Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Инклюзивное местное экономическое развитие
Образцовая школа в Токтогуле – впечатляющий результат многостороннего сотрудничества
Авторы: Гузель ЖАНАЛИЕВА, Нургуль ДЖАМАНКУЛОВА, консультанты ИПР по коммуникациям
Проведенная в 2013 году общенациональная оценка безопасности школ и дошкольных образовательных организаций в Кыргызстане предоставила информацию о том, что более 80% школ в Кыргызстане признаны аварийными и «структурно небезопасными».
Это подтверждает общий перечень за 2019 год, опубликованный Министерством образования и науки Кыргызской Республики, по количеству наиболее аварийных школ, требующих нового строительства.
Большинство школьных зданий построены еще в советское время, школьные туалеты на улице, вода из колодца, имеют место треснувшие школьные стены, обвал потолков, неотапливаемые и холодные классы, в которых дети часто простывают, аварийное состояние школ сказывается и на здоровье детей, и на качестве их образования. Здесь важно понимать, сколько средств выделяется ежегодно из республиканского и местного бюджетов на образование и как расходуются эти средства. Несмотря на то, что образование в Кыргызстане является (номинально) бесплатным, а заработная плата учителей финансируется за счет республиканского бюджета через Министерство образования, содержание зданий образовательных учреждений производится за счет местного бюджета, т.к. здания являются муниципальной собственностью, ведь средств, выделяемых из республиканского бюджета, на ремонт школ катастрофически не хватает.
Очень часто расходы за это содержание (которое включает в себя и ремонт, и отопление, питание и т.д.) «съедают» около половины всех местных бюджетов. Особенно сильно это отражается на бюджетах муниципалитетов, находящихся на дотации и едва сводящих концы с концами, которые не могут выделить средства на ремонт здания школы.
Конечно, есть и самодостаточные муниципалитеты, на бюджете которых все эти расходы не отражаются болезненно. Например, почти все города в стране самодостаточны, но даже они не всегда могут покрыть все нужды школ. Особенно, если эти здания признаны аварийными и непригодными для эксплуатации, но в них все равно ведется обучение в связи с отсутствием альтернатив. И что же в таких случаях смогут сделать директора этих образовательных учреждений? Сидеть и ждать «у моря погоды» – тоже вариант, но до каких пор?
Есть другие примеры, когда директор школы сам ищет, находит и привлекает спонсоров или меценатов, готовых пожертвовать средства на создание комфорта и улучшение условий обучения детей. Но даже если будут средства, но нет воли руководителя, то эти проблемы так и остаются нерешенными.
Одним из ярких примеров волевых руководителей, стремящихся создать комфортные условия для обучения детей, является Асылбю ТУЛЕКЕЕВА, филолог по образованию и педагог по призванию, она считает, что звание «учитель» нужно носить с достоинством.
Асылбю Таштемировна является директором общеобразовательной средней школы №1 имени Токтогула Сатылганова с 2006 года. Территория школы занимает 1,18 га, а само здание было передано в эксплуатацию в 1976 году. Школа рассчитана на 980 учащихся, но сейчас в ней учатся 1650 детей в две смены, трудятся 82 специалиста. Долгие годы в зимнее время ученики сидели во время уроков в верхней одежде и головных уборах из-за холодных классных помещений, но даже в таком положении их ноги мерзли. Отопление было, но стены здания очень старые и не держали тепло. И площадка перед зданием школы, и внешний фасад, и само состояние школы буквально умоляли о помощи. Дети бегали мыть руки в холодной воде из единственного крана на школьном дворе, таскать воду ведрами также приходилось со двора, по этажам, чтобы провести влажную уборку в классах. Проблем у старой школы было много, но на их решение, как всегда, не было средств. Будучи учителем и завучем до того, как стала директором, и после, Асылбю Таштемировна обращалась не только в государственные институты, но и международные организации, писала заявки на участие в проектах, грантовых конкурсах, стала активно участвовать в общественных обсуждениях местного бюджета.
В результате привлечения грантовых средств от различных доноров и программ развития, в которые обращалась Асылбю Таштемировна, сегодня в здании школы на каждом этаже действуют туалеты для учащихся, раковины для мытья рук с горячей и холодной водой, они раньше были на улице. Обновлены коммуникации водоснабжения, отопления, электричества, вентиляции и т.д.
Установлена система сигнализации на случай пожара, включая спринклерных оросителей, и выставлены указатели.
В сотрудничестве с органом местного самоуправления Асылбю Таштемировне также удалось включить школу в пилотный проект Агентства развития и инвестирования сообществ КР (ARIS), в рамках которого сегодня в каждом классе установлены очистители воздуха, с кварцевыми лампами для уничтожения болезнетворных бактерий.
При поддержке Всемирного банка в начальные классы закуплены парты и стулья, соответствующие государственному стандарту и ростовым группам, изготовленные из экологически безопасных материалов. Приобретены несколько швейных машин для уроков труда, вместе с кухонным уголком и печкой для выпечки, столярный стол и т.д.
«Чтобы дети и родители были вовлечены в развитие школы, могли участвовать в обсуждениях, при входе в здание образовательного учреждения мы повесили план развития школы, – делится Асылбю Таштемировна, – в новом плане на 2022- 2024 годы мы планируем продолжить писать заявки для участия в проектах международных доноров на улучшение школьной спортивной площадки. Мы многому научились в процессе сотрудничества с международными организациями и программами развития, в частности, строгому мониторингу качества материалов, внимательному отношению к вопросам эсплуатации».
Показывая результаты своих трудов, Асылбю Таштемировна с особой радостью рассказывает о том, как удалось повысить сейсмостойкость и энергоэффективность школьного здания благодаря полному обновлению и утеплению полов и стен, в рамках Проекта городского развития, реализуемого Агентством развития и инвестирования сообществ КР (ARIS).
«Я хотела бы поблагодарить мэрию города Токтогула: как орган местного самоуправления мэрия всегда открыта к обращениям граждан, мои обращения получили положительный отклик. Сотрудничая с мэрией, нам удалось привлечь средства для улучшения качества образования, в том числе из местного бюджета. Например, город помог установить внутри здания школы стекла, туалеты, раковины для мытья рук, построить новый уличный туалет. Отдельную благодарность хочу выразить своей команде, учителям школы, которые так же, как и я, «болеют» за школу. Спасибо родителям наших учеников, которые поддерживают наши проекты, активно участвуют в общественных слушаниях, обсуждениях по улучшению условий в школе. Благодаря качественным знаниям и созданным удобствам, учащиеся школы с 2006 года снова занимают призовые места на городских, районных, областных и республиканских олимпиадах. Последние 11 лет наша школа – лидер в районе; пять раз школа занимала первое и второе места в областной олимпиаде; третье место – в республиканской олимпиаде», – рассказывает директор.
Асылбю Таштемировна призывает своих коллег не опускать руки, искать возможности партнерства и сотрудничества с государственными и международными организациями для лучшего будущего детей.
Похожие материалы:
-
№12 (134) / 2022-12-28 Сейдикумский АА: скважины для цветущих пашен и садов
-
№11 (133) / 2022-11-29 Трудный выбор для туриста: достопримечательности или удобства? Кашка-Сууйский АА создает условия для посетителей заповедника «Падыша-Ата»
-
№11 (133) / 2022-11-29 Цифровая карта объектов ирригации в Сузакском районе улучшит доступ к поливной воде 80 тысячам человек
-
№11 (133) / 2022-11-29 Дизайн-мышление спроектирует нужные решения в аймаках Ала-Букинского и Чаткальского районов
-
№11 (133) / 2022-11-29 Завершается Программа GIZ «Комплексное развитие регионов»
-
№11 (133) / 2022-11-29 Развитие предпринимательства в Талдуу-Булакском АА снижает нагрузку на леса Арсланбапа
-
№10 (132) / 2022-10-15 Сборник примеров инклюзивного планирования. Практика органов МСУ Кыргызской Республики
-
№10 (132) / 2022-10-15 «Не оставлять никого позади», или «Аймак счастливых людей»