Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Обзор проекта закона о государственном социальном заказе

2014-04-03 / Новости Законодательства
Обзор проекта закона о государственном социальном заказе

21 июля 2008 года был принят Закон КР «О государственном социальном заказе», который впервые предусмотрел возможность применения государственного социального заказа (ГСЗ) в качестве нового инструмента решения социальных проблем и оказания социальных услуг. Это было сделано с целью повышения эффективности использования государственных бюджетных средств, выделяемых для решения социально-экономических проблем, и улучшения качества предоставляемых социальных услуг населению. За 6 лет стало ясно, что данный закон не дает достаточной базы для эффективного применения социального заказа, поэтому было принято решение о разработке нового закона, для чего Министерством социального развития Кыргызской Республики была создана рабочая группа, в которую вошел представитель Института политики развития. В чем же суть данного нового инструмента решения социальных проблем?

Бекболот БЕКИЕВ,
эксперт Института политики развития

21 июля 2008 года был принят Закон КР «О государственном социальном заказе», который впервые предусмотрел возможность применения государственного социального заказа (ГСЗ) в качестве нового инструмента решения социальных проблем и оказания социальных услуг. Это было сделано с целью повышения эффективности использования государственных бюджетных средств, выделяемых для решения социально-экономических проблем, и улучшения качества предоставляемых социальных услуг населению. За 6 лет стало ясно, что данный закон не дает достаточной базы для эффективного применения социального заказа, поэтому было принято решение о разработке нового закона, для чего Министерством социального развития Кыргызской Республики была создана рабочая группа, в которую вошел представитель Института политики развития. В чем же суть данного нового инструмента решения социальных проблем?

 
Чем вызвана необходимость принятия нового закона?
 
Раньше государство решало социальные проблемы и достигало общественно-полезные цели только традиционным способом, который применяли с советских времен, – путем создания государственных социальных учреждений (имеющих персонал, соответствующие помещения, постоянное финансирование из государственного бюджета и т.д.). С изменением социально-политического строя в стране и с переходом на рыночную экономику изменились условия и уровень жизни людей, возникли новые социальные проблемы и риски, выросло количество людей, которые по различным причинам утратили трудоспособность или оказались в трудной жизненной ситуации и нуждаются в социальном обслуживании и помощи. Для решения этих социальных проблем потребовались новые государственные инструменты, которые могли бы действовать эффективно в рыночных условиях, с вовлечением той широкой сети частного негосударственного коммерческого и некоммерческого сектора, который сформировался за это время, и их ресурсов. Государственный социальный заказ является дополнением к существующей системе социального обслуживания населения, а в некоторых случаях, когда он эффективен, – даже ее заменой. У государства появилась возможность решать социальные проблемы другими способами: не создавая государственные учреждения, через закупку социальных услуг для населения на конкурсной основе у частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также через финансирование общественно-полезных проектов некоммерческих организаций путем предоставления грантов. Следует отметить, что ГСЗ достаточно долгое время вполне успешно применяется в развитых странах. На территории СНГ ГСЗ начал внедряться с 2004 года Россией, Казахстаном, Украиной, Молдовой, Грузией и некоторыми другими странами.Например, в Казахстане Закон о ГСЗ был принят в 2005 году и в настоящее время механизм ГСЗ в этой стране применяется очень широко – на финансирование его ежегодно выделяется сумма, равная примерно 30 млн. долларов США, из них примерно 20 млн. долларов США выделяются из республиканского бюджета, 10 млн. долларов США – из местных бюджетов.
 
В настоящее время в странах СНГ идет активный обмен опытом по совершенствованию системы ГСЗ: Казахстан и Грузия перенимают у Кыргызстана и Украины систему грантов, выделяемых на общественно-полезные проекты; Кыргызстан, в свою очередь, перенимает у Казахстана и Грузии опыт закупок социальных услуг через механизм государственных закупок; некоторые страны СНГ начинают внедрять механизм закупок социальных услуг посредством ваучеров (талонов). В нашей стране, несмотря на то, что Закон Кыргызской Республики «О государственном социальном заказе» был принят в 2008 году и предусматривает возможность реализации ГСЗ во многих сфе-рах, на данный момент закон реализуется только одним государственным органом – Министерством социального развития Кыргызской Республики (МСР), которому в 2013 году для реализации ГСЗ было выделено 13, 9 млн. сомов (или около 265 тысяч долларов США), что более чем в 100 раз меньше суммы, выделяемой для финансирования ГСЗ в Казахстане. К сожалению, остальные министерства и ведомства в настоящее время не использует ГСЗ для решения поставленных перед ними задач в социальной сфере. Органы МСУ не могут реализовать ГСЗ ввиду ограниченности средств местного бюджета.
 
Вместе с тем анализ действующего законодательства о ГСЗ показал, что в нем имеется ряд недостатков, которые не позволяют его применение в полной мере и эффективно. В частности, отсутствует четкое разграничение между ГСЗ и государственными закупками, механизм определения социальных нужд населения для финансирования через ГСЗ является несовершенным; неудобный для участников конкурса способ передачи заявления и других документов в конкурсную комиссию; сложный и непрозрачный порядок оценки проектных предложений участников конкурса; недостаточные требования к условиям договора о реализации ГСЗ и т.д. В этой связи приказом Министерства социального развития КР № 206 от 19 декабря 2013 года была создана рабочая группа, которая разработала новую редакцию Закона КР «О государственном социальном заказе» (далее – законопроект).
 
Чем отличается новый законопроект?
 
Законопроект разработан в целях устранения выявленных недостатков и совершенствования системы ГСЗ в Кыргызской Республике. В случае принятия законопроекта, в стране будет существенно улучшена правовая база для решения социально значимых проблем и реализации инновационных, творческих идей посредством использования ГСЗ. Система ГСЗ Кыргызской Республики станет более прозрачной, справедливой, понятной и эффективной. Законопроект разработан с учетом наилучшей мировой практики. В нем устранены вышеуказанные недостатки существующей системы ГСЗ, а также предложены новые механизмы для прозрачности и повышения эффективности данной системы. В частности, законопроект предусматривает три формы реализации ГСЗ:
 
1) государственные закупки социальных услуг;
2) государственное финансирование общественно-полезных проектов;
3) предоставление социальных услуг нуждающимся гражданам посредством социальных талонов (ваучеров).
 
В случае принятия законопроекта государственные и муниципальные органы будут иметь право выбора на применение соответствующей формы ГСЗ для предоставления социальных услуг, разрешения социальных проблем или достижения общественно-полезных целей, исходя из того, какая из указанных форм наиболее эффективно разрешит социальную проблему и окажет качественные услуги.Согласно законопроекту, форма «государственные закупки социальных услуг» будет применяться для закупки комплексных социальных услуг (например, создание центров дневного пребывания для лиц с ограниченными возможностями здоровья, или создание дневных стационаров для предоставления медицинских услуг нуждающимся категориям граждан и т.п.), когда государственному заказчику будут известны виды услуг, которые необходимо предоставить получателям социальных услуг, и по ним имеются стандарты, разработанные и утвержденные в соответствии с законодательством о государственных и муниципальных услугах. Сами государственные закупки социальных услуг будут осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством о государственных закупках. Форма «государственное финансирование общественно-полезных проектов» будет применяться в случаях, когда известны социальные цели, которые необходимо достичь, но не известны способы их достижения либо для получения эффективных, инновационных идей некоммерческих организаций для достижения этих целей. Для этого государственный заказчик будет объявлять конкурс среди некоммерческих организаций, которые в своих проектных предложениях будут предлагать способы достижения этих целей. Победителями конкурса будут признаваться некоммерческие организации, предложившие наилучшие способы достижения указанных целей. Государственный заказчик будет предоставлять победителям гранты для реализации предложенных ими общественно-полезных проектов. Новой формой реализации ГСЗ является «предоставление социальных услуг посредством социальных талонов (ваучеров)». Данная форма реализации ГСЗ будет применяться для закупки общераспространенных простых социальных услуг для нуждающихся категорий граждан (например, услуги парикмахеров, бань, по доставке еды для одиноких, пожилых, нуждающихся граждан;или, другой пример, услуги массажа для лиц с ограниченными возможностями здоровья и т.п.),когда существует широкая сеть поставщиков таких услуг, оказывающих их в соответствии с установленными требованиями на постоянной основе.Согласно данной формы: (1) государственный заказчик будет публиковать объявление в СМИ о закупаемой услуге (например, о закупке услуг по стрижке одиноких, пожилых, нуждающихся граждан), (2) после чего юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие такую услугу, желающие принять участие в этом проекте и соответствующие установленным требованиям, будут регистрироваться у государственного заказчика, (3) далее государственный заказчик будет распределять одиноким, пожилым, нуждающимся гражданам социальные талоны на получение услуги и вместе с социальным талоном выдавать список юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с указанием их адресов), у которых они смогут получить эту услугу, (4) далее гражданин, получивший социальный талон, сам выберет поставщика услуги, передаст ему социальный талон и получит социальную услугу, (5) по истечении каждого месяца государственный заказчик будет возмещать поставщикам стоимость социальных талонов по предоставленным ими социальным услугам. На сегодняшний день мэрией г. Бишкека фактически уже используется форма «предоставления социальных услуг посредством социального талона». Возможность использований данной формы ГСЗ была урегулирована локальными нормативными правовыми актами органов МСУ г. Бишкек. В законах Кыргызской Республики отсутствуют нормативно-правовые основы регулирования предоставления социальных услуг посредством социального талона. Если законопроект будет принят,тем самым будет восполнен этот пробел в законодательных актах, и этот механизм начнут применять и в других местах.Каким же образом государственные и муниципальные органы будут реализовывать ГСЗ? В каких же документах они должны все спланировать и предусмотреть ГСЗ? Согласно законопроекту, государственный орган или орган МСУ, планирующие реализовать ГСЗ, должны разработать проект программы ГСЗ. Срок действия программы ГСЗ может быть от одного года до пяти лет. Одной из ключевых проблем реализации ГСЗ является выявление нужд населения в социальных услугах. Для определения нужд населения в социальных услугах, которые могут быть оказаны через ГСЗ, законопроект предусматривает проведение исследования, которое может проводиться с участием независимых специалистов и экспертов. Проект программы ГСЗ разрабатывается с учетом результатов проведенного исследования по определению нужд и потребностей населения, а также предложений граждан и организаций, поступивших в базу данных социальных проблем и общественно-полезных целей, которая создается при соответствующем государственном органе или органе МСУ. Кроме того, законопроект предписывает обязательность проведения общественных слушаний по проекту программы ГСЗ. Проект программы ГСЗ должен быть размещен за 15 дней до дня проведения слушаний на официальном сайте государственного органа или органа МСУ, в случае отсутствия официального сайта – размещен на информационных досках (стендах) соответствующего органа власти. Любые заинтересованные лица вправе вносить свои предложения и замечания, которые регистрируются и рассматриваются соответствующим органом власти, инициировавшим ГСЗ.
 
Таким образом, в законопроекте предусмотрены требования и механизмы, обязывающие государственные и муниципальные органы определять потребности граждан и учитывать их при разработке программы ГСЗ, с целью решения в первую очередь приоритетных социальных проблем, в которых нуждаются получатели социальных услуг. После утверждения бюджета на соответствующий год, в котором предусмотрены средства для финансирования ГСЗ, государственный орган или орган МСУ должны разработать и утвердить План реализации программы ГСЗ.Источниками финансирования реализации ГСЗ остаются также республиканский и местные бюджеты. Средства в республиканском бюджете на реализацию ГСЗ должны предусматриваться на  ежегодной основе, а в местном бюджете – при наличии соответствующих средств у органов МСУ. В отличие от действующего закона в законопроекте предусматривается, что 10 процентов средств,выделенных для реализации ГСЗ, могут быть использованы на организационные расходы по реализации ГСЗ (создание и поддержание страницы по ГСЗ на своем официальном сайте; размещение объявлений о конкурсах по ГСЗ в СМИ; оплата работы экспертов; выплата командировочных расходов на поездки для мониторинга и оценки реализации общественно-полезных проектов; компенсация транспортных расходов членам грантовой комиссии от гражданского общества и иных расходов, необходимых для организации ГСЗ).
 
После утверждения бюджета на соответствующий год, в котором предусмотрены средства для финансирования ГСЗ, государственный орган или орган МСУ должен разработать и утвердить План реализации программы ГСЗ, в котором предусматриваются порядок реализации ГСЗ по каждой его форме, территория реализации ГСЗ,круг получателей услуг, категории исполнителей ГСЗ, общий объем бюджетных средств и объем средств по каждой форме реализации ГСЗ, а также средства, предназначенные для покрытия организационных расходов. В случае делегирования реализации ГСЗ, в Плане по реализации программы ГСЗ должны быть предусмотрены средства, которые будут переданы органам МСУ для исполнения делегированных государственных полномочий.
 
На практике по действующему Закону КР «О государственном социальном заказе» возникало много вопросов относительно формирования конкурсной комиссии, в особенности по количественному составу конкурсной комиссии, кандидатам в члены грантовой комиссии от гражданского общества и сроку полномочий конкурсной комиссии. В законопроекте предлагается устранить указанные недостатки действующего закона. В частности, установить состав конкурсной комиссии в количестве 10 членов: по 5 представителей от государственного заказчика и гражданского сектора. Отбор представителей гражданского сектора будет осуществлять сам гражданский сектор по итогам рейтингового голосования по выдвинутым кандидатурам. Государственный заказчик не вправе вмешиваться в этот процесс. В то же время предоставить ему право приглашать представителей гражданского общества на прямую, в случае невыдвижения гражданским обществом своих кандидатов или недостаточного их количества, что позволит формировать комиссию и обеспечить реализацию ГСЗ. В законопроекте предлагается определить срок полномочий комиссии в 2 года, что позволит обеспечить определенную устойчивость в работе комиссии.
 
* * *
 
В настоящее время проект закона обнародован для обсуждения. Учитывая большую роль органов МСУ в реализации механизма социального заказа, мы предлагаем заинтересованным лицам направлять свои комментарии и предложения в
Институт политики развития (адрес указан на титульной странице журнала). Институт передаст все вопросы и комментарии рабочей группе для изучения. М