Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

От редакции

2019-03-06 / Права и интересы МСУ

Почти 500 органов МСУ КР не могут быть одновременно равными партнерами Жогорку Кенеша и Правительства Кыргызской Республики в процессе обсуждения проектов законов, других нормативных правовых актов и других важных решений, так как индивидуальные согласования будут требовать неоправданно огромных ресурсов.

Кроме того, согласование в индивидуальном порядке не приведет к согласию, так как интересы органов МСУ могут отличаться и противоречить друг другу в отдельных моментах. В мире в этом процессе широко используются механизмы работы через легитимного представителя интересов МСУ – муниципальные ассоциации. В Кыргызской Республике единственная легитимная муниципальная ассоциация – это Объединение юридических лиц «Союз местных самоуправлений КР», которая имеет почти 20-летнюю историю своей работы и в разные годы выступала успешным партнером государства в развитии МСУ. За этот период удалось достичь определенных результатов, в частности, в законодательстве был закреплен статус Союза МСУ и муниципальных ассоциаций как легитимных выразителей интересов органов МСУ.

Основы организации и деятельности местного самоуправления страны установлены, прежде всего, в Конституции Кыргызской Республики. Наряду с Конституцией действуют специальные, отраслевые законы и другие нормативные правовые акты (далее – НПА), определяющие роль местного самоуправления в системе государственного управления и регулирующие деятельность органов МСУ. Законодательство в области местного самоуправления находится в постоянном развитии, в то же время подвергается частым изменениям, влияющим на систему местного самоуправления либо положительно, либо отрицательно. Недостаточное понимание конституционного смысла местного самоуправления и восприятие его как нижестоящего по уровню ответвления государственного органа часто приводит к принятию в отраслевых законах, НПА изменений, противоречащих интересам местного самоуправления, а также несогласованности отраслевых законов со специальными законами в области МСУ. В частности, по сей день инициируются проекты законов, возлагающие дополнительные обязанности и полномочия на органы МСУ без административного и финансового обеспечения.

В настоящее время Институт политики развития и Союз МСУ ведут напряженную работу, проводя экспертизу проектов нормативных правовых актов и правительственных решений. Большую часть этой работы поддерживает Проект «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемый Правительством Швейцарии через Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству (SDC), выполняемый Институтом политики развития (далее – Проект ГГПОМСУ). Очень часто ИПР и Союзу МСУ приходится возражать государственным органам, отстаивая интересы органов МСУ, однако сами муниципалитеты не всегда информированы о ходе и результатах этой работы. Поэтому журнал «Муниципалитет» открывает новую рубрику – «Права и интересы МСУ», где будут размещаться материалы о новых законодательных инициативах, а также о том, каким образом учитываются или не учитываются интересы органов МСУ в новых законах и в изменениях уже существующих. Своевременная, тщательная и профессиональная экспертиза позволит существенно повысить качество законопроектов, НПА, проанализировать возможные последствия воздействия законов на деятельность органов МСУ. Представленные инициаторам рекомендации и конструктивные предложения дают возможность направить их в правильное русло, найти обоюдно выгодные пути решения вопросов до принятия нормотворческими органами законов и других НПА. Однако в этом процессе должны принимать участие и сами органы местного самоуправления, поэтому журнал «Муниципалитет» приглашает органы МСУ выражать свою позицию как в отношении предлагаемых проектов НПА, так и в отношении комментариев и рекомендаций ИПР и Союза МСУ.

Надежда ДОБРЕЦОВА, главный редактор журнала "Муниципалитет", председатель правления Института политики развития.