Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Рекомендации участников Информационного семинара «Управление развитием регионов: тенденции и международные уроки для Кыргызстана»: урбанизированные территории и драйверы роста; территории особого внимания; пространственное планирование и управление

2024-06-06 / Региональное развитие

Первый день семинара был посвящен теории и практике ближних и дальних зарубежных стран в сфере управления развитием регионов. Второй день семинара включал работу в малых группах, в состав которых вошли представители министерств, местных государственных администраций, полномочных представительств Президента Кыргызской Республики в областях, а также независимые эксперты. Целью практической работы стала разработка предложений к проекту Государственной программы развития регионов Кыргызской Республики на 2024-2028 годы.

Урбанизированные территории и драйверы роста

Одной из задач, на решении которых сосредоточилась группа, стало обеспечение финансирования для развития урбанизированных территорий, для решения которой группа предложила два пути решения, которые дополняют друг друга:

  • 1) решение инфраструктурных проблем городов путем привлечения инвестиций,
  • 2) создание муниципальных займов, гарантированных государством.

Развитие инфраструктуры – это всегда долгосрочные проекты, которые не могут осуществляться за счет текущих расходов бюджета. Эти проекты могут осуществляться за счет средств инвесторов, однако для этого такие проекты должны приносить доход. В основном  такие проекты реализуются на принципах государственно-частного партнерства (далее – ГЧП), в котором доход частного партнера может формироваться за счет предоставления платных социальных или инфраструктурных услуг (ЖКХ, энергетика, услуги в сфере образования, здравоохранения и др.). Однако реализация подобных проектов в текущих условиях в Кыргызстане не может носить массовый характер в силу неразвитости практики ГЧП и ограниченности перечня отраслей, в которых частные партнеры могут получать доход (по крайней мере, к ним не относится энергетика и ЖКХ в части предоставления услуг населению из-за высокой степени перекрестного субсидирования). Отсюда более приемлемым и реальным становится другой вариант. 

В мировой практике развитие инфраструктуры городов также осуществляется за счет заимствований. Но инвесторы вряд ли будут заинтересованы в приобретении муниципальных облигаций даже таких крупных городов, как Бишкек и Ош. Решение этой проблемы возможно в случае, если эти займы будут гарантированы государством. И хотя Кабинет Министров КР в последнее время подходит к выдаче государственных гарантий с большой осторожностью, предоставление таких гарантий может оказаться «окупаемым», поскольку города с развитой инфраструктурой, как будет сказано ниже, более привлекательны для инвесторов, а значит, будет развиваться экономика города, расти налоговые поступления, что будет способствовать возможности города расплатиться по своим обязательствам в последующем. 

Также члены группы предложили включить в программу меры для улучшения качества состояния атмосферного воздуха в Бишкеке, разбив их в плане действий на хронологические этапы. При этом начинать нужно с менее затратных и болезненных мер, например, внедрение угольных котлов с минимальными выбросами, что позволит в десятки раз снизить загрязнение как за счет дожига сажи, так и за счет уменьшения потребления угля (несмотря на то, что уголь остается загрязняющим фактором, реальность такова, что газ также останется дорогим и недоступным уязвимым слоям населения ресурсом). Угольные котлы с минимальными выбросами также являются дорогим видом оборудования, но здесь возможны меры разовой поддержки в виде субсидий из местного бюджета Бишкека. А самой отдаленной во времени мерой предложено переселение жителей из индивидуальных домов в квартиры. 

Отдельной темой обсуждения стал вопрос о транспортной разгрузке Бишкека через развитие дорожной и иной инфраструктуры, а также общественного транспорта в новых городских территориях и пригородах. 

Вместе с тем, по мнению группы, росту урбанизации должно содействовать усиление транспортной связанности страны, в том числе с помощью создания логистического центра на железной дороге, связывающей Кыргызскую Республику с Китаем и Узбекистаном (товарный и пассажирский хаб). Стимулом развития городов Кара-Балты, Баткена, Таласа, Суусамырской долины и Иссык-Кульской области может стать медицинский туризм.

Территории особого внимания

В отношении территорий особого внимания были предложены следующие пути улучшения текущей ситуации. 

Для развития туризма: 

  • развитие инфраструктуры для экотуризма (транспорт, дороги до точек притяжения, гостевые дома, общепит, въездная группа (арки), визит-центры), включая субсидирование местного населения для создания инфраструктуры (комнаты для туристов, местные мини-музеи и т.д.);
  • дальнейшая поддержка туристических дестинаций;
  • привлечение инвесторов для восстановления пришедших в упадок домов отдыха, строительство новых объектов;
  • регулирование ценовой политики на оказываемые туристам услуги;
  • расширение производства экологически чистой продукции;
  • подготовка кадров (менеджеры, гиды, языковые курсы и основы гостеприимства для местного населения);
  • квалификационные требования и стандарты для туристических услуг для обеспечения безопасности потенциальных туристов;
  • доступ к дешевым кредитам для туристических компаний, отказ от аннуитетного метода погашения кредитов и замена его более привлекательными альтернативами (например, сезонным графиком погашения);
  • информационные и маркетинговые кампании для продвижения консолидированного национального туристического продукта;
  • широкое покрытие связью для обеспечения безналичного расчета, как для удобства туристов и поставщиков услуг, так и для избежания роста теневой экономики;
  • создание сети гидов из местного населения в целях мотивации к изучению собственной местности, улучшению деловых отношений между туроператорами и жителями, роста доходов и налоговых поступлений в местные бюджеты.

Для развития сельскохозяйственных айылных аймаков предложено развитие «циркулярной экономики». Концепция циркулярной экономики требует разработки и реализации бизнес-моделей, позволяющих использовать как можно меньшее количество ресурсов в течение как можно более длительного периода времени при извлечении максимальной ценности и выгоды, в том числе предусматривает совместное пользование продукцией и покупку услуг, а не товаров. Циркулярная экономика способствует увеличению жизненного цикла продукции за счет ремонта, модификаций, продвигает использование возобновляемых источников энергии, исключает использование токсичных химических веществ, которые препятствуют повторному использованию и возвращению в биосферу, способствует ликвидации отходов и т. д.

Для развития высокогорных и труднодоступных территорий предлагается создание стимулов развития социальной инфраструктуры путем: 

  • создания акселераторов по развитию экстренной медицины;
  • поддержки органов МСУ для создания условий по развитию дошкольного образования (предоставление участков, жилья педагогам);
  • внедрения акселераторов сельского врача;
  • усиления имеющихся клинических баз для обучения на местах и увеличения количества мест для целевой подготовки (на уровне региона).

Для развития приграничных территорий предлагается проведение «школ дружбы» (обмен учениками с приграничными территориями сопредельных государств) и перепрофилирование остановленных производств в приграничных зонах.

Пространственное планирование и управление

По третьему направлению «Механизмы пространственного развития» были предложены следующие шаги: 

  • дополнить систему «Санарип Аймак» пространственными данными;
  • разработать и внедрить инструменты планирования пространственного развития с помощью «больших данных» (big data);
  • вовлечь академические круги и университеты в процесс планирования пространственного развития, в том числе актуализации цифровых баз данных (Санарип Аймак) (в частности, использовать интеллектуальный потенциал региональных университетов и колледжей для работы с цифровыми базами данных путем оформления госзаказа со стороны районной и/или областной государственной администрации);
  • оцифровать и включить в модели пространственного развития правовое зонирование (по назначению и статусу разрешений) на базе информации архитектурных служб, геодезии и соответствующих НИИ;
  • использовать для пространственного планирования информацию о формах собственности объектов недвижимости: завершить и сделать доступными результаты оцифровки актуальных данных Кадастра;
  • разработать механизмы использования метаданных об активности пользователей для планирования экономической деятельности в населенных пунктах (на центральном уровне) и определение института по обработке этих данных и выработке рекомендаций для Кабинета Министров, областной, районной государственной администрации и органов МСУ (успешный пример: строительство логистического центра в Лебединовке: насколько оправданна трансформация поливных земель под него);
  • обеспечить развитие цифровых (мобильных) приложений, подобных «Мой город» г. Бишкек, и интеграция с другими информационными системами и ГИС, использование для обеспечения комфортной жизни в населенных пунктах: путем оптимизации транспортных потоков, предоставления информации о государственных и муниципальных услугах, электронных очередях в больницы, ЦОН и т.д.

Система управления развитием регионов

Система управления развитием регионов должна состоять из методологической и ресурсной частей. Методологическая часть должна включать порядок сбора данных, источники данных, процесс обработки, обобщения, последующей отчетности. Финансовая часть – источники формирования средств для реализации, распределения налоговых и неналоговых отчислений, формирование финансовых фондов и/или резервов. 

В отношении методологической части были предложены следующие меры: в тексте программы и в будущем плане действий в разделе, касающемся управления развитием, обязательно прописать необходимость внедрения системы прогнозирования экономических и социальных индикаторов территорий всех уровней управления (аймаки, районы, области), поскольку программы социально-экономического развития и региональные программы сейчас формируются почти «вслепую».

В части информационного и научно-методического обеспечения со стороны государственных органов для разработки ПСЭР, можно предусмотреть следующие пункты: 

  • методическая помощь со стороны Национального института стратегических исследований при Президенте КР, Академии наук КР;
  • обеспечение методической поддержкой со стороны МЭК КР при составлении ПСЭР;
  • повышение эффективности информационного обмена между отраслевыми министерствами и их территориальными подразделениями для повышения качества разработки районных ПСЭР;
  • повышение квалификации сотрудников органов МСУ, занятых разработкой ПСЭР, на системной основе; создание механизма предоставления консультаций муниципальным служащим в процессе разработки ПСЭР;
  • повышение доступности статистических данных на уровне районов;
  • совершенствование статистической системы в части дезагрегации данных до уровня сельских населенных пунктов.

В отношении совершенствования межбюджетных отношений были предложены следующие меры:

  • наряду с совершенствованием бюджетной системы, тщательно просчитать распределение налоговых и неналоговых доходов. Так, единый налог и налог с продаж целесообразно перенаправить в местные бюджеты. При эффективном управлении территорией эти налоги могут стимулировать местные власти улучшать бизнес-среду, приглашать к сотрудничеству предпринимателей и др.;
  • предусмотреть в формуле выравнивающего трансферта долю на развитие, например, 35% от суммы трансферта.

Рекомендации направлены в адрес Министерства экономики и коммерции Кыргызской Республики от имени участников семинара.

 

Похожие материалы: