2013-11-26 / Лучшая практика МСУ - 2013
Жители Джеты-Огузского АА,Джеты-Огузский район, Иссык-Кульской области совместными усилиями с органами МСУ решили проблему с водопроводом...
Описание проблемы
Расстояние от Чырака до Каракола – всего 20 километров. До областного центра полчаса езды, но еще год назад создавалось впечатление у тех, кто попадал в село впервые, что там время остановилось. В Чыраке, где насчитывается 327 домохозяйств, проживают 1600 человек, не работал водопровод. По словам старожилов, система водоснабжения была проложена еще 60-е годы прошлого столетия и после распада Советского Союза совсем пришла в негодность. Местное население пользовалось для своих нужд водой из арыков и колодцев, которая имела характерный запах болота иь не отличалась чистотой. Но другой влаги не было, и люди, естественно, страдали от этого. Многие то и дело подхватывали разные болезни, из-за нехватки воды улицы и дворы не убирались. В селе царила антисанитария.
Что сделано?
Немного истории. Десять лет назад началась реализация программы «Таза суу». Для участия в программе в селе был организован СООППВ. Руководителем данного общественного объединения выбрали Имаша АЗАРБАЕВА, который с большим энтузиазмом взялся за дело, чтобы оправдать доверие земляков. Все требования программы «Таза суу» сельчане выполнили: собрали 5% вклада наличными и на 15% от стоимости проекта произвели различные работы.
Результаты впечатляли: введена в строй новая станция, проложено 7850 метров труб, установлено 48 уличных колонок. И через год, в декабре, системаводоснабжения была запущена. Но все понимали,что этого мало – ее еще нужно сохранить, поддерживать в рабочем состоянии, при необходимости вовремя производить ремонт. Значит, нужен пусть маленький, но постоянный коллектив, состоящий из бухгалтера, оператора и сантехника.
Сельская жизнь с появлением блага цивилизации заметно оживилась, люди начали обустраиваться, возводить дома, застраивать целые улицы. Со временем жителям захотелось большего - ходить за водой не к колонке, а чтобы она лилась из домашнего водопровода. Женщины мечтали о бойлерах для кипятка, стиральной машине-автомате, а чем они хуже горожанок, которые пользуются всеми этими услугами давно?
Но для удовлетворения возросших потребностей требовалось расширить систему водоснабжения. Увы, по проекту имелись на то ограничения. Однако такие технические барьеры не могли уже остановить народную инициативу. Сельчане получили разрешение на проведение воды прямо в дома, но только для 10% населения. В 2009 году этим правом решили воспользоваться 20 домохозяйств с условием, что установят водомеры.
Через год органы местного самоуправления проанализировали ситуацию с расходом влаги. Оказалось, что одна семья тратит 6 кубометров воды в месяц. Если брать все село, то потребуется 1962 кубометра, а мощность системы - 12 240 м3. То есть воды хватит на всех! Но чтобы ее провести к каждому дому, как показали расчеты, потребуется 4 850 метров труб, необходимо соорудить 29 бетонных колодцев.
Встал обычный вопрос: где на все это взять деньги? Стремления чыракцев были поняты и поддержаны донорами. АРИС выделил 811 тысяч сомов, еще 606 тысяч предоставило СООППВ. Фонд«Хабитат-Кыргызстан» тоже оказал поддержку свыше 4 миллионов сомов, которые пошли на закупку оборудования, раковин, канализационных труб и т.д.
Сегодня сельчане охотно вспоминают, как проходила мобилизация людских ресурсов. Все, кто мог копать, - копали, рыли траншеи, помогали укладывать трубы, ровняли улицы. Совместный труд сплотил земляков, сообща они выполнили большой фронт работ. Только вдумайтесь: добровольцы выкопали 21 километр траншей!
В настоящее время система водоснабжения обслуживается и управляется СООППВ. Все идет по плану: ежегодно разрабатывается производственная программа, которая учитывает всеобъем необходимой воды, количество потребителей и затраты на обслуживание системы. Население участвует в утверждении тарифа, который исчисляется следующим способом:
-
берется объем необходимой воды для годового потребления, подсчитываются затраты на его производство и содержание системы водоснабжения;
-
затем определяется себестоимость одного кубометра. Сейчас этот показатель равен 10 сомам.
Тариф согласовывается с потребителями воды на общем собрании, после чего его утверждают местные депутаты. С 25 по 30 число каждого месяца снимаются показатели со счетчиков. До 5 числа потребители получают извещение.
Результат
После всех совместных усилий вода пришла в каждое из 327 домохозяйств. Люди сами себе улучшили качество жизни, ведь у них наконец-то появились бойлеры, душ, посудомоечное оборудование и стиральные машины. Особенно этому обрадовались женщины, на плечи которых ложатся и уход за детьми, и домашними животными, и огород, стирка, приготовление пищи. Еще одно важное изменение: у сельчан повысился интерес к жизни, пошло на убыль пьянство.
В Джалал-Абадской области один АО сумел улучшить систему водоснабжения и наладить хорошее отношение с населением. Учет ведется на компьютере, что позволяет своевременно извещать потребителей и собирать платежи.
Народная трибуна
Гульмира МЕНДИБАЕВА, жительница новостройки: «Страшно вспомнить, как мы раньше таскали воду из реки. Благодаря инициативе Имаша АЗАР-БАЕВА многое изменилось с тех пор. Конечно, мы не сразу поверили, что будем пользоваться горячей водой, стирать белье не руками, а в машинке.Когда начались работы по прокладке водопровода, все жители вышли помогать строителям.А мы,женщины, взялись готовить обеды для рабочих».
Дариха БАЙДЫЛДАЕВА, сотрудница ФАПа: «Сегодня ФАП подключенк системе водоснабжения, установлены солнечные коллекторы, что позволяет персоналу пользоваться горячей и холодной водой. Созданы комфортные условия для работы и приема посетителей».
Имаш АЗАРБАЕВ, председатель СООППВ,
Нурлан САТЫБАЛДИЕВ, глава АА