Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Право на город
ПРАВО НА ГОРОД НАЧИНАЕТСЯ С ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. БИШКЕК. “У НАС НА СОСЕДНЕМ УЧАСТКЕ ВЫРУБАЮТ ДЕРЕВЬЯ. ГДЕ МОЖНО УЗНАТЬ, ЧТО ТАМ ПЛАНИРУЕТСЯ?” – СПРАШИВАЮТ ГОРОЖАНЕ НА ПОПУЛЯРНОМ ФОРУМЕ “ДИЗЕЛЬ”. ТАКИЕ ВОПРОСЫ НА ЭТОМ ФОРУМЕ – НЕ РЕДКОСТЬ. ОПЫТНЫЕ ФОРУМ¬ЧАНЕ ДАДУТ ИНСТРУКЦИЮ, ЧТО ДЕЛАТЬ И КУДА ОБРАЩАТЬСЯ, ОТПРАВЯТ ССЫЛКИ НА ЗА¬КОНЫ… НО ВСЕ ЭТО УЖЕ РЕАГИРОВАНИЕ НА САМ ФАКТ НАЧАЛА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ. ЖИТЕЛЬ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА В БИШКЕКЕ НЕ ЗАСТРАХОВАН ОТ ТОГО, ЧТО ПРОСНУВШИСЬ ОДНАЖДЫ, ОН УВИДИТ ОГРОМНЫЙ КОТЛОВАН НА МЕСТЕ ДЕРЕВЬЕВ ИЛИ НА МЕСТЕ ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ; И НЕ ЗАСТРАХОВАН ОТ ТОГО, ЧТО РЯДОМ С ЕГО ДОМОМ ВЫРАСТЕТ ОЧЕРЕДНОЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ. ПОЧЕМУ У ГРАЖДАН НЕТ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ПЛАНАХ ГОРОДА И ЗАСТРОЙЩИКОВ?
ПРИДОМОВОЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК Частная собственность на землю была введена в Кыргызстане в 1999 году, и участки частных домов получили свои границы. Сложность состояла в определении границ многоквартирных жилых домов. Согласно Положению КР по определениюграниц многоквартирных жилых домов, инициаторами оформления придомового земельного участка (ПЗУ) должны быть сами жильцы. Они принимают решение на общем собрании жильцов, и с протоколом собрания обращаются в уполномоченный орган по определению границ земельных участков (Бишкекглавархитектура). Этот орган рассматривает заявку, определяет границы и направляет этот план обратно жителям. Этот план с обозначенными границами должен висеть на видном месте 3-4 дня, по истечении которых жители должны решить: согласны они с проведенными границами участка или нет, и сообщить об этом БГА. В случае согласия, эти границы утверждаются. Была разработана книжка-инструкция «Как зарегистрировать свое право на собственность в многоэтажном доме». Но на деле все выходит гораздо сложнее, и многие товарищества собственников жилья (ТСЖ) месяцами, а то и годами отстаивают свое право зарегистрировать ПЗУ в суде. Очень много спорных моментов связано с тем, что мэрия отдает придомовые территории в аренду бизнесменам. Также в ОФ «Наше право» много жалоб поступает об ущемлении прав жителей при оформлении ПЗУ, когда решением Главархитектуры наиболее выгодные, расположенные около дороги или парковки земли, прилегающие к многоквартирному дому, не включают в ПЗУ. Земельные участки являются общей долевой собственностью жителей многоквартирных домов, и они сами могут принимать решение об их использовании и сдаче в аренду, а финансоваяустойчивость ТСЖ в долгосрочной перспективе очень важна для города. К сожалению, до сих пор для многих многоквартирных домов оформление ПЗУ остается нерешенной проблемой.
ВОЗМОЖНО, ВСЕ ДЕЛО В НЕОСВЕДОМЛЕННОСТИ И ПАССИВНОСТИ САМИХ ЖИТЕЛЕЙ? Тем временем строительные компании ведут в Бишкеке активную деятельность, успешно лоббируют в правительстве интересы строительного бизнеса и при этом жалуются на свои трудности. Со слов Аскарбека МОЛДОБАЕВА который является председателем Союза строителей, генеральным директором строительной компании «Бишкеккурулуш» и был депутатом в парламенте: «Интересы строительного бизнеса и властей, безусловно, не совпадают. Мы хотим получить больше прибыли, власть - больше налогов. Второй вопрос – это противоречия с местными властями по выдаче разрешительной документации. Чиновники, к сожалению, не принимают участия в конфликтах с населением в качестве одной из сторон. Зачастую местные жители выступают против строительства того или иного сооружения, что сопровождается различного рода конфликтами. В этом плане мы остаемся один на один со своими проблемами: ни местные власти, ни правительство нам здесь не помогают»1. В ответ на вопросы и сомнения горожан, выражаемых в СМИ, по поводу массового строительства высотных многоэтажных домов и их качества Бишкекглавархитектура уверяет, что: «Все проекты независимо от конечной стоимости за кв. м проходят все предпроектные, проектные стадии и ввод в эксплуатацию согласно единой системе, разработанной Государственным агентством архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики (ГААСиЖКХ)»2.
Высотность и сейсмостойкость зданий Бишкекглавархитектура комментирует так: «Высотное строительство — это, в первую очередь, экономия городских территорий и компактность прокладки необходимых инженерных коммуникаций. В функцию ГААСиЖКХ входит мониторинг вопросов по обеспечению жизнедеятельности в возводимых зданиях. Институт сейсмостойкого строительства и инженерного проектирования обеспечивает нормативной базой по проектированию и строительству. В свою очередь проектные организации на стадии проектирования учитывают необходимые требования, где, к слову сказать, значительно ужесточились меры безопасности по сравнению со СНиП, действовавшим во времена СССР». Институт сейсмологии КР в своем Вестнике №2 (8) 20163 пишет на тему сейсмической безопасности городов Кыргызской Республики, что «... широкое общественное обсуждение самой проблемы усиления уже обратит внимание общественности на то, что нельзя множить новые дома и другие строения, которые завтра нужно будет усиливать, платя за это от 50% до 100% стоимости самой постройки и, кроме того, это очень опасно с точки зрения личной и общественной сейсмической безопасности». Выходит, БГА готовы поддержать высотное строительство и даже точечную застройку, при условии соблюдения всех норм проектирования и строительства. Но как же так получается, что выдаваемые разрешения в итоге приводят к тому, что в городе появились «каменные джунгли», которые еще больше усугубляют транспортную и экологическую ситуацию в городе, дома, которые закрывают солнечный свет жильцам соседних домов, дома на месте детских садов и парков?
СВОЕВРЕМЕННОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ: КАК ЭТО РАБОТАЕТ В ШВЕЙЦАРИИ? Соучастие горожан или принцип партисипативного развития города, когда общественность имеет законное право получить своевременную информацию о строительном проекте, имеет как сторонников так и противников. Своевременное информирование — это не только баннер на заборах уже начавшейся стройки с планами квартир, квадратными метрами и телефоном строительной компании, а полная информация о проекте с данными всех участников - от заказчика до инженеров, участвовавших в проектировании. Также на баннере обязательно указывается срок завершения строительства, который обязательно должен быть соблюден (в противном случае строительную компанию штрафуют). В зависимости от объема объекта, для безболезненного строительного процесса, рекомендуется задолго до подачи проекта на получение разрешения проводить информационную кампанию (воркшопы) для жителей близлежащих домов. Такая практика на ранней стадии внедрения будет, несомненно, замедлять процесс строительства и «получения прибыли», но в будущем, когда строительные компании, политика и общественность привыкнут к прозрачности строительного процесса, тогда наладится тот самый желаемый диалог.
ЖЕЛАНИЕ ВЕСТИ ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ ПРИНОСИТ ПОЛЬЗУ КАК ГРАЖДАНСКОМУ, ТАК И СТРОИТЕЛЬНОМУ И ПОЛИТИЧЕСКОМУ СООБЩЕСТВУ В Швейцарии с 1980-х годов застраивается около 1м2 за секунду. С населением свыше 8 млн. жителей и площадью в 41 288 км2 Швейцария относится к самым плотно населенным странам Европы. Для сравнения: одна Иссык-Кульская область занимает около 43 000 км2. Учитывая горные территории, всего лишь 30% территории Швейцарии освоены для проживания. В горных районах плотность составляет 300-400 жителей на 1 км2, а в крупных городских агломерациях, таких, как Цюрих или вокруг Женевского озера, плотность колеблется от 4000 до 10000 жителей на 1 км2.Проекты всех запланированных строительных объектов должны быть доведены до общественности — это требование неукоснительно выполняется в Швейцарии. Как это происходит: когда запрос на получение разрешения на строительство попадает в соответствующий местный орган, на участке сразу же устанавливаются строительные вешки для обозначения габаритов планируемого строительного объекта. И если строительство планируется в городе, то обязательно устанавливается макет планируемого объекта на общем макете города, который все заинтересованные горожане свободно могут посмотреть в рабочие дни. Таким образом, жители и остальные заинтересованные стороны могут на месте представить габариты планируемых строительных намерений и оценить, насколько они соприкасаются с их интересами. Даже в случае очень плотной застройки квартала — у железных путей, на склоне горы или на транспортном узле — строительные вешки должны достоверно показывать расположение и обозначать габариты объекта. Одновременно с установлением строительных вешек в государственной или муниципальной газете (как, например, «Слово Кыргызстана» у нас) публикуется информация о проекте. Газету можно найти на информационно-раздаточных стендах общественных зданий и даже в некоторых центральных кафе. В течение тридцати дней с момента публикации граждане могут ознакомиться с проектом и подать жалобу, если их права ущемляются или нарушаются строительные нормы. До разрешительного процесса или же до урегулирования спорных вопросов вешки остаются на месте. Без согласия администрации их демонтаж невозможен.
После получения разрешения на строительство строительные вешки должны быть демонтированы в течение нескольких дней. О ПЛАНИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВА Прежде всего, в законодательстве закреплены параметры, по которым сверяют, имеет ли место ущемление общественных и личных интересов. Согласно данному федеральном закону Швейцарии, в процессе разрешения на строительство компетентный орган проверяет заявленный проект на:
- функциональное назначение проекта (жилое в жилой зоне, промышленное в промышленной или смешанной зоне и т.д.);
- доступность/инфраструктуру участка;
- соблюдение правил расстояний от границ участка (красная линия), высоты, соблюдение коэффициента плотности (количество жителей на кв. метр) и т.д.;
- сохранение чистоты воздуха и ограничений по шуму;
- сохранение облика местности;
- и многое другое.
На возведение и модификацию зданий и сооружений необходимо иметь разрешение. На перепрофилирование - трансформацию - объекта (например, жилой квартиры в танцевальную студию) необходимо получить разрешение. Так как меняется функциональное значение, которое может привести к проведению дополнительной инфраструктуры и дополнительной нагрузки на окружающую среду. Государственные правила являются минимальными требованиями. Каждая область может их дополнить и усилить. Нет четкого разделения, на строительство каких объектов требуется разрешение, а на какие — нет. В каждом отдельном случае процедура получения разрешения оценивается индивидуально. Строительные нормы действуют ровно одинаково для всех заказчиков: частных лиц, государства, администрации города и района. Для проведения инфраструктуры национальной важности действуют специальные правила (железные, автомобильные и воздушные пути, здания и сооружения для обороны страны, ядерные объекты). Строительные намерения, не подходящие по предназначению к функциям данной зоны, могут получить разрешение в исключительном порядке при определенных условиях. Примерами могут быть ресторан на очень оживленном пути в горной или лесной местности, ресторан или гостиница на горе.На первом бишкекском Урбан-форуме после доклада о строительных вешках был задан хороший вопрос на примере из истории с Эйфелевой башней, когда возмущенныеграждане и особенно художники проклинали башню как «монстр» и «позор» для Парижа. Даже был создан Комитет по ликвидации этого железного монстра. А теперь Эйфелева башня является символом города, который притягивает много туристов. До какого момента нужно считаться с мнением простого непрофессионала-горожанина?
ПРИМЕР 1. СТРОИТЕЛЬСТВО ЧАСТНОГО ДОМА В первый год учебы довелось принять участие в проектировании частного дома в деревне с населением чуть больше 1,5 тысяч жителей. Небольшой дом в основании 10х7,3м + 2 м пристройка. Расстояние от границ участка до основного объекта должно было быть не меньше четырех метров. Для складских помещений это расстояние - не менее двух метров. По первоначальному проекту крыша дома должна была перекрывать большим полотном пристроенный справа неотапливаемый склад. В начале января информация о нашем проекте была опубликована в местной газете. Через несколько дней в адрес заказчицы поступил жалобный иск от соседей справа о том, что в проекте крыша нарушает строительные правила. В иске также было предложение сделать крышу пристройки самостоятельной и снизить на 80 см. С этими соседями была назначена встреча. На эту встречу наш заказчик пригласила нас как авторов проекта. Со стороны соседей был приглашен их архитектор. Переговоры велись на уровне архитектор-архитектор. Архитектор соседей взял книгу со строительными нормами для этой области и процитировал строки, подтверждающие их правоту.Мы изменили крышу на чертежах и подали проект заново. После того как от нас поступил отредактированный вариант фасадов, соседи отозвали свой иск, и заказчица получила разрешение на строительство. К официальному разрешению был приложен детальный протокол обо всех действиях, связанных с иском.
ПРИМЕР 2. СТРОИТЕЛЬСТВО В ЦЕНТРЕ ГОРОДА В историческом центре небольшого городка c населением 18 тыс. жителей (для сравнения, в микрорайоне «Тунгуч» проживает 12 тыс. жителей) планировался снос офисного здания с магазином одежды на первом этаже и возведение нового многоквартирного дома с тем же магазином на первом этаже. Этот процесс изменения функционального назначения здания заказчики прошли задолго до проведения конкурса. Проект нашего бюро выиграл конкурс, и после эскизной стадии мы вышли на выполнение рабочих (детальных) планов. Для получения разрешенияна строительство в исторической части города требуется предоставить информацию о материалах, применяемых для отделки фасада, о толщине и материале оконных и дверных рам, их покрытии и т. д. То есть, еще до получения разрешения мы начали разработку чертежей детального разреза фасада.Строительство планировалось завершить за 3 года. На это время магазин одежды на первом этаже должен был получить временное здание там же, в историческом центре города, недалеко от настоящего положения. Даже для этого временного небольшого объекта нашему бюро надо было подать отдельный проект для получения разрешения на его установку и в обязательном порядке проинформировать горожан.
После подачи в местный городской орган планов этого небольшого временного объекта, в местной газете была опубликована информация о проекте, и в тот же день специализированная фирма установила по нашим чертежам строительные вешки. С этого дня у горожан было время 28 дней на рассмотрение проекта, и в случае несогласия подать иск. На следующий же день были получены возражения от двух районных комитетов, и так как по плану временный магазин частично располагался на месте велостоянок, один иск был от местной организации по продвижению велотранспорта. «Мы до этого времени поддерживали все проекты города, но этот проект заходит слишком далеко», - пишет президент районного комитета. И без того сложный подземный переход, где пересекаются машины, пешеходы, велосипедисты и автобус, теперь должен быть еще перекрытым этим временным объектом. «Особенно это будет небезопасно для пешеходов. В частности, надо будет больше тревожиться о детях», - приводится в иске.
Иск от организации по продвижению велотранспорта: «В связи с тем что во время строительства к этой центральной площади невозможно будет приехать на автобусе, покупатели соседних торговых центров будут вынуждены приезжать за покупками на велосипедах. Поэтому совсем непонятно, почему 68 мест велостоянок должно сократиться из-за этого временного торгового объекта на 8 мест. Должны быть предоставлены еще 30 мест велостоянок».В результате временный объект не был реализован на этом оживленном месте. Снос и строительство основного здания было начато спустя два года со дня подачи заявки на получение разрешения.Справиться с буйным ростом и избежать стагнации намного легче, когда всем известны правила и они соблюдаются.
Похожие материалы:
-
№1 (147) / 2024-01-30 МАИНД (MIND) – уникальный пример технологии мобильности из Италии. Применим ли он в Кыргызстане?
-
№4 / 2017-06-06 КАК ОСТАНОВИТЬ ХАОТИЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В БИШКЕКЕ?
-
№4 / 2017-04-20 ДОМАШНИЙ СКОТ В ГОРОДЕ
-
№4 / 2017-04-15 ГОРОДСКИЕ ЗАБОРЫ – РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА САМОИЗОЛЯЦИИ
-
№4 / 2017-04-11 КАК ОСТАНОВИТЬ ХАОТИЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В БИШКЕКЕ?