Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Экономическая журналистика и финансовая грамотность: воздействие на бедность и стабильность развития

2012-10-08 / Экономическая журналистика
Экономическая журналистика и финансовая грамотность: воздействие на бедность  и стабильность развития

Перспективы, проблемы и сотрудничество Таджикистана и Кыргызской Республики.

Летом 2012 года эксперты в сфере экономической журналистики Кыргызской Республики приняли участие во встрече- обсуждении данного медиа-направления, состоявшейся в столице Таджикистана городе Душанбе. Во встрече участвовало около 20 таджикистанских журналистов, редакторов и экспертов. Партнером по организации встречи   выступила   общественная   организация «Хома»,  которая  имеет  значительный  опыт в развитии экономической журналистики в Таджикистане.

Участники не только обсудили общие для журналистов двух стран проблемы, но и определили сферы возможного будущего сотрудничества экономических журналистов стран Центральной Азии.

Встреча прошла в рамках проекта по экономической журналистике, реализованного Пресс-клубом Кыргызской фондовой биржи при  участии  Института  политики  развития и финансировании Центра международного частного предпринимательства (CIPE).

Освещение деятельности органов государственной власти является постоянным информационным мостом между властью, обществом, бизнесом, способным воздействовать на результаты реформ и отношение населения к экономическим процессам.

По мнению большинства практикующих представителей СМИ, присутствовавших на встрече, власть в Таджикистане уклоняется от освещения решений, принимаемых в сфере экономики. Отсутствие информации, ее искажение всегда создают условия для появления латентного вялотекущего конфликта между бизнесом и властью.

Очевидно, что большинство представителей СМИ настроены скептически, часто занимают позицию «вечного критика» действий правительства, при этом критика не всегда конструктивна, что, в свою очередь, ведет к еще большей закрытости власти и дистанцированию консолидированных представителей бизнеса от диалога. «Круглый стол» в Душанбе был продуктивным по нескольким причинам.

Во-первых, участники могли сравнить экономическое положение двух стран-соседей; узнать, какие процессы происходят в Таджикистане и Кыргызстане, как отражают их местные СМИ. Услышать, какие проблемы существуют в экономической журналистике и как они преодолеваются.

Во-вторых, участники убедились, что многое объединяет журналистов и бизнес в двух странах, хотя в Кыргызстане очевидно больше свободы и инициативы, чем в Таджикистане. Свобода и инициатива в экономике Кыргызстана делает кыргызстанские СМИ более активными в экономических темах. Кроме того, в Кыргызстане сильнее развито внутреннее экспертное сообщество, и кыргызстанские журналисты имеют возможность получать знания и информацию у отечественных экспертов (во многом благодаря проектам CIPE), чего их таджикистанские коллеги лишены. Таджикистанские журналисты обучаются, в основном, у зарубежных специалистов, которые не в полной мере могут знать состояние экономики и журналистики, особенности менталитета, законодательства. Однако большая общая беда обеих стран – это отсутствие возможностей для обучения экономических журналистов, как практикующих, так и студентов.

В-третьих, на встрече в Душанбе прозвучало, что совместная работа может не только расширить кругозор журналистов и экспертного сообщества, но и раздвинет границы журналистики и свободы слова. Так как появится общая виртуальная площадка, на которой могут появиться материалы и дискуссии, невозможные внутри одной страны.

В-четвертых, есть надежда, что активность представителей кыргызстанского бизнеса, которые внимательно следят за прессой, сами вовлекаются в процесс развития СМИ, пере- дастся и таджикским предпринимателям, которые пока пассивны, осторожны и слабо идут на контакты с журналистами.

В целом участники пришли к выводу о необходимости объединения усилий в обучении представителей СМИ общим для двух стран экономическим интересам, выраженным в различных формах внешнеторговой деятельности, проводимых экономических реформах,  направленных на создание инвестиционной привлекательности, упрощение условий ведения бизнеса, сокращение вмешательства государства, развитие саморегуляции, оптимизации платных государственных услуг субъектам предпринимательской деятельности, их аутсортинг. Далее приводится более подробные обоснования и выводы, родившиеся во время обсуждения и касающиеся целого ряда вопросов:

  • СМИ и государство: недостаточное освещение экономической политики власти.
  • СМИ и бизнес: отсутствие консолидации бизнес-сообщества.
  • Медиа-эксперты и СМИ: потребности в обучении.
  • Потребность в площадках, диалоге, коммуникации и взаимодействии между странами и риски.

Стимуляция процесса и оценка

Выступающие озвучили 3 основные проблемы, связанные с вопросами освещения решений государства в области экономики:

  • нарушение должностными лицами норм и положений законодательства о доступе к информации и работе с обращениями граждан практически на всех уровнях власти;
  • планы власти в отношении экономических реформ искажаются при реализации, освещение выявленных расхождений не влечет принятия мер со стороны высшего руководства: нет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение; такая ситуация порождает недоверие к власти (в целом, общество накопило усталость и находится в состоянии безысходности, которое разделяет  большинство  присутствовавших на встрече журналистов, соответственно, спрос на информацию о деятельности власти (реформах) снижен);
  • отсутствие   четких   экономических политик, стратегий социально-экономического развития территорий, их открытого и публичного обсуждения, разъяснения в СМИ привело к некой стагнации сознания и концентрации только на проблемах; при этом проблемы формулируются как вокруг негативных процессов в национальной экономике, так и вокруг негативного внешнего экономического воздействия стран-экспортеров. Иными словами, общество  понимает  ситуацию  как некий безысходный тупик, и естественной реакцией является экономическая депрессия и отсутствие предпринимательской инициативы в среде МСБ. Однако официальная информационная политика власти не отражает всех проблем в экономике.

Вывод: общая социально-экономическая ситуация, последствия мирового кризиса, высокая импортозависимость при сохранении административных методов управления, экономический страх и инвестиционная неуверенность усугубляются отсутствием разносторонней информации, позволяющей населению принимать самостоятельные экономические решения.

По мнению таджикистанских журналистов, граждане не чувствуют воздействия результатов реформ в полной мере. Это может говорить об их низкой эффективности, формальности. Но это может говорить и о плохой осведомленности общества, в том числе СМИ, о сути, содержании, общественных выгодах и целях проводимых реформ.

Многие реформы в экономике поддерживаются донорами, но координация действий доноров и правительства в вопросах информированности и оценке результатов слабая. Это порождает порочную зависимость: проведение программ и реализация проектов в обмен на последующее финансирование проектов – «реформы нужны только для того чтобы получать финансирование для реформ».

СМИ и бизнес: отсутствие консолидации бизнес-сообщества

Интересным моментом обсуждения стали вопросы взаимодействия таджикистанских СМИ с бизнес-cредой. Участники отметили, что открытого диалога и публичного обсуждения проблем бизнеса практически не ведется, при этом заметны опасения бизнеса публично озвучивать свои проблемы или комментировать действия власти. Например, на встрече были рассмотрены вопросы создания нового Налогового кодекса и выражено мнение, что процесс разработки был закрыт, но все очень активно участвовали в обсуждении готового проекта документа.

Пока бизнес-сообщество не готово выражать конструктивную позицию, что свидетельствует об отсутствии консолидации в бизнес-среде. В данной ситуации более активными оказались СМИ, которые широко осветили разницу между принципами, заложенными в проекте Налогового кодекса, и основами фискальной политики государства.

Проблема заключается в том, что бизнес-сообщество не выражает своего мнения публично, а вся состязательность в форме общественного обсуждения проходит между аналитическими центрами (видимо, поддерживаемыми донорами) и уполномоченным органом (налоговым комитетом). И только таджикистанские СМИ придали процессу обсуждения некоторую публичность. Тем не менее, в результате несовпадение декларируемой высшей властью цели оптимизировать налоговое законодательство и фактическая закрытая разработка проекта кодекса заставили отложить принятие законопроекта.

Необходимо отметить, что данная проблема существует практически во всех странах СНГ, корни частично лежат в плоскости несовершенства законодательства, частично – в отсутствии знаний о своих правах. Но самой большой проблемой является информационная закрытость власти во имя сохранения стабильности режима. Фактическая закрытость существует на фоне декларированного законодательством цивилизованного доступа к информации.

Свобода экономического слова необходима для развития демократии и рыночных отношений. Реализация свободы экономического слова возможна в формате PUBLIC POLICY в процессе принятия решений в сфере экономики c участием гражданского общества. При этом СМИ должны выступать главным коммуникационным каналом между властью, бизнесом и населением. Граждане не могут реализовать свои экономические права, если не понимают принятых решений, если у них нет доступа к экономической информации и возможности выражать свои экономические требования свободно. Поэтому отдельным блоком работы по развитию экономической журналистики и воздействию СМИ на экономическую активность населения Таджикистана должно стать создание форм и площадок для открытого диалога власти и бизнеса при участии СМИ. Второй важный момент – необходимость внедрения регламента информационного взаимодействия власти, бизнеса и СМИ.

Практическое воплощение этих идей возможно через реализацию проектов по экономической журналистике, так как со стороны СМИ легче войти в процесс, нежели со стороны бизнеса или государства – и у первой, и у второй группы есть страх публичного обсуждения проблем, тогда как у СМИ такого страха нет в принципе. Соответственно, СМИ могут стать локомотивом начала публичного обсуждения проблем и решений.

Реализация подобного проекта потребует обучения журналистов, которые пока не совсем четко представляют, почему государственное управление (менеджмент) чаще всего относится экономическому блоку тем в СМИ.

Медиа-эксперты и СМИ: потребности в обучении

Дискуссия выявила, что в профессиональной среде экономистов Таджикистана «живут» разные подходы к пониманию роли и функций государства в рыночной экономике. Не обладая базовыми экономическими знаниями, журналисты не могут разобраться в течениях и теориях. Усугубляется положение слабым знанием и практическим незнанием журналистами правовых основ управления и реформирования экономики в Таджикистане. Это не дает представителям СМИ понимания ситуации, не способствует получению прикладных знаний для своей профессиональной деятельности.

При разработке программы обучения нужно учесть положения национального законодательства (предпринимательского права и нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность предпринимателей, регулирующей экономику и права и обязанности органов государственной власти). Более того, возникает потребность в проведении обучающего курса по основам юридической грамотности, включая основы национального законодательства, основные положения международных соглашений ВТО, Таможенного союза, других соглашений и договоров.

Также очевидна потребность в обучении по отдельным структурным отраслям реального сектора и некоторым экономическим дисциплинам. В частности, ощущается недостаток знаний по следующим темам: государственное регулирование экономики в условиях рынка; государственное и муниципальное управление; экономика банков (было озвучено несколько проблем,  связанных с  микрокредитными организациями, кредитом, займом, правовыми и имущественными последствиями, «короткими» деньгами для сельского хозяйства); финансовый рынок; формы собственности и правовые формы организации предпринимательской деятельности; трудовые отношения; внешнеэкономическая деятельность; таможенное законодательство и принципы свободной торговли (ВТО); основы анализа воздействия внешних факторов на деятельность отрасли (сферы национальной экономики).

Формирование рабочих программ и планов обучения должно учитывать базовый уровень подготовки журналистов и опыт освещения лекторами тем, связанных с экономической теорией в сочетании с прикладными вопросами реального сектора экономики. Иными словами, наиболее эффективным будет обучение, совмещающее экономику отрасли + правовую базу + регулирование и управление + действия власти и зоны ответственности сторон, а также анализ возможных последствий и результатов. Важно привлекать к обучению практиков.

Потребность в площадках, диалоге, коммуникации и взаимодействии между странами и риски

Очевидная закрытость власти в Республике Таджикистан, избирательность в контактах с представителями  СМИ  создают  условия  для  снижения эффекта от действий сторон. В начале 2012 года сообществом журналистов, входящих в круг общения с «ХОМА», создана площадка на платформе FACEBOOK группа «Экономические новости» (http://www.facebook.com/?ref=tn_tnmn#!/ groups/332437986780248/). Само появление площадки – хороший знак, но пока она содержит ограниченное количество контента на темы экономических реформ, почти нет критических материалов. Отсутствие критических материалов говорит об опасениях со стороны журналистов последствий за публикацию острых критических вопросов.

Диалог по острым проблемам экономики (например, по внешней торговле в региональном разрезе) так или иначе будет затрагивать вопросы экономических политик других стран, с которыми у Таджикистана выстроены «личные» отношения. Это потребует внимания к политкорректности. Отражение событий и действий других стран в СМИ создает общественное мнение, воздействует на процессы принятия решений. Поэтому выстраивать диалог по проблеме между странами (бизнес-сообществом, экспертами и СМИ) необходимо в виде прямого обмена информацией, что будет обеспечивать устойчивость процессов интеграции.

Стимуляция процесса

Проведение совместных встреч сообществ Кыргызстана и Таджикистана в разных форматах (от международных конференций до бизнес-форумов) на разных территориях, включая приграничные районы, позволит привлечь региональные СМИ к освещению страновых и региональных (Центральная Азия) проблем, действий властей, политик государств. Достоверное освещение проблем (без обвинения сторон) может изменить отношение власти к СМИ, и это будет служить росту доверия к СМИ. Очевидно, что взаимодействие всех сторон (государство, бизнес, население, СМИ) должно строиться на конструктивной основе.

Здесь возможно несколько путей. Первым и самым важным представляется развитие экспертного общества, в том числе путем создания бизнес-ассоциаций. Если таджикистанский бизнес пока не готов к самостоятельной консолидации, можно пойти путем создания дискуссионных площадок, применения других форм сотрудничества (подробнее об этом см. раздел «Практические рекомендации участников обсуждения»).

Практические рекомендации участников обсуждения

Значительная часть семинара-обсуждения была посвящена работе в группах, в ходе которой участники выработали практические рекомендации для продолжения сотрудничества в сфере развития экономической журналистики. Рекомендации касались двух аспектов: тем взаимного интереса и форм возможного сотрудничества.

Темы взаимного интереса

Учитывая общие границы, общих внешних партнеров, схожесть истории развития экономики двух стран – Таджикистана и Кыргызстана – участники сформулировали темы общего взаимного интереса для СМИ следующим образом:

  • Кыргызстан и Таджикистан – полигон столкновения экономических теорий от плановой экономики до либертарианства;
  • приграничная торговля, ВТО;
  • экспорт-импорт основных социально значимых товаров и услуг;
  • сходства и различия в сфере государственного регулирования экономики;
  • сходства и различия в отношениях СМИ и бизнеса;
  • энергетические возможности и угрозы региона;
  • горнодобывающие отрасли Кыргызстана и Таджикистана: сходства и различия;
  • статистика: получение данных, анализ, корреляции – новые инструменты журналистского расследования.

Формы возможного сотрудничества

Большое внимание участники уделили разработке форм сотрудничества между представителями СМИ двух стран. В ходе обсуждения были предложены следующие формы:

  • Постоянная площадка для обмена информацией (главная практическая цель площадки – предоставить журналистам возможность оперативного доступа к источникам информации в соседней стране, мнениям и комментариям экспертов относительно важных для обеих стран вопросов развития экономики – см. «Темы взаимного интереса»).
  • Интернет-сайт (либо площадки в социальных сетях), разбитый на темы, позволяющий в интерактивном режиме получать взаимные консультации у коллег из соседней страны (возможно, присоединение коллег из Казахстана), оперативное получение экспертных комментариев для подготовки аналитических статей.
  • Неформальная и формализованная ассоциация экономических журналистов.
  • Создание базы данных по экспертам, бизнес- лидерам и журналистам двух стран.
  • Производство  совместных  материалов  по темам взаимного интереса (по примеру программы «Открытая Азия»), телемосты.
  • Форумы с участием представителей СМИ и бизнеса двух стран по темам взаимного интереса:
  • конференции по темам взаимного интереса с привлечением бизнес-сообщества и экспертов из двух стран по актуальным вопросам темы. Цель – создание аналитического портрета сотрудничества или противостояния;
  • обучающие  семинары  с  привлечением экспертов  по  теме  взаимного интереса из двух стран (например, по теме приграничной торговли журналистов из двух стран обучают два эксперта-практика – из Таджикистана и Казахстана) – возможно, в форме летнего лагеря экономической журналистики;
  • пресс-туры по темам взаимного интереса (например, на строящиеся в двух странах гидроэлектростанции или горнодобывающие предприятия).
  • Работа с  резервом журналистских кадров:
    • обучение экономической журналистике в вузах:
    • совместное  проведение  мастер-классов (обмен гостевыми лекторами с лекциями о темах взаимного интереса, при этом лекторами могут быть практикующие журналисты);
    • совместная разработка учебника по экономической журналистике с практикумом освещения тем взаимного интереса;
    • внедрение факультативного курса по экономической журналистике в двух странах.
  • Совместная аналитическая работа по изучению воздействия экономической журналистики на развитие (включение Таджикистана в сравнительное исследование экономического контента в СМИ).
  • Стимулирование  развития  экономической журналистики путем проведения конкурсов на лучшее журналистское расследование по экономическим темам.