Муниципалитет Научно-популярный журнал

2-3(100-101) 12 Марта 2020

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Доверие населения к СКЗ выросло

2017-09-30 / Мониторинг и оценка МСУ

В начале 2017 года Проект «Голос СКЗ» своими силами провел опрос среди населения 25-ти пилотных сел. Полученные результаты стали иллюстрацией к анализу прогресса Проекта, так как позволили сравнить ответы с результатами аналогичного опроса, проведенного в 2015 году. В опросе приняли участие 678 бенефициаров – жителей пилотных сел, где работают пилотные СКЗ.

В Кыргызстане последние года все громче и громче говорят о доверии народа к власти. Для учета мнения населения с 2012 года Национальный статистический комитет Кыргызской Республики ведет расчет Индекса доверия населения и, как показывает динамика, доверие населения к органам власти растет. От негативного значения индекса в размере 5,5 в конце 2012 года этот показатель уда-лось повысить до 26,6 на конец первого полугодия 2017-го. Растет доверие населения и к местным органам власти. Так, стартовав от точки отсчета в 15,4 в 2012 году, органы местной власти смогли завоевать доверие населения, повысив показатель до 42,9 на конец первого полугодия 2017 года. Орган местного самоуправления, являясь наиболее близким к населению органом власти, осо- бенно в сельской местности, как никакой другой орган несет большой груз ответственности перед своими сообществами за социальное и экономическое развитие конкретной территории и конкретного сообщества.
 
Позитивные изменения свидетельствуют об изменении отношения между населением и органами местного самоуправления. Основной проблемой прошлых лет являлось нежелание местного самоуправления брать на себя обязанности по развитию территории и сообщества, и дело не только в ограниченности местного бюджета, так как есть много примеров того, как при небольших бюджетах местное самоуправление в состоянии поддерживать позитивную динамику. Дело в само-идентификации органов местного самоуправления. Относят ли они себя к сообществу или представляют себя лишь частью государственной машины. И эта проблема касается не только исполнительных органов – айыл окмоту и мэрий, но и местных кенешей.Депутаты не оставляли попыток причислить себя к категории государственных служащих, требуя для себя заработную плату и всевозможные льготы
 
На выборы многие идут, не понимая миссии, которую возлагает сообщество, избирая депутата как своего представителя, чтобы голос сообщества был услышан. Отбор депутатов происходит по принципу родства или клановой принадлежности. Эта проблема остро стоит до сих пор, и нужно перевернуть сознание населения, чтобы отношение людей изменилось к тому, как и за кого они отдают свой голос. Главы и сотрудники айыл окмоту в свою очередь не чувствуют ответственности перед своим сообществом, а ведь они отобраны и наняты именно для того, чтобы решать проблемы своего сообщества. Ответственность перед государственными органами их устрашает намного больше, чем возмущения со стороны своего сообщества. Ведь можно выбрать тактику избегания и совсем прекратить любое взаимодействие с населением. К большому сожалению, за такое отношение население никак не может призвать к ответственности сотрудников и даже главу айыл окмоту. Государственные органы в свою очередь возлагают все больше и больше функций на айыл окмоту, тем самым закрепляя в сознании глав смещенные приоритеты.
 
Однако измерения Индекса доверия населения показывают, что в работе органов местной власти что-то изменилось. Сравнительный анализ необходим для того, чтобы понять, что мы стали делать лучше, и продолжать это делать. Ведь повышение Индекса доверия населения косвенно свидетельствует о снижении напряжения в обществе, то, что так важно для такой маленькой страны, какой является Кыргызстан, уставшей от революций и народных волнений. Так какой же полезный урок мы могли бы извлечь из этого и понять, что мы стали делать лучше? Что нужно нам продолжать делать лучше? На эти вопросы можно ответить, рассмотрев в качестве примера изменения, которые имели место в рамках Проекта «Голос СКЗ».
 
Целью данного Проекта было повышение потенциала сельских комитетов здоровья – общинных организаций, действующих на уровне одного села или его части, в интересах здоровья сельских сообществ. В рамках реализации мероприятий Проекта, отобранные СКЗ учились взаимодействию с органами местного самоуправления для продвижения интересов всего своего сообщества по вопросам детерминантов здоровья. На всех этапах работы СКЗ и органы местного самоуправления действовали совместно. И у тех, и у других появилось понимание роли друг друга в этом процессе.Органам местного самоуправления, как и отобранным СКЗ, совместно удалось решить множество приоритетных местных проблем и, как результат, повысить доверие населения к органам местного самоуправления. Об этом говорят изменения мнения населения, которое своими глазами наблюдало позитивные изменения в своих сообществах.
 
Если по итогам опроса населения в пилотных муниципалитетах на начало 2015 года только 39% утверждали, что органы местного самоуправления открыты сообществу и прозрачны в своей деятельности, то на начало 2017 года этот показатель вырос на 10%. Значительные изменения всего за 2 года совместной работы СКЗ и органов местного самоуправления! Этому способствовали цикл мероприятий Проекта, направленных на выявление нужд и потребностей сообщества, общественные обсуждения и, наконец, решения проблем сообщества за счет средств местного бюджета, привлеченных средств и участия самого сообщества. СКЗ в свою очередь стал инициатором процесса и послужил своего рода мостом между населением и органами местного самоуправления. И главное, что имеет значение, это то, что на всех этапах принимали участие сами жители. Принимая участие в выявлении нужд сообщества, люди стали активными участниками процесса. Население само определило приоритетные проблемы и участвовало в разработке путей решения.
 
По результатам опроса, уровень поддержки работ, проводимых СКЗ среди граждан пилотных сел, довольно высок. Так, удовлетворенность работой СКЗ по сравнению с 2015 годом выросла на 9%. Это хороший результат, учитывая, что на 2015 год приходился пик активности СКЗ в рамках Проекта. Это говорит о том, что пилотные СКЗ не толькосохраняют активность на том же уровне, что и в момент активной интервенции Проекта в пилотные села, но и наращивают темпы и объемы работы, что нашло отражение в уровне удовлетворенности граждан. Также по сравнению с 2015 годом на 4,5% выросло количество положительных ответов на вопрос об участии в СИНС-мероприятиях. Информированность населения о выявленных приоритетных проблемах остается на том же высоком уровне, что и в 2015 году – 83%. Существенный рост – около 17% (с 34% в 2015 году до 51%, по результатам опроса 2017 года) – был зафиксирован в отношении вопроса о том, были ли решены полностью вопросы местного значения, выявленные в рамках СИНС.Если в 2015 году 55% опрошенных ответили, что проблемы решены только частично или решаются, то в 2017 году только 43% ответили, что проблемы решаются.
 
То есть количество бенефициаров, говорящих о том, что проблемы решены не до конца, сократилось на 12%. Это говорит о том, что жители знают о решении проблем. Рост показателя говорит о том, что органы МСУ за последние 2 года следуют принятым планам совместных действий и выделяют на это средства из местного бюджета. Это же подтверждается и данными Проекта, полученными в результате сбора информации о статусе приоритетных проблем, выявленных в рамках СИНС 2015 года. На текущий момент количество решенных проблем составляет 87% от общего числа. Из них 7% - в процессе решения, а 6% не решены до сих пор. Год назад количество решенных дел составляло 64%, то есть рост поэтому показателю составил 23%. Для решения приоритетных проблем сообществ в области детерминантов здоровья из местного бюджета 2015 года было направлено 24 874 097 сомов или около 360 500 долларов США. Из прочих источников на решение приоритетных проблем было направлено 16 700 827 сомов или 242 000 долларов США.
 
В основном это средства, полученные от донорских организаций. Не последнюю роль в привлечении стороннего финансирования играют и пилотные СКЗ. В некоторых случаях им поручают работу над заявками, так как у них есть опыт, полученный в рамках работы в Проекте «Голос СКЗ». Также стоит отметить рост на 14% количества бенефициаров, которые говорят о том, что они получали от СКЗ информацию о местном бюджете. Порядка 52% опрошенных сообщили, что получили информацию о местном бюджете через СКЗ. В 2015 году этот показатель составлял только 38%. Сравнение опросов 2015 и 2017 годов показывает, что оценка активности СКЗ остается высокой, на уровне 77% от всех опрошенных. Мнение о том, что работа СКЗ положительно влияет на жизнь села, также остается распространенным, на уровне 81%. Отрадно, что среди населения высок уровень поддержки СКЗ и его деятельности. Так, около 74% опрошенных ответили, что будут принимать участие в мероприятиях, проводимых СКЗ. Высок и уровень показателя, отражающего важность работы СКЗ. Рост его составил всего 3% с 2015 года, но при этом порядка 66% или двух третей населения продолжает считать, что работа СКЗ важна для их сел.
 
Еще 30% оценивают важность как среднюю, что для небольшой общинной организации, действующей на уровне села, является хорошим показателем.Bыявлено изменение отношения сообществ к органам местного самоуправления. Так на 10% выросло число респондентов, считающих органы МСУ от-крытыми и прозрачными. При этом важно отметить сокращение количества тех, кто не мог ответить на этот вопрос, – с 9% в 2015 году до 3% в 2017 году. Это говорит о том, что люди стали лучше представлять себе ответственность МСУ перед гражданами и могут судить о его закрытости или открытости, тогда как в начале Проекта у людей не было понимания уровня открытости и прозрачности МСУ. Чуть меньше половины опрошенных (около 43%) отметили, что уровень взаимодействия МСУ и СКЗ их полностью удовлетворяет, а 46% опрошенных удовлетворены частично. На 5% сократилось количество опрошенных, говорящих о том, что уровень взаимодействия СКЗ и МСУ их не удовлетворяет. Уровень сотрудничества СКЗ и МСУ остается высоким - на уровне 4,2 баллов по 5-балльной шкале оценки.Отсутствие изменений по сравнению с 2015 годом говорит об устойчивости результатов Проекта, так как с 2015 года Проект перешел от активной помощи пилотным СКЗ к наблюдению и распространению успешного опыта.
 
Рост показателя с начала Проекта составил 0,6 балла по пяти балльной шкале оценки (от 3,6 балла в 2014 году до 4,2 балла – в 2017-м). Произошло то, к чему стремятся местные сообщества, и что выгодно государству в целом. Сообщества стали саморегулироваться. Не в той степени, как этого позволяет Конституция Кыргызской Республики, наделяя большими полномочиями сообщества реализовывать свои права через органы местного самоуправления. Но дорога была выбрана в правильном направлении. Конечно, приложенных усилий недостаточно для кардинальных изменений к лучшему, и существует множество проблем, которые способны замедлить или даже свести на нет достигнутый результат. Но главное, что данный путь построения взаимоотношений местных сообществ с органами местного самоуправления через СКЗ – это путь действенный и эффективный, который приводит к тому, что меняется мнение, а главное - отношение населения к органам местного самоуправления в сторону роста доверия. Главным принципом здесь является открытый диалог власти и народа, когда народ говорит о своих ожиданиях, а власть знает, для кого работает. На месте СКЗ могут быть любые другие организации и даже просто инициативные группы, созданные сообществами для решения каких-то конкретных проблем. Это не важно. Важно то, что внедренный механизм участия граждан в местном самоуправлении работает и дает эффективный результат.

Похожие материалы: