Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Региональное развитие
Базар-Коргонский район Джалал-Абадской области: минимизируются риски экологических угроз от роста туризма
Максим СЕМЕНЯК, эксперт Института политики развития
Развитие сферы услуг в Базар-Коргонском районе значительно отстает от сельскохозяйственного производства и промышленности, хотя район располагает уникальным активом для развития туристической отрасли – урочищем ореховых лесов Арстанбап с крупнейшими лесами дикого ореха в мире. Благодаря этому село Арстанбап стало крупным туристическим центром. Кроме ореховых лесов точками притяжения туристов являются находящиеся рядом водопады и историко-культурные комплексы. В 2024 г. Арстанбап посетили 24 386 местных туристов, 4 618 туристов из стран СНГ и 118 туристов из стран дальнего зарубежья. Другими часто посещаемыми туристическими объектами в районе являются исторические памятники Чеке-Мазар в Чарбаке, Ак-Коргон в Кызыл-Ункуре, а также Шами-Шейит, Даут-Пирим и Бала-Мазар. Для туристов в районе функционирует 67 гостевых домов более чем на 700 мест, много точек общественного питания. Таким образом, туристический потенциал региона продолжает развиваться в направлениях пешеходного, горного, этнотуризма и экотуризма.
Вместе с тем показатели ПСЭР района на 2026-2029 гг. демонстрируют существенное отставание в обеспечении услугами вывоза твердых бытовых отходов. Проблема отходов считается одной из главных проблем в регионе. В настоящее время проблему усугубляют нехватка легальных полигонов, нехватка специализированного оборудования и ненадлежащие процессы управления отходами. В результате в регионе появились стихийные свалки, наносящие значительный ущерб экосистеме. Если рассматривать вопрос комплексно, становится очевидным: развитие туризма невозможно без эффективного управления отходами, иначе возникает серьезная угроза экологии района и его уникальной природе. Результатом комбинированного анализа факторов экономического развития, социальной инфраструктуры и окружающей среды является вывод о том, что инвестиции в развитие туристической отрасли невозможны без инвестиций в управление твердыми бытовыми отходами. На Рисунке 3 показана динамика роста объема услуг туристической отрасли – разница между базовым сценарием и сценарием под влиянием воздействия программных мер, которые включают:
- создание благоприятных условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций в туристическую отрасль, включая государственно-частное партнерство. Этим будет заниматься специально созданный Совет по инвестициям, который будет решать вопросы развития, включая содействие созданию новой инфраструктуры и бизнес-проектов в сфере туризма, а также вопросы, связанные с совершенствованием государственного управления в этой сфере;
- разработку и реализацию мероприятий по развитию устойчивого туризма, включая проведение обучающих курсов для местных жителей по приему туристов; ремонт дорог, установку дорожных и указательных знаков; установку мусорных баков; привлечение прямых инвестиций для строительства современных отелей;
- разработку и реализацию планов по развитию точек притяжения туристов – ярких и уникальных туристических достопримечательностей в регионе, включая придорожные рынки; разработку новых маршрутов для популяризации этно- и экотуризма;
- продвижение бренда «Орех Арстанбап» на международном рынке и организацию мероприятий по туристическому маршруту «Ореховый путь»;
- организацию рекламных мероприятий для туристических и живописных мест района и продвижение туристических достопримечательностей и живописных мест в социальных сетях;
- развитие солнечной и ветровой энергии на туристических объектах, обеспечение энергоэффективности;
- организацию форумов, семинаров и фестивалей по развитию туризма.
Рисунок 3. Прогноз роста объема туристических услуг в Базар-Коргонском районе, тыс. сомов
Одновременно намечается ряд мер для улучшения управления отходами, среди которых:
- контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических, экологических норм и правил на объектах летнего туризма;
- принятие и реализация специальных программ по управлению полигонами ТБО и их модернизации;
- работа по улучшению материально-технической бзы муниципальных предприятий;
- проведение организационных работ по установке мусорных контейнеров в местах больших скоплений туристов. Организация легальных свалок мусора на туристических объектах и в зонах отдыха, закупка специальной техники для своевременного вывоза отходов, организация сортировки и переработки отходов.
Благодаря этому в ближайшие три года охват населения вывозом ТБО должен значительно увеличиться: с 23% по базовому прогнозу в 2027 г. до 60% в том же 2027 г. (см. рисунок 4).
Рисунок 4. Прогноз роста охвата домохозяйств услугой вывоза твердых бытовых отходов в Базар-Коргонском районе, в процентах
Таким образом, комплексный подход к планированию вопросов развития задействует в анализе сразу три важных фактора: экономическое развитие; социальную инфраструктуру и окружающую среду – в результате минимизируются риски угроз в одном секторе за счет роста другого.
Похожие материалы:
-
№6 (164) / 2025-07-14 В Кемине торжественно открыт летний туристический сезон
-
№6 (164) / 2025-07-14 Ат-Баши: триединство власти, бизнеса и общества, ведущее к развитому будущему
-
№6 (164) / 2025-07-14 Кеминский район Чуйской области: возврат к приоритетам промышленного развития и повышение доходов бюджета
-
№6 (164) / 2025-07-14 Как ПСЭР района помогает прогнозировать будущее?
-
№5 (163) / 2025-06-10 Резолюция конференции «Социальное и экономическое развитие регионов в Кыргызстане: планирование, данные и подотчетность»
-
№5 (163) / 2025-06-10 Будущее регионов Кыргызстана: ключевые шаги государственной программы комплексного социально-экономического развития регионов
-
№5 (163) / 2025-06-10 Кадамджайский район Баткенской области: пространственное планирование как стимул развития экономического приоритета
-
№5 (163) / 2025-06-10 Айтматовский район Таласской области: важность инвестиций в социальную инфраструктуру