Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Право на город
КАК ОСТАНОВИТЬ ХАОТИЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В БИШКЕКЕ?
ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ БИШКЕК ПРЕВРАТИЛСЯ В СТРОЙПЛОЩАДКУ. В СТРОИТЕЛЬНЫЙ СЕКТОР ПРИШЛИ БОЛЬШИЕ ФИНАНСЫ, И В ГОРОДЕ НАЧАЛИ ЗАСТРАИВАТЬСЯ ТЕРРИТОРИИ, ГДЕ СТРОИТЬ НИКАК НЕЛЬЗЯ. ЭТО ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА: ЗЕЛЕНЫЕ ЗОНЫ, ДЕТ¬СКИЕ И СПОРТИВНЫЕ ПЛОЩАДКИ. ЧТО ДЕЛАТЬ? МОГУТ ЛИ ГОРОЖАНЕ – ДА И ХОТЯТ ЛИ – УЧАСТВОВАТЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ БУДУЩЕГО ГОРОДА?
Горожане, безусловно, заинтересованы и хотят участвовать в процессе принятия решений в отношении застройки. Не случайно строительство в неположенных местах становится причиной возникновения конфликтов между застройщиками и местными жителями. Последним таким противостоянием, освещавшемся в СМИ, стала попытка застроить парк «Слоники» и соседнюю детскую площадку в конце 2016 года. Тогда работники МП «Зеленстрой» вырубили десятки деревьев, и лишь недовольство местных жителей и неравнодушных горожан остановило строительные работы. Дело по этому факту передано в Генпрокуратуру. Граждане все жестче критикуют власти и недобросовестных застройщиков. Последние же сетуют на сложную процедуру получения разрешительных документов и подключения к инженерным сетям, и каждый раз повторяют, что не хотят «воевать» с местными жителями.
В свою очередь городские власти обещают, что проблемы, связанные с застройкой, будут решены в ближайшее время. ВСЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШИТ ПЛАН ДЕТАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКИ (ПДП)? На критику по хаотичной застройке мэрия города отвечает, что заказала план детальной планировки (ПДП) и выделила на это 18 миллионов сомов из городского бюджета. ПДП – это уточненный вариант Генерального плана города, который показывает детальное расположение объектов. Его вариант для центральной части города был представлен общественности в августе 2016 года и сразу вызвал немало критики со стороны специалистов и неравнодушных горожан. Дело в том, что план детальной планировки не только придает законный статус спорным объектам, но и уплотняет существующую застройку возведением новых строений. При этом ни одного нового парка и объектов социальной инфраструктуры в плане нет. ПДП разрабатывался без учета мнения горожан, по старинке, без вовлечения общественности, без изучения потребностей и запросов жителей. И вместо того, чтобы решить городские конфликты, лишь породил новые серьезные противоречия.
ПРАВИЛА ЗАСТРОЙКИ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ (ПЗЗ) КАК ИНСТРУМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ ПЗЗ – это документ, который делит город на функциональные зоны и регламентируют градостроительную деятельность, четко определяя параметры застройки и землепользования для каждой из них. Документ предоставляет горожанам, собственникам жилья и бизнесу открытую информацию о застройке и землепользовании и дает правовые возможности для участия в принятии решений и защиты своих интересов на этапе планирования.
ПЗЗ – это общественный договор. Это прозрачные правила для всех городских субъектов – бизнеса, собственников жилья, властей и инвесторов. Они содержат всю информацию о том, как можно использовать тот или иной земельный участок, как получить разрешение на строительство или зарегистрировать права на объекты недвижимости.
ПЗЗ выгодны для добросовестного бизнеса и инвесторов. Строить, где приняты к исполнению эти правила, легче и быстрее. Они упрощают систему получения разрешительных документов и уменьшают риски возникновения конфликтов между субъектами. Документ дает доступное и понятное представление о развитии и использовании территориальных зон, предоставляя информацию для выбора жилья, рабочего пространства и уменьшая риск нежелательного соседства. Благодаря ему, собственники земельных участков могут выбрать наиболее эффективный вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Гибкость – еще одно преимущество ПЗЗ. Исходя из потребностей города или запросов жителей, их можно дополнять, детализировать и изменять зоны, проводя анализ и публичные слушания.
Правила застройки и землепользования более десяти лет приняты в 12 городах Кыргызстана: Токмоке, Оше, Джалал-Абаде, Чолпон-Ате, Караколе, Нарыне, Кара-Балте, Таласе, Узгене, Балыкчы, Баткене и Канте. Однако с их использованием на местах существует немало проблем.
ПЗЗ В БИШКЕКЕ Внедрение Правил застройки и землепользования в Бишкеке запоздало как минимум на 10 лет. За это время практически все свободные земли в центре города и южных микрорайонах были застроены. Нынешняя ситуация в городе вызывает недовольство горожан, назрела крайняя необходимость пересмотра существующей градостроительной системы.
Важно понимать, что городское пространство затрагивает сферу интересов всех субъектов: городских властей, представителей бизнесаи гражданского сообщества, и главная задача ПЗЗ заключается в сохранении баланса интересов этих субъектов. Для развития принципов правового зонирования и принятия ПЗЗ в Бишкеке крайне важно донести достоверную информацию об этом документе до всех заинтересованных сторон; объяснить, что ПЗЗ – выгодно и безопасно.
Архитектор и эксперт по правовому зонированию, Ильдар УМУРЗАКОВ считает, что для продвижения идей правового зонирования в Бишкеке недостаточно сил гражданского сектора и что необходимо заручиться поддержкой крупных бизнес-ассоциаций. «Чтобы продвигать ПЗЗ нужно убедить в их необходимости крупных инвесторов – только крупные игроки могут существенно повлиять на этот процесс и выйти на уровень правительства и Жогорку Кенеша», – говорит Ильдар УМУРЗАКОВ.
В существующей системе добросовестному бизнесу очень тяжело работать. Инвесторы часто сталкиваются с нехваткой достоверных и обновленных данных о инженерно-технических мощностях, строительство объектов также затрудняется из-за непрозрачности градостроительного процесса и сложных бюрократических процедур.
ПЗЗ, в свою очередь, даст инвесторам четкое понимание вида и объемов возможного строительства, ограничивающих факторов, а также облегчит процесс бизнес-планирования. Но самым главным стимулом для бизнеса станет уменьшение коррупционных рисков со стороны муниципальных и государственных органов, задействованных в сфере строительства и развития территорий.
Информирование общественности о Правилах застройки и землепользования также несет образовательный эффект, благодаря которому горожане могут погрузиться в систему городского управления и научиться использовать правовые нормы для урегулирования спорных, конфликтных ситуаций при использовании городских земельных ресурсов.
Другим важным моментом должна стать подготовка кадров, разбирающихся в правовом зонировании, и создание междисциплинарных групп, способных понимать города и потребности горожан, выстраивать политику пространственного управления городов, продвигать принципы правового зонирования и лоббировать их на всех уровнях.
Кто бы ни был инициатором внедрения ПЗЗ в Бишкеке, важно, чтобы работа была прозрачной и открытой. Чтобы каждый субъект уважал права и интересы друг друга и стремился к конструктивному диалогу.
Похожие материалы:
-
№1 (147) / 2024-01-30 МАИНД (MIND) – уникальный пример технологии мобильности из Италии. Применим ли он в Кыргызстане?
-
№4 / 2017-06-06 КАК ОСТАНОВИТЬ ХАОТИЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В БИШКЕКЕ?
-
№4 / 2017-04-20 ДОМАШНИЙ СКОТ В ГОРОДЕ
-
№4 / 2017-04-15 ГОРОДСКИЕ ЗАБОРЫ – РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА САМОИЗОЛЯЦИИ
-
№4 / 2017-04-09 ПРАВО НА ГОРОД НАЧИНАЕТСЯ С ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