Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

УВИДЕЛ У СОСЕДА ХОРОШЕЕ ДЕЛО - СДЕЛАЙ ЕГО У СЕБЯ ЛУЧШЕ!

2012-11-29 / Кадры МСУ

25-27 сентября 2012 года 15 сельских муниципалитетов Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей посетили два чуйских айылных аймака – Ивановский и Логвиненковский.

 

25-27 сентября 2012 года 15 сельских муниципалитетов Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей посетили два чуйских айылных аймака – Ивановский и Логвиненковский. Главная цель поездки – изучить практику вовлечения граждан в бюджетный процесс и решение дел местного значения в айылных аймаках Чуйской области. В визите приняли участие 40 человек, в том числе 29 представителей айылных аймаков, представители СМИ, Фонда «Евразия» в Центральной Азии и Государственного агентства строительства и регионального развития, а также заместитель директора Швейцарского Бюро по сотрудничеству в КР Консульского Агентства Швейцарии Реми Дуивен и руководитель проекта ГГПОМСУ Бекболот Бекиев. Визит состоялся в рамках проекта Института политики развития «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого Правительством Швейцарии. 
 
Почему выбор пал на Ивановский и Логвиненковский АА? Сегодня это немногие сельские муниципалитеты в Чуйской области, успешные во многих вопросах, благодаря профессиональному менеджменту органов МСУ и тесному сотрудничеству с сообществом. Участники обмена смогли ознакомиться с практическими достижениями двух айылных аймаков в области привлечения инвестиций и участия сообщества в решении дел местного значения, а также с достижениями проекта ГГПОМСУ в Ивановском АА. Участники увидели реальную работу айыл окмоту по вопросам управления муниципальной собственностью и информационного обмена с населением, изучили, каким образом представители местных сообществ принимают активное участие в принятии решений на местном уровне, как они могут влиять на жизнь муниципалитета в целом.
 
ИВАНОВСКИЙ АА: извлечь максимум из того, что есть
 
В первый день обмена участники посетили Ивановский АА, одно из важных отличий которого – это многонациональность населения. В числе 16 тысяч жителей аймака есть большие группы кыргызов, дунган, русских и узбеков. Бюджет муниципалитета составляет более 40 миллионов сомов, из них собственные доходы – более 14 миллионов. В отношении активности граждан важным показателем является наличие шести неправительственных организаций, которыми в Ивановке заслуженно гордятся.
 
Благодаря участию в Проекте ГГПОМСУ айылный аймак решил следующие задачи: налажена тесная связь органов МСУ с населением, совместными усилиями выявлены приоритетные проблемы села, разработан план мероприятий по решению приоритетных проблем на 2011-2012 гг. К концу 2012 года некоторые из этих проблем уже решены, например, вопросы уличного освещения, уборки мусора и прозрачности бюджета. О том, как все это происходило, в своей яркой и запоминающейся презентации рассказали заместитель главы Ивановского АА Канат Алиев и лидер сообщества, представитель инициативной группы Замира Бакуева, которые уверены, что участие в проекте предоставило им новые возможности.
 
Участникам обмена была представлена поэтапная работа в рамках проекта за 7 месяцев, в течение которых было проведено 35 мероприятий, направленных на усиление участия граждан в делах местного значения и бюджетном процессе. Участникам обменного визита был интересен каждый шаг развития проекта, так как им самим предстоит пройти аналогичный путь и получить свои результаты. А результаты, полученные Ивановским АА, – это, прежде всего, решение приоритетных проблем, выявленных на основании СИНС-сессий:
 
• решение проблем по уборке мусора и канализационной сети;
 
• решение проблем по освещению;
 
• достижение бюджетной прозрачности.
 
В здании Ивановского айыл окмоту участники обмена ознакомились с работой всех отделов, разделившись на 3 группы. Бурные дебаты состоялись в финансовом отделе, где специалист отдела подробно рассказал о статьях доходов с 2008 по 2012 год. Участников поездки интересовали, в основном, доходы по землям ФПС (сколько земель ФПС сдано в аренду, на какую сумму заключены договоры), общие доходы от налогов, порядок открытия лицевых счетов для крестьянских хозяйств и подворного обхода. 
 
Представитель инициативной группы из числа жителей муниципалитета Замира Бакуева поделилась с участниками обменного визита своим опытом работы с проектом: «Как простой житель села, раньше я всегда была в оппозиции к айыл окмоту, не очень понимая, что именно они делают, как это происходит, как расходуются средства местного бюджета. В такой ситуации была и вина органов местного самоуправления, которые недостаточно информировали меня, и моя вина, так как я не особо интересовалась фактическим состоянием дел. Благодаря проекту ГГПОМСУ, работая в инициативной группе, приобрела огромнейший опыт работы с населением, открыла для себя очень многое в деятельности органов МСУ, например, насколько тяжела и неблагодарна эта работа. Самый главный результат проекта заключается в том, что орган МСУ нашел общий язык со своим сообществом, и стало понятно, что только благодаря совместным усилиям можно решать проблемы села. Мы желаем всем руководителям органов МСУ в первую очередь прислушаться к своему народу, узнавать их надежды и проблемы, привлекать их к решению общих проблем села. Тогда все получится». 
 
Категориальный грант – «болезнь» местного бюджета самодостаточных сельских МСУ
 
Участников обмена очень интересовал вопрос относительно доли в местном бюджете, приходящейся на категориальный грант, а также софинансирование расходов на образование со стороны местного бюджета. Глава Ивановского АА Марат Байдылдаев рассказал, что в июле 2012 года, после бюджетных слушаний, по инициативе нескольких муниципалитетов района при участии Ивановского АА, перед Минфином был поставлен вопрос о пересмотре Постановления Правительства Кыргызской Республики «О переводе общеобразовательных организаций Кыргызской Республики на подушевой принцип финансирования» от 20 сентября 2011 г. в части выделения средств местного бюджета на оплату заработной платы учителям. Запрос был частично удовлетворен, и на сегодняшний день доля средств на финансирование заработной платы из местного бюджета значительно уменьшена. Также создана рабочая группа из числа представителей Министерства финансов и Министерства образования и науки, которая будет решать вопрос о передаче всего объема финансирования образования за счет средств республиканского бюджета. «Для нас это стало большим достижением, мы сохраняем в своем бюджете достаточно средств для решения других острых проблем села», – поделился глава. Глава Бостеринского АА Женишбек Молдоканов сталкивается с аналогичными проблемами: «На 2012 год сумма категориального гранта на образование в бюджете Бостери составила 6 млн. 126 тыс. сомов, но до сих пор еще не получили эти деньги. Мы три раза с письмом обращались в Минфин, три раза лично встречались с министром (бывшим), кроме этого, несколько глав сельских муниципалитетов встречались по данному вопросу с бывшим премьер-министром. В итоге этот вопрос остался нерешенным. Поэтому все расходы на зарплату учителям и соцотчисления производим из местного бюджета. Благо, что у нашего муниципалитета примерно такой же бюджет, как у Ивановки, денег пока хватает. Но проблема в том, что теперь мы не можем решать другие социальные вопросы, например, снабжение питьевой водой, уборка мусора и многое другое». 
 
Резюмировал дискуссию по финансированию системы образования руководитель проекта ГГПОМСУ Бекболот Бекиев: «Достигнут ряд предварительных соглашений с депутатами ЖК, Минфином, Минобразования о том, что образование – это государственная функция, и финансирование школ должно быть передано в Министерство образования и науки. На самом деле вам не нужен категориальный грант, и мы сейчас проводим огромную работу в этой сфере. Очень надеемся, что в скором времени эта проблема будет решена».
 
Мусор и вода
 
От участников поездки поступил вопрос о рас-ходах Ивановского бюджета на коммунальные услуги по уборке мусора в сумме 1 млн. сомов. Глава Ивановского АА ответил, что для уборки мусора требуется 500 литров солярки и заработная плата для трех человек на один трактор, и все эти расходы оплачиваются из местного бюджета. Гости посетовали, что их аймаки – дотационные, и не в состоянии тратить такие суммы на решение одной только проблемы, для чего необходимо искать пути решения по мобилизации внутренних ресурсов и привлечению инвестиций. 
 
В отношении снабжения питьевой водой участников интересовало, кто обеспечивает снабжение питьевой водой и за счет чего покрываются эти расходы? На этот вопрос ответил руководитель одного из трех СООППВ и депутат местного кенеша Эркин Усупов: «С каждого человека взимается оплата за питьевую воду в сумме 25 сомов в месяц. Из 11 тысяч населения только 2,5 тысячи пользуются услугами Водоканала, остальные пользуются своими колодцами. Из-за нерентабельности нам пришлось закрыть одно СООППВ и перевести имущество на баланс АО. Всего у нас 6 скважин, содержание каждой обходится в 30 тысяч сомов в месяц». На вопрос о формировании тарифа на питьевую воду руководитель СООППВ ответил: «Тариф на холодную воду согласовали с антимонопольным комитетом в зависимости от норм потребления. Тариф основан на точных расчетах и отвечает потребностям, но остается проблема собираемости – не все жители добросовестно относятся к уплате этой суммы».
 
Для презентации работы Ассоциации водопользователей (АВП) был приглашен начальник гидроучастка Ивановского и Кен-Булунского айылных аймаков, который подробно рассказал об инновации в управлении водой – установке автоматизированной системы учета поливной воды на АВП «Бел-Булак» с помощью грантовых средств Всемирного банка развития на сумму 1 миллион 81 тысяча сомов. В настоящее время это первый и пока единственный успешный пример в Чуйской области. До установки системы возникали постоянные споры по использованию воды между районным управлением водного хозяйства и АВП, наблюдался огромный перерасход поливной воды. Но как только установили автоматизированную систему, все пришло в порядок: ведется четкий учет воды (точное определение использования воды в каждый час), достигается большая экономия и рациональное использование поливной воды, осуществляется полный контроль над использованием воды крестьянскими хозяйствами, а также исчерпаны спорные вопросы по подаче поливной воды. Эта система позволяет полностью контролировать подачу воды по всем каналам и пользователям. Этот опыт настолько заинтересовал всех представителей 15 АА, что обсуждения продолжались весьма длительное время. 
 
Управление муниципальной собственностью: много из ничего
 
Большой интерес вызвал опыт Ивановского АА по приобретению крупного государственного объекта в муниципальную собственность и его последующая продажа на аукционе, а также строительство хирургического корпуса больницы. Добиться принятия постановления правительства о передаче бывшего здания районной государственной администрации в муниципальную собственность руководству Ивановского аймака удалось большими усилиями, пришлось несколько раз обойти все заинтересованные министерства и с каждым многократно согласовать данный вопрос.
 
Самое важное, что далее муниципалитет совершенно правильно распорядился имуще-ством, организовав открытые торги на новый объект. Местный бюджет получил доход от продажи объекта в сумме 6 миллионов 856 тысяч сомов. Далее, несмотря на то что здание было выкуплено и отремонтировано частным лицом, прямую или косвенную пользу от этого имеет весь муниципалитет. На базе здания бывшей государственной администрации создан университет KEIN, деятельность которого не только приносит доходы бюджету, но и активизирует культурно-образовательную среду муниципалитета. Увидев условия обучения, познакомившись с преподавательским составом образовательного учреждения, некоторые участники поездки по обмену опытом даже стали интересоваться условиями поступления в это учебное заведение. Поведение руководства Ивановского аймака нельзя назвать типичным. К сожалению, многие главы аймаков не стремятся расширить состав имеющейся в распоряжении местного сообщества муниципальной собственности. Более того, многие муниципалитеты не владеют информацией о наличии и количестве объектов муниципальной собственности, уже принадлежащих им, не говоря уже о бесхозных, заброшенных объектах, от которых можно получать дополнительные доходы в местный бюджет, как это сделал Ивановский АА. 
 
Вторым очень поучительным примером управления муниципальной собственностью стало строительство нового муниципального объекта – хирургическо- травматологического корпуса больницы в селе Ивановка. Особенность данного объекта заключается не только в том, что аймак за счет инвесторов построил новый необходимый сообществу социальный объект, а в том, что изначально эти инвестиции (а речь идет о сумме в 13,6 миллиона сомов) были предназначены для строительства мечети (в рамках миссионерской деятельности арабских инвесторов). К моменту появления инвестора, желавшего построить мечеть, в Ивановском АА уже насчитывалось 9 мечетей. Поэтому руководство муниципалитета решило использовать добрые намерения инвестора с большей пользой для сообщества: путем долгих переговоров удалось переубедить миссионера вложить деньги в решение более приоритетной и актуальной проблемы жителей Ивановки - здравоохранение. Помимо финансирования строительства самого корпуса, инвестор купил больнице медицинское оборудование на сумму 5 миллионов сомов, а также вложил 400 тысяч сомов в строительство водозаборной башни для обеспечения питьевой водой начальной школы № 4 и филиала территориальной больницы. Так руководство аймака не только добилось решения основной задачи по строительству нового социального объекта, а, глубже раскрыв проблемы села перед инвестором, смогло решить и другие проблемы: медицинское оборудование, строительство водозабора, материальная помощь малоимущим. 
 
Для других глав муниципалитетов этот опыт полезен еще и тем, что они увидели возможность выбора, творческого отношения к работе с донорами и инвесторами. Не секрет, что часто руководители органов местного самоуправления бездумно соглашаются на любые предложения благотворительного характера, не пытаясь поставить перед инвесторами задачу, переориентировать его. Особенно, когда речь идет о строительстве мечетей. За последние годы в рамках миссионерской деятельности мечети строятся на территории практически всех сел Кыргызской Республики. Причем это строительство может вестись бесконечно, независимо от количества мечетей в одном селе, лишь бы муниципалитет выделил земельный участок. Рекордным по количеству мечетей является один из сельских муниципалитетов Джалал-Абадской области, где насчитывается около 50 мечетей. Конечно, выбор остается за органами МСУ и сообществом, но стоит задуматься и о том, насколько сегодня в селах удовлетворен спрос на услуги образования (школы, садики), здравоохранения и коммунальных услуг (вода, мусор и др.). На наш взгляд, руководители органов МСУ должны исходить из приоритетов своего сообщества, помня о том, что каждому гражданину в городе или селе нужны, прежде всего, качественные медицинские, образовательные и коммунальные услуги. В данном случае пример Ивановского АА является успешным опытом, применимым в любом сельском муниципалитете, ведь миссионеров становится в любом селе нашей маленькой страны все больше и больше. 
 
ЛОГВИНЕНКОВСКИЙ АА: сообщество – сила, технологии – способ, лучшая жизнь – результат
 
Второй день поездки был посвящен Логвиненковскому АА, который также отличается многонациональным составом жителей: здесь живут большие группы русских, кыргызов, украинцев, немцев. Бюджет аймака в текущем году составил 19 миллионов 512 тысяч сомов (вместе с грантами), из них доходы местного бюджета – 5 миллионов 713 тысяч со-мов. Особенность данного айылного аймака состоит в выдающейся активности местного сообщества – за период с 2004 по 2012 год вклад сообщества в решение дел местного значения составил 1 миллион 530 тысяч сомов (из них трудовой вклад – 670 тысяч, денежные средства – 364 тысячи сомов). В настоящее время это один из лучших примеров в Кыргызстане тесного сотрудничества органов МСУ с сообществом. Здесь сообща, всем селом решаются общие проблемы, груз ответственности за состояние дел в местном сообществе не перекладывается только на айыл окмоту. Участники обмена смогли убедиться в этом, посетив детскую площадку в селе им.Логвиненко, построенную за счет средств частного лица – местного пенсионера А. Вайнбендера, который вместе с квартальным и соседями рассказал о проделанной работе. Вклад пенсионера в обустройство села составил 400 тысяч сомов, на которые была устроена детская площадка. 
 
Далее Логвиненковский айыл окмоту представил участникам обмена результаты работы по управлению землями. В период с 2008 по 2010 год муниципалитет инициировал трансформацию земель – из категории ФПС под индивидуальное жилищное строительство было выделено 56 гектаров. В 2010 г. АО провел топографическую съемку и разработал Генеральный план на общую сумму 1 млн. 250 тысяч сомов, из них вклад сообщества составил 250 тысяч. В том же году айыл окмоту осуществил распределение 498 земельных участков под ИЖС и создал новый жилой массив. Огромная работа проведена по муниципальным землям, в 2012 г. в рамках проекта Института политики развития были проведены учет и инвентаризация муниципальных земель Логвиненковского АА. Было выявлено 15 свободных земельных участков, общей площадью 3,2 гектара. Далее муниципалитет разработал Стратегию управления муниципальными землями и представил документ на обсуждение населению на общественных слушаниях. Вопросы управления муниципальными землями вызвали много вопросов у участников поездки, в том числе в отношении «излишков» при-усадебных участков и «самозахватов», в размере от 10 до 40 соток, которые жители просят официально оформить. На этот вопрос пришлось отвечать эксперту ИПР: «Если эти участки прошли в 2004 году системную регистрацию, то советуем не тратить время на разбирательства и оставить эти участки за пользователями. Можно и оспорить, так как системная регистрация проходила с нарушениями, но практика таких споров в судах, как правило, не дает результата. Однако если «излишки» и «самозахваты» продолжились после системной регистрации, то нужно принимать меры по изъятию муниципальных земель. При этом каждый случай индивидуален, прежде всего, необходимо сделать юридическую экспертизу по правоустанавливающим документам и взвешенно принимать решения по каждому случаю отдельно. Относительно продаж земель общего пользования: то это противозаконно, и однозначно требуются судебные разбирательства». Далее дискуссия продолжилась, и это говорит о том, что в области управления муниципальной собственностью, в том числе землями, работа во многих муниципалитетах проводится недостаточно. 
 
Социальные и коммерческие объекты на территории Логвиненковского аймака вызвали восхищение участников поездки, так как многое из увиденного демонстрировало, что органы МСУ могут работать, опираясь на экономичные методы управления, реализуя на практике инновационные технологии. Большой интерес вызвали технологии по возобновляемым источникам энергии, применяемые на практике: водонагревательные бочки от солнечной энергии, установленные в средней школе № 2; энергосберегающие солнечные печи в здании ФАПа и частном доме; экономные теплицы. Участники обмена своими глазами наблюдали, как на солнечной печи загорелась бумага и закипел чайник, как нагревались водонагревательные бочки, сохраняющие тепло достаточно долгий период. Участники поездки бурно обсуждали возможность практического применения новых технологий в своих селах. Интерес также вызвали установленные в школе № 2 биотуалеты «Экосан». Эти туалеты с сухой очисткой без применения воды не создают запахов, позволяют сохранять чистоту в помещении. По мнению многих участников поездки, такие биотуалеты необходимы в селах, особенно там, где есть проблемы с водой. 
 
Открытием  стали успехи школы-лицея №2 Логвиненковского АА, директор которого Фарида Низамудинова рассказала о дополнительном профессиональном обучении, о результатах общественных слушаний. Уникальность школы в том, что ученики, кроме основного аттестата, получают сертификат о дополнительной профессиональной подготовке: плотников, парикмахеров, портных-дизайнеров, поваров, младшего медперсонала. Участники обмена смогли посетить уроки дополнительного образования, где ученики вместе с учителями представили результаты труда: повара угостили вкусными блюдами, плотники продемонстрировали мебель, изготовленную для школы. Директор школы рассказала о результатах общественных слушаний, в частности, о том, что раньше расходы школьного бюджета вызывали массу вопросов и недовольство родителей, а после проведения в апреле 2011 года общественных слушаний, многие вопросы были сняты, и теперь родители с пониманием поддерживают все начинания школы. Многие участники вспомнили, что они тоже родители, серьезно задумались о дополнительном образовании, о прозрачности бюджета школ и необходимости проведения общественных слушаний.
 
Все просто?
 
Учебная поездка оказалась успешной. Почему? Во-первых, сам метод проведения наглядного практического информационного обмена весьма эффективен, так как опыт коллег, работающих в аналогичных условиях, мотивирует применить этот опыт у себя. Во-вторых, многолетний управленческий опыт руководителей Ивановского и Логвиненковского айылных аймаков служит неоценимым учебным практическим пособием для многих глав сельских муниципалитетов с небольшим стажем работы на посту главы АО. В-третьих, достижения муниципалитетов по привлечению инвестиций и мобилизации внутренних ресурсов для решения дел местного значения являются реальными для применения в любых сельских муниципалитетах страны. 
 
В ходе интерактивного диалога участники отвечали на вопрос о том, что из увиденного можно применить на практике в их айылных аймаках. Самыми популярными были следующие ответы: теплица, дополнительное образование в школах, установка биотуалетов «Экосан», солнечные печи, проведение общественных слушаний, прозрачность и открытость деятельности органов МСУ. А на вопрос о том, что нужно сделать, чтобы все это применить на практике, ответы получились такими: иметь огромное желание, работать с различными проектами, привлекать инвестиции, больше информировать и привлекать население к решению проблем села, чаще проводить обмен опытом между муниципалитетами.
 
Результат учебной поездки можно выразить словами немецкого поэта и писателя Гете: «Нужно не только знать, но и применять. Нужно не только желать, но и делать». Остается только надеяться, что по возвращению в свои муниципалитеты участники смогут использовать полученные знания в своих айылных аймаках во благо каждого жителя села.
 
Казалось бы, все просто?
 
ВИДЕЛИ САМИ! 
 
- Информация может перевернуть мир. Поэтому чем больше органы МСУ будут информировать свое население, тем больше будет доверия, тем больше проблем удастся решить.
Бактыкан Ажымаматова, журналист Джалал-Абадской областной газеты «Акыйкат»
 
- Ивановский и Логвиненковский муниципалитеты накопили огромный опыт по мобилизации внутренних ресурсов, например, замечательно работают квартальные комитеты Логвиненковского АА по озеленению своих улиц и созданию детских площадок. Очень важно, что эти муниципалитеты проводят огромную работу по прозрачности бюджета, регулярно обсуждая приоритеты расходования средств с населением. Польза от участия в Проекте ГГПОМСУ состоит в том, что проект помогает сократить разрыв, возникший в последние годы между гражданами и органами МСУ, помогает находить эффективные способы совместного решения проблем сообщества.
Женишбек Молдоканов, глава Бостеринского АА
 
- Мы открыли для себя новый метод – совместное изучение нужд села (СИНС-сессии). Это похоже на то, как в производстве появляется новая полезная и необходимая продукция. На протяжении многих лет оборвана связь местного самоуправления со своим населением, но 
благодаря СИНС мы теперь четко знаем, как эту связь восстановить, как говорить с населением, выявлять проблемы и совместно решать их на благо всего сообщества.
Ахматжан Тойчиев, лидер сообщества Бешик-Жонского АА