Муниципалитет Научно-популярный журнал

7-8 (165-166) 8 Сентября 2025

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

АМУЦА проводит тренинги по государственным закупкам для органов МСУ проекта УУМУ

2025-09-07 / Новости Партнерства за развитие МСУ (Союз МСУ, ИПР и АМУЦА)
АМУЦА проводит тренинги по государственным закупкам для органов МСУ проекта УУМУ

Айнура ЧАНДЫБАЕВА, менеджер проектов АМУЦА

В июле 2025 года Академия местного управления Центральной Азии (АМУЦА) начала проведение обучающих тренингов по курсу «Государственные закупки» для глав айыл окмоту, специалистов по государственным закупкам и бухгалтеров из числа пилотных органов местного самоуправления.

Данные тренинги проводятся для 31 пилотного органа МСУ в рамках проекта «Улучшение услуг на местном уровне», финансируемого Правительством Швейцарии и реализуемого Хельветас и Институтом политики развития. В июле обучение охватит пилотные органы МСУ Чуйского и Бакай-Атинского районов, а до конца августа 2025 года запланированы аналогичные тренинги для представителей остальных пилотных органов МСУ Ак-Сууйского, Джеты-Огузского, Ноокенского и Аксыйского районов.

Тренинги проводятся с целью повышения теоретического уровня муниципальных служащих и привития практических навыков, направленных на повышение их профессионального развития для эффективного выполнения задач органов местного самоуправления. Участники получат системные и актуальные знания в области действующего законодательства, регламентирующего закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и повышения эффективности осуществления закупок. 

В ходе тренинга проводится экспресс-опрос участников по ключевым вызовам и проблемным аспектам реализации Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках» на уровне органов МСУ. На основе собранной информации обобщены наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются органы МСУ при осуществлении процедур государственных закупок. Общение с органами МСУ позволило сгруппировать проблемы в следующие категории.

Недостаток квалифицированных кадров

В большинстве айыл окмоту отсутствуют отдельные специалисты, профессионально подготовленные в сфере государственных закупок и выполняющие функции только по госзакупкам. Закупками, как правило, занимаются сотрудники, совмещающие несколько функций (специалист по инвестициям, бухгалтера и пр.). Даже после прохождения обучения остаются трудности при работе на портале госзакупок, особенно при оформлении типовых закупок (например, хозтовары, канцелярия и др.). Участники предложили ввести функцию шаблонов или автоматических кнопок на портале закупок для упрощения процедуры и работы специалистов по госзакупке. Текучесть кадров и нехватка квалифицированных специалистов по государственным закупкам в айыл окмоту приводят к снижению качества подготовки закупочной документации, нарушениям процедур, затягиванию сроков, а в отдельных случаях – к срыву закупок и невозможности своевременного исполнения планов работ.

Ограниченность в технических и консультационных ресурсах

Несмотря на возможность консультироваться с Департаментом госзакупок и органами казначейства, в большинстве случаев на местах не в полной мере удовлетворяется потребность в экспертной и методической поддержке. Нет возможности привлекать квалифицированных специалистов и консультантов по крупным или специфическим закупкам, в том числе по причине нехватки финансов и специалистов, особенно на региональном уровне. Сбои в работе Портала государственных закупок (zakupki.gov.kg) также осложняют деятельность специалиста по закупкам. Было бы целесообразно обеспечить его бесперебойную и стабильную работу.

Трудности при соблюдении сроков и процедур

Большинство айыл окмоту стараются соблюдать сроки, однако часто сталкиваются с проблемами, связанными с человеческим фактором и техническими ошибками на портале. Отмечается необходимость усовершенствования функционала портала, в частности – введение возможности редактирования уже загруженных документов.

Низкий уровень конкуренции

Из-за ограниченного числа поставщиков, особенно в отдаленных районах, многие тендеры не проводятся из-за отсутствия заявок. Закупки часто переносятся или объявляются повторно, поскольку подрядчики не участвуют в конкурсе.

Риски необъективности и коррупции

В силу отсутствия выбора, органы МСУ вынуждены работать с ограниченным кругом поставщиков, что может вызывать подозрения в сговоре или недобросовестной конкуренции. Однако, как подчеркивают участники, такие действия в основном продиктованы вынужденными обстоятельствами – необходимостью обеспечить выполнение задач в срок.

Частые изменения законодательства и недостаточность методической помощи

Постоянные корректировки законодательства и подзаконных актов затрудняют практическую реализацию норм и требуют регулярного обновления знаний у специалистов органов МСУ. Только пилотные айыл окмоту, участвующие в проекте и обучающиеся со стороны АМУЦА, получают дополнительную информационную и обучающую поддержку. Остальные остаются без системной помощи.

Недостаточная вовлеченность местных кенешей и граждан

В большинстве случаев местные кенеши не принимают активного участия в контроле за процедурами закупок, не обладают достаточной подготовкой. Только в рамках пилотных АО внедряются практики мониторинга, гражданского и депутатского контроля. В остальных органах МСУ такие механизмы практически не реализованы. В исключительных случаях, если в составе депутатов имеются бывшие сотрудники айыл окмоту, которые знают процедуры госзакупок, они контролируют процедуры закупок и реализацию.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Участники тренингов предложили следующие меры, которые могут решить вышеперечисленные проблемы и улучшить ситуацию:

  • регулярно проводить обучающие мероприятия, включая в учебные материалы практические примеры и кейсы;
  • разработать и распространить типовые шаблоны технических заданий и другой необходимой в ходе закупок документации;
  • укрепить институт муниципальных закупщиков путем выделения штатной единицы, повышения оплаты и квалификации;
  • усилить прозрачность путем активизации роли депутатов местных кенешей, информирования населения;
  • совершенствовать портал госзакупок: упростить интерфейс, добавить шаблоны и инструкции;
  • создать консультационную платформу или «горячую линию» для оказания оперативной поддержки органам МСУ.

Особого внимания заслуживает вопрос о введении отдельной штатной единицы специалиста по государственным закупкам, поскольку в результате административно-территориальной реформы (АТР) айыл окмоту были укрупнены, соответственно, значительно увеличился объем работы в сфере закупок: расширился бюджет, увеличилось количество закупочных процедур, возросла ответственность за соблюдение законодательства. Наличие отдельного специалиста позволит обеспечить надлежащее планирование, проведение и сопровождение закупок, снизить риски нарушений и повысить эффективность использования бюджетных средств.

Данные результаты демонстрируют необходимость системного подхода к укреплению потенциала органов МСУ в сфере закупок и расширению обучающих и методических инициатив на всей территории республики, а не только в пилотных муниципалитетах.

 

Похожие материалы: