Муниципалитет Научно-популярный журнал

7-8 (165-166) 8 Сентября 2025

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Институт политики развития помог Министерству экономики и коммерции КР разъяснить на местах особенности и задачи Госпрограммы комплексного развития

2025-09-07 / Региональное развитие
Институт политики развития помог Министерству экономики и коммерции КР разъяснить на местах особенности и задачи Госпрограммы комплексного развития

Акимы районов о развитии регионов

В период с 28 мая по 24 июня 2025 года Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики при поддержке Института политики развития провело региональные встречи по разъяснению положений Государственной программы комплексного социально-экономического развития регионов Кыргызской Республики на 2025–2030 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров КР №134 от 18 марта 2025 года (далее – Госпрограмма).
Региональные встречи проведены при поддержке программы «Эффективное управление для экономического развития» (EGED), финансируемой Правительством Великобритании через FCDO и реализуемой в сотрудничестве с Институтом политики развития.
Встречи проводились в целях консолидации усилий общества, бизнеса и правительства в реализации Госпрограммы; поиска и реализации оптимальных управленческих решений на основе данных; углубления понимания направлений и действий по реализации государственной программы на субнациональном уровне.

Во встречах приняли участие  представители аппаратов Полномочных представительств Президента КР в областях, главы районных государственных администрации, сопредседатели районных Координационных советов по разработке и реализации программ социально-экономического развития, главы органов местного самоуправления.

Темирболот АБЫКЕЕВ, мэр города Баткен: «Встреча была крайне полезной и своевременной. Нам была представлена Программа регионального развития, что имеет особую значимость для нашего города. Баткен стоит на пороге динамичных преобразований, и мы намерены отразить все ключевые направления и приоритеты регионального развития в нашей Программе развития города. Особенно важно, чтобы между региональной и городской программами сохранялась согласованность. Развитие города должно быть неотъемлемой частью общего регионального вектора. В связи с этим хочу внести конкретное предложение: при реализации проекта «Баткен Сити» необходимо учитывать стратегические интересы самого города Баткен, его инфраструктуру, потребности населения и экономический потенциал. Только так мы сможем обеспечить устойчивое и сбалансированное развитие не только региона, но и его административного центра».

Аскарали АБДИБАЕВ, мэр города Ноокат: «Представленная методика по разработке Программы социально-экономического развития учитывает как количественные, так и качественные показатели, а самое главное – делает акцент на участии граждан. Именно благодаря активному вовлечению населения в процесс планирования и принятия решений можно достичь реальных, ощутимых результатов. Вместе с тем для эффективной реализации запланированных мероприятий важно решать вопрос ресурсов. В нашем городе практически отсутствуют свободные муниципальные земли, которые могли бы быть использованы для привлечения инвестиций и развития городской инфраструктуры. Это существенное ограничение, которое требует особого подхода. В процессе доработки нашей городской Программы развития мы планируем интегриро-вать приоритеты и цели Государственной программы, чтобы обеспечить согласованность и получить дополнительную поддержку. Такой подход позволит нам двигаться в унисон с национальной политикой развития и более эффективно решать локальные задачи».

Замирбек СЫДЫКОВ, аким Кара-Кульджинского района: «На практике мы сталкиваемся с тем, что для реализации Программ социально-экономического развития в районах остро не хватает финансовых средств. Муниципалитеты представляют программы, включающие масштабные проекты, требующие значительных инвестиций. В связи с этим я всегда подчеркиваю необходимость предварительного анализа возможных ресурсов и реалистичности планов. Тем не менее, я понимаю, что даже при ограниченности ресурсов, эти программы жизненно важны для местного населения. Сложности также возникают при интеграции задач, находящихся в компетенции отраслевых министерств, например, строительство и ремонт дорог государственного значения, развитие системы здравоохранения, образования и предоставление социальных услуг. Эти вопросы зачастую выходят за рамки районных возможностей и требуют межведомственного взаимодействия. Представители министерств, в свою очередь, объясняют, что зависят от своих центральных планов и бюджетов, что усложняет координацию. Считаю важным, чтобы в будущем была усилена поддержка на уровне центральных органов власти, в том числе в плане согласования и интеграции местных приоритетов в национальные программы. Сегодняшняя встреча очень полезна, поскольку она позволила поднять вопросы развития отдаленных и труднодоступных регионов. В Кара-Кульджинском районе тоже есть такие территории, и нам крайне важно, чтобы они не оставались вне поля зрения в процессе планирования и реализации региональной политики».

