Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Человек-драйвер
Кайыргул КАЗЫЛАЕВА: создать «правильное» сельское хозяйство возможно. Роль местных властей в развитии агросектора
Кайыргул Казылаева – эксперт с уникальной комбинацией знаний и практического опыта в сельском хозяйстве и экологии. Два высших образования, магистратура Кыргызского национального аграрного университета им. К. Скрябина и личные деловые качества позволяют ей разрабатывать востребованные аналитические обзоры, участвовать в формировании практических рекомендаций для улучшения аграрных процессов.
Кайыргул управляет холдингом «Агровэй», сотрудничает с международными проектами, работающими в сфере сельского хозяйства. Является консультантом Программы EGED, при поддержке которой во всех районах Кыргызстана разработаны Программы социально-экономического развития (ПСЭР).
В интервью журналу «Муниципалитет» Кайыргул делится профессиональным взглядом на стратегическое и операционное управление, которое приведет к устойчивому развитию агросектора.
– Кайыргул, какие общие проблемы сельского хозяйства ви видите?
– Основные проблемы связаны с такими факторами, как низкая эффективность использования земель, недостаточная механизация производства. Засухи и экстремальные температуры делают сельское хозяйство еще более уязвимым. До сих пор традиционно используются устаревшие методы обработки земли и посевов. Имеются проблемы с доступом к финансированию, это затрудняет обновление техники и внедрение современных агротехнологий. Кроме того, в Кыргызстане риски для фермеров связаны со сбытом сырья. Для гарантированных продаж необходимо развивать и перерабатывающие предприятия. В этом контексте важны маркетинговая стратегия, анализ спроса и насыщенности рынка.
– ПСЭР акцентируют внимание на устоявшемся сельскохозяйственном профиле. В то же время государство в своей политике аграрного развития предлагает районирование – экономически выгодное выращивание определенных культур. Органы МСУ доводят эту информацию до фермеров, чтобы избежать хаотичного посева без рыночного спроса?
– Здесь есть проблема: значительная часть земель находится в частной собственности, и государство может только рекомендовать, но не регулировать сельхозпроизводство. Чтобы эта политика была хорошо принята, кыргызскому фермеру нужен положительный опыт соседа, товарища, кооператива. Иначе он не будет рисковать.
Посмотрим, к примеру, на фасоль. Выращивание фасоли в Таласской области Кыргызстана началось в 1994 году, когда турецкие предприниматели обнаружили, что местный климат идеально подходит для этой культуры. Они предоставили фермерам семена и затем выкупили выращенный урожай. Это положило начало массовому выращиванию фасоли. Таким образом, на протяжении 30 лет Таласская область специализируется на выращивании бобовой культуры. К 2016 году половина всей пахотной земли в регионе была отведена под фасоль. Это положительно повлияло на местную экономику, обеспечив занятость большей части населения.
– Правда ли, что посев одной и той же культуры в течение продолжительного времени плохо сказывается на плодородии почвы?
– Действительно, фасоль стала брендом Таласской области. Но фермеры зачастую ориентированы только на краткосрочную прибыль, и не думая о будущем, продолжают эксплуатировать землю без должного ухода за ней. Нерациональное использование ресурсов и неправильный агротехнический подход снижает урожайность, а значит, в перспективе снизит и доходность. Фермеры продолжают выращивать продукт, так как он приносит доход и востребован для экспорта.
Вероятно, фермерам Таласской области следует заниматься не только фасолью. Либо же стоит работать над улучшением качества почвы, чтобы не снижать урожайность монокультуры. Очень важно соблюдать севооборот, чередовать выращивание фасоли с многолетними травами и зерновыми. Это должно быть не просто производство ради продажи, в масштабном виде должна быть экономически обоснованная деятельность. Вопрос в том, ведется ли какая-либо работа в этом направлении?
– За время промышленного выращивания фасоли там не появилось предприятия по глубокой переработке сырья. Добавленная стоимость могла бы принести больше прибыли экономике.
– Ежегодно в области производится порядка 90 тысяч тонн бобов и в основном экспортируется в Турцию и Россию. В самый лучший период Кыргызстан благодаря Таласской области входил в десятку крупнейших экспортеров фасоли в мире. Интересно, что сами таласские жители фасоль не едят, не потому что жалко, а просто кулинарные предпочтения другие. Возможно, с этим связано и отсутствие предприятия по переработке фасоли, ведь в этом вопросе важны и интерес предпринимателей, и наличие специалистов и, конечно же, необходимы инвестиции.
– Какие еще культуры можно выращивать в Таласской области? Чем можно заинтересовать фермеров, чтобы они зарабатывали так же, как на фасоли?
– Еще в советское время в Айтматовском районе были питомники, где выращивали высококачественные саженцы. Возможно, возрождение этой отрасли могло бы стать альтернативой фасоли. Кроме того, Таласская область была в Кыргызстане одним из лидеров по развитию картофельного семеноводства. Развитие семеноводства было обосновано особенными климатическими условиями, которые способствовали росту культур без серьезных болезней и вредителей. Однако со временем это занятие сошло на нет, предполагаю, что было связано с остановкой работы ведущих семеноводов. К тому же крестьян охватила «эйфория» сверхприбыльной фасоли, а картофель и зерновые оказались гораздо дешевле бобов.
Картофелеводство и создание небольших перерабатывающих предприятий могли бы стать альтернативными направлениями. Не обязательно строить крупные заводы – можно обойтись малыми мощностями, но при этом увеличивать добавленную стоимость продукции. Соседство с Казахстаном открывает возможности для экспорта продуктов под собственным брендом. К тому же сейчас появляется все больше заведений быстрого питания, растет спрос на полуфабрикаты. Это создает поле для активных действий для переработчиков.
Недавно в Айтматовском районе был проведен семинар по развитию сельского хозяйства, организованный при поддержке Института политики развития в рамках Программы EGED. Фермеры были довольно активными. Интересовались, как сбалансировать экономическую выгоду и долгосрочную устойчивость сельского хозяйства. Надеюсь, что фермеры вместе с властями смогут найти правильное решение.
– На что обращают внимание в отношении развития сельского хозяйства в других районах, где подготовлен ПСЭР при поддержке Программы EGED?
– Другие районы также имеют свою специфику. Например, в Базар-Коргонском районе Джалал-Абадской области – это хлопководство. Район уникален тем, что здесь выращивают сертифицированный органический хлопок, который экспортируют за рубеж.
В Кадамджайском районе Баткенской области выращивают рис, который произрастает только в этом районе. Особенно выделяется сельский округ Ак-Турпак, где рис сорта Ак-Турпак производится на площади около 3000 гектаров. Для фермеров, которые трудятся непрерывно в течение четырех месяцев, это основной источник дохода. Урожай реализуется на местных рынках и экспортируется в Узбекистан и Таджикистан. Местные власти также обращают внимание на открытие предприятий по переработке риса, выделяя для этого земли.
Кроме риса, в Кадамджае выращивают яблоки, ягоды. Проводится обмен опытом садоводов. Здесь используют современные технологии полива. Продукцию замораживают и хранят до момента, пока на рынке появится высокий спрос.
В Кадамджайском районе фермеры также занимаются животноводством, но там нет молокоперерабатывающих заводов – изготовление молочных продуктов происходит в домашних условиях. Поэтому район имеет потенциал для создания предприятий переработки молока. Сейчас молочные продукты туда, в основном, привозятся из Бишкека, Оша. Если молочный завод будет построен в самом районе, это не только снизит затраты, но и создаст новые возможности для фермеров. Но на данный момент предприниматели не видят явной выгоды в этом. Возможно, рынок еще недостаточно развит, или сказывается ограниченная информированность о преимуществах собственного производства, или же спрос на молочные продукты действительно ограничен. Если создать правильный маркетинг, информировать о пользе молочных продуктов, возможно, это способствовало бы повышению спроса. Замечали ли вы, что у жителей Баткенской области наблюдается дефицит кальция, который выражен плохим состоянием или даже отсутствием зубов даже у сравнительно молодых людей старше 35 лет? Роль районных властей могла бы заключаться в адресном информировании, органы МСУ могли бы целевым образом создать условия для развития таких производств.
– На ваш взгляд, какое направление аграрной отрасли подошло бы для всего Кыргызстана?
– Климат в Кыргызстане дает хорошие условия для производства экологически чистых продуктов под собственным брендом. Это не обязательно должна быть органическая продукция в классическом понимании, важно придерживаться принципов органического земледелия, избегать использования химикатов и создавать добавленную стоимость на основе местных продуктов.
– Какие положительные результаты вы видите в государственной политике развития агросектора?
– Государство предлагает фермерам объединяться в крупные хозяйства и кооперативы, предлагая им разные формы поддержки, в том числе льготные кредиты. Но зачастую фермеры боятся работать вместе, потому что не привыкли доверять друг другу. Многие переживают, что потеряют часть своей прибыли или что партнеры могут подвести.
Но в больших хозяйствах можно производить и продавать продукцию в гораздо больших объемах, и это дает возможности для переработки и экспорта.
Раньше фермеры не раз сталкивались с убытками, потому что не могли вовремя продать урожай, и многое просто пропадало зря. Сейчас государство мотивирует открытие и строительство торгово-логистических центров, где продукция быстро находит покупателей.
Как видим, поддержка государства помогает создать реальные условия для работы фермеров. Но и самим фермерам важно менять свой подход, быть активнее и помнить, что сельское хозяйство – это не просто работа на земле, а настоящий бизнес.
– Местные ограны власти находятся ближе всего к фермерам. Как они могут транслировать госполитику эффективнее?
– Местные власти могут сыграть важную роль в развитии сельского хозяйства, направляя фермеров и оказывая им практическую поддержку. Они могут организовывать обучение и информационные встречи, чтобы фермеры знали о выгодах выращивания конкретных культур и новых методах земледелия. Также местные органы власти способны предоставлять специальные стимулы и субсидии тем, кто решит выращивать культуры, которые сразу не приносят большую прибыль, но полезны для будущего состояния почвы и экологии региона. Поэтому органам управления – и на муниципальном, и на районном уровне – важно знать и учитывать качество, состав, особенности, состояние почвы при планировании развития.
Еще одна задача местной власти – это планирование размещения производственных площадей, чтобы развивать производство и переработку сельскохозяйственной продукции. Например, власти могут показывать фермерам, насколько важно соблюдать севооборот, чередуя выращивание разных культур, чтобы почва оставалась плодородной.
Еще одна задача – улучшение инфраструктуры – в том числе можно создавать «гринфилды» – участки земли под инвестиции, обеспеченные инфраструктурой и всеми документами на строительство перерабатывающего бизнеса, логистических центров, хранилищ продукции и других подобных объектов, поддержка внедрения инноваций, например, капельного орошения.
Помимо этого, муниципалитеты могут активно заниматься информированием населения о пользе местных продуктов, таких как молочные изделия, что поможет не только повысить доходы фермеров, но и улучшить здоровье людей в регионе.
Если местные власти и фермеры работают вместе, сельское хозяйство становится не просто выгодным, но и устойчивым в долгосрочной перспективе, принося пользу всему обществу.