Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Что изменилось в трех пилотах Вводного периода Проекта ГГПОМСУ?

2013-01-31 / Участие граждан

На протяжении всего 2012 года муниципалитеты работали над решением выявленных проблем. Представители органов МСУ совместно с населением разработали планы, в которых нашли отражение годами накопленные проблемы.

Ровно год назад журнал «Муниципалитет» знакомил своих читателей с методикой Совместного изучения нужд села (СИНС), приводил примеры ее применения в первых пилотных аймаках Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ», финансируемого Правительством Швейцарии. Детальный рассказ о множестве проведенных мероприятий в Ивановском АА (Чуйская область), Ленинском АА (Джалал-Абадская область) и Торт-Кульском АА (Иссык-Кульская область) подводил итоги изучения нужд сел этих аймаков. На страницах журнала в январе 2012 года была представлена соответствующая таблица.
 
На протяжении всего 2012 года муниципалитеты работали над решением выявленных проблем. Представители органов МСУ совместно с населением разработали планы, в которых нашли отражение годами накопленные проблемы. Планы обсуждались на сходах, средства на их исполнение закладывались в местные бюджеты, изыскивались из других источников. Не одно мероприятие было проведено по просьбе жителей, на которых работники и официальные лица АО рассказывали о своей работе, раскрывали детали управления муниципальными финансами и показывали конкретные объекты, на которые были затрачены определенные средства из местных бюджетов.
 
Сегодня мы предлагаем читателям немного статистики по этим трем сельским муниципалитетам Кыргызстана, которые на протяжении года тесно сотрудничали с Проектом, финансируемым Правительством Швейцарии.
 
Сухая цифра такова – около 7 тысяч человек (32% женщины) приняли активное участие в различных мероприятиях в трех аймаках, включая СИНС-сессии, рабочие встречи по составлению Планов совместных действий, сходы, общественные слушания (исполнение бюджета, бюджет школы, бюджет ЖКХ и пр.), обучение, обмен опытом. Но можно ли считать это результатом? Само по себе
количество участников мероприятий результатом не является. Результатом можно считать изменения, перемены, которые произошли в итоге работы.
 
Например, перемены в сознании, в отношении жителей к своим органам МСУ таковы: 80% жителей Ленинского АА, 68% жителей Торт-Кульского АА и 72% жителей Ивановского АА считают, что органы ОМСУ стали более открытыми.
 
Но не менее важны и более показательны перемены в условиях жизни, которые заключаются в том, что в селах начали решаться проблемы, о которых год назад жители говорили во время СИНС, на сходах. Проблемы, которые легли в основу Планов совместных действий:
 
• Ленинский АА: план действий включал 47 мероприятий по решению 10 приоритетных проблем. Из 47 мероприятий исполнено 24, что составляет 51,06%.
 
• Торт-Кульский АА: план действий включал 85 мероприятий, исполнено 27 мероприятий и 6 мероприятий начато, завершение планируется в 2013 году. Исполнение составляет около 39%.
 
• Ивановский АА: всего запланировано 45 мероприятий по решению 10 приоритетных проблем. Исполнено 31 мероприятие или 68%.
 
Сейчас, когда обсуждение выполнения планов между ОМСУ и местным сообществом продолжается, важно предпринять усилия для дальнейшего широкого информирования жителей аймаков и эффективной совместной работы. Главы рассказывают новым депутатам местных кенешей о проделанной работе, основываясь на планах. Ведь именно за депутатами остается последнее слово при распределении средств местного бюджета на приоритеты муниципалитета. И поэтому им нужно знать о настоящих приоритетах, должно знать о планах, которые выстроили их предшественники вместе с избирателями, с айыл окмоту.
 
Но самый главный результат - это не просто процент выполнения каких-либо «спущенных сверху» планов, а количество решенных проблем: установлен светофор, и родителям не так страшно за детей, которые бегут в школу; появились новые места в детском саду, и довольные мамы, что теперь могут выйти на работу; стала безопасней улица, так как появилось уличное освещение, а также многие другие факты и истории, подтверждающие, что жизнь простых жителей становится комфортной и приближает ее к уровню, которого люди достойны.
 
Практика работы проекта в пилотных МСУ показала, что изменить условия жизни можно даже при ограниченных ресурсах. И три муниципалитета, такие разные, с разными проблемами и возможностями, являются тому доказательством и могут служить примером.
 
По этой же модели в Кыргызстане работают и другие муниципалитеты – новые пилоты Проекта Правительства Швейцарии «Голос граждан и подотчетность органов МСУ». На конкурсной основе было отобрано 13 айылных аймаков, в каждом из 13 районов Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей. За период с июля 2012 года в этих аймаках прошли следующие мероприятия:
 
Совместное изучение потребностей нужд села:
 
• Обучение органов МСУ и лидеров сообществ.
• Проведение СИНС в аймаках силами АО.
• СИНС-сессии – выявление приоритетов.
• Рабочие встречи по выявлению причинно-следственной связи.
• Создание Инициативных групп.
• Подготовка Планов совместных действий.
• Проведение сходов по утверждению Планов совместных действий.
• Информационная поддержка всех этапов общественных мероприятий.
 
Кампания СИНС-мероприятий охватила 4369 человек (участники 238 мероприятий в 57 селах 13 аймаков) и выявила самые приоритетные проблемы жителей этих сельских муниципалитетов: Институт политики развития в рамках проекта готов к сотрудничеству с органами МСУ и жителями этих аймаков, а также всех остальных аймаков двух областей для достижения результатов, аналогичных результатам Ивановского, Ленинского и Торт-Кульского АА. Ведь если не только проблемы, но и пути решения схожие, то алгоритм успеха должен сработать.