Муниципалитет Научно-популярный журнал

2-3(100-101) 12 Марта 2020

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Государственная служба = муниципальной службе? Так будет?

2014-06-08 / Кадры МСУ
Государственная служба = муниципальной службе? Так будет?

Нурдин КУМУШБЕКОВ, специалист Проекта ГГПОМСУ ИПР

- Нет, так должно быть! – считают не только разработчики законопроекта «О государственной гражданской и муниципальной службе», но и депутаты разных уровней, представители экспертного сообщества. Да и сами чиновники, особенно те, что работают на периферии, не раз поднимали вопрос о необходимости выравнивания статусов работников, выбравших служение своей Родине,будь то государственная служба или муниципальная.

Тем не менее дискуссии и обсуждения чернового варианта нормативно-правового акта, без принятия которого, по сути, невозможно дальнейшее развитие государственного и муниципального управления, проходят довольно остро. Ни один «круглый стол», которых немало уже прошло и в столице, и в регионах республики, не обходился без споров, рекомендаций, улучшающих или, напротив, по мнению авторов документа, ухудшающих те или иные разделы и статьи будущего закона. У его разработчиков уже накопились десятки поправок, предложенных участниками обсуждений. И это лишний раз свидетельствует о том,что рабочая группа в составе представителей Государственной кадровой службы Кыргызской Республики, независимых экспертов, в числе которых были и специалисты Института политики развития, при поддержке международных организаций, подняли целый пласт проблем, давно требующих внимания и решения со стороны действующих властей.Проект закона был разработан в рамках Плана реализации Концепции модернизации государственной службы, утвержденного распоряжением Президента Кыргызской Республики от 12 марта 2013 года № 36. Ввиду чрезвычайной важности и актуальности темы, ГКС при поддержке ИПР в лице Проекта ГГПОМСУ и ряда донорских организаций (ПРООН, USAID) провел ряд публичных обсуждений законопроекта, в которых приняли участие представители президента и правительства, государственных органов, органов местного самоуправления, гражданского общества, работники аппаратов и депутаты местных кенешей и Жогорку Кенеша. Для информирования более широкого круга людей к разговору были приглашены и СМИ. ИПР в рамках Проекта ГГПОМСУ провел ряд пресс-сессий в Бишкеке, Караколе и Джалал-Абаде.В ходе проведенных мероприятий поступило более 100 предложений и замечаний, часть из которых была учтена рабочей группой при доработке проекта закона, с которым можно ознакомиться на сайте Государственной кадровой службы: www. mkk.gov.kg

Служить – не значит прислуживать, или Падение престижа
Ни для кого не секрет, что работа чиновника делится на привлекательную и не очень. Рядовой сотрудник налоговой или таможенной службы, например, или его коллега из Министерства культуры и информации или ведомства по делам молодежи – это профессии разной «весовой категории», хотя зарплаты им положены одинаковые. Не говоря уже о тех, кого называют муниципальными служащими.Этот отряд чиновников в иерархии престижности еще на ступеньку ниже. Справедливо ли такое положение вещей? Этим вопросом задаются давно, однако ситуация практически все прошедшие годы не менялась. И дело дошло до того, что в регионах с каждым годом все острее стал ощущаться кадровый голод. Если в центре армия чиновников росла, то в муниципалитетах, наоборот, умные, грамотные, перспективные сотрудники долго не задерживались. Причина? Крайне низкая материальная и профессиональная мотивация при большой загруженности. Во что это выливается? В то, что даже самые сверхумные и суперсовременные программы, разработанные «наверху», некому реализовывать на уровне сообществ, местного самоуправления.По мнению экспертов, одним сокращением штата государственных чиновников «наверху» проблему отсутствия реализации госпрограмм на местах не решить, потому как маловероятно,что высвободившиеся кадры отправятся на работу «вниз», а оставшиеся станут лучше работать.На местах (особенно в селах, по сравнению с городом) наблюдается явный дефицит управления при избытке управленческих единиц. В результате это выливается в низкое качество жизни населения территорий.Помимо цели поднять престиж муниципальных чиновников, были и другие веские причины взяться за разработку законопроекта. Это и закрытость государственной службы, которая порождает в обществе разного рода негативные суждения о «государевых слугах». В сознании многих наших граждан этот вид работы – «гнездо коррупции», куда люди идут работать только из личных корыстных побуждений. Поэтому на работу в министерство или госагентство, в аппарат правительства можно поступить только по протекции или за взятку. Сказать, что многое из вышесказанного не соответствует действительности, было бы неправдой. Увы, коррупционные проявления при подборе кадров на «хлебные места» всегда имели место.
Чиновник спит, служба идет?
Еще одним поводом для изменения сложившихся порядков было поведение служащих. Их закрытость, отдаленность от насущных проблем населения и другие негативные характеристики вызывают недовольство среди граждан. Впрочем, как и качество оказываемых ими услуг, которые зачастую не соответствовали ожиданиям налогоплательщиков, за счет которых содержались чиновники.Рано или поздно накопившиеся проблемы в этой сфере стали бы тормозом в реформировании государственного управления. Плюс к этому необходимо иметь в виду рост политического влияния на функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, низкий уровень мотивации государственных и муниципальных служащих, отсутствие с их стороны реальной ответственности. В совокупности все эти минусы еще больше способствовали изолированности и углублению кризиса муниципальной службы, возникновению коррупционных рисков при поступлении и прохождении государственной и муниципальной службы.Новый законопроект призван усовершенствовать систему подбора кадров на государственную и муниципальную службу, улучшить механизмы материальной и нематериальной мотивации чиновников, что приведет к тому, что он будут лучше и эффективнее выполнять свои обязанности. А это в свою очередь должно позитивно отразиться на государственном и муниципальном управлении и качестве услуг, предоставляемых населению государственными органами и органами местного самоуправления.Конечно, во время дискуссий в адрес разработчиков поступало много вопросов. Одним из самых часто задаваемых был: зачем разрабатывать новый документ, когда можно усовершенствовать действующий? «Необходимо, чтобы все строго соблюдали, исполняли Закон «О государственной службе», тогда и необходимость в новом отпадет», - призывали некоторые оппоненты авторов нового нормативно правового акта.Но так ли все однозначно? С точки зрения специалистов не только ИПР, но и других организаций, в действующем законодательстве отсутствуют упорядоченность и единообразие процедур поступления и прохождения государственной и муниципальной службы. Существует большое количество политических должностей, отнесение к которым происходит по принципу назначения или избрания, а не исходя из объема политических полномочий. Это затрудняет процесс профессионализации государственной службы, возникают проблемы с патронатными должностями. К тому же система управления государственной и муниципальной службой и действующие процедуры не позволяют осуществлять продвижение по «карьерной лестнице» перспективных кадров из органов местного самоуправления в государственные органы и наоборот.В продолжение обоснования, почему нужен новый закон, стоит отметить, что в действующих законах система мотивации не связана с процедурами прохождения государственной и муниципальной службы, система оплаты труда не влияет на достижение результатов работы, отсутствует понятие карьерного планирования, никак не стимулируется интерес к обучению, результаты оценки государственных и муниципальных служащих не влияют на карьерный рост и заработную плату. И, наконец, не регламентирован механизм ротации.Во многих передовых странах все эти моменты учтены и зафиксированы в законодательной базе.Кыргызстан же только встает на этот непростой, полный терний путь.
Что должно измениться?
Если законодательная инициатива закончится не только обсуждениями документа, но и его принятием с учетом принципиальных замечаний и рекомендаций, то стоит в будущем ожидать повышения эффективности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Безусловно, повысится статус государственных служащих и их коллег из муниципалитетов, скажется это и на их профессиональном уровне.Обязательно повысится прозрачность системы назначения на службу, появится реальная мотивация у государственных и муниципальных служащих быть грамотнее, честнее. Работать эффективно ради собственной карьеры и на благо всего общества, что, согласитесь, одно другому не мешает.Еще раз пройдемся по основным положениям проекта закона и увидим, что:
 
  • утверждается единство государственной службы, а также вводится новое понятие – «гражданская служба»;
  •  повышается статус как государственной гражданской, так и муниципальной службы;
  • определены критерии отнесения к политическим и административным должностям (по признаку наличия полномочий по политико - определяющим решениям);
  • муниципальная служба органично встраивается в систему профессиональной службы через: приравнивание к статусу государственной службы, единые подходы к карьерному росту, единую систему оплаты труда и оценки деятельности служащих, возможности ротации, включения в резервы кадров,единую систему обучения кадров;
  • одним из приоритетов в деятельности статс-секретаря становится ответственность за формирование и реализацию стратегии государственного органа;
  • устанавливается взаимосвязь между обучением, оценкой, практическими результатами труда служащих и их карьерным продвижением, материальной и нематериальной мотивацией;
  • вводится понятие карьерного планирования;
  • обучение становится обязательным условием карьерного продвижения;
  •  закрепляются нормы об оценке деятельности, о материальной и нематериальной мотивации служащих.
Содержание нового законопроекта стоит того,чтобы разбирать его по главам и разделам более тщательно и внимательно, будь то ротация или роль статс-секретаря. Поэтому мы планируем обязательно еще не раз вернуться к поднятой теме для более детального анализа. В данной же статье, которую можно считать вводной, мы хотели бы,дорогой читатель журнала «Муниципалитет», ввести вас в круг обсуждаемых проблем и причин их возникновения,ну и, конечно, поисков решения. Ведь государственная и муниципальная службы – это неотъемлемые части нашей жизни,без которых не обойтись. Поэтому наша задача - сделать их лучше. М