Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Услуги МСУ
P2P Чолпон-Ата: общественные слушания по проекту бюджета; группы совместного мониторинга и оценки и опыт работы после проведенной административно-территориальной реформы (АТР)
Материалы рубрики подготовила Нургуль ДЖАМАНКУЛОВА, консультант АМУЦА
Третье заседание платформы «равный–равному» с участием представителей органов МСУ сельских муниципалитетов, вновь созданных в результате административно-территориальной реформы (АТР) в Иссык-Кульском районе, и заместителя главы Иссык-Кульской райгосадминистрации, состоялось 5 марта 2024 года в г. Чолпон-Ате.
Приветствуя участников, заместитель главы Иссык-Кульской райгосадминистрации Нургазы ЭСЕНГЕЛДИ уулу выразил благодарность за сотрудничество и поддержку Проекту USAID «Успешный аймак 2», который реализуется Институтом политики развития с 2021 года.
«Самой заметной и самой полезной частью помощи, оказанной Проектом, стало практическое обучение методам организации и улучшения наших местных (муниципальных) услуг, расчета тарифов и набора соответствующих специалистов на конкурсной основе с соблюдением всех процедур. Сегодня мы собрались здесь с вами, чтобы ознакомиться с лучшими практиками ваших коллег», – сказал заместитель акима.
Опытом проведения общественных слушаний по проекту бюджета с использованием веб-приложения Минфина по гражданскому бюджету www.gb.minfin.kg1 и распространения информации о местном бюджете через страницу Минфина в Facebook поделилась Толон АГАТАЕВА, специалист Ананьевского айыл окмоту.
Начав свою презентацию с разъяснения сущности и важности проведения общественных бюджетных слушаний, Толон АГАТАЕВА подробно остановилась на преимуществах проведения подобных общественных слушаний при участии местных жителей.
«При проведении общественных бюджетных слушаний в нашем муниципалитете мы опирались на принципы прозрачности местных бюджетов и веб-ориентированное приложение по формированию гражданского бюджета органами МСУ. Ведь общественные слушания служат не только инструментом взаимного информационного обмена, но и своеобразным барометром, измерителем «температуры» отношений между нами и нашими жителями2. И чтобы усилить диалог между нами и сделать его еще прозрачнее и доступнее, не ограничивая никого и не ущемляя ничьи права, мы используем данное веб-приложение. Оно удобно для нас в раскрытии бюджетной информации в виде нескучных диаграмм и возможностей сравнения бюджетных данных за несколько лет, и для наших граждан, потому что все эти данные всегда доступны. Более того, теперь наши граждане могут оставлять свои комментарии, задать свои вопросы и оставить свои комментарии даже онлайн. Мы, как органы МСУ, должны принимать во внимание каждое обращение и предложение при утверждении бюджета на следующий год», – сказала она.
Представитель Ананьевского айыл окмоту также поделилась способами распространения информации об общественных слушаниях через социальные сети и мессенджеры; рассказала о важности проведения информационной кампании до и после мероприятия; обратила внимание участников на роль раздаточных материалов с учетом особенностей участников возрастных, физических, ментальных и иных.
«Что мы имеем в итоге?
- Местные жители владеют информацией о нашем местном бюджете.
- В любое время они могут зайти и оставить свои вопросы или предложения онлайн через веб-приложение.
- Обеспечен открытый доступ ко всем данным, связанным с нашим бюджетом, включая детализацию статей.
Именно благодаря проведенным общественным слушаниям с использованием всех указанных выше методов, в 2023 году наш муниципалитет получил возможность участвовать в республиканском конкурсе «Местный бюджет для местного сообщества»3. По результатам конкурса мы стали победителями и выиграли главный приз – 300 тысяч сомов, на которые организаторы закупили 2 проектора, экран, ноутбук, цветной принтер, мультифункциональное устройство (МФУ) и интерактивную доску, которые мы используем для проведения общественных мероприятий», – сказала АГАТАЕВА Толон.
Специалист службы ЖКХ Семеновского айыл окмоту Фархатбек УРБАЕВ поделился практикой создания и ведения деятельности группы совместного мониторинга и оценки.
