Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Муниципальная собственность
Как единый реестр муниципального имущества открывает городу глаза на расходы, связанные с управлением имуществом, и помогает экономить средства местного бюджета
История города Нооката по составлению единого реестра муниципального имущества Гульнара САЯКБАЕВА, эксперт по организации коммунальных услуг
Предыстория
Законом Кыргызской Республики «О муниципальной собственности на имущество» определена обязанность органов МСУ иметь и вести Реестр муниципальной собственности на имущество. Тем не менее с распадом СССР и преобразованием села Эски-Ноокат в город Ноокат полноценного учета собственности в одноименном городе не велось – процесс был ограничен только составлением обычных перечней материальных ценностей. Перечни включали наименования единиц имущества, но не содержали инвентарных номеров, кодов, шифров, норм амортизационных отчислений и нормирования его на восстановление.
Переоценка имущества не проводилась, не говоря об оценке первоначальной, рыночной, справедливой стоимости. В образовательных учреждениях накопилось много неучтенного имущества, подаренного родителями, меценатами и иными доброжелателями. Цена по основным фондам утвердилась в валюте Советского Союза, и на протяжении всего времени просто ежегодно дублировалась. Можно ожидать, что такая ситуация существует и в других муниципалитетах Кыргызской Республики, потому что переоценка фондов с переводом их из советских рублей в национальную валюту – задача не простая, и большинство бухгалтеров мэрии или айыл окмоту выполнить ее не могут из-за незнания соответствующих принципов.
Что сделано?
В системе управления муниципальной собственностью города Нооката происходят серьезные изменения. В целях комплексного усовершенствования системы и разработки Единого реестра муниципального имущества (ЕРМИ), с марта по декабрь 2019 года мэрией города Нооката при содействии Проекта USAID «Успешный аймак» проведена сплошная инвентаризация муниципального имущества. Разработка ЕРМИ разделилась на четыре этапа. Первый этап был подготовительным. На данном этапе был проведен анализ и исследование существующего реестра муниципального имущества города Нооката. Второй этап – опрос руководителей субъектов, использующих муниципальное имущество. Третий этап – инвентаризация муниципального имущества. Четвертый этап – составление ЕРМИ.
Первый этап – анализ существующего реестра имущества. Детальное исследование позволило увидеть реальную ситуацию в отношении управления имуществом г. Нооката. Обрабатываемая информация была очень громоздкой и скупой на исходные данные. Существующий Реестр муниципального имущества состоял из перечня натуральных показателей, стоимостные аспекты, идентификация, форма и права собственности отсутствовали. Также отсутствовали инвентаризационные ведомости, составленные по стандартам финансовой отчетности, договоры на передачу имущества субъектам на правах хозяйственного ведения и оперативного управления, а также акты приемки и передачи имущества.
Второй этап – изучение фактической ситуации на субъектах. Опрос руководителей субъектов, использующих муниципальную собственность, – директоров муниципальных предприятий, руководителей муниципальных учреж-дений, председателя открытого акционерного общества, заведующих дошкольными учреждениями – доказал высокую значимость проблем, связанных с имущественными вопросами. Так, в учебных заведениях имеется имущество, произведенное в 70-х годах ХХ века, которое уже не подлежит эксплуатации, на которое отсутствуют документы, определяющие их наличие и права собственности. Учреждения имели имущество, которое учитывалось кустарными методами.
Третий этап – инвентаризация
Инвентаризация – это обязательная ежегодная процедура для всех без исключения субъектов. Главная цель – проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому положению. Но не все организации понимают важность проведения инвентаризации, превращая ее в формальность. Но важно понимать, что только в ходе данной процедуры можно выявить излишки или недостачу имущества, установить фактическое состояние объектов, упорядочить имущественные отношения, оценить действительность отраженной в учете задолженности, выявить возможность снижения затрат, откорректировать учет и, что самое главное, минимизировать налоговые риски.
Инвентаризация имеет большое значение для правильного определения затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества и т. п. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется не только сохранность материальных ценностей, но и проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.
Согласно законодательству Кыргызской Республики, инвентаризации подлежит все имущество и все виды финансовых обязательств, независимо от его местонахождения, то есть не только по головному субъекту, но и по его подразделениям. Следовательно, в обязательном порядке комиссии необходимо было проверить нематериальные активы, основные средства, финансовые вложения, товарно-материальные ценности, незавершенное производство и расходы будущих периодов, денежные средства, денежные документы и бланки документов строгой отчетности, расчеты с поставщиками, покупателями, налоговой инспекцией и фондами, расчеты с прочими дебиторами (кредиторами), резервы предстоящих расходов и платежей, оценочные резервы, активы и обязательства компании.
