Муниципалитет Научно-популярный журнал

7-8 (165-166) 8 Сентября 2025

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Делегация из Кыргызстана приняла участие в Форуме государственной службы ООН «Пять лет до 2030 года: ускорение предоставления государственных услуг для устойчивого будущего»

2025-09-07 / Новости Партнерства за развитие МСУ (Союз МСУ, ИПР и АМУЦА)
Делегация из Кыргызстана приняла участие в Форуме государственной службы ООН «Пять лет до 2030 года: ускорение предоставления государственных услуг для устойчивого будущего»

Артур САРКИСОВ, координатор по коммуникациям ИПР

В июне 2025 года древний и гостеприимный город Самарканд (Республика Узбекистан) стал центром международного диалога по вопросам государственной службы, приняв участников очередного Форума ООН государственной службы (UN Public Service Forum 2025). Впервые в своей истории Узбекистан стал принимающей стороной этого Форума  одного из крупнейших международных мероприятий в сфере государственного управления. Форум проводится с 2003 года и ранее принимался такими странами, как США, Австрия, Испания, Танзания, Бахрейн, Марокко, Колумбия, Азербайджан и Республика Корея.

Форум, организованный Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН (UNDESA) совместно с Министерством цифровых технологий Республики Узбекистан, Агентством развития государственной службы и Агентством стратегических реформ, прошел с 23 по 25 июня в городе Самарканд и собрал рекордное количество – более 1000 участников – министров и руководителей государственных органов по делам государственной службы из более чем 80 стран мира, в том числе Европы, Азии, Латинской Америки и Африки, включая министров из малых государств, таких как Самоа и Королевство Бутан. Также приняли участие представители международных и региональных организаций, научного сообщества, государственные деятели, эксперты, представители гражданского сектора, бизнеса и лидеров в сфере инноваций.

Кыргызстан на форуме был представлен официальной делегацией, в которую вошли: 

  • спикер форума Назима БАКТИЯРОВА, главный специалист отдела разработки цифровой политики управления цифровых решений Министерства цифрового развития и инновационных технологий Кыргызской Республики;
  • Айжан САРЫГУЛОВА, главный специалист отдела сопровождения цифровых проектов управления цифровых решений Министерства цифрового развития и инновационных технологий Кыргызской Республики;
  • Мурат БАЙДЫЛДАЕВ, заведующий отделом государственной и муниципальной службы, Государственное агентство по делам государственной службы и местного самоуправления при Кабинете Министров Кыргызской Республики;
  • Бакытбек АЙТКУЛОВ, консультант Института политики развития.

Мероприятие открыла помощник Президента Республики Узбекистан Саида МИРЗИЕЁВА, зачитав приветствие участников форума от имени Президента Республики Узбекистан Шавката МИРЗИЕЁВА. В приветствии отмечено, что «как никогда актуальное значение приобретает обмен передовым опытом в продвижении цифровой трансформации государственного управления, применении инновационных решений в оказании государственных услуг, кардинальном повышении эффективности институтов государственного сектора, развитии стилей лидерства в управлении, расширении непрерывного образования и определении навыков, необходимых будущим руководителям». Особо подчеркнуто, что современные реалии требуют твердо следовать принципу «Государство – для народа» равно как «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы – народу». Приверженность этим постулатам становится неотъемлемой частью глобальных изменений в сфере государственной службы.

На открытии форума выступили также помощник генерального секретаря ООН по экономическому развитию Ханиф НАВИД, заместитель Премьер-министра Малайзии Юсуф ФАДИЛЛАХ.

Министр цифровых технологий Республики Узбекистан Шерзод ШЕРМАТОВ проинформиро-вал о проводимой в стране работе по развитию государственной службы и ее результатах. 

Программа мероприятия включила пленарные заседания, тематические дискуссии, стратегические переговоры и презентации успешных практик, направленные на переосмысление роли государственной службы в условиях вызовов и ускоренных изменений.

В течение трех дней участники обсудили следующие темы: инновации в государственном управлении: роль цифровых инструментов и искусственного интеллекта в повышении эффективности, прозрачности и подотчетности, достижение «последней мили»: международный опыт по расширению доступа к государственным услугам для всех, ускорение реформ: трансформация управления через инновационные лаборатории.

До достижения Целей устойчивого развития ООН остается всего пять лет, и потребность в эффективных, инклюзивных и инновационных государственных услугах становится все более актуальной. Особое внимание уделяется цифровизации, партнерству и применению новых управленческих подходов, способствующих достижению равного доступа к услугам и сокращению разрыва на «последней миле». Форум ООН по вопросам государственной службы важен тем, что он фокусируется на расширении возможностей государственного сектора в достижении Целей устойчивого развития (ЦУР), укреплении человеческого капитала и развитии технологического потенциала. 

В рамках реформ в Республике Узбекистан была создана современная цифровая экосистема. На межведомственной интеграционной платформе «Цифровое правительство» функционируют свыше 390 веб-сервисов от 49 государственных органов, к которым ежедневно подключаются более 216 информационных систем.

Через Единый интерактивный портал государственных услуг (my.gov.uz) гражданам и бизнесу доступны более 760 электронных услуг, а число зарегистрированных пользователей превысило 11 миллионов.

В Национальную базу законодательства успешно внедрен цифровой помощник на базе искусственного интеллекта, доступный как широкой общественности, так и профессиональным юристам.

Развитая сеть из 208 Центров государственных услуг обеспечивает оффлайн-доступ к административным сервисам по всей стране.

Международное признание достигнутых результатов подтверждается рейтингами: в 2024 году Узбекистан впервые вошел в группу стран с «очень высоким» уровнем цифрового развития и поднялся на 37 позиций в Индексе зрелости GovTech, войдя в категорию «A».

Цифровая трансформация охватывает все ключевые сферы – от государственных услуг до электронных финансов, финтех-решений, электронной коммерции, аналитики фискальных данных и других направлений цифровой экономики. Эти достижения свидетельствуют не только о высоком уровне цифровой зрелости, но и о готовности Узбекистана делиться накопленным опытом. Страна открыта к международному сотрудничеству, в том числе с государствами Азии и Африки. 

Среди стран, поделившихся своим опытом в вопросах цифровизации услуг, не остался в стороне и Кыргызстан. В одной из панельных дискуссий выступила главный специалист отдела разработки цифровой политики управления цифровых решений Министерства цифрового развития и инновационных технологий Назима БАКТИЯРОВА: «Мы живем в эпоху, где цифровая трансформация становится неотъемлемой частью устойчивого развития государства. Для нас в Кыргызской Республике цифровизация – это не просто технологическая модернизация. Это – стратегический приоритет, направленный на повышение прозрачности управления, улучшение качества жизни граждан, экономический рост и развитие человеческого потенциала».

Далее представительница Кыргызстана поделилась опытом и достижениями, вызовами и планами, которые формируют путь к «Цифровому Кыргызстану», в том числе интеграцией государственных услуг через систему межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк». В своем выступлении Назима БАКТИЯРОВА подчеркнула, что цифровая трансформация – это один из ключевых инструментов для повышения прозрачности, улучшения жизни граждан и развития устойчивого управления в Кыргызстане. 

Консультант ИПР Бакытбек АЙТКУЛОВ участвовал в рабочих сессиях, посвященных цифровой трансформации государственной службы, подготовке и переподготовке кадров в эпоху ИИ, разработке новых моделей цифрового управления, вопросам этики, инклюзии и правового регулирования цифровизации.

Особое внимание участники из Кыргызстана уделили возможностям регионального сотрудничества, обмену лучшими практиками, формированию общих стандартов по защите данных, развитию цифровых кадров и взаимодействию в сфере искусственного интеллекта (ИИ).

Участники форума также обсудили Самаркандскую декларацию1, включающую в себя семь целей: цифровую трансформацию; ответственное внедрение ИИ; управление данными; инновации; кибербезопасность; инклюзивность; надежное управление, направленное на укрепление международного сотрудничества; обмен опытом между странами, особенно развивающимися; продвижение равного доступа к государственным услугам.

«Форум государственной службы ООН направлен не на анализ опыта отдельных стран, а на изучение результативности реформ, проводимых в разных государствах мира в области достижения Целей устойчивого развития, а также на обмен опытом», – сказал проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Андрей МАРГОЛИН.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самаркандский форум стал важным этапом для формирования глобальной стратегии цифровой трансформации и важной международной площадкой, на которой Кыргызстан подтвердил свою активную позицию в вопросах цифровой трансформации, открытого управления и модернизации государственной службы. Он открыл новый уровень межгосударственного сотрудничества, подчеркнул лидерство Узбекистана в GovTech и заложил основу для дальнейшего внедрения устойчивых, инклюзивных решений к 2030 году. 

 

___________ 

1 16 сентября 2022 года в городе Самарканде состоялось заседание Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. В соответствии с повесткой дня саммита обсуждены состояние и перспективы развития сотрудничества в востребованных сферах и направлениях деятельности ШОС. Главным итоговым документом стала Самаркандская декларация Совета глав государств-членов ШОС. Было принято рекордное количество соглашений, концепций, программ и иных решений – всего 44 документа. Источник: https://president.uz/ru/lists/view/5544

 

Похожие материалы: