Муниципалитет Научно-популярный журнал

6 (152) 8 Июля 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Сокращение административных барьеров и улучшение качества услуг нужно гражданам и выгодно власти

2024-07-08 / Услуги МСУ
Сокращение административных барьеров и улучшение качества услуг нужно гражданам и выгодно власти

Бакытбек АЙТКУЛОВ, координатор компонента Проекта USAID «Успешный аймак 2», выполняемого Институтом политики развития, с использованием материалов презентации Александра ТРЕТЬЯКОВА, эксперта по государственному управлению

4-5 апреля 2024 года в Бишкеке Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики провело «круглый стол», участники которого обсудили проект Программы по снижению административных барьеров при предоставлении государственных и муниципальных услуг, повышению их качества, эффективности и доступности для потребителей.  Обсуждение состоялось при технической поддержке Проекта USAID «Успешный аймак 2» (Проект), выполняемого Институтом политики развития (ИПР).

В мероприятии, которое открыл первый заместитель министра экономики и коммерции КР (МЭК КР) Чоро СЕЙИТОВ, приняли участие представители Министерства цифрового развития КР, Министерства внутренних дел КР, Государственного агентства по регистрации транспортных средств и водительского состава при Кабинете Министров КР, Службы антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции КР, Департамента регистрации населения и актов гражданского состояния при МЦР КР, Национального статистического комитета КР, Государственного предприятия «Инфоком» при МЦР КР, Государственного учреждения «Тундук» при МЦР КР, Союза МСУ КР, а также эксперты и представители проектов по развитию.

На протяжении двух дней под руководством Николая НОВИЦКОГО, заведующего сектором государственных и муниципальных услуг МЭК КР, и эксперта Александра ТРЕТЬЯКОВА участники детально ознакомились с проектом Программы и сопутствующими документами, смогли задать вопросы разработчикам документа, обсудить ранее поступившие в МЭК предложения и комментарии различных государственных органов, министерств и ведомств. Работа в группах, включающих в себя представителей разных структур, экспертов и самих авторов проекта программы, позволила максимально эффективно рассмотреть актуальные вопросы с разных точек зрения, выслушать мнения и видения решения одних и тех же вопросов со стороны представителей МВД и Антимонопольного органа. В частности, обсудить важные и чувствительные вопросы ценообразования, синхронизации использования систем, предоставляющих услуги в цифровом формате разными государственными органами и их структурными подразделениями. 

Цель Программы – снижение количества административных барьеров, препятствующих доступу граждан к востребованным и качест-венным государственным и муниципальным услу-гам. Источником административных барьеров являются действующие правила и процедуры, а также действия либо бездействие государственных органов, органов МСУ и их сотрудников. Поэтому разработчиками предложено рабочее понятие «Административные барьеры – это установленные решениями государственных органов, органов МСУ правила, соблюдение которых выступает обязательным условием доступа к определенным ресурсам, в том числе к услугам, и вводящие различные обременения для граждан в виде платежей и иных бюрократических процедур».

Для потребителей услуг наиболее чувствительными обременениями и трудностями являются: затрата личного времени, необходимость нести финансовые расходы, трудности поиска информации, необходимой для получения услуги, низкий уровень культуры работы с гражданами в уполномоченных органах власти, некомфортное место предоставления услуг и неудобный доступ к нему.

Джалалбек БАЛТАГУЛОВ, эксперт, со-разработчик Программы: «Уникальность ситуации заключается в том, что подобные Программы в нашей стране ранее не принимались. Есть ведомственные программы, есть программы государственных учреждений, есть программы органов местного самоуправления. Но программ по преодолению административных барьеров как таковых никогда не было. Программа нужна, в первую очередь, людям и направлена на решение их проблем. Административные барьеры – это препятствия, с которыми сталкиваются граждане при исполнении нормативных правовых актов и должностных обязанностей сотрудниками государственных учреждений, это затраты времени. Люди возмущаются, когда приходится долго и необоснованно ждать. Люди задают вопросы о том, почему завышены цены и чем они обоснованы. Граждане при обращении в государственные учреждения бывают возмущены тем, что их не всегда хорошо встречают и хорошо к ним относятся. И мы собрались, чтобы исключить такие случаи. Но программа нужна и самим государственным органам, так как услуги – это один из важных показателей индекса доверия населения. Как только показатель сокращения барьеров будет включен в индекс доверия населения, сразу появится мотивация работать над этим. И мы надеемся, что раз в два года эти вопросы будут обсуждаться на уровне Кабинета Министров Кыргызской Республики, будет даваться оценка, будут вноситься коррективы в государственную политику в сфере услуг».

Руководитель Проекта USAID «Успешный аймак 2» Сабина ГРАДВАЛЬ: «Проект USAID «Успешный аймак 2», который мы реализуем, нацелен на улучшение жизни населения через повышение качества услуг, которые органы местного самоуправления предоставляют напрямую или организуют через привлечение поставщиков. Поэтому Проект поддерживает разработку Программы, которая говорит о новом подходе государства к предоставлению услуг, ставя в центр гражданина».

Проект Программы включает в себя ряд приоритетных направлений, из которых вытекают задачи.

Первое приоритетное направление – это совершенствование законодательства и административных процедур исполнения государственных и муниципальных функций при оказании государственных и муниципальных услуг населению с целью снижения количества административных барьеров, препятствующих дос-тупу граждан к востребованным и качественным государственным и муниципальным услугам. В рамках данного направления предусмотрены следующие меры:

  • законодательное определение и закрепление понятия «административные барьеры»;
  • внесение процедур и правил, способствующих снижению барьеров в деятельности государственных органов и органов МСУ, в типовые требования к реестрам, стандартам и административным регламентам услуг;
  • разработка и принятие стандартов услуг, предусматривающих существенное сокращение издержек потребителей услуг;
  • разработка и принятие административных регламентов предоставления услуг, предусматривающих снижение административных барьеров на основе результатов реинжиниринга рабочих процессов формирования и предоставления услуг;
  • работа над повышением потенциала государственных и муниципальных служащих в сфере предоставления услуг.

Второе приоритетное направление – это развитие системы организации предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с принципами новой философии взаимодействия человека с государством в условиях цифровой среды, заданной указами Президента Кыргызской Республики «О неотложных мерах по активизации внедрения цифровых технологий в государственное управление Кыргызской Республики» от 17 декабря 2020 года № 64 и «О дальнейших мерах по повышению доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению» от 8 февраля 2021 года № 27. Предусмотрены следующие меры:

  • устранение барьеров, препятствующих расширению номенклатуры услуг, вовлечению в сферу услуг провайдеров из гражданского и бизнес-секторов, введению жизнеобеспечивающих и проактивных услуг;
  • наделение органов управления услугами полномочиями и функциями анализа и сокращения административных барьеров;
  • анализ исполнения установленных норм, правил и процедур предоставления услуг населению для сокращения административных барьеров.

Третье приоритетное направление – создание сети многофункциональных центров предоставления услуг («окон доступа»), соответствующих установленным требованиям. Предусмотрены следующие меры:

  • унификация работы всех «окон доступа» предоставления услуг;
  • перевод работы ЦОНов в многопрофильный режим организации работы, предоставление услуг различных министерств, ведомств и органов МСУ;
  • создание механизма аутсорсинга фронт-офисов предоставления услуг частным структурам, имеющим опыт работы с клиентами (банковские учреждения, супермаркеты и др.).

Четвертое приоритетное направление – организация устойчивой обратной связи с потребителями услуг. Формирование системы мониторинга качества и доступности услуг, проведение регулярного мониторинга. Предусмотрены следующие меры:

  • широкая информационная и разъяснительная работа по применению разработанной уполномоченным органом Методики общественного мониторинга и общественной оценки качества предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – Методика общественного мониторинга);
  • включение показателей по снижению административных барьеров в расчет Индекса доверия населения к деятельности государственных органов исполнительной власти Кыргызской Республики, полномочных представителей Президента Кыргызской Республики в областях, местных государственных администраций и исполнительных органов местного самоуправления.

Пятое приоритетное направление – внедрение современных технологий и инноваций организации и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в цифровой форме. Предусмотрены следующие меры:

  • завершение оцифровки баз данных единого реестра государственных услуг с целью интеграции через платформу межведомственной информационной системы «Тундук»;
  • подключение к АИС «Санарип аймак» модуля «местный реестр услуг»;
  • переход (на выбор клиента) от физической идентификации заявителя (при личном присутствии заявителя) к альтернативным формам, таким как идентификация через банковскую карту, цифровой ID (водительское удостоверение, пенсионное удостоверение и иные документы, в законном порядке подтверждающие личность);
  • создание доступа к электронным государственным услугам для соотечественников за рубежом;
  •  продвижение доступа наиболее мотивированных и конкурентоспособных на рынке услуг частных структур (банки, финансовые, торговые центры) к базам данных госорганов с последующим использованием их в вопросах расширения цифровых сервисов, передачи в управление фронт-офисов;
  • внедрение в сферу услуг искусственного интеллекта в вопросах консультирования и информирования граждан для организации деятельности колл-центров с режимом работы в течение 24 часов в сутки;
  • введение норм, обязывающих обучение цифровой грамотности населения для формирования навыков пользования современными сервисами, не исключая при этом традиционные;
  • расширение возможностей Государственного портала электронных услуг обслуживать запросы потребителей по всему спектру услуг, включенных в Единый реестр государственных услуг и Базовый реестр муниципальных услуг.
 

 

Похожие материалы: