Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

ПРОБЛЕМЫ в конкурсной процедуре государственного социального заказа и рекомендации по их решению

2014-10-08 / Новости Законодательства
ПРОБЛЕМЫ в конкурсной процедуре государственного социального заказа и рекомендации по их решению

В ходе анализа законодательства и практики применения ГСЗ был выявлен ряд проблем в конкурсной процедуре ГСЗ. Далее можно увидеть эти проблемы (сгруппированные по этапам конкурсной процедуры), а также рекомендации по их разрешению.

Определение тем социальных программ Определение приоритетов для финансирования через ГСЗ осуществляется без консультаций с общественностью.
Рекомендации В законодательстве о ГСЗ нет эффективного механизма определения потребностей населения в социальных услугах в целом, в том числе тех,которые могут финансироваться через механизм ГСЗ. В настоящее время государственный орган самостоятельно определяет нужды общества или определенной категории населения. Это делает систему ГСЗ менее эффективной, поскольку в отсутствии консультационных процедур с населением возникают факты финансирования социальных проектов и услуг, которые не сильно востребованы населением либо нужны в меньшей степени, нежели другие, более актуальные и неотложные на данный момент. Необходимо рационализировать механизм определения потребностей населения в социальных услугах в целом, в том числе тех, которые могут финансироваться через механизм ГСЗ.
​Объявление конкурса Объявление конкурса проводится ежегодно в разное время. Не публикуются критерии отбора победителей.
Рекомендации Изучить статистику выделения Министерством финансов средств на ГСЗ за последние 5 лет, взять наиболее позднюю дату и предложить эту дату как постоянную дату объявления конкурса. Вместе с объявлением о конкурсе необходимо публиковать критерии отбора победителей.
Доступ к информации Информирование НКО о конкурсе производится через веб-сайт или же через СМИ, чего недостаточно для оповещения региональных НКО.Отсутствует актуальная база данных поставщиков услуг, нет системной адресной работы с соответствующими НКО. Участники конкурса не информируются своевременно о результатах конкурса.
РекомендацииИнформация о порядке проведения конкурсов и финансируемых проектах должна быть доступной для граждан и публиковаться через ОТРК (самое популярное телевидение и радио в стране) в качестве социальной рекламы, а также находиться в постоянном открытом доступе на сайте МСР.Необходимо создать базу данных НКО-поставщиков услуг, а также составить “черный” и“серый” списки НКО, которые предоставляли некачественные услуги либо допускали иные нарушения в рамках реализации ГСЗ.
Необходимо в законодательстве предусмотреть механизм и сроки объявления и доведения до участников результатов конкурса. К примеру, информировать через SMS-рассылку и по электронной почте те НКО, которые включены в базу данных НКО-участников ГСЗ. Это заставит НКО своевременно обновлять свои реквизиты в базе данных.
Форма подачи заявления и документов для участия в конкурсе Заявления для участия в конкурсе передаются МСР в открытом виде в скоросшивателях. Это вызывает опасения у ряда успешных НКО о том, что их идеи, изложенные в проектных предложениях, могут быть переданы МСР другим НКО.
Рекомендации Сложность подачи документов на конкурс по ГСЗ. Обременительным и дорогостоящим является процесс подготовки пакета документов для участия в конкурсе. В частности, для участия в конкурсе требуется предоставление учредительных документов участников на двух языках и в двух нотариально заверенных экземплярах. Ситуация также усугубляется тем, что НКО, желающие участвовать в конкурсе, даже если они расположены в отдаленных регионах, вынуждены приезжать в Бишкек для подачи документов ввиду того, что конкурсные комиссии, принимающие документы, на практике создаются только в столице страны – г. Бишкеке при МСР. Все это делает процесс подачи документов для участия в конкурсе дорогим и обременительным для НКО.
Существует требование подачи каждый раз одного и того же пакета документов для участия в конкурсе.
Рекомендации Необходимо в законодательстве предусмотреть деление пакета конкурсных документов на две части:
  • конфиденциальные (проектное предложение и его бюджет);
  • открытые (копия устава, свидетельства и другие документы) документы.

Требования к пакету документов, подаваемых для участия в конкурсе, должны быть не слишком обременительными, в частности, нет необходимости в предоставлении наториально заверенной копии устава. Следует предусмотреть несколько способов подачи документов на конкурс по выбору заявителя:

  • лично представителем НКО;
  • по почте, заказным письмом;
  • по электронной почте;
  • посредством веб-портала, созданного для администрирования процедуры ГСЗ, а также
  • в целях обеспечения прозрачности системы ГСЗ
Информирование общественности о ходе подачи заявокТекущая информация недоступна для общественности. Среди НКО есть сомнения в добросовестности государственного органа, они считают, что заявки принимаются и после официального завершения срока приема конкурсных заявок.
Рекомендации Необходимо регулярно (например, раз в неделю) публиковать на сайте государственного органа список НКО-участников конкурса c указанием порядкового номера и даты приема заявки.
Создание конкурсной комиссии и порядок ее работы Несовершенен механизм отбора членов конкурсной комиссии. Согласно Закону о ГСЗ, отбор членов конкурсной комиссии осуществляет государственный заказчик, то есть государственный орган. Иногда государственный орган не получает достаточного количества предложений по кандидатурам независимых внешних экспертов,которые хотели бы войти в состав конкурсной комиссии и работать в ней на общественных началах. Иногда НКО, которые тоже хотят принять участие в конкурсе, не хотят направлять своего представителя в комиссию, так как это может создать конфликт интересов. В связи с этим процедура формирования состава конкурсной комиссии остается непрозрачной, нет критериев, по которым можно определить соответствие компетенции эксперта для оценки проектов в рамках конкретного конкурса (учитывая специфику каждого конкурса и каждого государственного органа). Кроме того, конкурсные комиссии формируются и работают в основном в столице, несмотря на то,что закон предоставляет право региональным подразделениям государственного органа формировать свои местные комиссии.Отсутствует процедура избрания председателя конкурсной комиссии и перечень его полномочий.Несовершенный механизм отбора членов комиссии подвергает сомнению беспристрастность и компетентность комиссии.
Рекомендации Для разрешения данной проблемы следует совершенствовать процедуру формирования конкурсной комиссии, внимательно изучить различные варианты из зарубежного опыта. Например,следует внимательно изучить опыт зарубежных стран, когда конкурсная комиссия нанимает не сколько экспертов на платной основе, которые рассматривают (независимо друг от друга, не зная друг друга) проектные предложения в рамках своей квалификации. Стоит также разработать положение о конфликте интересов, чтобы всем было понятно, что он означает и как его можно избежать/разрешить.
Процедура оценки проектных предложений Закон не содержит четких критериев отбора победителей конкурса. Критерии содержатся в подзаконном акте1, но они не совсем эффективны, так как:
  • критерии оценки не четкие и дают возможность для их различного толкования даже самими членами комиссии;
  • в законодательстве отсутствуют факультативные критерии,которые могли бы быть введены по усмотрению комиссии, с учетом специфики того или иного конкурса;
  • ряд важных факторов, принимаемых во внимание комиссией,не закреплен в качестве официальных критериев (например, предлагаемые размеры заработной платы в бюджете проекта).Также встречаются случаи необъективной оценки проектные предложений. Баллы по одним и тем же критериям, выставленные разными членами комиссии, могут быть диаметрально противоположными, что позволяет делать предположение о некомпетентности членов комиссии или нечеткости критериев. На практике были случаи, когда НКО, получившие более низкие (по сравнению с другими НКО) баллы, объявлялись победителями конкурса, что вызывало протест НКО, набравших более высокие баллы.
Отсутствует регламент работы конкурсной комиссии. В Законе о ГСЗ и подзаконных актах не предусмотрены нормы,регулирующие порядок работы конкурсной комиссии, например:
 
  • каждый член комиссии изучает все проектные предложения (их может быть более 100), трудно изучить большое количество заявок за короткое время;
  • члены комиссии забирают для изучения заявки домой, что может привести к нарушению конфиденциальности информации, содержащейся в заявках;работники МСР – члены комиссии– во время оценки проектных предложений не освобождаются от своих основных обязанностей, в связи с чем им приходится заниматься изучением проектных предложений в нерабочее время;сложно оценить потенциал НКО только по заявлению и представленным документам;
  •  члены комиссии, при оценке заявок, могут не иметь достаточной компетенции в определенных сферах;отсутствуют правила определения наличия кворума, процедуры отбора, голосования и др. Ни Закон о ГСЗ, ни подзаконные акты не содержат норм, устанавливающих порядок работы конкурсной комиссии, процедуру голосования и т.д.
​Рекомендации Все критерии оценки заявок должны быть опубликованы во время размещения объявления о конкурсе. Следует также пересмотреть критерии оценки заявок, которые в настоящее время закреплены в законодательстве, и порядок расстановки баллов по отдельным критериям.Необходимо рассмотреть возможность введения факультативных критериев, на усмотрение комиссии, для учета особенностей отдельных видов конкурсов.При разработке критериев необходимо учесть все факторы, которые на практике влияют на принятие решения при определении победителей конкурса. Условия по размеру заработной платы (вознаграждения), которая может закладываться в бюджеты проектов, следует закрепить в законодательстве. Кроме того, в случае, если баллы по одним и тем же критериям диаметрально противоположны, то должен быть механизм для принятия согласованного решения - совещание между членами комиссии или собеседование с самими заявителями.Списки участников конкурса и полученные ими баллы должны быть опубликованы на сайте государственного заказчика при объявлении результатов конкурса.В целях разрешения данной проблемы следует включить в Закон о ГСЗ соответствующие нормы о порядке работы конкурсной комиссии. Следует также внимательно изучить опыт зарубежных стран, в частности, опыт Азербайджана, когда конкурсная комиссия нанимает несколько экспертов на платной основе, которые рассматривают проектные предложения независимо и анонимно (т.е. не зная,какой НКО они принадлежат, и не зная друг друга).Если есть неясные моменты в проектных предложениях, они приглашают руководителя НКО на очное собеседование или собеседование по скайпу либо другим способом.
Временные рамки проведения конкурса и определения победителя В Законе предусмотрены временные рамки для сбора проектных предложений – от 40 до 60 дней, но нет рамок для проведения самого конкурса. В результате нет четкой даты окончания работы конкурсной комиссии и даты определения победителей конкурса.Рекомендации В Законе о ГСЗ необходимо закрепить временные рамки завершения конкурса и определения победителей, например – не позже, чем через 30 дней после завершения сбора заявок.
Договор о реализации социального проекта В договорах не сформулированы ожидаемые результаты от реализации проектов. Договор не предусматривает описание ожидаемых результатов от реализации проекта, не оговаривает количественные (когда это возможно) и качественные показатели исполнения проекта.Наличие таких факторов позволило бы минимизировать субъективную оценку результатов имплементируемого проекта.
Рекомендации Необходимо разработать новый типовой договор о реализации социального проекта в рамках ГСЗ, включив в него положения об ожидаемых результатах и их спецификацию. Те же результаты должны быть сформулированы и в формах отчетности, которые должны сдавать НКО по завершении проекта (либо в определенные сроки, указанные в договоре).Более того, методы оценки результатов проекта должны обязательно определяться при оценке поданных заявок. То есть, результаты проектов должны быть измеримы.Также методы и критерии оценки,определенные при отборе победивших заявок, должны быть включены как в договор, так и в формы отчетности.
Сроки реализации проектов Срок реализации проектов в среднем составляет 6 - 12 месяцев.Это создает проблемы для тех НКО, которые оказывают услуги непрерывного характера (например, содержание приюта).Необходимо предусмотреть возможность финансирования долгосрочных проектов (до 10 лет), с гарантией финансирования на один год и возможностью продления договора в каждом следующем году без конкурса, при наличии бюджетного финансирования.
Рекомендации Так как некоторые государственные социальные услуги должны оказываться непрерывно на основании оценки потребностей на местном уровне,то необходимо определить перечень и стоимость этих услуг. Затем НКО должны получить государственное финансирование (на конкурсной основе),исходя из определенных нужд. Это позволит отказаться от ежегодного определения темы государственного социального заказа и обеспечить устойчивость НКО,которые профессионально занимаются предоставлением определенного направления социальных услуг населению.
Финансирование Проблемы со сроками передачи средств. Согласно статье 14 Закона о ГСЗ, после определения победителей конкурса государственный орган заключает с ними договор о реализации социального проекта. Стороны в договоре устанавливают условия и порядок финансирования проекта. Несмотря на то что условия уже определены, однако время,необходимое государству для перечисления финансовых средств,сильно варьируется. Некоторые НКО получают финансирование немедленно, некоторым приходится ждать какое-то время, а некоторые - длительное время остаются в неведении о том, когда же им перечислят деньги. Кроме того, иногда происходят задержки во внутренних денежных переводах между государственными органами.Задержки в финансировании/запуске проекта крайне тяжелы для НКО, оказывающих постоянные услуги, которые не могут прерывать свою деятельность из-за задержки в финансировании. Когда одни,выигравшие НКО, получают финансирование, а другие - нет, и процесс этот непрозрачен, то появляются слухи о коррупции в государственных органах.В законе не предусматривается порядок распоряжения средствами,когда у министерства после проведения конкурса остаются средства.Закон не предусмотрел средства на организационные расходы государственного органа по проведению конкурса проектов по ГСЗ,их мониторинга, проверки и оценки. У государственного органа должны быть средства на публикацию объявления в СМИ о конкурсе социальных проектов, администрирование веб-портала по ГСЗ, выезд к исполнителям проекта для оценки качества проекта и услуг .
РекомендацииВ Законе о ГСЗ необходимо прописать точные сроки финансирования социальных проектов и требовать от Министерства финансов соблюдения этих сроков.Необходимо также внимательно изучить законодательство, регулирующее порядок финансирования расходов из государственного бюджета и предложить необходимые поправки для недопущения просрочек с финансированием проектов по ГСЗ.Необходимо, чтобы государство четко выполняло взятые на себя обязательства, в том числе по своевременному перечислению грантовых средств НКО, реализующим социальный проект.В Законе о ГСЗ необходимо предусмотреть возможность объявления дополнительного конкурса, а также порядок дополнительного финансирования уже существующих проектов, если остаются нераспределенные средства после первого конкурса.В этих целях предлагается выделять средства на организационные расходы по реализации Закона о ГСЗ государственным органам, реализующим данный Закон.
Мониторинг Мониторинг проектов ГСЗ. Когда срок реализации социального проекта составляет от 6 до 12 месяцев, невозможно провести эффективный мониторинг. Существующая процедура мониторинга актуальна для постоянно оказываемых государственных и муниципальных социальных услуг или услуг, оказываемых в рамках ГСЗ в течение длительного времени.
Рекомендации Мониторинг проектов ГСЗ (выборочная оценка) должен осуществляться в соответствии с заранее установленными и объективными критериями, которые будут эффективны в отношении краткосрочных проектов.Необходимо разработать и утвердить порядок или инструкцию выездной проверки для сотрудников министерств.Отчетность Некачественные отчеты НКО по ГСЗ. Формат отчета не соответствует плану, утвержденному при подписании договора. НКО часто подают вместе с отчетом массу ненужных документов. НКО не подают либо подают некачественные списки получателей услуг.
Рекомендации В законодательстве необходимо: 1) закрепить требования к отчетам. Обязательной частью отчета должно быть: сравнение результатов описанных в договоре с фактически достигнутыми результатами;2) разработать методическое руководство, содержащее весь комплект отчетов, как по финансовой, так и по основной деятельности, с конкретными примерами требуемых отчетных форм. Методическое руководство должно соответствовать установленной практике, систематизировать и облегчить работу самих специалистов государственного органа;3) разместить на сайте государственного органа образец отчета; 4) организовать консультации по отчетности через сайт государственного органа, создать и непрерывно обновлять раздел «Часто задаваемые вопросы и стандартные ошибки»; 5) проводить региональные семинары по итогам реализации проектов по ГСЗ, где отмечать лучшие проекты, высказывать комментарии, указывать на стандартные ошибки в деятельности и отчетности и т.д.
Информирование общественности Нет практики информирования общественности в СМИ о результатах проекта по ГСЗ после его окончания. Нет случаев обнародования информации о расторжении договора с каким-либо НКО.
Рекомендации В законодательстве необходимо закрепить требования по информированию общественности о результатах завершенного социального проекта, также как по информированию о расторжении контракта с НКО либо нарушениях с ее стороны при реализации социального проекта.
Жалобы и ответственность Процедура обжалования решений конкурсной комиссии и государственного органа отсутствует. Отсутствует ответственность за нарушение законодательства о ГСЗ. Жалобы не публикуются, и нет порядка их рассмотрения.
Рекомендации В законодательстве необходимо: закрепить требования о порядке рассмотрения жалоб по ГСЗ, а также меры ответственности за нарушение законодательства о ГСЗ; предусмотреть процедуру рассмотрения жалоб со стороны получателей услуг как на региональном, так и на республиканском уровне.
Совершенствование конкурсной процедуры ГСЗ Нет обратной связи от НКО в части качества процедур конкурса ГСЗ. Рекомендации Необходимо анкетирование НКО по качеству процедурных вопросов проведения конкурса ГСЗ после его окончания. Полученную информацию необходимо ежегодно анализировать и своевременно устранять возникающие проблемы.