Каныбек АПБАСОВ, аким Узгенского района: «Вопрос эффективного регионального развития невозможно рассматривать без учета природных и экономических ресурсов, которыми располагает территория. В нашем районе, к примеру, имеется карьер, который представляет собой значимый ресурс. Однако лицензии на его разработку, как правило, выдаются предпринимателям напрямую, без согласования с органами местного самоуправления. Это приводит к тому, что при разработке карьера зачастую не учитываются экологические и инфраструктурные последствия. Мы уже сталкивались с серьезными проблемами: в результате неконтролируемой добычи изменяется русло рек и водоемов, что вызывает риски чрезвычайных ситуаций, таких как подтопления и разрушения береговой линии. Районная администрация и местные органы власти вынуждены устранять последствия, хотя не были вовлечены в процесс принятия решений с самого начала. Считаю, что необходимо пересмотреть роль органов местного самоуправления в управлении природными ресурсами. Мы должны быть не только информированы, но и вовлечены в процесс лицензирования и контроля за использованием таких объектов. Это позволит не только минимизировать риски, но и обеспечить более устойчивое и справедливое развитие на местах. Уверен, что данный вопрос напрямую связан с региональным развитием и требует отдельного внимания как со стороны государства, так и в рамках разработки программ развития».

Мирбек ШАМЫРКАНОВ, аким Чон-Алайского района: «В рамках Фондов развития предусмотрена поддержка предпринимателей, однако на практике мы сталкиваемся с серьезными трудностями: эта норма фактически не работает в полной мере. В результате предприниматели, особенно в отдаленных районах, таких как Чон-Алай, не могут воспользоваться предусмотренными возможностями для запуска и расширения экономических проектов. Возникает логичный вопрос – как можно улучшить механизм, чтобы он реально способствовал развитию местной экономики и поддерживал инициативу на местах? На встрече также была представлена полезная информация о механизмах поддержки инициатив местного сообщества. Очень интересно, каким образом эти подходы будут интегрированы в более широкую систему планирования и реализации программ развития. Такие инициативы могли бы значительно усилить участие граждан и повысить устойчивость проектов. Кроме того, крайне важно, чтобы при интегра-ции мер Государственной программы развития в районные и местные программы мы чувствовали конкретную поддержку со стороны центральных органов власти. Без должной координации и ресурсов, даже самые перспективные идеи на местах остаются нереализованными. Поддержка государства – это ключ к успешному воплощению мер на локальном уровне и обеспечению равномерного развития всех регионов, включая самые труднодоступные».

Данияр ЭРКИМБАЕВ, аким Араванского района: «Сегодня как никогда актуальны знания и исследования в сфере экологии и рационального использования природных ресурсов, особенно в контексте развития туризма. Мы наблюдаем, что в популярных рекреационных локациях после посещения туристов и местных жителей остается мусор, вытоптанная растительность и другие проявления деградации окружающей среды. Это прямое следствие отсутствия регламентов, механизмов регулирования туристического потока и устойчивого управления природными территориями. Важно учитывать предельно допустимую нагрузку на экосистему, туристическую емкость территории, чтобы сохранить природу и обеспечить комфортные условия для самих туристов. Однако на региональном уровне зачас-тую не хватает ни инструментов, ни экспертизы, чтобы грамотно проводить такие расчеты и формировать обоснованные правила посещения. Нам необходимы научно обоснованные формулы, заключения специалистов, в том числе экологов, а также рекомендации по введению устойчивых практик. Все это напрямую связано с региональным развитием, потому что без экологического баланса невозможно говорить о долгосрочной привлекательности региона для туризма. Радует, что сегодня на встрече мы поднимали эти вопросы и обсуждали, как экологическая устойчивость может быть интегрирована в программы социально-экономического развития. Это направление должно стать одним из приоритетов при планировании будущего наших территорий».

Жылдыз ЖАНТЕЛИЕВА, заместитель акима Ат-Башинского района по социальным вопросам: «В настоящее время мы проводим анализ участия женщин в социально-экономическом развитии района. Это важно для понимания текущей ситуации и выявления барьеров, с которыми сталкиваются женщины в различных сферах – от предпринимательства до участия в принятии решений. У нас уже имеется государственная программа, и мы рассматриваем возможности по интеграции гендерных аспектов и продвижения равных возможностей для женщин в эту программу. Мы также заинтересованы в том, чтобы усилить роль женщин в развитии региона, в том числе через создание благоприятных условий для их вовлечения в местные инициативы и во власти». 

Сымбат АТТОКУРОВА, член Координационного совета Ат-Башинского района: «Очень важно обеспечить интеграцию региональной программы развития в Программу социально-экономического развития (ПСЭР) Ат-Башинского района. Это позволит согласовать приоритеты и ресурсы, а также обеспечить более устойчивый и системный подход к развитию района. Кроме того, необходимо усилить поддержку местных предпринимателей. В районе есть доступ к таким источникам финансирования, как Фонды развития и Фонд «Тенир-Тоо», однако на практике получить эту поддержку сложно из-за громоздких процедур и завышенных требований. Мы предлагаем рассмотреть возможность упрощения процедур подачи и одобрения заявок, особенно для начинающих предпринимателей, женщин и молодежи. Более гибкие условия и снижение административных барьеров позволят активнее вовлекать население в предпринимательскую деятельность и создавать новые рабочие места на местах».

Улан АЛЫБАЕВ, заведующий сектором Нарынского РО МЭК КР:  «Мы внимательно выслушали ответы и предложения по вопросам развития, поскольку уже почти два года активно работаем над реализацией соответствующих программ. За это время мы действительно столкнулись с рядом трудностей, в частности, в отношении определения четких, измеримых показателей эффективности. Это мешает полноценному анализу прогресса. Одной из ключевых проблем остается реализация самой программы: несмотря на то, что в ней предусмотрены механизмы мониторинга, на практике мы сталкиваемся с отсутствием реальной обратной связи. Мы направляем запросы по мониторинговым данным, но, к сожалению, в большинстве случаев не получаем результатов. Необходимо усилить взаимодействие между структурами, ответственными за реализацию и мониторинг, а также создать прозрачную систему сбора, анализа и представления данных. Это поможет не только отслеживать прогресс, но и вовремя корректировать подходы к выполнению задач».

Бакыт ЭГЕМБЕРДИЕВ, эксперт: «Целесообразно провести более глубокий анализ экономических показателей на районном уровне. Такие данные позволят точнее определить приоритетные направления развития и аргументированно обращаться за поддержкой через профильные министерства. Кроме того, важно обеспечить активное участие местных предпринимателей в процессе пересмотра и доработки положений, регулирующих работу Фондов развития. Их мнение и практический опыт помогут сделать условия более реалистичными и доступными. Вовлечение представителей бизнеса на ранних этапах разработки нормативных документов позволит не только повысить эффективность этих инструментов, но и укрепить доверие к ним со стороны предпринимательского сообщества».

Адыл САПАРОВ, первый заместитель полномочного представителя президента в Нарынской области: «При Нарынском государственном университете ранее рассматривалась идея создания Фонда развития или исследовательского центра, который мог бы оказывать аналитическую и консультативную помощь для развития региона. Это особенно актуально, поскольку на местах ощущается нехватка качественной информации и анализа, на основе которых можно было бы строить эффективную экономическую политику. Например, в Фергане функционирует центр, куда предприниматели могут обратиться за экспертной поддержкой, в том числе по вопросам прогноза, анализа рынков и перспективных ниш. Подобные структуры крайне необходимы и в Нарынской области. В настоящее время в регионе практически отсутствуют проекты в сфере производства. Мы видим, что большинство заявок и инициатив касаются туризма, однако в других секторах предприниматели редко предлагают проекты. Это говорит о необходимости проведения комплексного исследования: какая именно отрасль экономики наиболее перспективна для нашего региона, какие секторы стоит развивать, с учетом природных, человеческих и инфраструктурных ресурсов. Только на основе реального анализа и научного подхода мы сможем определить приоритетные направления развития и сформировать устойчивую экономику».

Каныбек АДИЕВ, аким Тюпского района: «Мы разработали свою программу развития, и четко видим, что устойчивое развитие регионов начинается именно с эффективной работы Фондов развития. Это один из ключевых инструментов поддержки инициатив на местах. Однако существуют ограничения: например, мы не можем предоставлять более 3 миллионов сомов для финансирования одного проекта. Это сдерживает реализацию более масштабных инициатив, особенно в производственной и инфраструктурной сферах. Крайне остро стоит кадровый вопрос. В районную государственную администрацию молодые специалисты не спешат идти: не хватает мотивации, карьерных перспектив. Мы считаем необходимым разработать специальные мотивационные программы или методики привлечения молодых кадров в регионы. Это может быть, например, система поощрений, дополнительные социальные гарантии, программы стажировок с возможностью последующего трудоустройства, карьерные лифты и наставничество. Без сильной и мотивированной команды специалистов на местах реализовать даже самые качественные программы развития будет крайне сложно. Поэтому кадровая устойчивость – это такой же приоритет, как и финансирование проектов».

Кадырбек АДЖИЕВ, заместитель акима Джети-Огузского района: «После АТР пять айылных аймаков нашего района смогли выйти из дотационного состояния. Однако на сегодняшний день объем средств, доступных через Фонды развития, остается недостаточным. Мы убеждены, что, если увеличить поддержку этих уже активных айылных аймаков, они смогут стать настоящими локомотивами роста и примерами для других. Один из ключевых моментов, который нас волнует, – это перераспределение налогов. Было бы целесообразно рассмотреть возможность оставления хотя бы 50% налога с продаж на местном уровне. Это значительно расширило бы финансовые возможности местных органов самоуправления и позволило бы решать больше инфраструктурных и социальных задач без дополнительной нагрузки на республиканский бюджет. Учитывая, что в районе есть отдален-ные и труднодоступные территории, таким регионам особенно необходима целенаправленная поддержка. Также нас интересует ход реформ, которые проводятся в Ысык-Атинском и Узгенском районах: как там реализуется подход к региональному развитию, какие инструменты и механизмы используются».

 

Похожие материалы: