2014-09-08 / Кадры МСУ
На закате лета Проект ГГПОМСУ вновь провел поездку по обмену опытом для 51 представителя муниципалитетов, включая 34 главы айыл окмоту и депутатов местных кенешей из 21 айылного аймака Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей. В этот раз маршрут был далеким и нелегким – через перевалы и трудные дороги муниципальные лидеры отправились в Тогуз-Тороузский район Джалал-Абадской области, чтобы изучить сложившуюся там практику вовлечения граждан в бюджетный процесс и решение вопросов местного значения. Ключевой темой поездки стала система взаимодействия айылного кенеша, айыл окмоту и местного сообщества, а предметом изучения деятельность депутатов местного кенеша, в частности,пример проведения открытой сессии согласно новой редакции регламента Тогуз-Тороузского и Кок-Иримского айылных кенешей.
Сессия под знаком качества
Знакомство с работой местного кенеша в рамках нового регламента визитеры начали с участия в открытой сессии Тогуз-Тороузского айылного кенеша,на повестке дня которого стояли следующие вопросы: отчет главы айыл окмоту за первое полугодие 2014 года, включая отчет о реализации Плана совместных с сообществом действий и результаты обсуждения итогов в постоянных комиссиях и группе совместного мониторинга и оценки (группа СМиО),а также изменения и дополнения в план работы кенеша на основании обращения главы АО к торага АК на второе полугодие. Помимо гостей, в открытой сессии приняли участие 39 человек, включая 18 женщин, из числа местных жителей Тогуз-Тороузского аймака. Участие граждан в работе сессии было обеспечено с помощью информационной кампании – были розданы пригласительные билеты местным активистам и лидерам сообщества, вывешены объявления в общественных местах.Сессия Тогуз-Тороузского АК началась с приветствия торага Акыла КОЧОРБАЕВА и проходила в строгом соответствии с регламентом. Далее глава АО Рахатбек АБДЫКАДЫРОВ презентовал результаты работы, проделанной айыл окмоту за первое полугодие 2014 года. Чтобы подтвердить или опровергнуть его выводы, слово было предоставлено председателям трех постоянных комиссий: комиссии по бюджету, экономике, сельскому хозяйству и инвестициям; комиссии по социальным вопросам,культуре, сотрудничеству со СМИ; комиссии по законности, строительству, транспорту, депутатской этике. Каждый из них прокомментировал результаты работы АО по своим направлениям, указал на недостатки и подчеркнул достижения. Интригующим моментом стало выступление торага АК, который подверг работу АО эмоциональной критике,особенно в части невыполнения доходной части бюджета по некоторым видам налогов (добровольный патент, транспортный налог), высказал замечания в отношении вывоза мусора, организации уличного освещения, строительства бани в отдаленном селе, работы с населением. Кульминационным моментом сессии стало открытое голосование в соответствии с регламентом, во время которого из 11 депутатов кенеша девять решили признать работу айыл окмоту удовлетворительной,а двое проголосовали «против». Сессия показала пример качественной работы кенеша, принимающего отчет исполнительного органа МСУ.Далее депутаты рассмотрели второй вопрос – внесение изменений и дополнений в план работы АК на второе полугодие.Докладчик в лице заместителя председателя АК назвал основную причину внесения изменений и дополнений в план работы кенеша – необходимость утвердить План совместных с сообществом действий и результаты его выполнения. Все изменения и дополнения в план работы кенеша были приняты, так как депутаты посчитали важным учесть в своем собственном плане планы работы айыл окмоту с сообществом.Оценить результаты работы сессии было предложено гостям, для чего они ответили на вопросы специальной анкеты и дали свои рекомендации для улучшения процесса в своих муниципалитетах, например: более осмысленно проводить оценку работы исполнительного органа; предоставлять больше информации об исполнении бюджета; заблаговременно извещать население и депутатов о вопросах повестки дня; заслушивать мнение населения во время открытой сессии; следить за объективностью критики и избегать личных претензий. Гости также дали свои критические замечания, например, о том, что в начале сессии гражданам не объяснили, как они могут участвовать в обсуждении (задать вопросы, высказать рекомендации); или о том, что торага АК слишком критично и эмоционально оценил работу айыл окмоту. При этом практически все свидетели сессии отметили, что участие граждан в работе открытой сессии не только полезно, но даже необходимо, чтобы жители муниципалитетов лучше понимали суть работы местного самоуправления и адекватно оценивали качество работы депутатов и исполнительного органа МСУ.Талгат МУКАЛАЕВ, торага Кара-Джалского АК:«Если бы все сессии местных кенешей проводились подобным образом, то Кыргызстан давно стал бы развитой страной. Сессия прошла замечательно, видна хорошая подготовка постоянных комиссий, эффективная работа торага АК. Прозвучали острые и резкие оценки работы айыл окмоту, возможно, слишком резкие, хотя высказывать их необходимо».Нурмырза АБДЫРАМАНОВ, глава Авлетимского АО: «Замечательно, что глава АО пришел на сессию со своим аппаратом, так и должно быть,чтобы каждый отдел сам давал ответы на вопросы депутатов АК».Анара КУЛЖАБАЕВА, заместитель главы Жаны-Жолского АО: «Сессия прошла очень интересно,особенно в части результатов работы постоянных комиссий. Но депутатам нужно помнить, что глава айыл окмоту с малым бюджетом не может в одиночку решить все проблемы аймака. Кенеш может бесконечно принимать решения о выделении денег,но решение самой проблемы зависит от фактического наличия денежных средств. Особенно остро ситуация складывается в дотационных АА. Деятельность АК и АО настолько взаимосвязана, что без тесного взаимодействия и сотрудничества не может быть и речи о развитии всего аймака». Уметалы ТОКТОШЕВ, заместитель главы Кок-Ташского АО: «Я высоко оцениваю результат сессии Тогуз-Тороузского АК. Айыл окмоту и айылный кенеш – это два крыла беркута, и только их синхронное движение поднимет местное самоуправление».Ярасулбек МОЛДОБАЕВ, глава Курманбекского АО: «Торага кенеша должен поддерживать главу айыл окмоту. Если вся работа будет построена только на критике, то не будет развития. Только сплоченная работа торага и главы может дать плоды местного самоуправления. А депутаты кенеша должны не только требовать от исполнительного органа привлечения инвестиций, но и сами активно участвовать в этом процессе».Изучив опыт Тогуз-Тороузского кенеша и заслушав презентацию торага кенеша Кок-Иримского айылного аймака Билала КАСЫМКУЛОВА, участники поездки сделали важный вывод о том, насколько ответственная и эффективная может быть работа постоянных комиссий местных кенешей. Зачастую в сельских муниципалитетах Кыргызстана более или менее стабильно работают только бюджетная и земельная комиссии, тогда как оставшаяся часть по подготовке работы сессии ложится на плечи аппарата айыл окмоту или вовсе одного лишь ответственного секретаря. В итоге многие вопросы,выносимые на рассмотрение сессии кенеша, оказываются сырыми, неизученными, остаются без аналитического сопровождения, что провоцирует множество споров во время сессии, отнимая время и силы, что в совокупности отражается на качестве принимаемых решений. Тогуз-Тороузский айылный аймак показал хороший пример слаженной и эффективной подготовки и проведения сессии местного кенеша, когда вопросы были проработаны заранее, а решения приняты качественно.В теории и на практике:работа кенеша и группы СМиО Помимо обучения на практике путем участия в сессии местного кенеша, участники поездки получили возможность пройти два тренинга – по порядку проведения сессии кенеша, согласно Типовому регламенту, и по плану работы кенеша и его постоянных комиссий. В процессе обсуждения участники подняли множество актуальных для кенешей вопросов, на которые ответил специалист по правовым вопросам Проекта ГГПОМСУ ИПР Бектур ОРОЗБАЕВ (см. статью "В помощь депутату местного кенеша" на стр.24).Большой интерес вызвала презентация итогов работы группы СМиО Тогуз-Тороузского АА, которую представила руководитель группы Базаркуль АБДРАХМАНОВА. На вопрос о том, в чем заключается практическая польза от работы группы СМиО,презентатор ответила, не задумываясь: «Результаты вы сами видите в конференц-зале – большие окна. Именно после своевременного замечания нашей группы здесь стало светлее и просторнее,т.к. вместо маленьких окон поставили большие.Также после наших замечаний намного улучшилось качество дорог. В процессе анкетирования многие жители узнали о том, что айыл окмоту осуществляет услуги по сбору и вывозу ТБО, однако заметили, что в селе стало намного чище. Даже сам процесс анкетирования произвел на людей впечатление, так как граждане убедились, что айыл окмоту действительно интересуется их мнением. Далее граждане выразили озабоченность низким качеством услуг в отношении освещения села, значит, айыл окмоту есть над чем поработать, чтобы решить эту проблему».Старые новые знакомые – информационный бюллетень и …Тогуз-Тороузскому району есть чем гордиться,например тем, что в двух пилотных айылных аймаках района выпускаются ежеквартальные бюллетени (Тогуз-Тороузского АА) и ежемесячные бюллетени (Кок-Иримского АА). Такая практика довольно редко встречается в сельских муниципалитетах Кыргызстана. Поэтому презентация информационных бюллетеней вызвала шквал вопросов,особенно в связи с тем, что многие лидеры МСУ жалуются на отсутствие возможностей создать отдельную штатную единицу для специалиста по информированию. На деле оказалось, что важнее огромное желание и наличие неравнодушных энтузиастов из числа сотрудников айыл окмоту и населения, которые без какого-либо вознаграждения,на общественных началах, занимаются изданием бюллетеней. Как это происходит на практике, рассказала в своей презентации Паризат НАЙМАНОВА, инспектор по налогам Кок-Иримского АА.Паризат подробно остановилась на процессе создания бюллетеня, на организации работы и роли айыл окмоту и редакционной группы, состоящей из одиннадцати представителей МСУ. На вопрос о том, кто входит в редакционный совет, Паризат ответила, что в составе редакционного совета есть депутаты местного кенеша, учителя и представители инициативных групп. При этом каждый специалист айыл окмоту готовит подробную информацию о своей деятельности, что способствует росту доверия граждан к местному самоуправлению. Бюллетень хорошо «работает» еще и потому, что во время сходов и собраний не всегда удается детально раскрыть подробную информацию о работе каждого подразделения муниципалитета, многие жители не участвуют в сходах и вообще не получают информации, а бюллетень помогает решить эту проблему.
Естественно, всех участников обмена заинтересовал вопрос о расходах, о том, кто финансирует выпуск ежемесячных бюллетеней. Оказалось,что у каждого специалиста Кок-Иримского АО есть компьютер, для первого выпуска специалисты за свой счет купили картридж и бумагу. А дальше в качестве технической помощи Проекта ГГПОМСУ получили ноутбук и многофункциональный принтер. Третий выпуск вышел уже за счет местного бюджета. Члены редакционного совета работают по своей инициативе без каких-либо дополнительных вознаграждений, используют свои личные фотоаппараты.Региональный представитель ГАМСУМО в Джалал-Абадской области Сатыбалды САРТМАНБЕТОВ подвел итог деятельности Кок-Иримского АА в сфере решения проблемы по информированности населения: «Я удивлен, что с таким небольшим бюджетом (бюджет дотационного Кок-Иримского АА не «дотягивает» до миллиона сомов) можно организовать работу по информированию без каких-либо проектов и помощи из-вне. Значит, и другие могут это сделать».Конечно, нельзя заставить сотрудников местного самоуправления на общественных началах заниматься выпуском информационных бюллетеней.Но есть прецедент, и при наличии небольшого вознаграждения или создания иного, нематериального стимула, организовать такую работу можно. Любому органу МСУ есть что сказать и показать своему населению, у всех муниципалитетов есть потребность в обратной связи. А насчет вознаграждения Всегда найдется альтернатива, можно, например, стимулировать работу энтузиастов через предоставление каких-либо льгот, отметить дипломами, направить в поездку по обмену опытом или на курсы повышения квалификации, использовать другие методы.
и … информационный стенд
Информационный стенд – банальное, но не стареющее средство информирования населения, не теряющее своей актуальности и эффективности, что в очередной раз доказали стенды в Тогуз-Тороузском районе. На стендах в трех аймаках размещена весьма полезная информация: план работы кенеша,схема избирательных округов, план работы постоянных комиссий, график сессий кенеша, график отчета депутатов перед избирателями, постановления кенеша, отчеты о деятельности депутатов, структура кенеша и его постоянных комиссий, включая фотографии депутатов и личную информацию – возраст,образование, опыт работы, номер мобильного телефона. Жители имеют возможность узнать о том, кто их депутат, в какой он комиссии, чем занимаются комиссии, когда и как можно обратиться по тому или иному вопросу. Кроме того, в зданиях айыл окмоту участники поездки увидели информационные стенды о каждом отделе айыл окмоту.Например, в здании Каргалыкского айыл окмоту бурными обсуждениями закончилось знакомство с кабинетом муниципального предприятия «Таза кызмат» и его информационным стендом,где размещены полная информация организационной структуры, планы работ, тарифы на услуги и другая полезная информация. Участники обмена интересовались, когда начало работу муниципальное предприятие, каков его штат, кто осуществлял юридическую помощь в разработке устава, как устанавливали тарифы на услуги. По мнению участников обмена, стенды с таким объемом необходимой информации стали хорошим примером, многие зафиксировали содержание стендов с помощью мобильных телефонов и подтвердили свое намерение использовать образцы в своей работе.Развитие сообщества через участие граждан В ходе поездки представители муниципалитетов посетили целый ряд объектов, наличие и состояние которых хорошо демонстрируют, каких успешных результатов можно добиться совместными усилиями местного самоуправления и граждан.Впечатление произвела новая средняя школа им. Иманберди улуу Исы № 4 Тогуз-Тороузского АА,введенная в эксплуатацию в октябре 2012 года, где обучаются 372 ученика и работают 40 педагогов. Уникальность этой школы в том, что по инициативе населения из республиканского бюджета в качестве стимулирующего гранта была выделена сумма в размере 49 млн. сомов, а местное сообщество путем ашара софинансировало строительство на сумму более 1,5 млн. сомов. Участников обмена поразили большие светлые современные классы, оборудованные новой мебелью и красочными методическими пособиями, интерактивными досками и компьютерами. Удивили класс Манаса, со вкусом оформленный картинами с фрагментами эпоса и портретами всех известных манасчы, и современный спортивный зал с душевыми кабинами и просторными раздевалками.Каргалыкский АА представил строящийся детский сад «Айдай» и мини-футбольное поле – объекты, созданные по инициативе населения. На строительство сада, рассчитанного на 75 мест, из местного бюджета выделено 10 млн. 100 тыс. сомов (осталась внутренняя отделка, в январе 2015 года планируется ввести объект в эксплуатацию). Эксперт Проекта ГГПОМСУ Джоодар ДЖУМАГУЛОВ отметил, что сметы строительства подобных объектов могут достигать 70 млн.сомов, и преимущество Каргалыка в том, что здесь разработали реальную смету и финансируют строительство из местного бюджета.
С особой гордостью каргалинцы продемонстрировали гостям мини-футбольное поле, оборудованное с помощью современных технологий: искусственное травяное покрытие, высокое сетчатое ограждение и освещение. На поле играли дети в настоящем футбольном снаряжении, и некоторые из участников, не выдержав соблазна, сами испытали поле, погоняв мяч с мальчишками. Расходы на строительство поля в сумме 1,5 млн. сомов спонсировали депутаты и их семьи. На сессии кенеша постановлением № 62 объект был передан на баланс средней школы им. Абдраимова, на территории которой и построено поле. Пример оказался заразительным, и теперь подобное поле будет у соседей – Тогуз-Тороузского аймака, который выиграл средства для создания объекта в грантовом конкурсе Проекта ГГПОМСУ.В Кок-Иримском АА Торага АК Билал КАСЫМКУЛОВ с гордостью представил кабинет депутатов местного кенеша: «Долгое время, не имея помещения для работы, депутаты кенеша скитались покабинетам айыл окмоту. После того, как муниципалитет стал пилотом проекта ГГПОМСУ, для депутатов был проведен тренинг «Основы организации деятельности местного кенеша», который помог нам по-новому взглянуть на свою работу. Решили начать со своего помещения, айыл окмоту выделил кабинет, депутаты собрали деньги и оформили помещение. Теперь довольны не только депутаты, но и для избирателей созданы условия для общения с кенешем. Также по инициативе депутатов было решено установить информационный стенд перед зданием айыл окмоту, для чего выделили деньги, залили фундамент, но на этом и остановились из-за недостатка финансирования. На помощь пришел Проект ГГПОМСУ, оказав помощь в установке пятиметрового информационного стенда, где поместилась вся необходимая информация по деятельности айыл окмоту и местного кенеша».
Эффектной была презентация главы Сары-Булунского АА Тойгонбая МОЛДОБАЕВА, который смог извлечь пользу из сотрудничества с Проектом ГГПОМСУ, не будучи пилотным муниципалитетом проекта. Глава Сары-Булунского АА верно рассудил, что главная польза проекта – это знания, которые можно получать и не входя в число пилотных партнеров, а потому усердно посещал все мероприятия, организованные проектом для муниципалитетов. В результате айылный аймак самостоятельно внедрил модель вовлечения граждан в решение вопросов местного значения: своими силами проведены СИНС-сессии, выявлено 18 приоритетных проблем, создано 3 инициативных группы, разработан План совместных с сообществом действий, проведено 8 сходов (443 человека, из них 170 женщин), состоялись три общественных слушания (255 человек, 120 женщин). Неудивительно, что, участвуя в конкурсной программе малых грантов проекта ГГПОМСУ, Сары-Булунский АА выиграл грант в размере 1 млн. сомов для реализации проекта «Дети – наше счастье» по строительству детской игровой площадки. Кстати, то, что с местным бюджетом менее миллиона сомов Сары-Булунский АА строит новое здание айыл окмоту и новую школу, говорит о поставленной работе с инвестициями. По словам главы, проект ГГПОМСУ дал толчок к практическим действиям, позволил получить ценный опыт и знания по многим направлениям деятельности МСУ. В частности, о том, как работать с населением, как правильно проводить сходы и общественные слушания, как привлекать инвестиции и многое другое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Специалист по работе с органами МСУ проекта ГГПОМСУ Джоодар ДЖУМАГУЛОВ: «На мой взгляд, обмен опытом удался, так как поставленные цели достигнуты. Темы раскрыты полностью, участникам предоставлена возможность подискутировать, рассказать о своем опыте, дать свои рекомендации.Все участники получили новые знания, навыки, которые в будущем помогут улучшать работу в муниципалитетах. Очень хорошо подготовились муниципалитеты, которые принимали участников поездки, – впечатлили ответственность, командная работа (депутаты и сотрудники АО как единое цело), уважительное отношение к гостям».Институт политики развития благодарит акима Тогуз-Тороузского района Тилека ИДИРИСОВА,который поддержал идею проведения обменного тура на территории района и активно участвовал в процессе подготовки и организации мероприятия,лично приветствовал и проводил гостей мероприятия. Слов признательности заслуживает заместитель акима Гульжамал СУЛТАНГАЗИЕВА, которая не только активно участвовала в подготовке, но и вместе с гостями приняла участие во всех мероприятиях двухдневного обменного тура. Институт политики развития снова призывает руководителей органов местного самоуправления и органов государственной власти к проявлению инициативы и активности в области организации и проведения различных мероприятий по обмену опытом на районном, областном, республиканском уровнях:«Осознание того, что другие хотят учиться на твоем опыте, является признанием высокого качества твоей работы и правильности выбранного тобою пути.Это вселяет уверенность и дарит чувство удовлетворенности от самореализации на профессиональном и личном поприще» (Льерка КРНКОВИЧ, министерство финансов, Хорватия). М
Гуляим ШАМШИДИНОВА,
специалист по лучшей практике Проекта ГГПОМСУ, ИПР