Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Услуги МСУ
От питьевой воды и спорта до курсов программистов: муниципалитеты делятся друг с другом опытом организации услуг
Почти 300 представителей органов МСУ из различных регионов Кыргызстана смогли изучить практику организации услуг в муниципалитетах, ставших партнерами Проекта USAID «Успешный аймак 2», в рамках четырех учебных туров, организованных Академией местного управления Центральной Азии (АМУЦА) при финансовой поддержке проекта.
В учебных поездках, организованных по принципу платформы «Равный-равному»1 весной 2023 года, приняли участи мэры горо-дов, главы айыл окмоту, председатели местных кенешей из Базар-Коргонского и Ноокенского районов Джалал-Абадской, Кара-Сууйского и Узгенского районов Ошской, Ак-Талинского и Ат-Башинского районов Нарынской, а также Иссык-Кульского и Тюпского районов Иссык-Кульской областей. К поездке присоединились партнеры АМУЦА из Национальной сети поставщиков консультационных услуг2.
Все презентационные материалы мероприятия доступны по QR-коду:
Ключевые темы поездки – вопросы организации и улучшения услуг на местном уровне, управление местным бюджетом, а также другие, востребованные со стороны МСУ, темы.
«Платформа по принципу «Равный-равному» (P2P) предназначена для взаимного практического обучения представителей органов местного самоуправления через обмен опытом успешной реализации практики, направленной на решение вопросов местного значения. Особенность данной платформы заключается в том, что сотрудники органов МСУ обучаются у своих коллег – таких же сотрудников органов местного самоуправления. С инициативой создания платформы взаимного обучения органов местного самоуправления КР выступил Союз органов местного самоуправления КР в начале 2020 года. Затем инициатива была подхвачена другими партнерами, включая АМУЦА», – рассказал Данияр АСТАРОВ, координатор платформы обучения «Равный-равному».
ДЖАЛАЛ-АБАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
В Джалал-Абадской области мероприятие состоялось на базе айылного аймака Кенеш Базар-Коргонского района. С успешными практиками трех муниципалитетов участников поездки ознакомил член Национальной сети консультантов по местному развитию Мирзамидин МАМАДИЕВ (Общественный Фонд «Джалал-Абадская региональная Сельская Консультационная Служба»).
- Организация и предоставление услуги по сбору и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) в селе Кенеш через механизм межмуниципального сотрудничества (ММС)
У муниципального предприятия (МП) «Кенеш Тазалык» не было возможности оказывать услугу во всех селах айылного аймака в связи с отсутствием специальной техники. И хотя законным путем был построен полигон для утилизации твердых бытовых отходов, возможности полноценно использовать его не было. В Масыйском айылном аймаке работы по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов выполняло муниципальное предприятие (МП) «Масы Тазалык», но возникла проблема их утилизации и отсутствия полигона – айылный аймак использовал стихийную, незаконную мусорную свалку, нанося урон населению, окружающей среде и экологии. В Бешик-Жонском айылном аймаке такой услуги и вовсе не было. Жители аймака самостоятельно вывозили твердые бытовые отходы, тем самым создавая незаконные свалки мусора. Три муниципалитета решили, что нужны друг другу, и подписали соглашение о межмуниципальном сотрудничестве между Кенешским, Масыйским и Бешик-Жонским айылными аймаками. Местным кенешем каждого айылного аймака на сессиях были рассмотрены условия и требования сотрудничества, приняты соответствующие постановления. В рамках межмуниципального сотрудничества была сформирована рабочая группа по вопросу сбора, транспортировки и утилизации ТБО из числа сотрудников трех айылных аймаков, депутатов и сотрудников МП, которая разработала План действий по улучшению услуги (ПДУУ). В рамках ПДУУ поставщиком услуг в Кенешском и Бешик-Жонском айылных аймаках было выбрано МП «Кенеш Тазалык», а в Масыйском айылном аймаке − МП «Масы Тазалык». Вывоз ТБО осуществляется на полигон, расположенный в Кенешском айылном аймаке. Практика подробно описана на Портале лучших практик МСУ www.myktyaimak.gov.kg.
