2013-02-28 / Кадры МСУ
До недавнего времени единственной возможностью добраться до райцентра оставался личный авторанспорт жителей Додомола и Кош-Булака.
Жили на отшибе
Села Додомол и Кош-Булак расположены в 45 километрах от районного центра – села Казарман. Почти тысяча жителей села Додомол и более 400 жителей села Кош-Булак вынуждены преодолевать эти 45 километров чуть ли не ежедневно, ведь в Казарман им приходится ездить по самым различным поводам. Например, для приобретения продуктов питания, посещения врача в районной больнице, сдачи в учреждения различных документов или же для получения необходимой информации, справок и т.д.
До недавнего времени единственной возможностью добраться до райцентра оставался личный авторанспорт жителей Додомола и Кош-Булака. Частные такси редко заезжали в эти села, общественный транспорт отсутствовал, а потому сельчане не всегда могли своевременно попасть в больницы, на работу, в нужные места. Стоимость проезда составляла 120 сомов и тяжелым бременем ложилась на бюджеты семей с малым достатком. Проблема часто и горячо обсуждалась на сельских сходах и собраниях жителей, но практического решения никто предложить не мог.
Решали вместе
В августе 2012 года в селах прошли сессии по совместному изучению давних проблем, и проблема отсутствия общственного транспорта вошла в список наиболее приоритетных. Для ее решения сообщество совместно с органами МСУ разработали план действий. И вместе его выполнили.
Что и как сделали?
Для начала собрали информацию о том, какой автомобиль необходим: марка, технические характеристики, стоимость на рынке. Решили, что селу нужен микроавтобус. Подробные данные представили депутатам на сессии айылного кенеша 10 апреля 2012 года, где и подняли вопрос о необходимости выделения 300 тысяч сомов для приобретения микроавтобуса. Сессия айылного кенеша приняла решение выделить из местного бюджета необходимые средства для создания муниципального дорожного маршрута.
Любая крупная покупка в селе может вызвать подозрения в отношениии лиц, совершающих сделку, а потому к процессу покупки подошли вдумчиво. Создали специальную комиссию, куда вошли депутаты, сотрудники айыл окмоту и местный лидер. Купленный автомобиль был зарегистрирован как муниципальная собственность, его техническое состояние зафиксировано в соответствующем акте.
После покупки транспортного средства в селах Додомол и Кош-Булак состоялись собрания, целью которых было обсудить условия создания муниципального маршрута и стоимость проезда.
По итогам собрания установили тариф за проезд в сумме 60 сомов, туда и обратно – 120 сомов, то есть в два раза дешевле, чем раньше, что стало важным фактором для небогатых семей. Но предложенный тариф еще предстоит утвердить на сессии айылного кенеша.
Еще один важный вопрос – кто станет «хозяином» маршрута, т.е. водителем, одновременно отвечающим за техническое состояние микроавтобуса? Выбирать водителя решили прозрачно и справедливо – через конкурс. Для участия в конкурсе были установлены следующие критерии: водительский опыт и возможность проживания в селе Кош-Булак.
По итогам конкурса приказом айылного округа № 45 от 1.12.2012 года начал работать Бешкемпир Жунусов, отобранный из трех претендентов. Заработная плата составляет 5000 сомов. Автомобиль должен находиться в гараже водителя, который будет контролировать его техническое состояние и делать мелкий ремонт.
Посчитали – удивились!
Но только заработной платой водителя расходы на содержание транспортного маршурта не ограничиваются. Необходим еще бензин, запасные части. Сельчане все тщательно посчитали и увидели, что содержание маршрута в месяц будет обходиться в 22 тысячи сомов. А в год сумма составит 264 тысячи. Однако посчитали и будущие доходы, из расчета стоимости проезда в 60 сомов. Оказалось, что за год маршрут может заработать 374 тысячи, иными словами, принести небольшую прибыль в сумме 110 тысяч сомов.
Все средства, полученные от работы муниципального транспортного маршрута, поступают на счет айыл окмоту, и по итогам первого месяца эксплуатации маршрут заработал около 30 тысяч сомов, выполнив норму.
Жители рады – теперь каждый день, кроме субботы и воскресенья, в 8 часов утра машрутка собирает желающих из двух сел и привозит в Казарман, а вечером, в 17 часов, возвращает жителей Додомола и Кош-Булака домой. Жители подумывают о том, что в летнее время график может измениться, но уже ясно, что произойдет это при их участии.
Если со временем маршрут окажется выгодным и принесет аймаку прибыль, эти средства сельчане планируют направить на помощь бедным семьям. А может быть, будут дальше усовершенствовать услугу.
Прямая речь
Кочконбай АЛЫМБЕКОВ, житель села Кош-Булак, пенсионер:
«Большая проблема села – безработица. Работают только учителя, остальная часть населения занимается животноводством. Выращенную продукцию продаем в районном центре, в селе Казарман. С нового года появилась возможность пользоваться услугой муниципального транспорта. Это большая помощь! Мы стали экономить средства, так как тариф – приемлемый для нас. Думаю, что данная инициатива будет способствовать повышению уровня жизни. Также хочу отметить, что органы местного самоуправления стали по-другому работать, привлекают нас к обсуждению наших проблем и поиску решений».
Мээркан ИСАКОВА, ответственный секретарь Тогуз-Тороузского АА:
«Я уже 14 лет работаю в айыл окмоту и знакома с проблемой траснпорта с детства, поскольку родилась в селе Кош-Булак. Долго этот вопрос не могли решить, ссылаясь на нехватку средств. Но сейчас все изменилось: айыл окмоту изучил проблему совместно с населением, обосновал расходы перед депутатами айылного кенеша, обеспечил прозрачность расходования бюджетных средств. Важно, что у айыл окмоту появилось желание решать проблемы айылного аймака через местный бюджет с участием населения в бюджетном процессе».
Иманбек Борболдоев,
специалист по социальным вопросам
Тогуз-Тороузского АА