенные в границах административно-территориальной единицы;
-
организовывают общественную экологическую экспертизу проектов недропользования;
-
проводят работу среди местного населения, с целью пресечения незаконного вмешательства в деятельность недропользователей;
-
обеспечивают доступ к социальным пакетам и годовым отчетам по их реализации для местного населения, проживающего на территории административно-территориальной единицы, на которой расположен объект недр общегосударственного значения. Социальные пакеты и годовые отчеты по их реализации должны храниться в зданиях органов местного самоуправления и местной государственной администрации с момента их подписания и/или получения;
-
ведут реестр индивидуальных предпринимателей по старательской деятельности и проводят государственную регистрацию
-
осуществляют иные полномочия по недропользованию, в соответствии с настоящим Законом и законодательством Кыргызской Республики.
Необходимо отметить, что новая редакция Закона не решила проблему размытых полномочий. Так, вышеперечисленные полномочия по-прежнему относятся как к ведению местных государственных администраций, так и к ведению органов местного самоуправления, чего быть не должно. Согласно новой редакции Закона, не понятно, кто в конечном
итоге несет ответственность за указанные полномочия.
О гражданской защите и органах МСУ
Принят Закон Кыргызской Республики «О гражданской защите» в новой редакции. Закон регулирует правоотношения, возникающие в области гражданской защиты населения и территории Кыргызской Республики в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.
Данный Закон разработан в целях приведения в соответствие с Конституцией КР, усовершенствования законодательства КР в сфере гражданской защиты и устранения противоречий, а также восполнения пробелов в законодательстве
Кыргызской Республики. Согласно Закону, органы местного самоуправления:
-
создают комиссии по гражданской защите и координируют их деятельность;
-
назначают ответственных сотрудников по организации и ведению гражданской защиты;
-
принимают решения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в области гражданской защиты;
-
разрабатывают и реализуют планы гражданской защиты, согласовывают их с уполномоченным государственным органом вобласти гражданской защиты;
-
проводят на подведомственной территории мероприятия по прогнозированию, оценке рисков бедствий и предупреждению чрезвычайных ситуаций;
-
согласовывают с уполномоченным государственным органом в области гражданской защиты решение о выделении земельных участков под строительство жилых, административных и производственных зданий и сооружений в целях предупреждения выделения земельных участков в зоне опасных природных процессов;
-
осуществляют подготовку и поддержание в готовности необходимых сил и средств для ведения гражданской защиты;
-
осуществляют информирование и обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях во взаимодействии с уполномоченным государственным органом в области гражданской защиты;
-
принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и ор-
ганизуют их проведение;
-
принимают заблаговременно комплексные меры по выезду (эвакуации) населения из потенциально опасных участков
-
совместно с уполномоченным государственным органом в области гражданской защиты обеспечивают своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
-
принимают меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на подведомственных объектах и территориях;
-
предусматривают в местном бюджете и выделяют финансовые средства на проведение мероприятий по гражданской защите;
-
обеспечивают выполнение предписаний и указаний уполномоченного государственного органа в области гражданской защиты в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Об изменении бюджетного календаря
Принят Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Кыргызской Республики». Закон принят в целях совершенствования законодательства в бюджетной сфере, а также обеспечении стабильности финансовой базы органов местного самоуправления. Законом устранены противоречия в следующих нормах Бюджетного кодекса: 1) определении официальных трансфертов и полученных официальных трансфертов; 2) нормах, регулирующих правила учета принятых НПА, приводящих к изменению доходов и (или) расходов бюджетов, в проектах бюджетов. Определено, что межбюджетные отношения должны основываться на следующих принципах:
-
распределение и закрепление доходов за каждым бюджетом бюджетной системы Кыргызской Республики в соответствии с функциями и полномочиями государственных органов и органов местного самоуправления;
-
установление нормативов отчислений от обще государственных доходов между уровнями бюджетов на долгосрочной основе, не менее пяти лет;
-
возмещение потерь в доходах или дополнительных расходов бюджетов, связанных с внесением изменений в законодательство Кыргызской Республики.
Учитывая текущее положение испытываемой нехватки средств местных бюджетов, в целях создания условий для финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, Законом внесены изменения в Бюджетный кодекс Кыргызской Республики в части отнесения определенных видов доходов к доходам, поступающим в местные бюджеты: административные штрафы и плата за специальное пользование охотничьими животными, а также иные неналоговые платежи, определяемые законодательством КР.
Принятые изменения в главу 24, регулирующую гласность и прозрачность бюджета и бюджетного процесса, носят уточняющий характер. Изменения в основном коснулись перечня публикуемых бюджетных документов органами МСУ (статья 125), источников публикации гражданского бюджета (статья 126) и субъектов общественных слушаний
(статья 127).
Кроме этого, в статью 129 внесены изменения в связи с разночтениями кыргызского и русского вариантов данной статьи. Так, в части 3 статьи 129 Кодекса, в русском варианте говорилось о некоммерческих организациях, а в кыргызском - о коммерческих. Изменения были внесены в кыргызскую редакцию Кодекса.
О разработке Программы социально-экономического развития муниципалитета
Приказом Министерства экономики Кыргызской Республики от 15 мая 2018 года, № 63-А и Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики от 16 мая 2018 года, № 01-18/56 утверждено Методическое руководство по разработке Программы социально-экономиче-
ского развития города/айылного аймака и является инструментом перспективного планирования. Методическое руководство предназначено для органов местного самоуправления в целях реализации ими своих полномочий по разработке, принятию и исполнению программ социально-экономического развития города/айылного аймака.
Методическое руководство определяет принципы, структуры, цель, приоритетные направления развития, цели и задачи по каждому приоритетному направлению (подпрограмме) ПСЭР. Предусматривает план действий по реализации, бюд-
жет, финансовую модель развития, мониторинг и оценку ПСЭР. Методическое руководство будет служить органам местного самоуправления ориентиром в разработке ПСЭР.
Руководство разработано во исполнение Указа Президента Кыргызской Республики от 10 января 2018 г. «Об объявлении 2018 года - Годом развития регионов», Программы Правительства Кыргызской Республики «Жаны доорго - кырк кадам 2018-2023», утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 25 августа 2017 года, № 1836-V, Концепции региональной политики Кыргызской Республики на 2018-2022 годы, утвержденной постановлением Правительства КР, № 194 от 31 марта 2017 г.
Для внедрения методики и в помощь органам местного самоуправления разработано соответствующее Методическое пособие «Разработка местных программ социально-экономического развития». Подробнее об этом см. рубрику «Что почитать?» данного номера журнала «Муниципалитет».