Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Муниципальная собственность
Право хозяйственного ведения на муниципальное имущество: продать нельзя, но управлять можно
Гульнара САЯКБАЕВА, эксперт Проекта УУМУ
Экономическую основу местного самоуправления составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных субъектов. Эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом – одна из первоочередных задач органов местного самоуправления, поскольку получаемые от использования муниципального имущества доходы в полном объеме поступают в местные бюджеты.
Основными программными целями управления муниципальной собственностью являются:
- обеспечение экономической основы местного самоуправления;
- повышение эффективности управления муниципальной собственностью на основе оптимизации ее структуры, создания целостной системы управления;
- получение дополнительных доходов в местный бюджет;
- повышение конкурентоспособности органов местного самоуправления для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, развития местной инфраструктуры.
Принципиально то, что управление муниципальной собственностью ориентировано не на получение прибыли или ренты (хотя и прибыль, и рента могут целенаправленно и случайно сформироваться), а на решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий. Следовательно, цель управления муниципальной собственностью во многом зависит в первую очередь от приоритетов местного сообщества и целей органа местного самоуправления, во вторую – от стратегической цели и приоритетов общереспубликанского развития.
В процессе управления муниципальной собственностью органами местного самоуправления на муниципальном уровне формируется организационно-экономический механизм последовательного воздействия, который включает в себя изменения законодательства, целевых нормативов, норм налогообложения, социальных стандартов, критериев и показателей эффективности, на деятельность хозяйствующих субъектов в сфере владения, распоряжения и использования имущества.
Анализ объектов муниципальной собственности показывает, что их назначение носит многофункциональный и целевой характер для решения вопросов местного значения, удовлетворения потребностей местного населения. При этом орган МСУ, являясь собственником объектов муниципальной собственности, не всегда осуществляет оперативное управление этим объектом, передавая его различным сторонам, в том числе муниципальным предприятиям и учреждениям. Согласно Закону Кыргызской Республики «О муниципальной собственности на имущество», муниципальное имущество может быть передано в пользование и аренду, в хозяйственное ведение, оперативное управление, а также предоставлено в ипотеку и залог. При этом в некоторых случаях объекты муниципальной собственности становятся предметом споров и выяснения отношений между заинтересованными сторонами. Особенно важно обеспечить «правовую чистоту» в отношении объектов муниципальной собственности, которыми пользуются муниципальные предприятия для оказания услуг населению, поэтому далее речь пойдет о муниципальном имуществе, закрепляемом за муниципальными предприятиями на правах хозяйственного ведения.
Право хозяйственного ведения имуществом – это ограниченное вещное право, которое позволяет предприятию-субъекту предпринимательства заниматься хозяйственной деятельностью. Таким правом могут пользоваться только муниципальные предприятия, на организации иного типа оно не распространяется. При создании муниципального предприятия орган местного самоуправления как собственник выделяет имущество, и новая организация – муниципальное предприятие – берет на себя ответственность за его эксплуатацию и сохранность.
Нахождение имущества в хозяйственном ведении означает, что собственник решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за сохранностью и использованием принадлежащего предприятию имущества по назначению. Лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение, не вправе продавать данное недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
При создании муниципальное предприятие получает от учредителя – органа МСУ – различное движимое и недвижимое имущество, товарно-материальные ценности, малоценные и быстроизнашиваемые предметы по договору, заключенному между собственником и руководителем муниципального предприятия.
Законодательство предусматривает режим целевого использования имущества, находящегося в распоряжении муниципальных предприятий. Движимым имуществом и готовой продукцией предприятие распоряжается самостоятельно, недвижимостью – только с согласия собственника. Собственник не вправе изъять имущество у предприятия, он не несет ответственности по его долгам (за исключением случая признания муниципального предприятия банкротом).
От особенностей имущества, которое находится в хозяйственном ведении, зависит возможность сделок с ним. По сути, право хозяйственного ведения позволяет муниципальному предприятию только такое использование имущества, которое отвечает целям его создания, в рамках специальной правоспособности. Сделки за пределами этого права являются ничтожными. Нарушение основного принципа повлечет ничтожность сделки, даже если собственник дал на нее согласие. Проще говоря, даже если айыл окмоту даст муниципальному предприятию согласие на продажу здания, находящегося в хозяйственном ведении последнего, данная сделка будет признана ничтожной. Только сам айыл окмоту вправе осуществить продажу объекта, но не муниципальное предприятие.
Право хозяйственного ведения намного более узкое, чем права собственности. Ограничение прав распространяется на распоряжение и пользование, поскольку право владения реализует предприятием достаточно полно: предприятие закрепляет переданное имущество на своем самостоятельном балансе, а это означает, что для того, чтобы имущество «посадить» на собственный бухгалтерский баланс, предприятию необходим соответствующий сопутствующий документ.
Передачу имущества в хозяйственное ведение и прием его обратно осуществляет орган местного самоуправления или уполномоченное лицо. Основанием для передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение и прием его обратно является приказ или распоряжение главы органа местного самоуправления или уполномоченного лица и реестр имущества муниципального предприятия, который является приложением к договору о закреплении муниципального имущества на правах хозяйственного ведения.
Реестр имущества муниципального предприятия – форма описи по регистрации муниципального имущества (далее – РИМП). РИМП является регистром бухгалтерского учета для принятия муниципального имущества на баланс муниципального предприятия. Другого пути по постановке муниципального имущества на баланс муниципального предприятия не существует.
Проект «Улучшение услуг на местном уровне», финансируемый Правительством Швейцарии и выполняемый Хельветас и Институтом политики развития (далее – Проект УУМУ) помогает органам МСУ совершенствовать тарифную политику провайдеров услуг, в том числе, через эффективное управление имуществом. Одним из инструментов такого управления является правильное закрепление (передача) муниципального имущества муниципальному предприятию на правах хозяйственного ведения. Поэтому во всех партнерских айыл окмоту Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей разработаны РИМП и проведена процедура «закрепления имущества», как того требует законодательство.
Сама по себе процедура передачи муниципального имущества по РИМП может показаться простой и малозначимой. Но данный реестр позволил всем участникам процесса пересмотреть финансовый потенциал оборота имущества, а именно создать внутренний накопительный фонд для текущего содержания имущества. Так, на МП «Масы – Тазалык», МП «Кызыл-Суу – Тазалык», МП «Бостери – Тазалык» за период с 2021 по 2023 гг. уже накопилась достаточно внушительная сумма, которую руководство предприятий использует по своему усмотрению с согласия собственника и после проведения соответствующих процедур.
Такой метод управления имуществом, а также оформления передачи имущества в хозяйственное ведение, помимо исполнения требований законодательства, позволил решить ряд проблем, в том числе, амортизации основных средств, ремонта деталей машин, мебели и оборудования и капитального ремонта амортизируемых деталей основных средств. Также перестал быть спорным вопрос по налогообложению. Все проводимые финансовые операции в экономической последовательности отражаются в хозяйственной деятельности предприятий и учитываются региональными уполномоченными органами в сфере налогов, регистрации движимого и недвижимого имущества, статистического учета.
Таблица 1. Функции муниципальных предприятий партнерских органов МСУ Проекта УУМУ
Похожие материалы:
-
№10-11 (144-145) / 2023-11-07 Единый реестр муниципального имущества в Автоматизированной информационной системе «Санарип аймак»: новые возможности для эффективного управления муниципальным имуществом
-
№5 (115) / 2021-05-21 Как единый реестр муниципального имущества открывает городу глаза на расходы, связанные с управлением имуществом, и помогает экономить средства местного бюджета
-
№5 (115) / 2021-05-21 Город Ноокат научился новым, более эффективным методам муниципального управления