Уларбек САИПОВ, заместитель главы Кенешского АО Джалал-Абадской области: «Я бы предложил своим коллегам из других муниципалитетов рассмотреть возможность межмуниципального сотрудничества на основе меморандума. Это существенно облегчит решение финансовой стороны вопроса (все расходы можно разделить между муниципалитетами), а также организации полигона (не у всех муниципалитетов есть свободные земли под полигон). Да, в начале будет трудно, так как не все жители сразу поймут суть идеи и согласятся. Но через разъяснительные работы и общественное обсуждение можно добиться поддержки населения».
- Усовершенствование административных услуг по системе «Единое окно» города Базар-Коргона
Цель создания центра обслуживания «Единого окна» – расширение возможностей для населения в получении ими административных услуг и повышение их качества путем сокращения административно-бюрократических процедур. Проект USAID «Успешный аймак 2» оказал поддержку мэрии г. Базар-Коргона в разработке и поэтапной реализации Стратегии организации обслуживания. При разработке стратегии органы МСУ обсудили с населением приоритеты, регламент работы центра «Единое оконо». Теперь горожане и даже жители некоторых близлежащих сел имеют возможность получить справки, оставить заявления и обращения в системе электронного документооборота «Infodocs»3, пройти регистрацию в системе «Санарип аймак», осуществить идентификацию животных (скота); оплатить налоги и прочие отчисления.
- Обеспечение чистой питьевой водой жителей Акманского айылного аймака
Население аймака было слабо информировано о вреде использования воды из рек и открытых водоемов, не желало платить за чистую питьевую воду, предпочитая использовать воду из открытых источников, что со временем привело к росту числа случаев инфекционных заболеваний. Для решения проблемы в сентябре 2020 года, в разгар пандемии COVID-19, было создано муниципальное предприятие «Акман Тазалык», но проблема не решилась. Предприятие пыталось работать, но люди не хотели устанавливать счетчики на воду (водомеры) и не понимали, почему они должны платить за воду, «которую дает сама природа». В результате страдали все стороны. Выходом из сложившейся ситуации стало сотрудничество с Проектом USAID «Успешный аймак 2» в начале 2022 года. При поддержке проекта и при активном участии местных сообществ органы МСУ провели консультации и тренинги; тщательно рассчитали и обсудили с населением тарифы за воду, разъяснив гражданам, куда направляются уплачиваемые ими финансовые средства. Затем обсужденные и согласованные с населением тарифы были утверждены постановлением местного кенеша; проведены разъяснительные работы среди населения о вреде употребления воды из открытых водоемов и рек, и его последствиях. Благодаря сотрудничеству с проектом, МП «Акман Тазалык» смогло повысить уровень собираемости платы за потребляемую воду: так, в 2021 году сборы составили около 400 тысяч сомов, а в 2022 году, после проведенных совместно с проектом работ, удалось собрать почти в три раза больше – 1 млн 100 тысяч сомов.
ОШСКАЯ ОБЛАСТЬ
В Ошской области участники обменного тура посетили Жоошский айылный аймак, где ознакомились с опытом своих коллег из Жоошского и Жаны-Арыкского АА.
- Запуск курсов подготовки программистов в Жоошском айыл окмоту
В Учебный центр гражданского и цифрового образования ЦИК КР, который открылся в здании Дома культуры, было закуплено 20 компьютеров и открыт специальный класс. Благодаря консультационной помощи Проекта USAID «Успешный аймак 2», был разработан тариф на оказание услуг по повышению компьютерной грамотности молодежи и граждан в целом, и в ноябре 2022 года Центр начал предоставлять услугу. Гульзат ОМУРБЕКОВА, доцент Инженерно-технологического факультета Кыргызско-Узбекского университета, была выбрана преподавателем Центра на конкурсной основе. Проект также подсказал, как правильно оформить договор между поставщиком услуги и получателем, рассказал о необходимости создания группы мониторинга и оценки из представителей местного сообщества для наблюдения за процессом. В настоящее время в Центре обучаются 85 человек в пяти группах: одна группа – сотрудники айыл окмоту и старосты сел, четыре группы – учащиеся школ и местная молодежь.
- Улучшение услуг по обеспечению питьевой водой жителей с. Жаны-Арык
В селах Ак-Терек и Таш-Арык отсутствовала система подачи чистой питьевой воды; в селах Правда и Жаны-Арык был низкий уровень собираемости платы за потребляемую воду, население просто не хотело платить за воду, «которая текла по велению природы», а порой употребляло воду из открытых (незащищенных) водоемов, в результате чего росло число случаев инфекционных заболеваний (аналогичная ситуация сложилась в свое время в Акманском муниципалитете Джалал-Абадской области). При поддержке Проекта USAID «Успешный аймак 2» и участии местных старейшин были проведены разъяснительные работы среди населения о последствиях употребления воды из открытых источников и путях решения данной проблемы. В частности, были проведены расчеты тарифа за питьевую воду, который затем был обсужден с местным населением и утвержден депутатами айылного кенеша. Проект также помог организовать работы по установке счетчиков и проведению водопровода в жилые дома. При этом семьям была наглядно продемонстрирована польза в повседневном быту: возможность установки стиральных машин, бойлеров, санузлов и других преимуществ благоустройства.
Гульмайрам ЖАНЫЛЫКОВА, заместитель торага айылного кенеша Нариманского айылного аймака Ошской области: «У нас в аймаке есть село Кайрагач, где нет питьевой воды. Увидев практику решения аналогичного вопроса нашими коллегами из Жаны-Арыкского муниципалитета, я поверила, что мы сможем решить эту проблему. У нас есть возможность, но из-за отсутствия поддержки со стороны депутатов (поддерживающих депутатов пока меньшинство), вопрос до сих пор не решен. Четыре года назад были попытки обеспечения питьевой водой, но именно в это село вода не дошла из-за географической особенности – горы помешали. И теперь мы хотим глубже изучить этот вопрос. Примерная смета составляет около 3 млн сомов. Нужно будет определить размер софинансирования со стороны айыл окмоту и обратиться за помощью в арабский благотворительный фонд. Кроме того, мы хотим также изучить метод межмуниципального сотрудничества в организации некоторых муниципальных услуг».
НАРЫНСКАЯ ОБЛАСТЬ
В Нарынской области обменный тур состоялся на базе Ак-Жарского айыл окмоту Ат-Башинского района, где участники из муниципалитетов Ат-Башинского и Ак-Талинского районов ознакомились с примерами успешной практики своих коллег.
- Организация услуг спорта в Ак-Жарском айылном аймаке
Цель организации услуги – пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи и проведение спортивно-массовых мероприятий. У органов МСУ не было средств для содержания спортивного комплекса и приобретения спортивного инвентаря. А айыл окмоту не знал, как организовать данную услугу, как рассчитать тариф, из каких средств содержать спортивный комплекс. Случалось, что местные жители самостоятельно проводили спортивные мероприятия в комплексе, но оставляли за собой разбитые стекла, испорченную мебель и беспорядок. Старшее поколение сетовало на ухудшение физической подготовки молодежи. Решить эти и многие другие вопросы местного значения помогло сотрудничество с Проектом USAID «Успешный аймак 2», стартовавшее в октябре 2021 года. В частности, была создана Рабочая группа, члены которой обучились методике организации услуги, провели анализ программы социально-экономического развития, определили приоритетные потребности и услуги. Следующим этапом стала разработка Плана действий организации услуги, внедрение методики расчета стоимости услуги спортивной секции. Формой организации услуги было решено выбрать аутсорсинг – передачу предоставления услуги независимому поставщику. Конкурсная комиссия выбрала поставщика; орган МСУ организовал общественные слушания по обсуждению тарифов, а затем заключил договор с поставщиком услуги.
- Организация услуги «Единое окно» в Ак-Жарском айылном аймаке
Чтобы упростить доступ граждан к государственным и муниципальным услугам, органы МСУ по инициативе районной государственной администрации организовали центр обслуживания по принципу «Единого окна», объединивший Госрегистр, райархитектуру, департамент кадастра, соцфонд и соцзащиту. Со стороны Проекта USAID «Успешный аймак 2» была оказана консультационная помощь в организации данной услуги.
- Организация услуг спорта для молодежи в Кара-Коюнском аймаке
Ситуация, сложившаяся в Кара-Коюнском айылном аймаке, была аналогична ситуации в Ак-Жарском муниципалитете: в аймаке отсутствовала возможность занятия спортом, молодежь не знала, как организовать досуг, старшее поколение переживало по поводу плохих условий развития для молодежи, обвиняя молодых в «деградации». Предотвратить назревающий конфликт между поколениями и решить проблему отсутствия в аймаке возможностей занятия спортом помогло сотрудничество с Проектом USAID «Успешный аймак 2». Проект помог органу МСУ изучить и применить методику расчета тарифа, составить план действий по организации услуги. В результате в муниципалитете открыты секции дзюдо, бокса и борьбы, составлены договоры между поставщиком и потребителями услуг, создана Группа совместного мониторинга и оценки, которая отслеживает качество услуги.
- Услуга питьевого водоснабжения в Кара-Коюнском аймаке
Местное население не хотело платить за питьевую воду, так как не понимало, почему они должны платить именно эту сумму и куда уходят все собранные деньги. «Ведь вода – это дар Всевышнего!» — говорили они. На доводы органов МСУ о том, что часть средств направляется на содержание труб и проведение ремонтных работ, они никак не реагировали и продолжали игнорировать необходимость платить за услугу. Некоторые жители употребляли воду из незащищенных открытых водоемов, что приводило к росту инфекционных заболеваний. Ситуация никак не решалась. С приходом в айылный аймак Проекта USAID «Успешный аймак 2» ситуация сдвинулась с «мертвой точки». Проект консультировал специалистов айыл окмоту по соответствующим темам и, содействуя выявлению приоритетных вопросов совместно с населением, предлагал и подсказывал пути их решения. В результате партнерства органы МСУ сумели решить проблему с населением в отношении тарифов: сделали калькуляцию стоимости услуги по обеспечению чистой водой, рассчитали и вынесли на обсуждение с местными жителями обосносванный тариф. После обсуждения с населением тариф был утвержден депутатами местного кенеша и согласован с Государственным агентством по антимонопольной политике и развитию конкуренции при Правительстве Кыргызской Республики. Между поставщиком и потребителями услуг заключены договоры, а за процессом предоставления услуги ведет наблюдение Группа совместного мониторинга и оценки (ГСМиО), инициируя проведение общественных слушаний по различным вопросам. Отныне чистая питьевая вода доступна в режиме «24/7». Улучшились бытовые условия: теперь стиральные машины-автомат, санузлы, бойлеры стали доступны жителям села.
ИССЫК-КУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
Тур по обмену опытом завершал Ананьевский айылный аймак Иссык-Кульской области, куда приехали органы МСУ Тюпского и Иссык-Кульского районов.
- Роль Группы совместного мониторинга и оценки (ГСМиО) в реализации проектов
О законодательных основах создания Группы СМиО, ее правах и обязанностях, проблемах и достижениях рассказала специалист айыл окмоту, отметив особую роль группы в обеспечении прозрачности и подотчетности перед населением. В частности, в процессе реализации проектов на территории айылного аймака группа, состоящая из 13 человек, провела мониторинг строительства моста в с. Кок-Добо (за счет местного бюджета), строительства нового здания и ремонтных работ отопительной системы (установка котла) в сельской средней школе им. Ж. АБДРАХМАНОВА. По итогам мониторинга группой СМиО были оформлены дефектные акты и даны рекомендации по их устранению. Все работы группа провела качественно, с соблюдением стандартов и сроков, благодаря проведенным ранее тренингам и консультациям со стороны Проекта USAID «Успешный аймак 2».
- Улучшение услуги по вывозу ТБО на территории Семеновского айылного аймака
Муниципальное предприятие (МП) в Семеновском айылном аймаке было создано в 2016 году для оказания услуг сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов; обслуживания муниципальных дорог; содержания и благоустройства мест общественного пользования и освещения. Предприятие имело хорошую техническую базу, но проблема была в том, что собранных средств не хватало на покрытие расходов и содержание штата МП. Решить проблему удалось, благодаря сотрудничеству аймака с Проектом USAID «Успешный аймак 2» с октября 2021 года, специалисты которого проконсультировали МП в отношении методики расчета и внедрения тарифов для обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности предприятия; методах сотрудничества и его корректного оформления: между айыл окмоту и МП об использовании объектов муниципального имущества, между МП и получателями услуг (населением). Кроме того, при содействии проекта была создана Рабочая группа айыл окмоту, члены которой прошли обучение методике организации услуги, проведению анализа программы социально-экономического развития, разработке плана действий по организации услуги. После расчета тариф был вынесен на обсуждение с местным населением, а затем – утвержден постановлением местного кенеша. Приняв участие в обсуждении тарифа, местное население более не высказывало недовольства по поводу размера (100 сомов на домохозяйство в месяц), а даже наоборот, начало оказывать содействие в обеспечении чистоты на улицах аймака.
Заместитель главы айыл окмоту Талды-Сууйского айылного аймака Иссык-Кульской области Нуржан ЖАСЫЛБЕКОВА: «Сбор и вывоз ТБО тоже является актуальной проблемой для нашего аймака. У нас нет муниципального предприятия, но, увидев результаты коллег, я убедилась, что у нас это тоже сработает! Тем более, что наши коллеги из Семеновского муниципалитета в подробности рассказали обо всех действиях пошагово. Действительно, муниципалитеты разные, но проблемы одни и те же».
- Улучшение услуги спортивной секции по боксу Оруктинского айылного аймака
Цель данной практики – создание условий для молодежи в сельской местности для ведения здорового образа жизни, регулярных занятий физической культурой и спортом, доступа к развитой спортивной инфраструктуре. Достичь поставленной цели мешал ряд проблем, решить которые самостоятельно органы МСУ не смогли. А именно: нехватка средств в местном бюджете для открытия и содержания спортивных секций, отсутствие спортивного комплекса и инвентаря.
Вопросы удалось решить с помощью консультаций Проекта USAID «Успешный аймак 2». Помимо обучения методике расчета тарифов и обеспечения финансовой устойчивости, благодаря проекту, в айыл окмоту были созданы Рабочая группа и Группа СМиО. Первая группа организовывала процесс, а вторая – отслеживала его качественную реализацию. В результате совместных работ состоялся конкурс на поставку услуг спортивных секций: бокса, борьбы и мини-футбола; разработан и обсужден с местным населением тариф в размере 300 сомов в месяц за участника; заключены договоры между поставщиками услуг и их получателями.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Данияр АСТАРОВ считает, что обменные туры прошли успешно, что было отмечено большинством участников: «Думаю, цели обменных туров достигнуты. Большинство участников выразили желание внедрить некоторые успешные практики у себя в муниципалитетах. Они признали, что решение некоторых вопросов лежит «на поверхности», отметили необходимость организации подобных обменных туров, где наши же коллеги могут выступить для нас тренерами или менторами, как в данном случае».
Любой обмен опытом содержит элемент сравнения, соревнования. Одни и те же решения в сфере организации услуги могут в отдельных муниципалитетах иметь свои нюансы, особенности, которые делают опыт особенным, неповторимым, несмотря на общую правовую базу решения. В этом и заключается богатство и практическая польза подобных поездок – «подсмотреть» мелкие детали, новинки, которые каждый орган МСУ и каждое сообщество способны внести в любую, казалось бы, давно известную практику. В этом процессе у публики, участников поездки, коллег из других муниципалитетов появляются фавориты, «любимцы» из числа презентаторов, чьи практики нравятся участникам больше.
Чтобы понять, кто стал лидером «зрительских симпатий» в рамках описанных выше поездок, организаторы от АМУЦА провели мини-опрос среди участников, использовав мессенджер WhatsApp.
По результатам голосования, практиками, набравшими наибольшее количество голосов, оказались следующие:
- обеспечение чистой питьевой водой жителей Акманского айылного аймака, 9 голосов;
- улучшение услуг по обеспечению питьевой водой жителей с. Жаны-Арык, 24 голоса;
- организация услуги «Единое окно» в Ак-Жарском айылном аймаке, 31 голос;
- организация деятельности Группы совместного мониторинга и оценки (ГСМиО) в реализации проектов, 17 голосов.
В качестве главного приза менеджер проекта от АМУЦА Салия АКУЛОВА вручила победителям Сборник «Муниципальная служба в вопросах и ответах. 120 ответов на актуальные вопросы органов местного самоуправления Кыргызской Республики», разработанный при участии Союза МСУ КР и изданный АМУЦА4.
Все участники учебных поездок смогли получить и другую ценную информацию. Так, Данияр АСТАРОВ рассказал о новых возможностях обучения и повышения квалификации для муниципальных служащих на базе Академии местного управления Центральной Азии. Бакыт АЙТКУЛОВ, Координатор проекта USAID «Успешный аймак 2» представил участникам Методические указания по целевым трансфертам и бюджетным ссудам из одного местного бюджета другому местному бюджету».
Большой интерес вызвала презентация Приложения «Оймо-Биллинг» (Мультифункциональное техническое решение). Темир КАЗЫБАЕВ, менеджер Гражданской инициативы интернет-политики и Нурлан ЖУМАШЕВ, руководитель компании «Оймо биллинг» рассказали о том, что цифровые решения по организации финансовых потоков уже сейчас доступны органам МСУ и муниципальным предприятиям. В этой сфере важным результатом поездки стало начало практического партнерства: в ходе обменного тура в Нарынской области муниципальное предприятие водоснабжения Кара-Коюнского айыл окмоту заключило договор для подключения к системе «Оймо биллинг». На основании договора с компанией MyCloud.kg5 муниципальное предприятие создаст абонентскую базу клиентов, а с запуском системы потребители смогут установить мобильное приложение «Оймо биллинг» на свои телефоны, просматривать онлайн-квитанции и совершать платежи через доступные сервисы. Муниципальное предприятие также сможет улучшить свою финансовую устойчивость и систему управления с функциями для анализа долгов и платежей, и укрепления связи с потребителями.
__________
1 Подробная информация о деятельности проекта USAID по поддержке платформы «Р2Р» представлена в журнале «Муниципалитет» № 6-7 (128-129): http://municipalitet.kg/ru/article/full/2893.html
2 Подробнее о создании Национальной сети поставщиков консультационных услуг читайте в журнале «Муниципалитет» № 6-7 (128-129): http://municipalitet.kg/ru/article/full/2894.html
3 Система электронного документооборота «Infodocs» (СЭД) представляет собой информационную систему, предназначенную для автоматизации документооборота в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных предприятиях и учреждениях и перевода документов в электронный формат. Использование СЭД позволит снизить сроки направления и доставки писем, иной бумажной корреспонденции, улучшить исполнительскую дисциплину и стандартизировать обработку документов. Подробнее: https://infocom.kg/ru/projects/infodocs/
4 По вопросам приобретения Сборника можно обратиться к Гуляим Шамшидиновой по номерам: +996 770 771-130, +996 550 / 505 324- 945 или э-почте: g.shamshidinova@lga.kg
5 Новые функции мобильного приложения «Оймо биллинг» были разработаны на основе сотрудничества ОФ «Гражданская инициатива интернет политики» и компании MyCloud.kg при поддержке проекта USAID «Успешный аймак 2».
Похожие материалы:
-
№10 (156) / 2024-11-12 Сотрудники муниципальных предприятий: новые условия работы требуют большого объема знаний
-
№10 (156) / 2024-11-12 Правительство Швейцарии продолжает поддерживать совершенствование услуг в Кыргызстане: Проект «Улучшение услуг на местном уровне» вступил в новую фазу реализации
-
№9 (155) / 2024-09-18 Обмен опытом в сфере организации услуг: «Единое окно», межмуниципальное сотрудничество и система «Оймо Биллинг»
-
№9 (155) / 2024-09-18 Платформа «равный–равному»: информация, тарифы на услугии и как ими управлять
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обмен опытом в сфере организации услуг: межмуниципальное сотрудничество сдает «экзамен АТР» успешно, а инклюзивные услуги для уязвимых групп становятся более гибкими
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обучение организации местных услуг расширяет возможности органов МСУ Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей ответить на потребности граждан
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Вклад Проекта «Улучшение услуг на местном уровне» в усиление возможностей органов МСУ в организации услуг, нужных гражданам
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Проект «Улучшение услуг на местном уровне» подводит итоги II фазы