Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Мониторинг и оценка МСУ
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ СОВМЕСТНОГО МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ С ВОВЛЕЧЕНИЕМ ГРАЖДАН И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Утверждено приказом Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики от «05» «09» 2019 г., № 01-18/84
I. Общие положения
Настоящее Типовое положение разработано в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» и Типовым уставом местного сообщества, определяет правовые основы и общие типовые условия проведения совместного мониторинга и оценки деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения с вовлечением граждан и их объединений.
Мониторинг и оценка деятельности органов местного самоуправления с участием граждан и их объединений называется «совместным мониторингом и оценкой».
Объектами совместного мониторинга и оценки деятельности органов местного самоуправления являются:
- исполнительный орган местного самоуправления;
- муниципальные предприятия и учреждения;
- поставщики (подрядчики) и консультанты при осуществлении государственных закупок за счет средств местных бюджетов;
- общественные организации и объединения (ассоциация водопользователей (АВП), сельское объединение пользователей питьевой воды (СООППВ), пастбищные комитеты и др., предоставляющие услуги, касающиеся обеспечения жизнедеятельности местного сообщества соответствующей территории.
Организаторами совместного мониторинга и оценки являются органы местного самоуправления. Совместный мониторинг и оценка проводятся группой совместного мониторинга и оценки, включающей граждан, представителей их объединений и представителей органов местного самоуправления, создаваемой по решению местного кенеша (далее – группа СМиО).
Совместный мониторинг и оценка проводятся публично и открыто с использованием информационно-телекоммуникационных систем и технологий, в том числе сети «Интернет».
Мониторинг деятельности органов местного самоуправления – это систематическое или временное наблюдение за деятельностью объектов мониторинга и оценки, организуемое органами местного самоуправления и проводимое с участием граждан и их объединений.
Оценка деятельности органов местного самоуправления – это регулярная или разовая оценка результатов деятельности объектов мониторинга и оценки, организуемая органами местного самоуправления и проводимая с участием граждан и их объединений.
II. Цели и задачи совместного мониторинга и оценки
2.1. Целями совместного мониторинга и оценки являются:
1) обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов объединений граждан;
2) обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан и их объединений при принятии решений органами местного самоуправления;
3) общественная оценка деятельности объектов мониторинга и оценки;
4) содействие предупреждению и искоренению коррупции.
2.2. Задачами совместного мониторинга и оценки являются:
1) обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов местного самоуправления;
2) выявление эффективности методов сотрудничества органов местного самоуправления с общественностью;
3) повышение эффективности деятельности объектов мониторинга и оценки;
4) исследование уровня удовлетворенности населения в целом и отдельных социальных групп в частности (женщины, молодежь, пожилые, безработные, ЛОВЗ и др. социальные категории) деятельностью объектов мониторинга и оценки;
5) выявление, анализ и оценка временных и материальных (в том числе финансовых) ресурсов, фактически используемых при реализации программ социально-экономического развития, планов совместных действий и планов по реализации гендерной политики и других программных документов айылного аймака, города (далее - программ и планов развития), последующего определения и реализации мер по устранению выявленных отклонений, контроля динамики реализации программ и планов развития;
6) информирование органов местного самоуправления о недостатках работы и неудовлетворенности населения деятельностью объектов мониторинга и оценки, направление предложений по их устранению.
III. Основные принципы и требования при проведении совместного мониторинга и оценки
3.1. Основными принципами совместного мониторинга и оценки являются:
- приоритет прав и законных интересов человека и гражданина, нетерпимость к любым формам дискриминации;
- презумпция добросовестности деятельности органов местного самоуправления;
- добровольность и законность деятельности, объективность, беспристрастность и добросовестность группы СМиО;
- публичность, открытость общественного обсуждения и его результатов;
- обязательность рассмотрения органами местного самоуправления итоговых документов, подготовленных по результатам работы группы СМиО, и учет предложений, рекомендаций и выводов группы СМиО;
- целостность и оперативность проведения совместного мониторинга и оценки.
3.2. Основные требования к процессу проведения совместного мониторинга и оценки:
- объективность и достаточность исходной информации;
- привлечение дополнительных источников информации;
- обеспечение возможности регулярного сравнения результатов мониторинга и оценки;
- выбор минимального числа необходимых и достаточных критериев оценки;
- соблюдение конфиденциальности полученной в ходе мониторинга информации, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- недопустимость создания препятствий законной деятельности объектов совместного мониторинга и оценки.
IV. Предмет и объекты совместного мониторинга и оценки
Предметом совместного мониторинга и оценки является процесс и результаты деятельности объектов мониторинга и оценки, направленной на решение вопросов местного значения, включая:
- реализацию программ и планов развития айылного аймака, города;
- реализацию местных инициатив, проектов, программ, финансируемых из средств местного и (или) республиканского бюджетов, международных и иных донорских организаций, спонсоров и других источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики;
- поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ, а также консультационных услуг при осуществлении государственных закупок за счет средств местных бюджетов.
Объектами совместного мониторинга и оценки являются:
- исполнительный орган местного самоуправления;
- муниципальные предприятия и учреждения;
- поставщики (подрядчики) и консультанты при осуществлении государственных закупок за счет средств местных бюджетов;
- общественные организации и объединения (ассоциация водопользователей (АВП), сельское объединение пользователей питьевой воды (СООППВ), пастбищные комитеты и др., предоставляющие услуги, касающиеся обеспечения жизнедеятельности местного сообщества соответствующей территории.
Объекты совместного мониторинга и оценки обязаны:
- предоставлять группе СМиО информацию о своей деятельности в части, которая стала предметом совместного мониторинга или оценки, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных и информации, доступ к которой ограничен законодательством Кыргызской Республики;
- рассматривать направленные им запросы в порядке и сроки, установленные законодательством Кыргызской Республики;
- рассматривать направляемые группой СМиО документы о результатах совместного мониторинга и оценки для обсуждения рекомендаций и разработки мер по устранению выявленных пробелов и недостатков;
- предоставлять исполнительному органу местного самоуправления (кроме случаев, когда объектом совместного мониторинга и оценки является исполнительный орган местного самоуправления) с копией группе СМиО информацию о причинах недостатков и о планируемых мерах по исправлению ситуации не позднее чем через 10 рабочих дней с момента получения документа о результатах совместного мониторинга и оценки.
Исполнительный орган местного самоуправления не позднее 30 календарных дней с момента получения документа о результатах совместного мониторинга и оценки от группы СМиО направляет местному кенешу обобщенную информацию о предпринятых мерах для устранения недостатков, выявленных группой СМиО.
V. Организация совместного мониторинга и оценки
5.1. Создание группы СМиО Для достижения целей и обеспечения выполнения задач совместного мониторинга и оценкb местный кенеш создает группу СМиО. Порядок осуществления деятельности групп СМиО определяется настоящим Положением.
5.2. Состав группы СМиО
5.2.1.Группа СМиО состоит из нечетного числа членов – от 5 до 15 граждан Кыргызской Республики, достигших 18 лет, являющихся членами соответствующего местного сообщества.
5.2.2. В состав группы СМиО входят лица, представленные и избранные в соответствии с настоящим Положением, без дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств.
5.2.3. Группа СМиО формируется в следующем составе:
1) не менее 1/4 состава группы СМиО - муниципальные служащие исполнительного органа местного самоуправления;
2) не менее 1/4 состава группы СМиО - депутаты местного кенеша;
3) не менее половины (или 1/2) состава группы СМиО – граждане, представляющие граждан и их объединения.
Дополнительные обязательные требования к составу группы СМиО:
1) лица одного пола не должны составлять более 70% состава группы СМиО;
2) члены группы СМиО не должны иметь конфликт интересов, связанный с осуществлением деятельности в составе группы СМиО и с предметом мониторинга и оценки, в соответствии с разделом 6 настоящего Положения.
5.3. Срок полномочий группы СМиО
5.3.1. Срок полномочий группы СМиО составляет четыре года с момента создания.
5.3.2. Первое заседание группы СМиО должно быть проведено не позднее 10 рабочих дней с момента создания.
5.3.3. Не позднее чем за три рабочих дня до проведения первого заседания группы СМиО исполнительный орган местного самоуправления публикует на официальном сайте органов местного самоуправления и (или) размещает в спе-циальных местах обозрения (досках, стендах) информацию о создании группы СМиО (постановление местного кенеша о создании группы СМиО, состав, дату, место и время проведения первого заседания группы СМиО и др.).
5.4. Порядок формирования группы СМиО
5.4.1. Не позднее одного месяца с момента формирования местного кенеша исполнительный орган местного самоуправления публикует на официальном сайте органов местного самоуправления и (или) размещает в специальных местах обозрения (досках, стендах), информацию о начале процедуры формирования группы СМиО.
5.4.2. Руководитель исполнительного органа местного самоуправления не позднее 15 рабочих дней со дня начала процедуры формирования группы СМиО назначает из числа муниципальных служащих кандидатов в состав группы СМиО и направляет в местный кенеш список кандидатов.
5.4.3. Председатель местного кенеша не позднее 15 рабочих дней со дня начала процедуры формирования группы СМиО утверждает членов группы СМиО из числа депутатов местного кенеша.
5.4.4. Избрание кандидатов в состав членов группы СМиО, представляющих граждан и их объединения, производится на сходе местного сообщества (или другим подходящим данному местному сообществу способом), проводимого в соответствии с Уставом местного сообщества.
Кандидатами в состав членов группы СМиО считаются граждане, набравшие по итогам голосования наибольшее количество голосов участников схода. Итоги голосования по кандидатам в состав группы СМиО оформляются протоколом и направляются в местный кенеш.
Для выдвижения кандидатов в состав группы СМиО органы местного самоуправления создают необходимые организационные условия (организуют информационную кампанию, рассылку приглашений, сбор приема заявок, процедуру отбора путем голосования и т.д.).
5.4.5. Местный кенеш принимает распоряжение о создании группы СМиО.
5.4.6. Председатель группы СМиО избирается членами группы СМиО открытым голосованием из числа членов группы СМиО, представляющих граждан и их объединения.
5.4.7. Исполнительный орган местного самоуправления обеспечивает информирование местного сообщества о создании группы СМиО путем публикации на официальном сайте органов местного самоуправления и (или) размещения в специальных местах обозрения (досках, стендах) копии постановления местного кенеша о создании и составе группы СМиО.
5.4.8. В случае выбытия членов группы СМиО, включение в состав группы СМиО осуществляется по процедурам данного раздела настоящего Положения.
VI. Конфликт интересов
6.1. Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность члена группы СМиО либо воздействие (давление) на члена группы СМиО влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих полномочий в качестве члена группы СМиО.
6.2. Под личной заинтересованностью члена группы СМиО, которая влияет или может повлиять на объективное осуществление им своих полномочий, понимается возможность получения членом группы СМиО доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для члена группы СМиО, членов его семьи или близких родственников, а также для других лиц или общественных объединений, с которыми член группы СМиО связан финансовыми или иными обязательствами.
6.3. В случае возникновения у члена группы СМиО личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, либо при возникновении ситуации оказания воздействия (давления) на члена группы СМиО, связанного с осуществлением им своих полномочий, член группы СМиО обязан в кратчайшие сроки проинформировать об этом в письменной форме председателя группы СМиО и местного кенеша.
6.4. Председатель местного кенеша в случае получения информации о наличии конфликта интересов должен временно отстранить члена группы СМиО от процесса мониторинга и оценки по предмету, в отношении которого возник конфликт интересов.
VII. Организационно-техническое обеспечение деятельности группы СМиО
7.1. Организационно-техническое обеспечение деятельности группы СМиО осуществляет исполнительный орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета. Группа СМиО должна быть обеспечена необходимыми условиями для своей работы (для передвижения к местам нахождения объектов совместного мониторинга и оценки, помещением для проведения заседаний, необходимыми канцелярскими товарами, иметь доступ к офисному оборудованию для подготовки документов, обработки результатов мониторинга и оценки и другими условиями).
7.2. Основные формы работы группы СМиО
7.2.1. Основными формами деятельности группы СМиО являются заседания группы СМиО, заседания рабочих групп, участие в общественных обсуждениях (сходы, собрания, общественные слушания) и др.
7.2.2. Заседания группы СМиО проводятся всоответствии с планом работы группы СМиО (далее – План работ), но не реже одного раза в квартал.
7.2.3. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов группы СМиО.
7.2.4. Председатель группы СМиО возглавляет и организует работу группы СМиО, представляет группу СМиО в отношениях с органами местного самоуправления и государственными органами, юридическими и физическими лицами, несет ответственность за организацию делопроизводства, а также подготовку и презентацию результатов работы группы СМиО на ежегодных сходах и других мероприятиях.
7.2.5. Председатель группы СМиО обеспечивает сохранность документов, использованных в ходе проведения СМиО (анкеты, списки, фото и др.), а также документов, отражающих результаты СМиО (акты, отчеты и др.).
7.3. Полномочия группы СМиО
7.3.1. Для выполнения поставленных задач группа СМиО:
- разрабатывает проект плана работ;
- информирует исполнительный орган местного самоуправления о плане работ, вносит изменения и дополнения, в случае необходимости, после обсуждения плана работ с исполнительным органом местного самоуправления. Исполнительный орган местного самоуправления вправе вносить предложения по включению в план работы проведение мероприятий по совместному мониторингу и оценке по вопросам, относящимся к его компетенции;
- представляет обсужденный с исполнительным органом местного самоуправления план работы на утверждение местному кенешу;
- совместный мониторинг и оценка конкретного объекта мониторинга проводятся в соответствии с планом мониторинга и оценки;
- проводит опросы (анкетирование), фокус-группы, интервью с прямыми получателями товаров, работ и услуг, и/или выгод от реализуемых проектов, инициатив, в том числе с выездом на место;
- осуществляет анализ документов, подготовленных в процессе совместного мониторинга и оценки, полученных от объектов совместного мониторинга и оценки (анкеты, графики, отчеты, регистрационные журналы, списки участников и др.);
- участвует в качестве наблюдателей в мероприятиях (совместное изучение нужд сообществ (СИНС), общественные слушания, сходы, курултаи и др.);
- участвует в качестве наблюдателей в мероприятиях, связанных с реализацией планов развития (реализация инициатив, проектов, программ и др.);
- своевременно информирует местный кенеш, исполнительный орган местного самоуправления, объекты совместного мониторинга и оценки и местное сообщество о выявленных проблемах в ходе совместного мониторинга и оценки;
- дает рекомендации и вносит предложения объектам совместного мониторинга и оценки по предмету совместного мониторинга и оценки;
- представляет отчет по результатам совместного мониторинга и оценки исполнительному органу местного самоуправления и местному кенешу;
- представляет местному сообществу сводный отчет о совместном мониторинге и оценке объектов совместного мониторинга и оценки.
7.3.2. В целях совместного мониторинга и оценки деятельности объектов совместного мониторинга и оценки для раннего предупреждения возникновения проблем и отклонений от заплани-
рованных параметров программ и планов развития, обеспечения организации услуг группа СМиО вправе:
1) запрашивать у объектов совместного мониторинга и оценки необходимую информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных и информацию, доступ к которой ограничен законодательством Кыргызской Республики;
2) посещать соответствующие объекты, производить визуальные осмотры, замеры и использовать другие методы мониторинга для оценки статуса реализации программ и планов развития, оценки соответствия проводимых мероприятий программами планам развития, а также требованиям Устава местного сообщества, в соответствии с планом мониторинга;
3) проводить изучение общественного мнения (разных слоев и социальных групп местного сообщества) для выявления отношения оценки гражданами и их объединениями деятельности объектов совместного мониторинга и оценки, а также программ и планов развития и их исполнения;
4) в случае выявления фактов невыполненияили не надлежащего исполнения программ и планов развития, проектов, инициатив, некачественного или несвоевременного предоставления товаров, услуг, проведения работ;
5) проводить оценку уровня прозрачности органов МСУ, муниципального индекса бюджетной прозрачности, качества предоставления муниципальных услуг в соответствии с типовыми положениями, определяющими методики их проведения;
6) привлекать к проведению совместного мониторинга и оценки граждан и их объединения, научные, экспертные организации, независимых экспертов, средства массовой информации и др.;
7) создавать рабочие группы по отдельным вопросам совместного мониторинга и оценки.
VIII. Документы о результатах совместного мониторинга и оценки
8.1. По результатам проводимых группой СМиО в соответствии с планом работ мероприятий составляются соответствующие документы: акт и сводный отчет.
Акт мониторинга и оценки (далее – акт) является документом, подтверждающим факт проведения совместного мониторинга и оценки. Акт содержит следующую обязательную информацию:
- цель проведения совместного мониторинга и оценки;
- предмет и объект совместного мониторинга и оценки;
- место проведения совместного мониторинга и оценки;
- сроки проведения совместного мониторинга и оценки;
- описание результатов совместного мониторинга и оценки, включая:
- выявленные факты или
- результаты оценки (анкетирования, исследования, фокус-группы, опросы общественного мнения и т.п.);
- рекомендации и предложения по результатам совместного мониторинга и оценки;
- приложения к Акту (протоколы, фото, видео-материалы и т. д.).
Сводный отчет является документом, содержащим краткую информацию о проведенных в течение определенного периода времени (полугодие, год) мероприятиях в рамках совместного мониторинга и оценки в соответствии с планом работы.
В Сводном отчете содержится обобщенная информация о результатах совместного мониторинга и оценки, предоставленных органам местного самоуправления актах, информация о действиях объектов совместного мониторинга и оценки в ответ на предоставляемые акты и рекомендации, а также результаты проводимых мероприятий по совместному мониторингу и оценке.
8.2. Акт направляется группой СМиО объекту совместного мониторинга и оценки, в исполнительный орган местного самоуправления и в местный кенеш.
8.3. Акт подлежит обязательному рассмотрению объектами совместного мониторинга и оценки в соответствии с пунктом 4.2. настоящего Положения.
8.4. В зависимости от результатов совместного мониторинга и оценки местный кенеш вправе созвать внеочередную сессию местного кенеша для отчета руководителя исполнительного органа местного самоуправления по выполнению рекомендаций группы СМиО или инициировать проведение общественного обсуждения (сход, общественные слушания, курултай и др.).
8.5. Сводный отчет о результатах работы группы СМиО готовится под руководством председателя группы СМиО с активным участием членов группы СМиО. Председатель группы СМиО (в случае отсутствия возможности у председателя группы СМиО, член группы СМиО, определенный председателем группы СМиО) проводит презентацию отчета для местного сообщества во время ежегодного публичного представления исполнительного органа МСУ отчета об исполнении программ и планов развития. Сводный отчет, подготовленный по результатам совместного мониторинга и оценки, публикуется на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) размещается в специальных местах обозрения (досках, стендах).
Похожие материалы:
-
№6 (152) / 2024-07-08 Квартальные встречи групп СМиО – платформа для обучения, налаживания связей, обмена знаниями и опытом
-
№6 (152) / 2024-07-08 ГОСТ: шпаргалка для новичков и «продвинутых» членов групп СМиО о том, как провести мониторинг услуги
-
№7-8 (93-94) / 2020-05-08 Оценка эффективности работы органов МСУ: что оцениваем?
-
№ (2) 88 / 2019-03-06 Мониторинг ПСЭР – какую роль выполняют глава айыл окмоту, граждане и депутаты местного кенеша?
-
№№ (11) 85 / 2018-11-07 Устав местного сообщества и работа административной комиссии по правонарушениям по его соблюдению
-
№№ (11) 85 / 2018-11-07 Типовое положение о комиссиях органов местного самоуправления Кыргызской Республики по рассмотрению дел о нарушениях
-
№№ (11) 85 / 2018-11-07 Общественный мониторинг и Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях
-
№9 (70) / 2017-09-30 Доверие населения к СКЗ выросло