Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Региональное развитие
Новые районные ПСЭР: инклюзивное планирование, основанное на данных, приводит к экономическому росту
Максим СЕМЕНЯК, по заказу Института политики развития в рамках Программы EGED
Обзор-прогноз воздействия новой методики разработки ПСЭР на социально-экономическое развитие Ат-Башинского района Нарынской области и Ноокатского района Ошской области Кыргызской Республики1
Местные государственные администрации районов Кыргызской Республики столкнулись в 2024 году с необходимостью разработать районные программы социально-экономического развития на основе новой методологии, утвержденной приказом Министерства экономики и коммерции Кыргызской Республики № 01 от 19 февраля 2024 года. Многих методика напугала – она требует использования большого количества данных, содержит множество таблиц и побуждает заняться аналитической работой и прогнозированием. Эксперты сомневались – а смогут ли специалисты на местах собрать данные? Смогут ли верно их интерпретировать? Смогут ли построить прогноз? И главное, оправдаются ли усилия полученным результатом, состоится ли экономической рост и социальное развитие? И как это измерить?
Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, автор методики – эксперт Всемирного банка и Института политики развития Максим СЕМЕНЯК – подготовил аналитический обзор-прогноз того, как методика должна повлиять на социально-экономическое развитие районов и в чем это выражается. Ну а историю о том, насколько «страшной» или вполне применимой оказалась методика в действии, журнал «Муниципалитет» расскажет в следующем выпуске.
Развитие регионов критически важно для Кыргызской Республики, поскольку оно является вызовом для страны с очень сложным природным ландшафтом (95% территории – высокогорье), высокой степенью концентрации населения в долинах, слабой транспортной связанностью, сохраняющейся аграрной структурой экономики, недостаточным уровнем урбанизации и технологическим отставанием. Новые вызовы – изменение климата, глобальные сдвиги в геополитике и экономике, водный кризис усугубляют остроту неравенства развития регионов и требуют от правительства более стратегических действий по планированию развития, при этом политика развития регионов должна полагаться на планирование и прогнозирование, основанное на данных. Но эти возможности и инструменты в системе управления почти полностью отсутствуют, так как после выхода из состава СССР, в Кыргызской Республике не было выстроено альтернативной системы планирования и прогнозирования.
Необходимо формирование комплексной системы управления, планирования и прогнозирования развития регионов, основанной на данных, действующей по принципу «снизу вверх». Первый «камень» в фундамент такой системы положен в начале 2024 года, когда Министерством экономики и коммерции Кыргызской Республики были утверждены методики разработки программ социально-экономического развития для самого нижнего уровня системы управления – органов местного самоуправления2 и субнационального уровня – местных государственных администраций (районов). Методики, основанные на широком использовании данных, включающие механизмы участия граждан в определении приоритетов и мониторинге развития, использующие алгоритмы прогнозирования, а также сочетающиеся между собой, создали основу для более управляемого и устойчивого управления развитием регионов.
Комплексная система планирования социально-экономического развития – это многоуровневый механизм планирования, основанный на единстве и целостности разработки и реализации планов развития на всех уровнях управления, а также на комплексном подходе, который интегрирует социальные, экономические пространственные и экологические требования.
Чтобы новые методики планирования стали ключевым инструментом управления развитием регионов, в них заложен комплексный набор новых принципов и решений:
-
анализ и применение широких наборов данных для более обоснованного планирования и прогнозирования;
-
нацеленность на территориальную или региональную специализацию и региональную или страновую экономическую интеграцию;
-
учет факторов, связанных с окружающей средой и изменением климата при планировании развития экономики исоциальной инфраструктуры;
-
особое внимание к обеспечению возможностей для инклюзивного роста с вовлечением в экономическую деятельность ключевых и уязвимых групп населения;
-
построение диалога по прогнозированию развития с участием широкого круга заинтересованных сторон;
-
сочетание социально-экономического и пространственного планирования;
-
оценка всех возможных ресурсов дляреализации ПСЭР;
-
повышение потенциала участников планирования экономического развития.
УЛУЧШЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ: СИСТЕМНОСТЬ, ДАННЫЕ, ПРОСТРАНСТВО
Системность. Основанием (фундаментом) системы станут новые методики подготовки ПСЭР для территорий МСУ и районов. Впервые методики вводят единые стандарты местных планов развития. Методики распределяют роли в системе комплексного планирования (обмен информацией о секторальных направлениях развития и потребностях территорий «сверху вниз» и «снизу вверх» через «стыковочные узлы» в процессах создания планов на разных уровнях). На уровне района происходит пересечение отраслевых программ развития и территориальных программ, что должно стать ключевым инструментом управления и развития.
Данные. Новые методики основаны на алгоритмическом мышлении, моделировании и широком использовании данных для определения стандартных показателей развития, группы которых, организованные по разделам ПСЭР, включают:
-
показатели, относящиеся к вопросам местного значения (местная инфраструктура, спорт, культура, образование, здравоохранение);
-
показатели экономического развития (занятое население, доходы населения, производственные фонды, производство, прямые инвестиции);
-
показатели, относящиеся к комплексным аспектам развития (экология (включая энергоэффективность), пространство);
-
показатели инклюзивного развития (занятость, самозанятость уязвимых групп);
-
показатели местного бюджета (доходы, расходы, целевые трансферты);
-
показатели бюджета развития (бюджетные инвестиции, поступления из фондов развития, внебюджетные источники).
Эти показатели будут использоваться как наборы данных в информационных системах, без которых эффективное управление, основанное на данных, невозможно. В Кыргызской Республике развивается автоматизированная информационная система «Санарип аймак», которая уже в среднесрочной перспективе должна из базы данных по учету населения превратиться в полноценную многоуровневую автоматизированную систему управления развитием. Данные АИС «Санарип аймак» будут использоваться для анализа, прогнозирования и мониторинга процессов на различных уровнях комплексной системы планирования социально-экономического развития. Для этого в 2024 г. в системе будет внедрен новый модуль – «Комплексная система социально-экономического развития: местный уровень планирования». Эффективность планов должна возрасти за счет повышения доступности данных на местах, когда система будет пополнять их из различных интегрированных источников: информация с мест, национальная статистика, отраслевая статистика. Таким образом, закладывается фундамент в создание цифровой среды управления (см. рисунок 1) включая новые возможности прогнозированияс использованием моделирования, доступность систематизированных статистических данных и ускоренного информационного обмена между государственными органами и органами регионального управления «сверху вниз» и «снизу вверх».
Рисунок 1. Схема автоматизированного процесса планирования
Пространство. Учитывая сложность ландшафта, слабую транспортную связанность территорий и потребность в урбанизации, дополнительную ценность методикам придает возможность сочетания пространственного и социально-экономического планирования.
Новые методики разработки ПСЭР включают в себя отдельный раздел, посвященный пространственному планированию с учетом приоритетов в изменениях социальной инфраструктуры и экономического состояния территорий и районов. Пространственное планирование в качестве неотъемлемого элемента должно содержать экономическую составляющую, которая опирается на тенденции, политику и планы социально-экономического развития.
Социально-экономический анализ, в свою очередь, учитывает пространственные и технические ограничения и возможности применения инструментов управления трансформацией функциональных правовых пространственных зон. Это значительно повысит предсказуемость экономической и социальной политики и точность прогнозов. В краткосрочной перспективе необходимо решить следующую задачу – обеспечить методологическое и цифровое слияние комплексной системы планирования с национальной инфраструктурой пространственных данных, а также внедрить в пространственное планирование методы использования «больших данных» (Big Data).
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: РОСТ ПРОИЗВОДСТВА И ЗАНЯТОСТИ В ЖИВОТНОВОДСТВЕ В АТ-БАШИНСКОМ РАЙОНЕ
Перспективы роста регионов усиливаются новой возможностью более точно прогнозировать эффективность инвестиций в различные отрасли. Например, если ранее инвестиции в сельское хозяйство не всегда были рационально распределены из-за недостаточной информации о потребностях рынка и производственных возможностях, то благодаря информатизации и новой методике планирования, можно оптимизировать расходы, что приведет к более высокой производительности и росту ВРП района. Пример Ат-Башинского района показал, что улучшенная ПСЭР должна в течение трех лет привести к удвоению темпов роста занятых, значительному ускорению роста товарного производства в животноводстве и получению около 1 млрд сомов дополнительных доходов.
Валовая продукция сельского хозяйства составляет 85,9% структуры ВРП Ат-Башинского района. С учетом географических и климатических особенностей (короткий летний сезон и преимущественно горная местность) в структуре сельскохозяйственного производства района наибольший удельный вес занимает животноводство (71%), ведущими подотраслями которого являются разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, а мясо и молоко занимают долю в продукции сельского хозяйство соответственно в 76% и 22% (всего 98%).
Рисунок 2. Прогноз динамики роста численности населения района, занятого в сельском хозяйстве (программные меры), человек
Прогноз, основанный на анализе данных, позволяет оценить воздействие дополнительных мер, предусмотренных ПСЭР района на 2024-2026 гг., разработанной по новой методике:
- удвоятся темпы роста занятых в животноводстве: количество занятых в животноводстве под воздействием мер новой ПСЭР вырастет на 6%, тогда как без учета данных мер рост составил бы только 3%;
- количество официально зарегистрированных безработных начнет сокращаться с 2025 г. на 3-5% в год, тогда как прогноз базовой линии составлял в среднем около 1,5%;
- в 1,7 раза ускорятся темпы роста производства животноводческой продукции: под воздействием мер новой ПСЭР товарное производство увеличится на 29,3%, тогда как без учета данных мер рост составил бы лишь 17,1%;
- почти на 1 млрд сомов увеличится выручка товаропроизводителей, большинство из которых работают в форме семейного бизнеса и МСП;
- почти на 30% вырастут поступления в местный бюджет по специальным налоговым режимам;
- как минимум на 4,4 млн сомов вырастут доходы местных бюджетов только за счет единого налога с сельскохозяйственных производителей (сумма сопоставима с общим ежегодным поступлением от всех налогов по специальным налоговым режимам).
Рисунок 3. Прогноз динамики роста производства товаров в животноводстве, тыс. сомов
При прогнозировании приняты во внимание следующие приоритетные меры, увеличивающие рост относительно базовой линии прогноза (базовая линия прогноза предполагала постепенное увеличение, заданное в виде темпа прироста около 1% в год):
- мясное и молочное животноводство определено приоритетным направлением экономической специализации района;
- для роста занятости предусмотрено обучение фермеров, вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве и введение новых мощностей;
- стимулирование создания и развития цепочек добавленной стоимости: например, недостаток сырья для комбината «Ат-Баши Сут», работающего на 53% мощности, будет восполнен за счет ввода в строй фермы на 260 коров. А для преодоления проблем с заготовкой и переработкой мяса достраивается убойный мясокомбинат (частные инвестиции, в сумме в 107 млн сомов) и завод по производству тушенки и пельменей (частные инвестиции, в сумме в 28 млн сомов). Создание цепочек добавленной стоимости увеличит занятость и обеспечит темп прироста налога на добавленную стоимость (НДС) почти на 47% в 2005 г. относительно 2024 г. или более 1 млнсомов дополнительного НДС в сравнении с фактом 2023 г. (без учета НДС на импорт);
- продвижение кластеров, ориентированных на органические продукты: Ат-Башинский район в контексте экономической специализации и региональной интеграции может стать цельным кластером по производству органических продуктов. Здесь животные выращиваются на натуральных кормах без минеральных добавок, а в летнее время – на высокогорных пастбищах, поэтому мясо, производимое в районе, пользуется большим спросом на мясном рынке по сравнению с другими регионами страны благодаря своей экологической чистоте и вкусовым качествам.
Рисунок 4. Прогноз динамики роста поступлений в местный бюджет по специальным налоговым режимам за счет роста отрасли животноводства, тыс. сомов
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: РАЙОННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОФИЛИ
Новые методики разработки программ социально-экономического развития на уровне района содержат инструменты, позволяющие сделать акцент на экономической специализации как основы для устойчивого роста.
Для того чтобы фокусировать внимание на передовых отраслях, в новой методике разработки ПСЭР для районов предусмотрены формы отраслевых профилей, содержащие набор показателей развития отрасли, ее потребностей, анализ проблем и перспектив.
В следующем номере журнала «Муниципалитет» на примере двух районов будут рассмотрены перспективы роста туристической отрасли и занятости в ней населения, а также прогноз улучшения ситуации в отношении доступа к чистой питьевой воде.
____________
1 Программа «Эффективное управление для экономического развития» (EGED) – это пятилетняя программа технического содействия в Центральной Азии, финансируемая Правительством Великобритании. Программа направлена на улучшение эффективности экономической политики в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане путем внедрения основанных на фактах процессов в планирование и реализацию государственных реформ. Программа также поддерживает гражданское общество в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане, чтобы содействовать правительствам трех стран в улучшении использования фактических данных, что является важным условием повышения эффективности и подотчетности управления. Цель Программы EGED – повысить эффективность, подотчетность и прозрачность реализации экономической политики по приоритетам реформ в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане.
2 Методика для органов МСУ утверждена совместным приказом МЭК КР и Государственного агентства по делам государственной службы и органов местного самоуправления при Кабинете Министров Кыргызской Республики.
Похожие материалы:
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-27 Устойчивое развитие туризма: лучшие решения нужно искать на уровне районов
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Новые районные ПСЭР: инклюзивное планирование, основанное на данных, приводит к экономическому росту
-
№6 (152) / 2024-07-08 Платформа диалога: Координационный совет Проекта USAID «Успешный аймак 2» предлагает вовлечь большее число заинтересованных сторон в обсуждение актуальных для МСУ вопросов
-
№5 (151) / 2024-06-06 Управление развитием регионов в Кыргызстане и в мире: транспортная «связанность»; иерархия пространственных планов; использование данных и уроки прошлого
-
№№ (12-1) 86-87 / 2019-01-27 РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: новые города Кыргызстана, и что мешает их создать?
-
№5-6 (78-79) / 2018-09-27 РЕЗОЛЮЦИЯ Форума аймаков «Национальный диалог по региональному развитию в Кыргызской Республике»
-
№5-6 (78-79) / 2018-05-18 Успешные регионы – залог развития страны