Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

МАИНД (MIND) – уникальный пример технологии мобильности из Италии. Применим ли он в Кыргызстане?

2024-01-30 / Право на город

Материал подготовил специалист ИПР Михаил БЕРСЕНЕВ. При подготовке материала были использованы данные из открытых Интернет-ресурсов.

Каждый год с началом осени Бишкек прочно стоит в пробках, несмотря на активные попытки мэрии улучшить ситуацию в столице. Все горожане так или иначе ощущают последствия от нововведений, пусть даже не принесшие пока желаемого результата. Однако процесс запущен – выделенные полосы для общественного транспорта пока только в верхней части города уже работают, а на подходе следующие шаги.

В Кыргызстане, в частности, в Бишкеке давно и остро стоит вопрос о внедрении новых подходов в решении проблемы загруженности дорог транспортом и логистики. Количество жителей Бишкека уже давно перевалило за 1 миллион человек1, ежедневно выходят на линию около 2100 единиц общественного транспорта2 (включая частные микроавтобусы, муниципальные автобусы и троллейбусы) и зарегистрировано почти полмиллиона машин.

Тем временем другие страны и города тоже оказываются перед схожим выбором и ищут пути их решения с минимальными потерями и максимальным комфортом для жителей и гостей.

Например, город Милан в Италии: расположенный в самом центре Европы – он все больше становится узлом европейского значения, а 12 лет назад здесь появился инновационный район МАИНД (MIND – с англ. «разум», «ум»), в котором уже сейчас на практике тестируются модели жизни «разумного будущего», где большое внимание уделяют решению проблем с транспортом и логистикой. Так чем же интересен их опыт, и применимо ли что-то из их задумок к реалиям Кыргызстана?

1 1 145 000[3] человек (2022). Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бишкек#cite_note-Население_2023-3

2 https://kaktus.media/doc/470491_foto_dnia._skolko_prostranstva_na_doroge_ zanimaut_50_avtomobiley_i_odin_avtobys.html

3 https://www.milanolife.it/ru/информация/2019/10/23/как-добраться-до-ума- инновационный-район-экспо-зона-транспорт-и-парковка/

Инновационный район МАИНД3 (Milan InNovative Discrict) существует с 2011 года, расположившись в 15 км к северо-западу от Милана, занимает площадь 1 миллион квадратных километров, при этом территория уже подключена к основным транспортным сетям. В 2015 году здесь прошла Миланская всемирная выставка Expo 2015 «Накормить планету, энергия для жизни», которую посетили свыше 20 миллионов человек. Новый район соединяет предприятия, стартапы, университеты и исследования, институты и третий сектор.

Проект МАИНД возник в результате тесного государственно-частного партнерства между частной компанией Arexpo1 и международной австралийской компанией Lendlease2.

Технология МАИНД призвана создавать и развивать предпринимательскую среду для социально-экономического роста страны. В перспективе она должна стать европейским полюсом глобального значения, ориентированным на научно-технический прогресс, взаимообмен между исследователями и бизнесом, а также способствовать активному вовлечению как активного гражданского общества, так и рядовых жителей.

«Весь район МАИНД основан на концепции поиска точек соприкосновения, идее создания единой большой экосистемы, открытой для межличностного обмена, стремлении обеспечить идеальные условия жизни для нынешнего и будущих поколений. От строительных решений до мобильности – весь проект представляет собой тесный союз между архитектурой, устойчивостью и технологиями, с выбором и руководствуется принципами гармонии между людьми и окружающей средой. Кластер МАИНД будет включать в себя жилые здания, научный кампус, исследовательские лаборатории и акселератор стартапов. В научном кампусе смогут жить и работать 60 тыс. человек, в том числе 3 тыс. студентов» – говорится на сайте REDEVELOPER.RU3.

Инновационный район будет экологичным:

источники энергии на площадке будут возобновляемыми, а материал снесенных павильонов будет на 98% переработан. В качестве основного материала для строительства зданий было выбрано дерево.

По предварительным подсчетам, стоимость реализации данной инновации оценивается в 4,5 миллиарда евро.

Застройщики района, компании Arexpo и LendLease, в партнерстве с местными учреждениями и правительством Италии, реализуют комплексную стратегию по привлечению бизнеса и инвестиций с участием 4-х сторон:

Миланский государственный университет – кампус Statale будет занимать в общей сложности более 190 000 квадратных метров и вмещать более 23 000 человек, включая преподавателей, исследователей и студентов. Архитектурная концепция, разработанная CRA-Carlo Ratti Associati, переосмысливает традиционную планировку внутренних дворов итальянских и европейских университетов, представляя «Кампус 2.0» как пространство, открытое для экспериментов и распространения научных знаний.

Больница IRCCS Галеацци-Сант- Амброджо образовалась в результате слияния ортопедического института Галеацци и клинического института Сант- Амброджо. Это обширный и амбициозный национальный и международный проект в области здравоохранения, аккредитованный Национальной системой здравоохранения. Здесь лечат заболевания опорно-двигательного аппарата, чтобы помогать людям быть более мобильными.

Human Technopole, научно-исследовательский институт, занимается разработкой новых подходов к персонализированной и профилактической медицине.

Fondazione Triulza занимается поддержкой диалога и сотрудничества между людьми; информационной и обучающей деятельностью по продвижению устойчивой экономики, этического финансирования и ответственного потребления среди граждан.

Синергия, созданная в рамках данной экосистемы, развивается вокруг 3-х приоритетных направлений: большие данные (Big Data) и искусственный интеллект, умные материалы и устройства; геномика, персонализированная медицина и уход; перспективное и аддитивное производство. В нетехническом контексте вместо понятия «аддитивное производство» часто используются его синонимы: «трехмерная печать» или «3D-печать».

Все это превращает МАИНД в благодатную среду для профилактики заболеваний, улучшенной диагностики и передового здравоохранения, где в фокусе находится ЧЕЛОВЕК. Ожидается, что к 2032 году количество его посетителей превысит 60 000 человек в день, что сделает МАИНД одним из 200 крупнейших итальянских муниципалитетов по численности населения.

Мобильность – наше все!

С городской точки зрения, одно из основных стремлений МАИНД состоит в том, чтобы исследовать и тестировать будущие модели жизни и передвижения людей. В связи с этим МАИНД планирует выступить в качестве международного испытательного полигона для некоторых из самых прорывных и новаторских технологий и решений в области мобильности. Здесь стремятся «размывать границы»: кампус Миланского Университета позиционирует себя как пространство, открытое для экспериментов и распространения научных знаний (i), больница IRCCS Галеацци-Сант-Амброджо будет предоставлять качественные услуги своим пациентам, с акцентом также на исследования в области заболеваний опорно-двигательного аппарата (ii), а здания будут сливаться воедино с природой и парками, что будет служить не только источником свежего воздуха, но и будет помогать преодолевать или предотвращать последствия природных катаклизмов (iii).

В дополнение к существующей системе общественного транспорта будут запущены автономные шаттлы системы Group Rapid Transit (GRT4). Принцип работы шаттлов GRT чем-то напоминает лифт: пассажир нажимает кнопку на остановке, чтобы вызвать транспортное средство, а затем еще одну кнопку на транспортном средстве, чтобы выбрать пункт назначения. По прибытии шаттла он направится прямо к выбранному пункту назначения, если другие пользователи не позовут его забрать или сесть по пути. Это позволит сократить время ожидания и использовать транспортные средства только при наличии спроса. На начальном этапе шаттлы соединят железнодорожную станцию Rho-Fiera5 и Восточные ворота МАИНД, работая аналогично автобусной линии, двигаясь по центральному бульвару в обоих направлениях и останавливаясь на фиксированных остановках. По мере роста система GRT сможет выйти за пределы района и подключаться к другим транспортным системам. Также система GRT может превратиться в услугу «такси, управляемого роботами», не заменив, а дополнив существующую систему общественного транспорта.

Центр мобильности и логистики MoLo

Центр мобильности и логистики MoLo6 будет построен на западной границе МАИНД, его строительство началось в сентябре 2023 года – на этом участке уже установлен кран Lendlease. По данным китайской архитектурной студии MAD, 7-этажный комплекс MoLo будет иметь высоту 28,5 м и длину 170 м, а построить его планируют на сборном железобетонном каркасе. Он будет включать в себя 5-этажный паркинг на 1500 машиномест. Зеленые растения и лестницы из полированного металла оживят внешний вид главного здания и многоэтажной автостоянки, а внешне комплекс MoLo будет оснащен фотогальваническими панелями на верхних уровнях площадью более 8000 квадратных метров.

Внутри MoLo будет включать в себя 3000 квадратных метров коммерческих площадей на первом этаже, а также лаборатории, супермаркет и офисы. Открытый коридор на первом этаже позволит проходить здание насквозь, при этом над головами его посетителей будет волнообразно колебаться облачный потолок. Этот же коридор будет предназначен для установления связи с близлежащим парком Ро-Арезе и для «размывания границы между внутренним и внешним пространствами». Основные фасады здания будут украшены вертикальным ландшафтом и зеленью – все вместе это создаст еще большее ощущение единения с соседним парком и атмосферу спокойствия, гармонии и близости с природой.

Западные ворота, Зенит и Горизонт (West Gate Living, Zenith и Horizon)

Три отдельных здания – Западные ворота, Зенит и Горизонт – будут построены на территории между Decumano, больницей IRCCS Галеацци и Центром механизации итальянской почты в Розерио. Западные ворота запланированы как первый проект, который должен быть построен вместе с 1-й половиной района к концу 2024 года. Здесь планируется построить жилые дома, отели, офисы и инновационные центры. А особенностью двух остальных зданий – Зенита и Горизонта – станет то, что они будут из экологически чистых материалов, таких как дерево. Зенит станет самым высоким деревянным зданием в Италии и одним из самых высоких в Европе: 13 этажей над землей и высота 56 метров. Кроме того, его первый этаж будет открыт для использования, создавая пространственную непрерывность между экстерьером и интерьером, способствуя активному социальному взаимодействию.

Идеи по развитию мобильности в Кыргызстане

В Кыргызстане силен «дух единства», здесь ясно прослеживаются тенденции к объединению людей разных профессий на одной общей площадке, как, например, государственный «Инновационный центр»1 в Бишкеке и креативные хабы Ololo2.

Следующими шагами в области мобильности для Кыргызстана можно предположить создание новых транспортных систем, так как ныне существующие уже с трудом справляются с растущим количеством автомобилей на дорогах.

Две3 линии легкого метро общей длиной 14,8 км планируется проложить на эстакадах (в центре) и по земле (на окраинах) – они будут использовать малогабаритный подвижной состав.

Первая линия сначала с 4–5 промежуточными станциями свяжет южные микрорайоны и центр, а позже будет продлена на северную окраину. Возможные станции: «12-й микрорайон», «Асанбай», «Суйеркулова», «Медерова», «Вокзал», «Центр», затем «Телевышка», «Карагачевая роща», «Рынок „Дордой“».

Вторая линия с пятью-шестью промежуточными станциями пройдет с востока на запад также через центр, где будет станция пересадки. Возможные станции: «Учкун», «Аламедин», «Проспект Чуй», «Восток», «Центр», «Дворец Спорта», «Академия Наук», «Ошский рынок», затем возможно «Прикумская», «проспект Дэн Сяопина», «Запад».

Также в Бишкеке планируют соорудить линию челночного пригородно-городского электропоезда-аэроэкспресса, которая соединит железнодорожную станцию «Кемин» и центр города с расположенным в пригороде международным аэропортом «Манас», а в перспективе планируется продление линии до находящейся в 25 км от города границы с Казахстаном (в направлении города Чу).

В целом система линий легкого метро и городского электропоезда свяжет крупнейшие жилые микрорайоны, важные транспортные узлы и наиболее посещаемые общественные объекты. Система призвана обеспечить 60-70% городских пассажирских перевозок. Ее создание запланировано к 2025 году и внесено в новый генеральный план города.

Ожидается, что сооружение такой системы обойдется в 444 млн долл. США. К строительству будут привлечены иностранные инвесторы.

Бишкекское легкое метро может стать четвертым метро в Центральной Азии (после Ташкентского и Алма-атинского метро и легкого метро Астаны).

Также нам необходимо увеличивать количество парковок и стимулировать использование альтернативных видов транспорта, таких как велосипеды и самокаты – особенно в периоды, когда погодные условия позволяют, совмещая с неоценимой пользой для здоровья.

Появление системы GRT и ей подобных может стать отличной перспективой на будущее, тем, к чему можно и нужно стремиться, поэтапно меняя и улучшая ныне существующую транспортную систему.

Мобильность и инновации должны идти рука об руку. Ведь чем сильнее мы усовершенствуем наш мир, тем быстрее становятся наши скорости. А посмотрев на опыт других стран, можно извлечь много уроков для себя и избежать их ошибки, расширить свой кругозор, а также делиться своим уникальным опытом, чтобы в будущем тоже стать для кого-то примером.

___________

1 Частная компания, однако большинство акционеров представляют государство. Ее основали в 2011 году для приобретения площадей, предназначенных для проведения Expo Milano 2015. После окончания выставки они много работали над улучшением объекта, и теперь продолжают сопровождать развитие MIND, гарантируя надежность административных процедур и заботясь об активизации местного сообщества. Они готовы выступать посредниками между частными компаниями и государственными учреждениями.

2 Компания появилась из идеи успешно сочетать не только строительство, но также инвестиции и развитие. Они открылись в 1957 году, тогда в их команде было 35 сотрудников и 10 000 фунтов стерлингов, а за 60 лет они сумели достичь оборота в 124 миллиарда долларов. Сейчас они сдают 8 000 кв. м офисных площадей MIND Village, а на последующих этапах планируют предоставить порядка 356 000 кв. м офисных площадей, 1 083 квартиры (100% будут сдаваться в аренду), и еще 35 000 кв. метров.

3 https://redeveloper.ru/redeveloperskie-proekty/realise/nauchnyy-klaster-mind-na-meste-byvshey-vystavki-ekspo-2015-milan-italiya/

4 https://www.eltis.org/sites/default/files/trainingmaterials/21582_ policynoteswg4_1.indd_low.pdf

5 https://transformtransport.org/research/article/milan-innovation-district-mind/

6 https://www.mitomorrow.it/milano-verra/mind-milano-innovation-district-roserio/

1 https://www.instagram.com/innovationcenter.kg/

2 https://ololo.city/

3 https://cyclowiki.org/wiki