Для проведения сплошной инвентаризации мэром города Нооката был издан приказ о создании комиссии по проведению в тридцатидневный срок инвентаризации в городе Ноокате. В состав комиссии вошли депутаты городского кенеша, представители мэрии, активисты гражданского общества, руководители структурных подразделений мэрии, руководители муниципальных предприятий и учреждений, руководители сферы образования. В этих целях материально ответственным лицам субъектов, использующим муниципальное имущество, были розданы расписки о получении инвентаризационных описей товарно-материальных ценностей по типовой форме № ИНВ-1. Также внимание комиссии было обращено на проверку не только имущества, которое принадлежит городу, но и ценностей, учтенных на забалансовых счетах, прав собственности, которых у города нет, например, арендованные основные средства; товары, полученные на ответственное хранение; материалы, принятые в переработку, и т. д. Позднее при проверке выявлено, что подобного имущества у города нет.
При инвентаризации в дошкольных и учебных учреждениях поставлено на учет имущество, подаренное меценатами, родительским комитетом и другими спонсорами. Отдельным реестром описано ветхое, изношенное имущество, которое было частично списано и утилизировано. Основным и оборотным средствам при сличении с данными бухгалтерии города присвоены индивидуальные номера, коды, шифры, сроки полезной службы, нормы износа и амортизации.
При инвентаризации элементов благоустройства определены объемы муниципальных дорог, зеленых насаждений, арычной сети, светильников уличного освещения, и тротуары.
В процессе инвентаризации муниципального имущества были соблюдены все необходимые мероприятия, соответствующие нормам бухгалтерского учета и другим нормативным актам.
Четвертый этап – сравнение остатков
Следующим этапом проведения инвентаризации является сравнение фактических остатков материальных и нематериальных ценностей, выявленных при проверке, с остатками, учтенными на счетах бухгалтерского учета. Комиссия передала инвентаризационные описи в бухгалтерию мэрии города Нооката, которая сравнивала фактические остатки имущества с данными бухгалтерского учета. До составления сличительных ведомостей и определения результатов инвентаризации бухгалтерия мэрии тщательно проверила правильность всех подсчетов, приведенных в инвентаризационных описях. Сличительная ведомость составляется бухгалтером в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, а другой передается материально ответственному лицу. При составлении сличительных ведомостей проведена проверка основных средств по установлению их на объекты, а также на предмет зачисления их в учет, по товарным и материальным ценностям – все ли поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны и отражены в учете; по незавершенному производству – все ли затраты списаны на выпущенную продукцию и т. д.
После проведения всех мероприятий комиссия приступила к разработке Единого реестра муниципального имущества г. Нооката. Унифицированной формы реестра для муниципального имущества в стране не существует, поэтому за основу были взяты данные по проведенной инвентаризации. Единый реестр муниципального имущества города Нооката состоит из следующих разделов:
- обоснование постановки на учет;
- коды государственного классификатора основных фондов (ГКОФ);
- шифр имущества;
- норма амортизации имущества;
- срок полезной службы имущества;
- год ввода в эксплуатацию;
- орган, подтвердивший ввод в эксплуатацию;
- раздел по группировкам ГКОФ;
- наименование имущества;
- единица измерения имущества;
- количество имущества;
- балансовая стоимость имущества;
- остаточная стоимость имущества.
Что изменилось?
Обобщение данных, собранных во время инвентаризации, установило, что стоимость муниципального имущества в городе Ноокате составляет 129044149 сомов. Управление м униципальной собственностью через единый реестр муниципального имущества города Нооката положительно повлияет на городскую деятельность.
У города появилась возможность управления амортизационными отчислениям на восстановление основных и оборотных средств. С 1 января 2020 года начато действие по накоплению амортизационных отчислений на отдельных расчетных счетах субъектов, эксплуатирующих муниципальное имущество. Приведены в соответствие амортизационные отчисления муниципального имущества, не учтенного налоговым органом за период до 2020 года включительно, путем его перерасчета и обнуления. Теперь мэрия города может лучше управлять амортизационными отчислениями при ремонте и восстановлении основных и оборотных средств. Например, муниципальное предприятие «Ноокат Водоканал» ежемесячно накапливает 50 000 сомов амортизационных отчислений или 600 000 сомов ежегодно. Эти накопления позволяют планировать инвестиции в развитие предприятия.
При составлении ежегодного бюджета власти смогут увидеть фактическую ситуацию, а не картину со слов субъектов, использующих муниципальную собственность, в отношении потребностей на затраты для проведения ремонтных и восстановительных работ, а также определить конкретный объем затрачиваемых средств. Тарифная политика станет прозрачной в части ценообразования предоставления услуг жилищного и коммунального сектора. В настоящее время специалистами Департамента муниципальной собственности города Нооката проводится работа по оформлению перечня объектов недвижимости, не состоящих на кадастровом учете. На основе проведенных работ и полученного опыта, городские власти убедились, что регулярное, профессиональное и ответственное управление муниципальным имуществом позволяет повысить эффективность управления местными бюджетами и избавить город от ненужных расходов.
Похожие материалы:
-
№10-11 (144-145) / 2023-11-07 Право хозяйственного ведения на муниципальное имущество: продать нельзя, но управлять можно
-
№10-11 (144-145) / 2023-11-07 Единый реестр муниципального имущества в Автоматизированной информационной системе «Санарип аймак»: новые возможности для эффективного управления муниципальным имуществом
-
№5 (115) / 2021-05-21 Город Ноокат научился новым, более эффективным методам муниципального управления