2013-10-25 / Кадры МСУ
Сельские муниципалитеты осуществляют, как правило, закупки ограниченного набора товаров и услуг, меньшего, по сравнению с городскими муниципалитетами и государственными органами управления.
Эксперты Института политики развития в течение нескольких лет выражают озабоченность уровнем знаний и качеством
подготовки специалистов муниципалитетов, отвечающих за процесс закупок. Далеко не во всех органах местного самоуправления есть сертифицированные специалисты по закупкам, тендеры и конкурсы проводятся с нарушением законодательства, что вызывает поток жалоб и лавину проверок. При этом главной причиной остается не столько злой умысел муниципальных служащих, сколько отсутствие знаний. Всего в стране насчитывается 453 айылных аймака и 31 город. Если в городах работает определенное число специалистов, прошедших обучение в Учебном центре по вопросам закупок, то в большинстве айылных аймаков процесс закупок проводится с нарушениями, основной причиной которых остается низкий уровень знаний муниципальных служащих о требованиях законодательства по закупкам.
Анализируя причины ситуации, Институт политики развития пришел к выводу, что главная из них заключается в недостатке ресурсов для обучения. С одной стороны, местные бюджеты не располагают достаточными средствами, чтобы в нужном объеме направлять специалистов по закупкам в Учебный центр Министерства финансов КР. Учитывая, что само обучение платное, кроме того, специалисту требуются средства для проезда в Бишкек и проживания там во время прохождения обучения, сумма выходит немалая, а бремя для местного бюджета – не всегда подъемное. С другой стороны, мощности Учебного центра тоже могут составить препятствие. Пока мест хватает, но если муниципальные служащие пойдут на обучение потоком, то мощностей центра может не хватить. А между тем вопрос организации и проведения качественных, эффективных, соответствующих законодательству закупок товаров и услуг на средства местного бюджета стоит в Кыргызской Республике очень остро.
Вместе с тем сельские муниципалитеты осуществляют, как правило, закупки ограниченного набора товаров и услуг, меньшего, по сравнению с городскими муниципалитетами и государственными органами управления. Также сельские муниципалитеты пользуются не всеми способами осуществления закупок, предусмотренными законодательством. Таким образом, в отношении муниципальных служащих, занимающихся закупками в айылных аймаках Кыргызской Республики, сложилась особая ситуация, которая требует специальной программы по ее разрешению с использованием особых методов и решений.
Институт политики развития предлагает следующие шаги по решению проблемы. Аутсорсинг первичного обучения при
сохранении права сертификации за Учебным центром
В Программе обучения государственных и муниципальных служащих на 2013-2017 годы заложены новые подходы к обучению. Одним из них является внедрение ведомственного направления обучения, которое предусматривает организацию обучения ведомственными учебными центрами государственных органов, таких, как Учебный центр при Министерстве финансов. Согласно проекту Программы, «ведомственное (отраслевое) направление обучения реализуется с целью усовершенствования и обновления профессиональных знаний и умений в соответствии с квалификационными требованиями определенных должностей государственной и муниципальной службы, с учетом отрасли их деятельности и иной специфики. Это направление должно реализовываться на базе ведомственных учебных центров и иных образовательных организаций в соответствии со спецификой обучения».
В Программу также заложены принципы государственного заказа на основе конкурсного отбора, участие в конкурсе на проведение обучения в качестве исполнителей - вузов и других образовательных организаций, в том числе негосударственных. В настоящее время в Кыргызстане лишь несколько государственных органов имеют свои ведомственные учебные центры. К сожалению, их материальный и кадровый потенциал недостаточен для решения современных задач по профессиональному развитию государственных и муниципальных служащих. При годовой потребности в обучении более пяти тысяч слушателей, существующим учебным центрам трудно сейчас и будет трудно в будущем организовывать соответствующее обучение. Программа и план по ее реализации предусматривает соответствующие мероприятия, в том числе разработку и принятие необходимых НПА, которые будут регламентировать организацию обучения в целом и ведомственного направления в частности, а также разработку государственных стандартов для дополнительного обучения государственных и муниципальных служащих, лицензирования (аккредитации) образовательных организаций и др.
Исходя из вышесказанного, Учебный центр при Министерстве финансов мог бы инициировать разработку специальной модели организации ведомственного направления обучения. Институт политики развития, со своей стороны, готов выполнить часть объема работ по разработке и апробации модели.
Суть модели состоит в следующем:
Организовать сотрудничество учебных центров государственных органов с образовательными организациям (государственным и негосударственным) по передаче им на аутсорсинг обучения государственных и муниципальных служащих по ведомственным программам (в данном случае речь будет идти о программе обучения закупкам).
Передача может быть осуществлена как по процедурам госзаказа (на конкурсной основе), так и без него (на основе отдельных договоров).
Программа обучения согласовывается и утверждается Учебным центром при Министерстве финансов, обучение проводится силами образовательных организаций. Преподаватели образовательных организаций проходят утверждение со стороны Учебного центра.
Обучение проводится на расстоянии шаговой доступности для муниципальных служащих айыл окмоту – не далее, чем в районном центре.
Обучение не означает подтверждения повышения квалификации; после обучения слушатель сдает предварительный экзамен по формам, утвержденным Учебным центром, но сертификата не получает.
Сертификаты выдаются Учебным центром после того, как слушатель сдаст соответствующий экзамен либо на базе Учебного центра, либо специально организованной Учебным центром выездной комиссии (в будущем возможно рассмотрение вопроса о выдаче сертификатов образовательными организациями).
Реализация предлагаемой модели позволила бы увеличить количество служащих, получивших необходимые знания для надлежащего выполнения своих должностных обязанностей; сократить расходы на повышение квалификации; укрепить потенциал учебных центров государственных органов и других образовательных организаций, подготовить необходимое количество преподавателей для дополнительного обучения служащих.
Дифференциация уровней квалификации по закупкам
В связи с тем, что процесс закупок в различных органах управления осуществляется в различном объеме, различными способами и требует различного объема специальных знаний и навыков, возможно рассмотрение механизма дифференциации уровня квалификации. Дифференциация возможна по аналогии с навыками вождения, когда при разном уровне сложности автомобильной техники требуются различные уровни навыков (категории водительских удостоверений).
В этом случае можно было бы ввести различные уровни квалификации закупщика, и в зависимости от этих уровней организовать обучение. Самый низший уровень – первичные навыки, простейшие процедуры – обучение на месте (в районном центре), силами образовательных организаций (аутсорсинг), самый высший уровень – самые сложные процедуры, весь объем знаний – в Бишкеке, на базе Учебного центра.
Каковы выгоды сторон?
Данные предложения включают модель, реализация которой позволила бы решить несколько задач:
• повысить потенциал большего числа муниципальных служащих, участвующих в процессе закупок (расширить охват);
• сократить число нарушений, связанных с низким уровнем квалификации муниципальных служащих по вопросам закупок;
• сократить расходы местных бюджетов на отправку муниципальных служащих в Бишкек для обучения;
• сократить количество времени, проводимого слушателями в помещениях учебного центра, оптимизируя тем самым рабочее время и рабочее пространство персонала Учебного центра;
• апробировать на практике модель государственного заказа на обучение со стороны ведомственного учебного центра, создав прецедент и став тем самым лидером среди ведомств в реализации Программы обучения государственных и муниципальных служащих на 2013-2017 годы Государственной кадровой службы;
• высвободить ресурсы Учебного центра для организации более углубленной подготовки государственных и муниципальных служащих и других стратегических направлений работы.
Для справки:
Институт политики развития в 2013 году провел тренинги для муниципальных служащих отдельных айыл окмоту Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей по основам законодательства по процедурам государственных закупок. Учебные материалы по данной теме, использованные на тренинге, прошли согласование с Министерством финансов. Общая учебная нагрузка составляет 12-16 учебных часов. Слушателями являлись главы, заместители глав и заведующие финансово-экономических отделов айыл окмоту. Общее количество слушателей составило 30 человек. Тренинги были проведены двумя специалистами Института, которые прошли обучение в Учебном центре Министерства финансов и получили соответствующие сертификаты.
Нурдин КУМУШБЕКОВ,
специалист по муниципальной службе
Проекта «Голос граждан и подотчетность
органов МСУ: бюджетный процесс»,
финансируемого Правительством Швейцарии
и выполняемого Институтом политики развития