Свобода экономического слова необходима для развития демократии и рыночных отношений.
Свобода экономического слова необходима для развития демократии и рыночных отношений. При этом СМИ должны выступать главным коммуникационным каналом между властью, бизнесом и населением. Граждане не могут реализовать свои экономические права, если не понимают принятых решений, если у них нет доступа к экономической информации и возможности выражать свои экономические требования свободно.
Общая социально-экономическая ситуация, последствия мирового кризиса, высокая импортозависимость при сохранении административных методов управления, экономический страх и инвестиционная неуверенность усугубляются в странах Центральной Азии отсутствием разносторонней информации, позволяющей населению принимать самостоятельные экономические решения.
Конференция «Экономическая журналистика как фактор и индикатор развития рыночной экономики» состоялась в Бишкеке 11 и 12 октября 2012 года. Целями конференции стали: демонстрация проблем и достижений в развитии экономической журналистики и ее воздействия на развитие рыночной экономики в странах СНГ; решение вопроса о сотрудничестве между экономическими журналистами стран Центральной Азии.
В конференции приняли участие 115 представителей бизнеса, государственных структур, гражданского общества, учреждений образования и СМИ из 10 стран: Кыргызстана, Казахстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Беларуси, Грузии и США. Две основные группы участников составили журналисты и экспертное сообщество, включая донорские организации. Состав участников в зависимости от целевых аудиторий представлен на диаграмме ниже.В целом участники конференции согласились с тем, что экономическая журналистика – это часть куда более большой и сложной проблемы: низкого уровня финансовой и экономической грамотности населения, и в этом смысле экономическая журналистика обладает большим, но пока не до конца используемым потенциалом. Подлинная экономическая журналистика должна носить народный, массовый характер и занимать свое значительное место в средствах массовой информации. Также экономическая журналистика – это инструмент взаимодействия общества, бизнеса и государства в целях создания более благоприятных условий жизни и эффективного экономического развития.
Программа и выступления
Участников конференции от имени Президента Кыргызской Республики приветствовала НУРСУЛУ АХМЕТОВА, отвечающая в Аппарате Президента за развитие экономики. Госпожа Ахметова подчеркнула важность и потенциальные возможности СМИ в отношении повышения финансовой и экономической грамотности населения; предотвращения кризисных ситуаций на финансовом, в особенности, микрофинансовом рынке. «От финансового неблагополучия, влияющего на все общество, возникает социальная напряженность, которой могут воспользоваться определенные политические круги. В решении системных задач экономики большую роль играют журналисты. При этом неинформированность населения в области экономики отражается на финансовом благополучии населения. Для выполнения своей миссии самим журналистам необходимо подтянуть свои знания в области экономики, от этого зависит не только имидж и развитие Кыргызстана, но и всего региона в целом».
С приветственным словом выступила также руководитель программ CIPE в Евразии ЕЛЕНА СУХИР, которая подчеркнула усилия и успехи кыргызстанского гражданского общества в сфере развития экономической журналистики: «Роль средств массовой информации и бизнеса, также как и политиков, государственных должностных лиц, – это информирование и просвещение граждан об экономических и политических вопросах, которые влияют на их жизнь. Когда граждане хорошо информированы, оснащены фактами и независимым анализом, они могут активнее участвовать в процессе выработки политики на всех уровнях; помогать правительству работать честно, ответственно и быть подотчетным своему народу. Развитие экономических тем в СМИ имеет огромное значение в процессе перехода ваших стран к демократическому пути развития и рыночной экономике».
Сессия 1. Создание благоприятной информационной среды для развития экономической журналистики: роли ассоциаций и бизнеса
Далее конференции была построена на разделении всех выступлений на три крупные сессии. Первая пленарная сессия была посвящена роли ассоциаций и бизнеса в создании благоприятной информационной среды для развития экономической журналистики. Иными словами, участники априори признали необходимость развития экономической журналистики и рассмотрели вопрос о том, насколько полезным может быть сотрудничество бизнеса и бизнес-ассоциаций со СМИ для обеих сторон. В данной пленарной сессии первым выступил АЛЕКСАНДР РАЕВСКИЙ, глава Представительства CIPE в Российской Федерации. В своем выступлении «Роль гражданских ассоциаций и лидеров экономических реформ в развитии СМИ. Гражданское общество (особенно бизнес-ассоциации и исследовательские центры) как источники информации для СМИ. Уроки, выученные Россией» он, в частности, сказал следующее: «В последнее время все чаще приходится говорить о необходимости создания совершенно определенного вида медиапространства – антикоррупционного. К сожалению, нужно признать, что нормы прозрачности, подотчетности, порядочности, компетентности на протяжении десятилетий не являлись доминирующими в контексте приоритетов социально-общественной жизни российского государства и его отдельных граждан. Формирование полноценного антикоррупционного поля невозможно без участия в этом процессе средств массовой информации, журналистского общества. Это главная сила, призванная не просто рассказывать читателям, зрителям, слушателям о событиях и фактах сегодняшнего дня, но, прежде всего, формировать общественное мнение, а порой даже хорошо это или плохо, отдельный вопрос – и манипулировать им!».
СЕРГЕЙ ПОНОМАРЕВ, руководитель бизнес-ассоциации рынков Кыргызстана, в своем выступлении говорил о возможном партнерстве ассоциаций и журналистов, высказал претензии в адрес СМИ в отношении качества журналистских работ по экономике и бизнесу, остановился на совместных возможностях воздействия на власть. Особую благодарность Сергей Пономарев высказал журналистам за их помощь во внедрении инструментов анализа регуляторного воздействия (АРВ) в процесс принятия решений правительством Кыргызстана.
НЕЛЛИ СИМОНОВА, руководитель финансовой компании из Кыргызстана, в своем выступлении также затронула вопросы управления общественным сознанием со стороны СМИ и опыт взаимодействия финансового бизнеса и СМИ: «СМИ – это большая общественная сила и серьезное орудие манипулирования общественным сознанием, так как СМИ могут выражать интересы государства, социальных групп, политического лидера, крупных финансовых и экономических систем и всего общества. К моей большой радости в наших СМИ произошли большие изменения в пользу позитива. Наши средства массовой информации, в частности, телевидение, стало показывать больше позитива нежели негатива. Но экономических успехов, успехов в бизнесе, как бизнес нужно делать, как бизнес должен делиться опытом, мало. Когда бизнес хочет озвучить это, то натыкается на то, что нужно за эту информацию платить деньги. Допустим, если в какой-нибудь статье появится на-звание компании, считается что это реклама. Ни в одной стране нет такого подхода, да и как можно давать статью с оценкой эксперта, при этом не видеть, кто этот эксперт, из какой он компании. Поэтому кажется, что данная статья подготовлена исключительно журналистом, а он лоббирует чьи-то интересы...». Нелли Симонова также считает, что обучение граждан основам управления личными деньгами даст серьезный толчок развитию экономики нашей страны, будет способствовать активизация фондового рынка. Сбережения начнут работать и обеспечат отечественные предприятия дешевыми и «длинными» деньгами. Финансово грамотное население сможет самостоятельно обеспечить себя источником дополнительного дохода, что станет залогом повышения благосостояния населения, стабильности развития Кыргызстана.
Ярко и эмоционально прозвучало выступление ВЛАДИМИРА КАРЯГИНА, Председателя Президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Беларуси, Председателя Минского столичного Союза предпринимателей и работодателей, который призвал СМИ формировать позитивный облик предпринимателя, искать героев с бизнес-среде: «В Беларуси появилось новое направление бизнес-изданий по «героизации» предпринимателей. Люди должны знать своих героев в лицо, тех предпринимателей, которые дают работу и делают жизнь других людей лучше. Особенный акцент белорусской прессы в настоящее время направлен также на освещение проблем малого и среднего бизнеса и популяризацию бизнеса… Что касается экономической свободы и объективности СМИ, то заэкономическую свободу надо бороться, ее надо осознанно желать».
ДМИТРИЙ ЛЯПИН, руководитель Института свободы и собственности Украины, обратил внимание на взаимоотношения бизнеса и СМИ и подчеркнул, что на современном этапе экономический потенциал любого государства все больше зависит от уровня использования информационных ресурсов. С другой стороны, бизнес должен видеть в СМИ союзника и прибегать к помощи в СМИ в решении адвокаси-проблем во взаимоотношениях с государством. Большой интерес вызвали примеры воздействия бизнеса на государство с помощью СМИ: борьба против произвола налоговой службы, борьба против гербового сбора, попытка изменения системы сертификации и другие.
Сессия 2. Роль экономической журналистики в развитии рыночной экономики и борьбе с коррупцией
Вторая сессия началась с выступления председателя правления Института политики развития НАДЕЖДЫ ДОБРЕЦОВОЙ, которое было посвящено теоритическим и практическим аспектам развития экономической журналистики в Кыргызстане и других странах мира: «Аудитория, обсуж-дающая данный вопрос, состоит из двух различных групп – представителей Think Thank организаций и элитарных журналистов, занимающихся вопросами экономики и бизнеса на уровне изданий для профессионалов. И совершенно очевидно, что мы говорим о разных вещах: элитарная экономическая журналистика была, есть и будет, и живется ей, в общем-то, не так уж плохо. Бизнес платит этой журналистике неплохие деньги за насыщение рынка профессиональной бизнес-информацией, правительство платит этой журналистике возможностью чувствовать себя влиятельными людьми. Мы же пытаемся говорить о журналистике массовой, ориентированной на неподготовленного читателя, который ловит рыбу в Малайзии, пасет коз в Непале, выращивает овощи в Кыргызстане или работает на заводе в Беларуси. Это журналистика тесно связана с вопросом о финансовой и экономической грамотности населения. И эта разная журналистика: с разными целями, с разными методами. У меня возникло подозрение, что элитарная журналистика может стать как помощником, ресурсом для развития массовой экономической журналистики, так и препятствием, потому что я ощутила с их стороны некий кастовый подход: дескать, все знать положено лишь профессионалам, народу это не нужно, он прекрасно без этого обходится, а всю аналитику, которая нужна для устойчивого развития наших стран, мы сделаем за них. Подход сегрегации, я бы сказала, снобизм». В презентации была глубоко затронута тема связи между бюджетной журналистикой, экономической журналистикой и повышением финансовой грамотности населения.
Далее выступили СЕРГЕЙ ФИЛИН, директор Института директоров Казахстана, который остановился на своем опыта работы с журналистами, призвав их активнее усваивать новые знания, в частности, в сфере корпоративного управления; АСЕЛЬ АРСТАНБЕКОВА, руководитель CSR Business Network, чье выступление о корпоративной социальной ответственности вызвало неоднозначное отношение участников из бизнес-среды, которые убеждены, что вся их социальная ответственность ограничивается уплатой налогов и созданием рабочих мест; а также АЛЕКСАНДР РАЕВСКИЙ, который остановился на проблемах ангажированности СМИ и взаимодействии бизнеса и СМИ. В этих презентациях рефреном прозвучали проблемы в отношениях между СМИ и бизнесом в отношении контента СМИ и отражения в СМИ деятельности компаний, неурегулированности общественного отношения к вопросу о том, что может считаться или не считаться рекламой.
Огромный интерес аудитории вызвало выступление спикера из Грузии – ТАМУНЫ ЛЕПСВЕРИДЗЕ, которая подробно рассказала об опыте региональных СМИ Грузии в борьбе с коррупцией. Журналисты из других стран обратили особое внимание на два момента из ее выступления. Во-первых, всех удивило, что ангажированность и подконтрольность центральных СМИ Грузии привели к тому, что региональные СМИ на этом фоне существенно выросли, окрепли, стали более объективными, независимыми, «зубастыми». Региональные грузинские журналисты действительно не боятся писать о власти правду, высказывают собственное мнение о действиях правительства и проводят журналистские расследования, порой даже с риском для жизни. При этом позиция грузинских журналистов такова: «Если мы чего-то не знаем и не понимаем в действиях правительства, мы все равно будем писать об этом. А если мы не правы, то пусть власть нас опровергнет. Но просто молчать и ждать, пока государство соизволит нам что-либо объяснить, мы не собираемся». Такая позиция грузинских журналистов вызвала одобрение их коллег из других стран, однако многие из них признали, что в текущей ситуации занимать такую позицию могут позволить себе далеко не все журналисты в их странах.
Завершали данную сессию выступления двух спикеров из Кыргызстана – АЗАМАТА АКЕЛЕЕВА, руководителя Общественного наблюдательного совета Министерства финансов КР, который подробно рассказал о работе организаций гражданского общества и усилий правительства в сфере достижения прозрачности в управлении госу-дарственными финансами, а также ЛАРИСА ЛИ, медиа-эксперт, которая рассказала о методах и подходах, использованных медиа-экспертами по экономической журналистике для развития направления в рамках различных проектов, поддержанных CIPE и другими донорами.
Сессия 3. Состояние и технологии развития экономической журналистики: проблемы и достижения
Третья сессия, состоявшаяся во второй день конференции была целиком посвящена технологическим вопросам развития экономической журналистики, включая обучение будущих и действующих журналистов. ШАХЛО АКОБИРОВА, руководитель Общественного объединения «Хома» из Таджикистана, рассказала об успешном опыте привлечения иностранных экспертов для повышения профессионального уровня таджикских журналистов, а также об успехе создания и производства «народной» телевизионной экономической передачи. МАКСАД ДЖАНГИРОВ из Узбекистана рассказал о состоянии экономической журналистики в Узбекистане. Два этих выступления были особенно интересны тем, что Шахло говорила о «народной», понятной гражданам экономической журналистике, а Максад сосредоточился на экспертной, элитарной экономической журналистике. Такие различия в акцентах объясняются, на наш взгляд, в частности, состоянием и размером экономики двух стран, а также уровнем развития бизнеса в них.
Далее выступила Надежда Добрецова, которая представила результаты третьего ежегодного исследования о состоянии экономической журналистики в Кыргызстане, Казахстане, России и США (подробнее о результатах исследования см. сайт
http://www.dpi.kg/ru/publications/full/58.html). Ин-терес журналистов вызвали выводы исследования о росте числа количественных измерений в СМИ и тенденции к укрупнению печатных материалов во всех странах.
Участники проявили интерес к выступлению АЙНУРЫ КАРГАЛИНОВОЙ – журналисту и редактору из Казахстана, которая рассказала об опыте реализации государственной программы развития финансовой грамотности, трендах в издании «народных СМИ для денег». Интерес к выступлению Айнуры был обусловлен ее личным богатым опытом в создании и раскрутке таких изданий. Каргалинова обосновала необходимость и актуальность создания в Казахстане «народных» экономических изданий и сделала прогноз о том, что в течение 5-7 ближайших лет такие издания станут активно развиваться в стране.
Завершилась данная сессия конференции выступлениями, посвященными состоянию базового образования журналистов, в том числе вопросам освещения экономических тем. По данным темам выступили ПАРИДА БОСТОНОВА И ВЕНЕРА САБИРОВА из Кыргызстана, которые признали, что в программе высшей школы недостаточное внимание уделяется экономическим дисциплинам, что в целом негативно отражается на качестве подго-товки и карьере будущих журналистов.
Далее в программе конференции была предусмотрена работа в группах и общая дискуссия, в результате которых были разработаны следующие рекомендации.
Анализ и рекомендации
Ангажированность и самоцензура СМИ
Полностью свободных, 100% объективных СМИ в условиях наших стран быть не может, так как СМИ неизбежно подвержены давлению собственника, власти и рекламодателя. Чтобы обеспечить защиту от этого давления, преодолеть излишнюю ангажированность, которая может наносить ущерб интересам потребителя информации, необходимы соответствующие правовые условия и адекватная судебная система. При этом степень ангажированности и необъективности СМИ зависит от их места в экономической и политической системе каждой страны. Так, место СМИ в политической и экономической системе стран Центральной Азии и некоторых государств существенно менее значимое и защищенное, чем, например, в странах Европы. Помимо государственного давления, традиционно рассматриваемого как фактор ангажированности (особенно в отношении государственных СМИ), в последнее время все более актуальным становится фактор давления рекламодателя (как через собственника, так и напрямую). И чем крупнее рекламодатель, тем меньше вероятность того, что СМИ выступит с объективной критикой в его адрес (как по прямому указанию, так и вследствие самоцензуры). В то же время неизбежная ангажированность СМИ не означает автоматически неизбежной ангажированности журналиста. Журналист имеет возможность оставаться честным и объективным, где бы он ни работал, но в зависимости от условий и правовой среды, это будет требовать от него различного уровня затрат – моральных и материальных.
• Р е к о м е н д о в а н о обобщение и анализ редакционных политик в отношении ангажированности и самоцензуры, предоставление рекомендаций редакторам и собственникам о том, что объективность способна превращаться в капитал издания.
Дозирование информации со стороны источников (государство)
Правительства Центральной Азии нельзя назвать открытыми. Государство дозирует информацию, связанную с экономическими вопросами. Тому есть несколько причин. Во-первых, государство еще не освободилось от наследия прошлого – привычки работать по принципу дозирования информации в целях пропаганды и воздействия на общественное мнение, государство не ощущает себя поставщиком услуг и не чувствует обязанности отчитываться перед нанимателем – налогоплательщиком. Во-вторых, государство владеет большой долей имущества и нередко выступает в роли игрока рынка, вступая в конкурентные отношения, что также заставляет дозировать информацию. В-третьих, общество, в том числе СМИ, не очень хорошо понимает, какого рода информация необходима гражданам для успешного рыночного поведения, что дает государству возможность успешно «фильтровать» раскрываемую информацию о рынках. В-четвертых, непростые взаимоотношения стран Центральноазиатского региона в отношении некоторых видов ресурсов заставляют их дозировать информацию о рынках и ресурсах в геополитических интересах, низок уровень доверия между правительствами стран региона. Все это препятствует успешному развитию рыночной экономики в данных странах, что становится еще одним фактором необходимости объединения усилий экономических журналистов стран региона в деле полного раскрытия экономической информации.
• Рекомендовано создание сети или виртуальной Интернет-площадки, которая дала бы журналистам из стран региона возможность обмениваться не только уже раскрытой информацией, но и сведениями об источниках информации, экспертах.
Позиция редакторов
Одной из проблем в развитии экономического контента в массовых или «народных» СМИ является позиция редакторов, которые часто не понимают и не принимают экономические темы.
• Рекомендовано проводить разъяснительную работу, что СМИ как бизнес будет более успешным в том случае, если будет предоставлять своему массовому потребителю качественный экономический контент. При этом качество данного контента означает следующее: информация имеет значение для ежедневной жизни большого числа людей; информация помогает принимать решения в отношении материальных интересов; информация нова и правдива; информация изложена максимально просто и понятно; информация предоставляет «рецепты» по улучшению материального положения потребителя.
Воздействие на власть
Возможности СМИ давления на государство и их роль в развитии экономики велики, но недостаточно используются в странах ЦА.
• Рекомендовано распространять лучшую практику взаимодействия бизнеса и СМИ в целях давления на государство для улучшения условий жизни и экономического развития. Распространение лучшей практики возможно через Интернет-площадку.
Журналистские расследования
Выявление фактов коррупции через журналистские расследования в странах Центральной Азии возможно, однако связано с большими трудностями. Главным фактором для увеличения числа таких расследований является мотивация журналистов делать эту работу. При этом мотивация может носить материальный и нематериальный характер. В отношении материальной мотивации само медиа-сообщество мало что может сделать. Но не менее важным фактором является нематериальная мотивация, основанная на амбициях и творческой соревновательности, присущих журналистам вне зависимости от страны проживания. И вот в отношении нематериальной мотивации медиа-сообщество стран регионов способно оказать воздействие через организацию и проведение творческих конкурсов, а также распространение лучшей практики. При этом для повышения эффективности воздействия журналистских расследований необходимо создавать мотивацию для их продолжения, так как часто предмет журналистского расследования – проблема или преступление – могут жить и развиваться в течение длительного времени, иногда годами, что требует от журналиста возвращения к теме, часто неоднократного.
• Рекомендовано организовать региональный международный конкурс на лучшее журналистское расследование по экономическим вопросам. Рекомендовано включить в творческие конкурсы специальные поощрительные элементы за серийные расследования или расследования в течение длительного времени. Элементом лучшей практики должны стать: наличие реакции на расследования со стороны государства; сотрудничество журналиста с организациями гражданского общества в ходе расследования.
Подготовка журналистов
В отношении базового журналистского образования (бакалавриат), большинство участников подтвердили его необходимость без специализации, однако обратили внимание на необходимость использования разных подходов, включая синтез теории и практики, главная цель которого – получение базовых знаний и практических навыков. Однако в отношении магистратуры большинство считает необходимой специализацию, в том числе по экономической журналистике. Чтобы обеспечить качество подготовки магистрантов, в число преподавателей надо вовлекать как минимум две категории специалистов. Во-первых, экспертов в экономике, уже пишущих для популярных изданий, так как они могут переложить сложную экономическую информацию на простой язык, разъяснить будущим журналистам основы и тенденции своей экономической сферы, а также поделиться с ними своим умением «перевода». Во-вторых, в учебном процессе нужны журналисты-практики, хорошо пишущие на экономические темы, так как они могут поделиться со студентами навыками поиска и обработки экономической информации, а также навыками переложения ее в более доступную форму. С этим предложением согласились все участники конференции, однако выяснилось, что многие страны Центральной Азии не могут похвастаться достаточным количеством экспертов, чтобы организовать полноценный профессиональный курс подготовки экономических журналистов.
• Рекомендовано организовать Академию или Школу экономической журналистики стран Центральной Азии и проводить обучающие курсы (на базе неправительственной экспертной организации или университета одной из стран) на регулярной основе. Вопрос о продолжительности и формате курса остался открытым, учитывая реалии, протяженность курса будет зависеть от финансовых ресурсов, которые удастся привлечь для реализации данного проекта. В качестве слушателей курсов могут выступить две категории специалистов: молодые журналисты, желающие специализироваться в экономике; и эксперты-экономисты, желающие активно сотрудничать со СМИ (или стать журналистами).
Продолжение следует.
Подробности на сайте finliteracy.kg