Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Рейтинг проблемных услуг: тройку лидеров «покинул» вывоз мусора, на смену ему рейтинг возглавила услуга водоснабжения

2020-09-09 / Услуги МСУ
Рейтинг проблемных услуг: тройку лидеров «покинул» вывоз мусора, на смену ему рейтинг возглавила услуга водоснабжения

Надежда ДОБРЕЦОВА, главный редактор журнала «Муниципалитет»; Сабина ГРАДВАЛЬ, заместитель руководителя Проекта ГГПОМСУ; Жамала УМАНКУЛОВА, лидер команды ОсОО «Erfolg Consult»; Онолкан УМАНКУЛОВА, аналитик команды ОсОО «Erfolg Consult».

Институт политики развития в рамках различных проектов и по собственной инициативе много лет проводит исследования отношения граждан к местному самоуправлению. В 2020 году социологический опрос был проведен силами ОсОО "Erfolg Consult "по заказу Проекта ГГПОМСУ. Анализ полученных данных выполнен совместными усилиями ОсОО "Erfolg Consult" и Института политики развития, в процессе анализа были использованы данные, полученные в ходе опросов предыдущих лет, проведенных в рамках различных проектов.

Журнал «Муниципалитет» продолжает публикацию серии статей, посвященных мнению граждан в отношении органов МСУ, их работы и услуг, которые они предоставляют. Ранее, в майском и июньском номерах за 2020 год, журнал публиковал фрагменты исследования, раскрывающие процессы участия граждан в МСУ и восприятие образа МСУ в глазах граждан.

Серия продолжается статьей, анализирующей мнения граждан об услугах, предоставляемых органами МСУ.

Неудовлетворенность услугой не всегда означает, что эта услуга – самая важная

В отношении услуг, которые предоставляют органы МСУ, есть несколько существенных аспектов оценки со стороны потребителей указанных услуг – граждан.

Во-первых, органам МСУ необходимо знать, какие из услуг граждане считают наиболее важными. Эти мнения измеряются готовностью граждан направить средства местного бюджета на ту или иную услугу. Во-вторых, органы МСУ должны понимать, какие услуги вызывают наибольшее раздражение, неудовлетворенность со стороны граждан. И в процессе принятия решений необходимо оценивать оба эти показателя в сопоставлении.

Диаграмма 1. Сопоставление рейтинга важности услуги с уровнем неудовлетворенности граждан данной услугой, 2020 г.

Например, в 2020 году, несмотря на относительно высокий уровень неудовлетворенности вывозом мусора, эксплуатацией дорог и озеленением, большинство граждан все-таки считает необходимым направить средства местного бюджета, в первую очередь, на финансирование услуг водоснабжения и канализации. Поэтому при принятии решения, даже несмотря на высокий уровень неудовлетворенности граждан какой-то услугой, органы МСУ должны отдавать предпочтение тем услугам, которые более важны. Очевидно, что граждане, понимая важность услуг водоснабжения и канализации для их здоровья и безопасности, отдают предпочтения этим услугам, и таким же образом должен поступать орган МСУ.

Диаграмма 2. Рейтинг услуг, которыми граждане не удовлетворены, 2018-2020 гг., в процентах

В целом приоритеты граждан в отношении важности услуг мало меняются с течением времени: в тройке лидеров на протяжении десятилетий остаются водоснабжение, вывоз мусора и эксплуатация дорог. Заметно, что именно эти услуги напрямую влияют на безопасность жизнедеятельности и экономическую активность. Так, водоснабжение означает фактически здоровье всей семьи и продуктивное время у женщин и детей, мусор – здоровье, дороги – безопасность и экономические факторы. Далее в рейтинге остаются уличное освещение, уборка улиц и озеленение. Несколько снизилась потребность в финансировании, в глазах граждан, эксплуатации дорог.

Уровень неудовлетворенности услугами в 2020 году, по сравнению с 2018 годом, несколько снизился в отношении всего спектра оцениваемых услуг, за исключением общественного транспорта.

Относительное снижение недовольства в отношении некоторых самых важных услуг наблюдается в течение всего периода измерений, начиная с 2007 года. Растет доля граждан, которые в той или иной мере удовлетворены уличным освещением, – за 13 лет рост составил 30%; эксплуатацией дорог –24%; уборкой улиц – 7%; водоснабжением – 6%. Однако уровень удовлетворенности вывозом мусора и детскими садами остается на прежнем уровне и даже несколько снижается. Устойчиво снижается только уровень удовлетворенности услугами канализации и водоотведения – люди, даже в селах, больше не хотят жить без канализации, число удовлетворенных услугой снизилось втрое и достигло критически низкого уровня в 10%.

На Диаграмме 3 нельзя не заметить провал уровня удовлетворенности в 2012 году. Этому есть объяснение. Как сказано выше, уровень удовлетворенности работой МСУ напрямую связан с уровнем доходов местных бюджетов. После введения трехуровневого бюджета в 2009 году, возложения на органы МСУ ответственности за компенсацию повышения заработной платы учителям в 2010 году, органы МСУ почти утратили способность финансировать вопросы местного значения. Это неизбежно привело к падению объемов и качества местных услуг, что не могло не сказаться негативно на уровне удовлетворенности ими со стороны граждан.

Рейтинг услуг, которые граждане считают самыми проблемными, изменился после 2014 года.

Тройку лидеров «покинул» вывоз мусора, на смену ему первое место в рейтинге заняла услуга водоснабжения. Действительно, большинство органов МСУ Кыргызской Республики достигло определенного прогресса в борьбе с неорганизованными свалками, наладило регулярный вывоз твердых бытовых отходов. В этом секторе на первый план для органов МСУ выходят вопросы утилизации, однако для граждан они менее заметны, чем для органов управления. А вот водоснабжение, наоборот, стало самой «больной» проблемой, по мнению населения.

Диаграмма 3. Динамика доли граждан, полностью или частично удовлетворенных некоторыми услугами, 2007-2020 гг., в процентах

Учитывая, что водоснабжение остается самой проблемной услугой, начиная с 2018 года, целесообразно рассмотреть проблему детальнее. В целом, прогресс налицо: в 2020 году бытовые условия у респондентов улучшились, поскольку наибольшее количество респондентов пользуется водопроводной системой – 30,9% против 22,1% в 2018 году, когда наибольшая часть респондентов пользовалась колонкой общего пользования. В то же время незначительно, но все же увеличилось число граждан, которые пользуются открытыми источниками воды, – родниками или реками.

В 2020 году доступ к канализации отсутствует у подавляющего большинства граждан, более того, их число растет – с 91% в 2018 году до 93% в 2020-м. Рост объясняется не тем, что сооружения канализации выходят из строя, а тем, что растет число домохозяйств, а мощности канализации не увеличиваются. Конечно, большинство респондентов – это жители сельской местности, где канализация была и остается редким явлением. Однако развитие технического прогресса, рост нагрузки на окружающую среду, распространение инфекционных заболеваний делают вопрос сточных вод и канализационных сооружений в сельской местности все более острым. Пока Кыргызстан никак не оценивает воздействие подобного рода загрязнений на окружающую среду и безопасность человека, однако в ближайшем будущем проблема выйдет на первый план.

Диаграмма 4. Источники питьевой воды, 2020 г., в процентах

Внимание населения к безопасности усиливается, растут требования граждан к качеству и бесперебойности подачи питьевой воды. Так, если в 2018 году основной проблемой респонденты называли слабый напор (давление) воды – так считали более 60% респондентов, а продолжительность подачи воды в течение дня беспокоила только 29%, то в 2020 году на перебои с водой пожаловались уже более 80% респондентов. Так же до значимых статистических значений выросла доля тех, кого беспокоит качество воды, хотя ранее таких ответов почти не было. Эти данные могут свидетельствовать как об ухудшении ситуации с доступом к воде и ее качеством, так и о том, что граждане стали придавать этим аспектам больше внимания, тогда как ранее беспокоил сам факт отсутствия воды или ее недостаточного количества. В пользу усиления второй тенденции говорит тот факт, что в 2020 году желающих платить больше за лучшее качество подаваемой воды стало 76,5%, что на 6,9% больше, чем в 2018 году.

 

 

Похожие материалы: