Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Об оказании материальной помощи населению из средств местного бюджета

2017-08-16 / Юридическая консультация

Рубрика сформирована из вопросов, поступающих в адрес Института политики развития от органов местного самоуправления. Ответы на вопросы муниципалитетов подготовлены Бектурганом ОРОЗБАЕВЫМ и Нуржан МАМЫРАЛИЕВОЙ, юристами Проекта ГГПОМСУ, ИПР

Могут ли органы местного самоуправления оказывать населению ма- териальную помощь? Могут ли органы МСУ материально поощрять активистов айылного аймака?

Эти вопросы следует рассматривать раздельно, в частности, вопросы оказания материальной помощи социально уязвимым слоям населения (социальной защиты) отдельно от вопросов материального поощрения активистов айылного аймака. Поскольку расходы местного бюджета по вопросам «социальной защиты» должны быть направлены на удовлетворение потребностей или создание равных возможностей для социально незащищенных категорий граждан.

Необходимо отметить, что исчерпывающего правового определения термина «социальная защита», к сожалению, не установлено в законодательстве, за исключением статьи 9 Конституции КР, где дается общее понятие. Но, исходя из теории и общего законодательства страны, понятие – «социальная защита» следует понимать шире система мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека, которая регламентируется несколькими законодательными актами государства.

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь. Социальная защита подразделяется на следующие виды: доступное здравоохранение, льготы, доступное образование, пенсионное обеспечение, система социального обслуживания и предоставления социальных услуг, меры социальной поддержки. В указанном Вами перечне, конечно, присутствуют лица, нуждающиеся в социальной защите (участники ВОВ, ветераны труда, труженики тыла, вдовы УВОВ, воины-афганцы, участники ЧАЭС, узники концлагерей, матери-героини, дети инвалиды, пожилые граждане, детисироты, полусироты), а также лица, которые достойны материального поощрения, но не относящиеся к социально незащищенным категориям граждан (женщины-активисты, заслуженные педагоги, пенсионеры, активисты айылного аймака).

В целом, в настоящее время в отношении граждан, нуждающихся в социальной защите, законодательство КР возлагает ряд обязанностей на соответствующие государственные органы и на органы местного самоуправления.

Вопросы социальной защиты отражены в статье 9 Конституции КР, которая гласит: «Кыргызская Республика разрабатывает социальные программы, направленные на создание достойных условий жизни и свободное развитие личности, содействие занятости. Обеспечивает поддержку социально незащищенных категорий граждан, гарантированный минимальный размер оплаты труда, охрану труда и здоровья. Развивает систему социальных служб, медицинского обслуживания, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

В свою очередь органы МСУ также, согласно вышеуказанной конституционной норме и статье 112 Конституции, разрабатывают, утверждают и реализуют программы социально-экономического развития местного сообщества и социальной защиты населения.

Следует отметить, что статья 18 Закона КР «О местном самоуправлении» не рассматривает от- дельной строкой в перечне вопросов местного значения вопросы социальной защиты, но часть 2 статьи 18 Закона не ограничивает органы местного самоуправления в осуществлении иных полномочий, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики. Поэтому статья 51 Бюджетного кодекса КР вопросы социальной защиты рассматривает как отдельные расходные обязательства органов местного самоуправления от вопросов местного значения.

Что касается требований части 2 статьи 51 Бюджетного кодекса, следует отметить, что в данном случае необходимо иметь в виду вопросы, обозначенные в пунктах 16 и 17 части 6 статьи 20 Закона КР «О местном самоуправлении»:

  • выявление малоимущих семей в целях организации им адресной социальной защиты;
  • первичное определение степени нуждаемости семей в ежемесячном пособии малообеспеченным семьям, имеющим детей, в сельской местности в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Указанные вопросы в статье 20 Закона включены в перечень основных государственных полномочий, которые могут быть делегированы органам местного самоуправления на основании закона или договора (Министерством труда и социального развития КР) с одновременным финансированием из республиканского бюджета.

На основании вышеизложенного отмечаем, что Об оказании материальной помощи населению из средств местного бюджета органы местного самоуправления вправе заниматься социальной защитой отдельных категорий граждан в порядке, установленном законодательством, не относящейся к компетенции государственных органов, а также осуществлять расходы из местного бюджета для выполнения требований законодательства (приложение 1).

Вместе с тем, в целях недопущения нарушений законодательства и нецелевого использования средств местного бюджета, предлагаем ответственным работникам айыл окмоту детально изучить законодательство по вопросам социальной защиты и рекомендации по бюджетной классификации, подготовленные экспертами Проекта.