Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Управление отходами – вопрос государственной важности и национальной безопасности: отдельные международные регулирующие акты об управлении твердыми бытовыми отходами (неопасные отходы)

2023-11-07 / Услуги МСУ

В статье использованы материалы, опубликованные на сайтах https://eur-lex.europa.eu/ , https://www.epa.gov/

Асель МАМБЕТОВА, руководитель проекта УУМ

Почему Кыргызстану важно изучить международный опыт управления твердыми бытовыми отходами?

Ситуация в сфере управления отходами в Кыргызстане требует принятия срочных мер. По результатам инвентаризации 2018 года, в Кыргызской Республике насчитывалось 406 мусорных свалок (санкционированных – 107), которые занимают площадь около 616,306 га. И эта территория с годами только увеличивается. Для примера: в настоящее время общая площадь свалки Бишкека составляет 60 га, хотя изначально на нее выделялось 27 га. За 10 лет свалка увеличилась вдвое, на 30 га. Согласно морфологическому составу, в городах основной процент отходов приходится на пластик (21%) и пищевые отходы (20%), в сельской местности 49% из всего состава коммунальных отходов составляют органические отходы.

В Иccык-Кульском регионе выраженным доминирующим методом утилизации отходов является их захоронение на свалках, куда попадает 85% от общего объема.

Эксплуатационные возможности многих свалок крупных городов были рассчитаны на 15- 20 лет (1970 гг.), но этот срок растянулся более чем на 30 лет. Согласно последней инвентаризации, многие свалки образованы и функционируют без соблюдения технических, санитарных и экологических норм безопасности.

Закон Кыргызской Республики «Об отходах производства и потребления» от 13 ноября 2001 года морально устарел и не содержал многих даже базовых понятий: «переработка отходов», «коммунальные отходы», «утилизационный сбор». Отдельного закона о полигонах нет, но действует Порядок обращения с отходами производства и потребления в Кыргызской Республике, утвержденный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 августа 2015 года № 559, который регулирует вопросы, связанные с организацией деятельности в области обращения с отходами производства и потребления юридическими и физическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы, а также устанавливает экологические требования к размещению отходов и объектам размещения отходов, определяет порядок разработки проектов нормативов образования отходов и установления лимитов на их размещение.

Указ Президента Кыргызской Республики «О Национальном дне чистоты и Плане действий по созданию эффективной инфраструктуры по обращению с бытовыми отходами на период 2023-2025 годы» от 6 сентября 2022 года УП № 305 поручил Кабинету Министров КР до 31 декабря 2022 года утвердить План действий по созданию эффективной инфраструктуры по обращению с бытовыми отходами на период 2023-2025 годы. Но этого плана не было на момент написания статьи (октябрь 2023 года). План, кроме всего прочего, должен включать создание эффективной и современной системы переработки твердых бытовых отходов; создание современных полигонов для захоронения твердых бытовых отходов; принятие мер по закрытию и рекультивации существующих мест размещения твердых бытовых отходов (свалок), использование объектов бытовых отходов в виде источников альтернативной энергии. А мэрам городов, главам айылных аймаков до 31 декабря 2022 года было рекомендовано разработать и внести на утверждение соответствующих местных кенешей правила благоустройства, озеленения, соблюдения чистоты и порядка на территории городов, айылов (сел) и поселков.

Новый Закон Кыргызской Республики «Об отходах производства и потребления» от 15 августа 2023 года вступил в силу и ввел новую концепцию о расширенной ответственности производителя отходов на территории всей страны. Реализация нового закона потребует разработки новых постановлений Кабинета Министров, таких как отходы потребления и отходы производства, включенные в перечень коммунальных отходов; расчет норм образования коммунальных отходов и расчет тарифа на сбор и вывоз, включающий плату за размещение коммунальных отходов, а также местных правовых актов о правилах сбора и вывоза отходов с территорий населенных пунктов и т.п. Несколько лет назад Министерство природных ресурсов разрабатывало Программу управления отходами, однако она так и осталась на этапе согласования в Аппарате Правительства. Кроме того, теперь уполномоченные государственные органы и органы МСУ должны разработать региональные программы в области обращения с отходами. Необходимость таких региональных программ назрела уже давно в связи с чрезмерным количеством свалок в нашей стране, их несоответствием международным стандартам, нерациональным использованием земельных ресурсов, постоянной потребностью в трансформации сельскохозяйственных угодий, возрастающими негативными последствиями в области экологической безопасности. Разработка и реализация таких региональных программ потребует понимания глубины вопроса, экспертной поддержки и финансовых средств, но чем быстрее запустить этот процесс, тем лучше и быстрее будет виден результат. Но глубина, многогранность и сложность вопроса требует изучения и осмысления опыта других стран.

Законодательное регулирование сферы обращения с отходами в Европейском Союзе

Регулирование осуществляется рамочным законодательством ЕС об отходах, законодательством ЕС об операциях по обращению с отходами и по отдельным видам отходов.

Директива 2008/98/ЕС от 19.11.2008 «Об отходах и замене некоторых Директив» (с изменениями Директивы (ЕС) 2018/851) (далее – Директива по отходам) устанавливает меры по защите окружающей среды и здоровья людей в сфере управления отходами. Иерархия обращения с отходами, согласно данной Директиве по отходам, выглядит следующим образом.

Основной упор делается на предотвращении образования отходов. Что касается образования отходов, государства-члены ЕС должны принять меры, чтобы:

  • поддерживать устойчивые модели производства и потребления;
  • поощрять разработку, производство и использование продуктов, которые являются ресурсоэффективными, долговечными, пригодными для ремонта, повторного использования и модернизации;
  • нацеливать продукцию, содержащую критически важные сырьевые материалы, чтобы предотвратить превращение этих материалов в отходы;
  • поощрять наличие запасных частей, инструкций, технической информации или других средств, позволяющих ремонтировать и повторно использовать продукцию без ущерба для ее качества и безопасности;
  • сократить образование пищевых отходов в качестве вклада в достижение Цели устойчивого развития ООН по сокращению на 50% глобальных пищевых отходов на душу населения на розничном и потребительском уровнях и сокращению потерь продовольствия в цепочках производства и поставок к 2030 году;
  • содействовать снижению содержания опасных веществ в материалах и продуктах;
  • остановить образование морского мусора (для Кыргызстана – озерного).

Раньше образование отходов было неизбежным и досадным побочным продуктом экономической деятельности и роста. Благодаря современным технологиям и тщательному управлению эту циклическую связь можно разорвать. Поэтому повторное использование отходов в рамках циркулярной экономики становится не абстрактным понятием, а нормой. Вводится расширенная ответственность производителя и принцип – загрязнитель платит, согласно которому первоначальный производитель отходов должен оплачивать расходы на управление отходами. Для этого необходим комплекс мер, принимаемых государствами-членами для обеспечения того, чтобы производители продукции несли финансовую или финансовую и организационную ответственность за управление отходами на этапе жизненного цикла продукции. Производители или держатели отходов должны обрабатывать их сами или поручить это официально признанному оператору. В обоих случаях требуется разрешение, и они периодически проверяются.

Директива устанавливает цели по переработке муниципальных отходов: к 2025 году не менее 55% муниципальных отходов по весу должны быть переработаны. Эта цель возрастет до 60% к 2030 году и до 65% к 2035 году. Государства-члены должны:

  • увеличить к 2020 году подготовку к повторному использованию и переработке отходов (таких как бумага, металл, пластик и стекло) из домашних хозяйств как минимум до общего уровня 50% по весу;
  • установить к 1 января 2025 года раздельный сбор текстиля и опасных отходов, производимых домашними хозяйствами;
  • обеспечить к 31 декабря 2023 года раздельный сбор биоотходов или их переработку у источника (например, путем компостирования).

В директиве также приводятся примеры стимулов для применения иерархии отходов, такие как сборы за захоронение и сжигание отходов, а также схемы оплаты по мере выбрасывания.

В конечном итоге на полигон должно попадать минимум для сжигания и оставаться абсолютный минимум для захоронения, и так, чтобы даже эти земли под захоронение могли приносить пользу. Захоронение отходов является наименее предпочтительным вариантом и должно быть ограничено до необходимого минимума.

В 2018 году 24% всех бытовых отходов, образующихся в ЕС, были захоронены на полигонах. Это может иметь опасные последствия для здоровья человека и окружающей среды. Образование фильтрата может привести к загрязнению грунтовых вод, при этом образуется метан, который является мощным парниковым газом. Кроме того, в тех случаях, когда на свалку попадают отходы, пригодные для вторичной переработки, материалы без необходимости теряются из экономики Европы.

Директива 1999/31/EC от 26.04.1999 по полигонам захоронения отходов (далее Директива по полигонам)

Цель директивы – предотвратить или максимально снизить любое негативное воздействие свалок на поверхностные и грунтовые воды, почву, воздух или здоровье человека. Это достигается путем введения строгих технических требований.

Свалки делятся на 3 категории:

  • полигоны опасных отходов;
  • полигоны неопасных отходов; и
  • свалки инертных отходов (отходы, которые не разлагаются и не горят, например, гравий, песок и камень).

Страны ЕС должны реализовать национальные стратегии по постепенному сокращению количества биоразлагаемых отходов, отправляемых на свалки. На свалках не допускается прием использованных шин или отходов, которые являются жидкими, легковоспламеняющимися, взрывоопасными или коррозионными, а также отходов из больниц, медицинских и ветеринарных учреждений. Вывозить на свалку можно только прошедшие обработку отходы. Муниципальные отходы могут отправляться на свалки для неопасных отходов. Национальные власти должны обеспечить, чтобы цена, взимаемая операторами за утилизацию отходов, покрывала все затраты, связанные с открытием и окончательным закрытием объекта.

Операторы свалок должны подать заявку на получение разрешения и предоставить следующую информацию:

  • личность заявителя и, в некоторых случаях, оператора;
  • описание типа и количества отходов, подлежащих захоронению;
  • мощность и описание объекта, включая планы эксплуатации, мониторинга и контроля;
  • способы предотвращения и уменьшения загрязнения; и подробная информация о процедурах закрытия и последующего ухода.

В 2014 году были приняты поправки с целью повышения качества процедуры оценки воздействия проектов на окружающую среду. Это было необходимо для обеспечения последовательности и синергии с другими областями законодательства и политики ЕС. Чтобы поддержать переход ЕС к экономике замкнутого цикла, были внесены следующие поправки:

  • ограничения на захоронение с 2030 года всех отходов, пригодных для переработки или другого восстановления материалов или энергии;
  • ограничения доли муниципальных отходов, вывозимых на свалку, до 10% к 2035 году;
  • правила расчета достижения целевых показателей по муниципальным отходам требуют от стран ЕС внедрить эффективную систему контроля качества и отслеживания вывозимых на свалку муниципальных отходов;
  • требование к Европейской комиссии совместно с Европейским агентством по окружающей среде за 3 года составлять отчеты раннего предупреждения для выявления недостатков в достижении целей и рекомендации действий, которые необходимо предпринять;
  • обязательство для стран ЕС не позднее чем через 8 лет подготовить план приведения территории полигона в надлежащее состояние;
  • разрешение странам ЕС использовать экономические инструменты и другие меры для поощрения применения иерархии отходов.

Законодательное регулирование сферы обращения с отходами в США

Закон о сохранении и восстановлении ресурсов (СВР) от 1976 года является основным федеральным законом в США, регулирующим удаление твердых отходов и опасных отходов. Закон предоставил Агентству по охране окружающей среды США (АООС) полномочия контролировать опасные отходы «от колыбели до могилы». Сюда входит образование, транспортировка, обработка, хранение и утилизация опасных отходов. Для достижения этой цели Агентство по охране окружающей среды (АООС) разрабатывает правила, руководства и политику, обеспечивающие безопасное управление и очистку твердых и опасных отходов, а также программы, поощряющие сокращение источников и полезное повторное использование. Закон о СВР также разработал основу для управления неопасными отходами.

Неопасные твердые отходы. В этом разделе закона запрещены открытые свалки. Он также предоставляет критерии для свалок и других объектов по удалению отходов. Раздел включает мусор (например, пищевые контейнеры, кофейную гущу), непереработанные бытовые приборы, остатки сожженных автомобильных шин, мусор, такой как металлический лом, строительные материалы и отстой из промышленных и муниципальных очистных сооружений и очистных сооружений питьевой воды. В нем также уточняется, что к неопасным твердым отходам относятся определенные опасные отходы, которые не подпадают под действие правил Раздела C, например, опасные отходы от домашних хозяйств и от условно освобожденных от налогообложения небольших производителей.

Существует также Кодекс федеральных правил (КФП), связанный с вышеупомянутым законом. Кодекс представляет собой сборник всех федеральных правил, утвержденных и применяемых всеми федеральными агентствами, включая следующие:

  • все правила, регулирующие программы АООС;
  • правила обращения с твердыми отходами, включая требования к подземным резервуарам для хранения;
  • требования к определению адекватности программы государственных разрешений;
  • рекомендации по термической переработке твердых отходов;
  • описание твердых отходов, используемых в качестве топлива или ингредиентов в установках сжигания;
  • рекомендации по хранению и сбору твердых бытовых, коммерческих и институциональных отходов;
  • руководство по разделению источников для восстановления материалов;
  • комплексное руководство по закупкам продуктов, содержащих восстановленные материалы;
  • предварительное уведомление об исках граждан;
  • определение регионов и агентств по обращению с твердыми отходами;
  • рекомендации по разработке и реализации государственных планов обращения с твердыми отходами;
  • критерии классификации объектов и методов захоронения твердых отходов;
  • критерии для полигонов твердых бытовых отходов

Кодекс также регулирует разработку и реализацию планов штатов по управлению твердыми отходами и содержит методы достижения целей экологически безопасного управления и удаления твердых и опасных отходов, ресурсосбережения и максимального использования ценных ресурсов. Содержит минимальные требования к утверждению планов штатов. К ним относятся:

  • обязанности государственных, местных и региональных органов власти по реализации плана штата,
  • распределение федеральных средств между органами, ответственными за разработку и реализацию плана штата, и
  • средства для координации регионального планирования и реализации плана штата.

План должен запрещать создание новых открытых свалок* на территории штата и содержать требования, согласно которым все твердые отходы (включая твердые отходы, происходящие из других государств, но не включая опасные отходы) должны использоваться для регенерации ресурсов или ликвидироваться на санитарных** полигонах или удаляться иным экологически безопасным способом.

Планы штатов должны предусматривать закрытие или модернизацию всех существующих открытых свалок на территории штата.

*Под открытой свалкой понимается участок земли, на котором твердые отходы размещаются способом, не обеспечивающим защиту окружающей среды, подвергаются открытому горению, воздействию стихии, переносчиков и падальщиков.

**Современные санитарные полигоны должны отвечать строгим требованиям к проектированию, эксплуатации и закрытию. Типичный современный полигон ТБО облицовывается слоем глины и защитного пластика для предотвращения утечки отходов и фильтрата в грунт или подземные воды. Затем облицованный блок делится на камеры захоронения. Одновременно для приема отходов открыта только одна камера. После окончания рабочего дня мусор уплотняется и покрывается слоем грунта, чтобы свести к минимуму запах, вредителей и ветровые нагрузки. Сеть дренажей на дне полигона собирает фильтрат, вытекающий через разлагающиеся отходы. Фильтрат направляется на установку по утилизации фильтрата для очистки. Газы метан, углекислый газ и другие газы, образующиеся при разложении отходов, контролируются и собираются для снижения их влияния на качество воздуха.

 

Похожие материалы: