Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (107) 30 Сентября 2020

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Оценка услуг: важные моменты и критерии процесса

2017-08-30 / Мониторинг и оценка МСУ

Медет СУЛТАМБАЕВ,специалист по мониторингу и оценке Проекта ГГПОМСУ,ИПР

В Бишкеке 14 июля 2017 года прошел тренинг по вопросам планирования мониторинга и оценки на уровне айылных аймаков. В тренинге приняли участие представители 12 пилотных муниципалитетов Чуйской области, члены группы совместного мониторинга и оценки (ГСМиО) и 5 непилотных муниципалитетов, победители Программы малых грантов 2017 года. Непилотным сообществам предстоит проводить мониторинг полученных грантов. Всего в тренинге приняло участие 40 человек. Основной целью тренинга было обучение навыкам планирования и проведение мониторинга и оценки, а также подведение итогов мониторинга оценки услуг: 1 и 2 оценка за 2016 год и третья оценка за 2017 год.

Мониторинг и оценка выполняют важную роль в достижении запланированных результатов. В сообществах проводится большое количество различных мероприятий. Это проведение собраний, сходов, ремонт и строительство школ, дорог, водопроводных линий, спортивных сооружений, вывоз мусора и т. д. Мониторинг обязательно предполагает сбор данных с определенным интервалом и как минимум два раза в ходе реализации мероприятий по объекту, чтобы можно было промониторить динамику изменений.

По результатам мониторинга в 2016 году, в одном сообществе было проведено в среднем 22 мероприятия. За проведением этих мероприятий необходим мониторинг – регулярный сбор данных, так как в ходе реализации мероприятий у членов сообществ и бенефициариев возникает множество вопросов. Например, завершится ли мероприятие в срок, качественно ли проводятся строительные работы, возникли ли проблемы, будут ли достигнуты запланированные результаты и т. д.

Чтобы ответить на возникающие вопросы, необходимо планировать регулярный сбор данных о реализации мероприятий. Для этого надо ответить на следующие вопросы: кто, как часто и о каких мероприятиях собирает регулярно данные; как фиксировать результаты мониторинга; как правильно выбрать и проводить оценку услуг; как организовать процесс мониторинга на уровне сел и айылного аймака; где проводятся мероприятия? Ответы на поставленные вопросы требуют от членов групп ГСМиО знаний и навыков по планированию мониторинга и оценки. Прежде всего, умение составлять план по мониторингу и оценке, иметь базовые навыки и знания по обработке полученных результатов мониторинга на компьютере. Эти вопросы были рассмотрены в рамках проведенного однодневного тренинга.

Одним из важных мониторинговых мероприятий в 2016 и 2017 гг. было проведение оценки предоставляемых услуг со стороны органов местного самоуправления. Группы СМиО при поддержке активистов сел провели 3 оценки услуг, из них 2 оценки в 2016 году и одну оценку в 2017 году. Оценка проводилась в 12 муниципалитетах, в 38 селах было заполнено 866 анкет, в среднем в каждом селе было заполнено по 22 анкеты и были оценены 14 услуг. По полу опрошенные составили: мужчины – 42,1% и женщины – 57,1%. Средний возраст опрошенных составил 44 года. Участникам тренинга были показаны результаты оценки услуг и важность опрашивать как мужчин, так и женщин, разные возрастные категории. Это связано с разными потребностями и интересами членов сообщества в зависимости от пола и возраста.

Для оценки услуг была разработана анкета и инструкция по заполнению. Жители сел оценивали предоставляемые услуги по 5-балльной шкале от 1 до 5, где 1 балл означал «очень плохо», а 5 баллов означало «отлично». Одним из важных моментов в оценке услуг было определить критерии для оценки услуг. Для оценки услуг были определены 6 критериев. Это качество предоставляемой услуги, сроки предоставления услуги, информированность об услуге, стоимость услуги, удовлетворённость услугой и возможность выразить свое мнение об услуге. Услуги оценивались два раза в год, в начале и в конце года. Это позволяет увидеть динамику произошедших изменений между первой и второй оценками в течение года. На тренинге были раскрыты вопросы улучшения качества услуг, предоставляемых органами местного самоуправления через оценку услуг. Что такое оценка услуг? Это когда жители сел дают свою оценку предоставляемым услугам со стороны органов местного самоуправления. В настоящее время органы местного самоуправления должны решать 24 вопроса местного значения. Все 24 услуги оценить невозможно, поэтому жителям МСУ сел предварительно предлагается отобрать услуги для оценки. Этот процесс отбора услуг осуществляется на мероприятиях по совместному изучению нужд села (СИНС). После предварительных обсуждений с членами групп совместного мониторинга и оценки было предложено специалистами Проекта оценить не более четырех услуг.

По результатам анализа оценки услуг, жители 12 пилотных муниципалитетов Чуйской области для оценки выбрали 14 услуг. Это вывоз мусора, детский сад, медицинские услуги, питьевая и поливная вода, уличное освещение и т. д. Это были приоритетные услуги членов местного сообщества.

На тренинге были даны рекомендации: как планировать и включать новые услуги для оценки. Также были представлены результаты оценки услуг по каждому муниципалитету и подготовлены для их дальнейшего использования на собраниях, сельских сходах, для доноров и других организаций. Например, по результатам анализа 1 и 3 оценки услуг в 12 муниципалитетах есть положительные изменения по питьевой воде, по первым четырем критериям рост составил 0,1 балла и по критерию «возможность выразить свое мнение по услуге» – 0,2 балла. Сообщества выбрали и оценили такие наиболее приоритетные и важные для сообщества услуги, как: питьевая вода (100%), вывоз мусора (66%), поливная вода (58%) и т. д. На тренинге членам СМиО дали знания и навыки по обработке данных оценки услуг в формате Excel.

В целом на тренинге участники получили знания и навыки по планированию, организации и проведению оценки услуг, отбору приоритетных услуг, обработке полученных данных, оформлению результатов в виде отчетов и диаграмм. По итогам тренинга были намечены планы по проведению оценки услуг до конца 2017 года. Принято решение участниками тренинга оказывать консультационную поддержку. Консультация будет оказана по таким вопросам, как планирование и проведение мониторинга и оценки реализуемых и завершенных мероприятий на уровне айылного аймака, от-четность по мониторингу и оценке. Полученные знания и навыки по мониторингу и оценке на тренинге позволят эффективно проводить мониторинг на уровне айылного аймака и повысить качество предоставляемых услуг со стороны органов местного самоуправления.

Результаты оценки услуг в 12 пилотных муниципалитетах Чуйской области (питьевая вода)
Оцениваемая услуга Номер оценки Критерии оценки (в баллах 1-5)
Питьевая вода1 Качество Сроки Стоимость

Информи-

рованность                   

Удовлетво-ренность Возможность выразить мнение
1 (июнь 2016 г.) 3,6 3,2 3,6 3,4 3,4 3,1
2 (ноябрь 2016 г.) 4,0 3,6 3,9 3,6 3,7 3,6
3 (июнь 2017 г.) 3,7 3,3 3,6 3,5 3,4 3,3
Динамика изменений (1 и 3) 0,1 0,1 0,0 0,1 0,1 0,2

 

Похожие материалы: