Муниципалитет Научно-популярный журнал

2-3(100-101) 12 Марта 2020

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Механизм передачи информации о качестве услуг системы здравоохранения снизу вверх: от местных сообществ на национальный уровень

2017-09-30 / Мониторинг и оценка МСУ

Для усиления социальной подотчетности сферы услуг здравоохранения гражданам Проект «Голос СКЗ» предложил активнее использовать потенциал сельских комитетов здоровья в обеспечении связи между центральным и местными уровнями управления. В частности, по результатам Проекта Ассоциация КАДК намерена использовать новыймеханизм взаимодействия СКЗ со структурами Министерства здравоохранения (МЗ) и Фонда медицинского страхования КР (ФОМС) по вопросам медицинских услуг. Данный механизм был разработан в рамках проекта «Голос СКЗ», частично апробирован в части сбора информации для передачи через СКЗ и передан Ассоциации КАДК для дальнейшей реализации.

Проблема системы здравоохранения заключается в том, что эта система замкнута и самодостаточна в части информации для принятия решений. Оценка предоставляемых услуг проводится также самими подразделениями системы здравоохранения, что не дает возможности получить объективный взгляд со стороны. У системы здравоохранения нет стабильного и хорошо работающего механизма сбора данных внешней оценки качества предоставляемых услуг. В завершающей стадии Проект «Голос СКЗ» приложил дополнительные усилия, чтобы определить, каким образом может выглядеть механизм передачи информации от местных сообществ о качестве предоставляемых медицинских услуг через сеть СКЗ в соответствующие органы для принятия решения. ФОМС был определен как наиболее заинтересованное лицо во внедрении предложенного механизма, учитывая цели и деятельность самого Фонда ОМС. В системе здравоохранения республики для введения рыночных механизмов разделены функции: поставщиков медицинских услуг (МЗ и учреждения здравоохранения) и плательщика-покупателя медицинских услуг (Фонд ОМС).
 
Фонд ОМС выступает в качестве покупателя медицинских услуг, а Минздрав должен выступать в роли поставщика медицинских услуг. В работу Фонда ОМС входит оценка качества предоставления медицинских услуг населению и последующая их оплата Министерству здравоохранения. Фонд ОМС крайне заинтересован в эффективном мониторинге покупаемых им медицинских услуг, учитывая, что регулярный внешний мониторинг требует больших затрат, СКЗ могут предложить Фонду ОМС относительно недорогой, но достоверный способ мониторинга. Таким образом, Фонд ОМС является именно тем участником, у которого присутствует интерес во внедрении данного механизма. Суть механизма взаимодействия СКЗ со структурами Министерства здравоохранения и Фонда медицинского страхования КР по вопросам медицинских услуг состоит в учете мнений сельских сообществ о качестве получаемых медицинских услуг и последующей передаче аккумулированной информации через сеть СКЗ на уровень территориальных учреждений здравоохранения и выше на национальный уровень – уровень Министерства здравоохранения КР и Фонда ОМС – через Ассоциацию СКЗ. Тем самым данный механизм позволит использовать потенциал сети СКЗ и Ассоциации СКЗ в полном объеме.
 
Проектом уже была собрана информация через пилотные СКЗ в 11 муниципалитетах по всей территории республики о том, какие проблемы в сфере медицинских услуг население считает наиболее приоритетными и важными для себя. На основе этой информации было определено, что СКЗ могут быть успешно вовлечены в оценку качества медицинских услуг, оказываемых на первичном уровне. Оценка работы фельдшерско-акушерских пунктов и групп семейных врачей, а также работа скорой медицинской помощи – это то, с чем сельское население имеет дело каждый день и может выразить свое мнение относительно качества оказываемых услуг. Для Фонда ОМС это станет дополнительной информацией для принятия решений относительно качества оказываемых услуг. Однако для выявления проблем в области услуг системы здравоохранения понадобилась адаптация механизма СИНС, который был использован ранее в Проекте. Для этого в СИНС были включены вопросы, помогающие направить участников фокус-групп на обсуждение вопросов, касающихся качества услуг здравоохранения.
 
Дополнительные вопросы приведены в таблице. Представители 11 СКЗ были проинструктированы по методологии проведения СИНС по вопросам услуг в сфере здравоохранения, и перед ними была поставлена задача по проведению СИНС. По итогам СИНС, проведенных в первой половине 2017 года в 11 аймаках, были получены следующие результаты. Из приведенной информации можно увидеть характер проблем и то, насколько они беспокоят население. Среди наиболее часто встречающихся поводов для недовольства оказались проблемы системного характера (неформальные выплаты, низкий доступ к «Скорой помощи», аптекам, лабораториям, нехватка кадров и/или низкая квали-фикация, особенно медсестер и фельдшеров, на уровне ГСВ и ФАПов; и др.), которые в основном могут быть решены только на национальном уровне. Другая часть проблем носила больше организационный характер (часы приема специалистов/ очереди; отношение персонала; недостаток информации по лечению и др.), и эти вопросы могли бы быть решены на уровне местных организаций здравоохранения. Следует отметить, что Проектом был предложен предварительный механизм взаимодействия СКЗ с институтами в секторе здравоохранения.
 
Так в качестве источника информации в данном механизме служит само местное сообщество, которое рассматривает услугу комплексно и часто не имеет четкого понимания, за какие услуги какой именно орган отвечает. Если для сектора здравоохранения услуга начинается с того момента, как человек переступает порог медицинского учреждения, то для обычного человека получение услуги начинается с порога его дома. Как добраться до места, где тебе окажут квалифицированную помощь? Уже здесь на пути обычного сельского жителя возникает множество проблем. В большинство отдаленных сел «Скорая помощь» не выезжает или выезжает, но требует оплаты за бензин. Нужно самостоятельно найти машину для того, чтобы добраться до больницы, или пользоваться общественным транспортом. Сельские фельдшеры, кроме направления в ГСВ, больше ничего не могут предложить. В большинстве небольших сел нет аптек, чтобы быстро приобрести лекарство, которое могло бы спасти жизнь. А если с трудом добираешься до ГСВ или ФАПа, то врача или фельдшера может не оказаться на месте. А если застал на месте, то неформальные платежи и отсутствие лабораторий совсем отбивает у больных желание лечиться дальше.
 
Со всеми этими трудностями человеку приходится сталкиваться на пути к получению полноценной услуги, и все это отнюдь не способствует повышению доверия к сектору здравоохранения. Люди начинают от безысходности обращаться к нетрадиционной медицине, так как она, в отличие от традиционной, доступнее и ближе. В рамках расчета Индекса доверия населения за первое полугодие 2017 года Министерство здравоохранения имеет один из наиболее низких показателей – 11,0. Меньше доверия из государственных органов заслужили только Государственная служба исполнения наказаний при Правительстве КР и Государственная таможенная служба при Правительстве КР. Это должно стать для Министерства здравоохранения поводом задуматься над возникшей ситуацией и обратить больше внимания на работу с населением и взаимодействием с другими секторами. В рамках предложенного механизма на первом этапе процесса взаимодействия местного сообщества и МЗ необходимо сконцентрироваться на решении тех проблем и задач, которые можно решить на районном уровне, т.е. приступить к налаживанию взаимодействия с руководителями организаций здравоохранения районного уровня (ЦСМ, ТБ и ЦОВП).
 
Инициаторами данной работы могут выступать районные комитеты здоровья, которые могут аккумулировать информацию, собранную СКЗ на уровне села по всему району, для дальнейшей передачи в зорганизации  здравоохранения районного уровня. В свою очередь со стороны руководителей организаций здравоохранения районного уровня необходимо желание участвовать в процессе и решать проблемы настолько, насколько это в их силах. Все остальные приоритетные проблемы, которые невозможно решить на уровне района и которые требуют корректировки системного характера, направляются на национальный уровень. Самое главное на этом этапе - определить каналы передачи информации. Чем больше и шире каналы, тем большая вероятность того, что информация дойдет до адресата. В качестве основного канала передачи информации служит сама Ассоциация КАДК,так как представлена на национальном уровне и имеет достаточный потенциал для этого.
 
Кроме того, в качестве каналов передачи может служить и сама структура Министерства здравоохранения,районные государственные администрации, координационные советы на районном и национальных уровнях, которые фокусируются на вопросах сектора здравоохранения, депутаты Жогорку Кенеша, Общественный наблюдательный совет при Министерстве здравоохранения, всевозможные общественные объединения и ассоциации НКО на национальном уровне и, конечно же, СМИ. Из всего представленного множества авторов возможно найти тех, кто сможет поддержать предложенный механизм и способствовать его дальнейшему внедрению и закреплению. Внедрение механизма будет проходить поэтапно, начиная с районного уровня, включая, прежде всего, медицинский персонал ГСВ/ФАП в сельской местности, а затем районные ЦСМ, ТБ и ЦОВП. Кроме того, согласно достигнутой договоренности, Ассоциация КАДК начинает свое сотрудничество с ФОМС в пилотных районах Иссык-Кульской области.
 
Деятельность СКЗ на первом этапе позволит накопить опыт и видение по дальнейшей доработке механизма взаимодействия СКЗ и МЗ КР и усиление устойчивого сотрудничества на всех уровнях системы здравоохранения, включая само Министерство здравоохранения. Проектом были проведены несколько встреч с представителями МЗ и Фонда ОМС, которые в последующем выразили заинтересованность в продолжении работы по внедрению предложенного механизма. Результатом работы Проекта стала договоренность между Ассоциацией КАДК и Фондом ОМС, которая была затем закреплена в новом проекте Ассоциации КАДК. Проект передал Ассоциации КАДК все свои наработки по дальнейшему продвижению механизма, так как изначально данный механизм разрабатывался с учетом того, что активным внедрением будет заниматься Ассоциация КАДК.

Похожие материалы: