Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

КАК ОСТАНОВИТЬ ХАОТИЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В БИШКЕКЕ?

2017-04-11 / Право на город
КАК ОСТАНОВИТЬ ХАОТИЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В БИШКЕКЕ?

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ БИШКЕК ПРЕВРАТИЛСЯ В СТРОЙПЛОЩАДКУ. В СТРОИТЕЛЬНЫЙ СЕКТОР ПРИШЛИ БОЛЬШИЕ ФИНАНСЫ, И В ГОРОДЕ НАЧАЛИ ЗАСТРАИВАТЬСЯ ТЕРРИТОРИИ, ГДЕ СТРОИТЬ НИКАК НЕЛЬЗЯ. ЭТО ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА: ЗЕЛЕНЫЕ ЗОНЫ, ДЕТ¬СКИЕ И СПОРТИВНЫЕ ПЛОЩАДКИ. ЧТО ДЕЛАТЬ? МОГУТ ЛИ ГОРОЖАНЕ – ДА И ХОТЯТ ЛИ – УЧАСТВОВАТЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ БУДУЩЕГО ГОРОДА?

Горожане, безусловно, заинтересованы и хотят участвовать в процессе принятия решений в отношении застройки. Не случайно строительство в неположенных местах становится причиной возникновения конфликтов между застройщиками и местными жителями. Последним таким противостоянием, освещавшемся в СМИ, стала попытка застроить парк «Слоники» и соседнюю детскую площадку в конце 2016 года. Тогда работники МП «Зеленстрой» вырубили десятки деревьев, и лишь недовольство местных жителей и неравнодушных горожан остановило строительные работы. Дело по этому факту передано в Генпрокуратуру. Граждане все жестче критикуют власти и недобросовестных застройщиков. Последние же сетуют на сложную процедуру получения разрешительных документов и подключения к инженерным сетям, и каждый раз повторяют, что не хотят «воевать» с местными жителями.

В свою очередь городские власти обещают, что проблемы, связанные с застройкой, будут реше­ны в ближайшее время. ВСЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШИТ ПЛАН ДЕТАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКИ (ПДП)? На критику по хаотичной застройке мэрия го­рода отвечает, что заказала план детальной пла­нировки (ПДП) и выделила на это 18 миллионов сомов из городского бюджета. ПДП – это уточнен­ный вариант Генерального плана города, кото­рый показывает детальное расположение объек­тов. Его вариант для центральной части города был представлен общественности в августе 2016 года и сразу вызвал немало критики со стороны специалистов и неравнодушных горожан. Дело в том, что план детальной планировки не только придает законный статус спорным объектам, но и уплотняет существующую за­стройку возведением новых строений. При этом ни одного нового парка и объектов социальной инфраструктуры в плане нет. ПДП разрабаты­вался без учета мнения горожан, по старинке, без вовлечения общественности, без изучения потребностей и запросов жителей. И вместо того, чтобы решить городские конфликты, лишь породил новые серьезные противоречия.

ПРАВИЛА ЗАСТРОЙКИ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ (ПЗЗ) КАК ИНСТРУМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ ПЗЗ – это документ, который делит город на функциональные зоны и регламентируют гра­достроительную деятельность, четко определяя параметры застройки и землепользования для каждой из них. Документ предоставляет горо­жанам, собственникам жилья и бизнесу откры­тую информацию о застройке и землепользова­нии и дает правовые возможности для участия в принятии решений и защиты своих интересов на этапе планирования.

ПЗЗ – это общественный договор. Это про­зрачные правила для всех городских субъектов – бизнеса, собственников жилья, властей и ин­весторов. Они содержат всю информацию о том, как можно использовать тот или иной земельный участок, как получить разрешение на строитель­ство или зарегистрировать права на объекты не­движимости.

ПЗЗ выгодны для добросовестного бизнеса и инвесторов. Строить, где приняты к исполне­нию эти правила, легче и быстрее. Они упро­щают систему получения разрешительных до­кументов и уменьшают риски возникновения конфликтов между субъектами. Документ дает доступное и понятное представление о раз­витии и использовании территориальных зон, предоставляя информацию для выбора жилья, рабочего пространства и уменьшая риск нежела­тельного соседства. Благодаря ему, собственни­ки земельных участков могут выбрать наиболее эффективный вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Гибкость – еще одно преимуще­ство ПЗЗ. Исходя из потребностей города или запросов жителей, их можно дополнять, детали­зировать и изменять зоны, проводя анализ и пу­бличные слушания.

Правила застройки и землепользования более десяти лет приняты в 12 городах Кыргызстана: Токмоке, Оше, Джалал-Абаде, Чолпон-Ате, Кара­коле, Нарыне, Кара-Балте, Таласе, Узгене, Балы­кчы, Баткене и Канте. Однако с их использовани­ем на местах существует немало проблем.

ПЗЗ В БИШКЕКЕ Внедрение Правил застройки и землепользо­вания в Бишкеке запоздало как минимум на 10 лет. За это время практически все свободные земли в центре города и южных микрорайонах были застроены. Нынешняя ситуация в городе вызывает недовольство горожан, назрела край­няя необходимость пересмотра существующей градостроительной системы.

Важно понимать, что городское пространство затрагивает сферу интересов всех субъектов: городских властей, представителей бизнесаи гражданского сообщества, и главная задача ПЗЗ заключается в сохранении баланса интере­сов этих субъектов. Для развития принципов правового зониро­вания и принятия ПЗЗ в Бишкеке крайне важно донести достоверную информацию об этом до­кументе до всех заинтересованных сторон; объ­яснить, что ПЗЗ – выгодно и безопасно.

Архитектор и эксперт по правовому зониро­ванию, Ильдар УМУРЗАКОВ считает, что для продвижения идей правового зонирования в Бишкеке недостаточно сил гражданского сек­тора и что необходимо заручиться поддержкой крупных бизнес-ассоциаций. «Чтобы продвигать ПЗЗ нужно убедить в их необходимости круп­ных инвесторов – только крупные игроки могут существенно повлиять на этот процесс и выйти на уровень правительства и Жогорку Кенеша», – говорит Ильдар УМУРЗАКОВ.

В существующей системе добросовестно­му бизнесу очень тяжело работать. Инвесторы часто сталкиваются с нехваткой достоверных и обновленных данных о инженерно-техниче­ских мощностях, строительство объектов также затрудняется из-за непрозрачности градострои­тельного процесса и сложных бюрократических процедур.

ПЗЗ, в свою очередь, даст инвесторам четкое понимание вида и объемов возможного строи­тельства, ограничивающих факторов, а также об­легчит процесс бизнес-планирования. Но самым главным стимулом для бизнеса станет умень­шение коррупционных рисков со стороны муни­ципальных и государственных органов, задей­ствованных в сфере строительства и развития территорий.

Информирование общественности о Прави­лах застройки и землепользования также несет образовательный эффект, благодаря которому горожане могут погрузиться в систему городского управления и научиться использовать правовые нормы для урегулирования спорных, конфликт­ных ситуаций при использовании городских зе­мельных ресурсов.

Другим важным моментом должна стать под­готовка кадров, разбирающихся в правовом зонировании, и создание междисциплинарных групп, способных понимать города и потребно­сти горожан, выстраивать политику простран­ственного управления городов, продвигать прин­ципы правового зонирования и лоббировать их на всех уровнях.

Кто бы ни был инициатором внедрения ПЗЗ в Бишкеке, важно, чтобы работа была прозрач­ной и открытой. Чтобы каждый субъект уважал права и интересы друг друга и стремился к кон­структивному диалогу.