Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Муниципальная собственность
Единый реестр муниципального имущества в Автоматизированной информационной системе «Санарип аймак»: новые возможности для эффективного управления муниципальным имуществом
Гульнара САЯКБАЕВА, эксперт Проекта УУМУ
Проект «Улучшение услуг на местном уровне», финансируемый Правительством Швейцарии и выполняемый Хельветас и Институтом политики развития (далее – Проект УУМУ1), работая с пилотными муниципалитетами и поставщиками услуг в лице муниципальных предприятий, столкнулся с тем, что во многих айыл окмоту отсутствовал либо неправильно был сформирован единый реестр муниципального имущества (далее – ЕРМИ). Отсутствие реестра могло означать наличие негативных явлений в муниципальном управлении: от халатного отношения и неэффективного использования имущества до халатности и коррупционных проявлений.
1 Проект УУМУ направлен на содействие улучшению качества и доступа к услугам, предоставляемым муниципалитетами для их населения, путем внедрения системных изменений на местном уровне. Проект успешно работает с муниципалитетами страны, помогая им усовершенствовать процесс организации и предоставления услуг.
Муниципальное имущество по своей природе должно либо приносить какой- то доход, который может выражаться в денежной или нефинансовой формах, либо создавать условия для работы органа МСУ. Ведя правильный учет оборота имущества, можно увидеть реальную статистику, состояние и валовой внутренний продукт в разрезе органа МСУ. Кроме того, муниципальное имущество является основой эффективного управления и оказания устойчивых услуг.
Обязанность органов МСУ иметь и вести реестр объектов муниципальной собственности на имущество определена Законом Кыргызской Республики «О муниципальной собственности на имущество». В ответ на просьбу предоставить ЕРМИ муниципалитеты показывали бухгалтерский баланс, некий бумажный реестр, перечень, выписки из хозяйственных книг. Вся документация по муниципальному имуществу сводилась к вышеперечисленным материалам, при этом не все могли назвать общую валовую стоимость муниципальных объектов. Оборот муниципального имущества в целом не был предметом внимания и контроля со стороны органов местного самоуправления. Признание данного факта подтолкнуло Проект УУМУ начать работу по оптимизации управленческих процессов и поддержке муниципалитетов в формировании ЕРМИ.
На первом этапе Проект УУМУ оказал техническую и консультационную поддержку партнерским муниципалитетам, проведя разъяснения в отношении: правовой природы ЕРМИ, требований и порядка его формирования, возможностей его влияния на правильный оборот имущества, начисления амортизации, срока службы и годности, условий и порядка списания. В результате в восьми пилотных органах МСУ удалось сформировать реестры, отвечающие требованиям законодательства, бухгалтерского учета и статистики (см. таблицу 1).
Увидев результаты введения ЕРМИ, глава Масы АО принял стратегическое решение по созданию в айыл окмоту новой структуры – Департамента по управлению муниципальным имуществом. В Кызыл-Суу АО проведен детальный анализ, в результате которого муниципальное имущество было распределено по всем субъектам айыл окмоту, а не только в отношении муниципального предприятия. Передача имущества по реестру муниципальным учреждениям и передача имущества по реестру прочим поставщикам были приведены в соответствие с нормами гражданского законодательства. Также были решены земельные и имущественные вопросы, которые не разрешались на протяжении длительного времени. В Теплоключенском АО проведено списание муниципального имущества с детализацией по объектам, видам и типам предметов и основных средств. Данный опыт стал
Таблица 1. Динамика разработанных и принятых за период с 2021 по 2023 гг. ЕРМИ,
в соответствии с требованиями законодательства
причиной разработки нормативного правового акта на местном уровне – Положения о списании муниципального имущества.
Вторым этапом работы стала поддержка перевода ЕРМИ в цифровой формат. Данная инициатива была поддержана Государственным агентством по делам государственной службы и местного самоуправления при Кабинете Министров Кыргызской Республики, сотрудничество Проекта УУМУ с которым в итоге переросло в трехстороннее соглашение по разработке, организации запуска и внедрения модуля «Единый реестр муниципального имущества» (Модуль «ЕРМИ») автоматизированной информационной системы «Санарип аймак» (АИС «Санарип аймак»). Программное обеспечение разрабатывается ГП «Инфоком» при Министерстве цифрового развития Кыргызской Республики.
Разработка и запуск модуля содействует реализации Плана мероприятий по цифровизации управления и развития цифровой инфраструктуры в Кыргызской Республике на 2022-2023 годы, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 12 января 2022 года № 2-р.
Благодаря общим усилиям, Модуль «ЕРМИ» АИС «Санарип аймак» разработан и проходит успешное тестирование в пилотном режиме в 14 айыл окмоту страны, согласно приказу уполномоченного органа. Одними из первых в пилотном режиме Модуль «ЕРМИ» успешно запустили пилотные айыл окмоту Проекта «Улучшение услуг на местном уровне»: Жаны-Жолский АО и Авлетимский АО Аксыйского района Джалал-Абадской области, Достукский АО и Масыйский АО Ноокенского района Джалал-Абадской области и Кенешский АО Базар-Коргонского района Джалал-Абадской области.
Модуль «ЕРМИ» предназначен для автоматизации бизнес-процессов органов местного самоуправления по обеспечению сбора, хранения, обработки и предоставления данных о составе и структуре муниципального имущества каждого органа местного самоуправления Кыргызской Республики в режиме реального времени. Основным назначением Модуля «ЕРМИ» является повышение эффективности работы органов местного самоуправления.
Модуль «ЕРМИ» АИС «Санарип аймак» решает задачи по переводу в электронный формат процессов учета объектов муниципальной собственности, процессов, связанных с формированием и предоставлением справок, отчетов и иных документов по объектам муниципальной собственности, по эффективному оказанию услуг на местном уровне путем улучшения качества работы органов местного самоуправления.
Модуль «ЕРМИ» АИС «Санарип аймак» также позволяет автоматизировать информационно- аналитическую деятельность ГАГСМСУ для анализа состояния муниципального имущества; сформировать единую базу данных по муниципальному имуществу в разрезе всей республики; повысить оперативность и качество принимаемых управленческих решений, связанных с процессами учета муниципального имущества, сократить затраты времени, человеческих и иных ресурсов, требуемых для выполнения функций по учету объектов муниципальной собственности.
При пилотировании модуля обнаружилось, что у органов МСУ не хватает многих необходимых документов. Например, не произведена качественная переоценка имущества из рубля в сомы, а в результате искажены сведения по амортизации имущества. Отсутствие учета и оценки состояния имущества приводит к отсутствию своевременных капитальных ремонтов, целевого использования, амортизационной политики, надлежащего документирования. Модуль «ЕРМИ» создаст качественную базу данных для решения указанных проблем, востребованность такого ресурса очень высока, так как от точных и верных показателей состояния муниципального имущества зависит статистический, налоговый, финансовый и прочие виды его учета.
Основными пользователями данной платформы являются органы местного самоуправления, местное сообщество, государство и иные заинтересованные лица. Все данные, занесенные в систему, будут храниться постоянно, без возможности удалить из нее предыдущие записи, что позволит сократить возможности для нецелевого использования собственности, злоупотреблений и коррупции.
Внедрение модуля «ЕРМИ» АИС «Санарип аймак» станет важным этапом в инфраструктурном развитии муниципалитетов Кыргызской Республики. Важность модуля заключается в том, что теперь муниципальное имущество, принадлежащее местному сообществу, будет использоваться открыто и прозрачно. Для общественности информация о движении муниципального имущества будет размещена на сайте органов местного самоуправления.
Похожие материалы:
-
№10-11 (144-145) / 2023-11-07 Право хозяйственного ведения на муниципальное имущество: продать нельзя, но управлять можно
-
№5 (115) / 2021-05-21 Как единый реестр муниципального имущества открывает городу глаза на расходы, связанные с управлением имуществом, и помогает экономить средства местного бюджета
-
№5 (115) / 2021-05-21 Город Ноокат научился новым, более эффективным методам муниципального управления