«О существовании группы совместного мониторинга и оценки (ГСМиО), ее предназначении и задачах мы слышали и ранее, но подробно узнали о ней в 2021 году, когда наш муниципалитет начал сотрудничество с Проектом USAID «Успешный аймак 2». Тогда, в рамках сотрудничества, мы прошли много тренингов и получили ряд консультаций, после которых мы увидели свои интересы и поняли степень своей ответственности не только в принятии участия в решении вопросов местного значения, что и так обеспечивается принципами гражданского участия, но и в отношении постоянного наблюдения за их исполнением, а также оценки результатов. Потому что в данном процессе главное заинтересованное лицо – это мы, местное сообщество. Ведь «совместный мониторинг и оценка осуществляется в целях обеспечения прозрачности, гласности и вовлечения членов сообщества в принятие общественно важных решений местного уровня, в определение и решение приоритетных вопросов сообщества, а также для повышения эффективности использования средств местного сообщества, донорских организаций и органов местного самоуправления, направленных на развитие айылного аймака. Одной из главных задач ГСМиО является мониторинг и оценка работы исполнительного органа местного самоуправления и качества муниципальных услуг»4, – процитировал он раздел 27 Типового устава местного сообщества. Далее представитель Семеновского айыл окмоту рассказал об этапах создания и становления ГСМиО, состоящей из 11 человек, все – женщины. Согласно его информации, с момента своего создания группы в апреле 2022 года, со стороны ГСМиО Семеновского айылного аймака было составлено 22 акта о дефектах с 34 предложениями по 7 объектам, из которых 16 предложений были учтены и приняты в отношении:
- ремонтных работ в средней школе села Кожояр;
- строительных работ в средней школе села Семеновки;
- ремонтных работ сельского клуба в селе Семеновке;
- работ по строительству навеса муниципального тока в селе Семеновке;
- строительства мини-футбольных полей в селах Семеновке и Кожояр;
- строительства детских игровых площадок в селах Семеновке и Кожояр;
- мониторинга важных общественных мероприятий в айылном аймаке (общественные бюджетные слушания, Всемирный день детей, День пожилых и т.д.).
Важную роль, которую выполняет Группа СМиО в обеспечении прозрачности используемых средств и контроля качества, отметил и глава Ананьевского айыл окмоту Бактыбек БАЙГАЗАКОВ, оценив их помощь органам МСУ.
Третий презентатор обменного тура Урмат БОЗГУНОВ, глава Иссык-Кульского айыл окмоту, поделился своим опытом работы после проведенной административно-территориальной реформы (АТР) на территории их муниципалитета, трудностях, принятых решениях, его воздействии и последствиях, и извлеченных уроках.
«После проведения АТР в 2023 году в состав Иссык-Кульского айылного аймака вошли Михайловский, Тогуз-Булакский и Иссык-Кульский муниципалитеты. Административным центром аймака стало село Михайловка. За прошедшее время нам удалось не только выровнять ситуацию, но также и продолжить сотрудничество с Проектом, в рамках которого на сегодняшний день мы успели разработать и утвердить План улучшения местных услуг на 2023-2023 годы. И за это выражаю команде Проекта особую благодарность за их помощь в упорядочении и приведении в соответствие систему делопроизводства нашего айыл окмоту. С их помощью у нас были созданы Рабочая группа и группа СМиО, которые оказали нам неоценимую помощь и поддержку в решении и профилактике различных ситуаций и возможных недопониманий в процессе организации и улучшения местных услуг. Для наших сотрудников были проведены тренинги по составлению реестра муниципальной собственности, калькуляции тарифов по методике, госзакупки, управлению муниципальной собственностью и т.д. Мы также создали муниципальное предприятие «Таза мурас». При этом хочу отметить, что ранее в Тюпском айыл окмоту было свое муниципальное предприятие, но у других муниципалитетов не было такой практики. И теперь мы передаем в управление предприятие четыре вопроса: пастбища, ирригацию, ТБО и питьевую воду. Питьевая вода - особо болезненная тема для нашего аймака. Поэтому мы начали активную работу именно с этого вопроса, разработав тарифы согласно методике от Проекта, обсудив их с местным населением и согласовав с Антимонопольным комитетом. В завершение они были утверждены постановлением айылного кенеша. Кроме того, мы провели общественные бюджетные слушания по проекту бюджета на 2024 год с использованием приложения гражданского бюджета (www. gb.minfin.kg); создали ГСМиО из девяти человек, которая уже ведет свою работу; разработали и утвердили Программу социально-экономического развития (ПСЭР) Иссык-Кульского айылного аймака на 2024-2026 годы; составили и утвердили единый реестр муниципальной собственности аймака», – сказал глава Иссык-Кульского айыл окмоту.
Глава муниципалитета также добавил, что во время переходного процесса были трудности с управлением пастбищами, потому что вопрос легитимности пастбищных комитетов по сей день стоит на повестке дня. К тому же сокращение количества штатной единицы отразилось на полноценном ведении деятельности в данной сфере.
«Самый основной урок, который я извлек из этой реформы, это – то, что необходимо, оказывается, с самого начала запуска данного процесса вовлечь в него ВСЕ службы. Чтобы ни одна служба, ни один отдел не остался в неведении, чтобы они знали процесс проводимой реформы изнутри, и чтобы они сами тоже принимали непосредственное участие и понимали ответственность. Пусть даже если завтра они уйдут с работы или перейдут на другую работу, но ведь они остаются в системе. Это им тоже будет полезно в будущем», – сказал Урмат БОЗГУНОВ.
Участники, на территории муниципалитетов которых еще не полностью завершился процесс АТР, задали различные вопросы, касающиеся переходного периода. В частности:
- что стало с принятыми и утвержденными на 2023 год местными бюджетами объединенных муниципалитетов?
- что стало с главами и другими сотрудниками айыл окмоту айылных аймаков, которые вошли в состав нового муниципалитета?Получили ли они компенсации и в каком размере?
- какую печать / штамп они используют теперь?
-
на сколько процентов было сокращение штата?
Координатор Проекта USAID «Успешный аймак 2» Айбек МАЙРЫКОВ разъяснил участникам обменного тура особенности ситуации вокруг Иссык-Кульского айылного аймака и проведенной на его территории АТР, отметив, что реформа в данном случае была проведена согласно Указу президента КР №414 «Об административно-территориальной реформе на уровне айылных аймаков Тюпского района Иссык-Кульской области Кыргызской Республики в пилотном режиме» от 28 декабря 2022 года5.
____________
1 Подробнее о веб-приложении: http://municipalitet.kg/ru/article/full/2479.html; об опыте использования веб-приложения во время обсуждения проекта бюджета: http://municipalitet.kg/ru/article/full/2656.html; о возможностях веб-приложения: http://municipalitet.kg/ru/article/full/3289.html.
2 Согласно разделу 22 Типового устава местного сообщества, общественные слушания – это организованное мероприятие в форме открытого обсуждения, проводимого по инициативе органов местного самоуправления для изучения мнения населения, получения предложений и рекомендаций от его участников и поиска оптимального, сбалансированного решения по важнейшим вопросам жизни сообщества с учетом интересов населения. Источник: https://dpi.kg/upload/file/Tipovoy_Ustav_mestnogo_ soobshestva_ot_28052020_RUS.doc
3 Конкурс «Местный бюджет для местного сообщества» был организован Партнерством «За развитие местного самоуправления» совместно с Министерством финансов Кыргызской Республики с целью выявления и распространения лучших практик органов МСУ в формировании местных бюджетов через вовлечение граждан в общественные обсуждения проектов местных бюджетов для обеспечения учета потребностей местных сообществ. Подробнее: http://municipalitet.kg/ru/article/full/3383.html
4 Подробнее: https://dpi.kg/ru/activity/legislation/legislation_ ustav/
5 Подробнее: https://www.turmush.kg/ru/news:1873537
Похожие материалы:
-
№9 (155) / 2024-09-18 Обмен опытом в сфере организации услуг: «Единое окно», межмуниципальное сотрудничество и система «Оймо Биллинг»
-
№9 (155) / 2024-09-18 Платформа «равный–равному»: информация, тарифы на услугии и как ими управлять
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обмен опытом в сфере организации услуг: межмуниципальное сотрудничество сдает «экзамен АТР» успешно, а инклюзивные услуги для уязвимых групп становятся более гибкими
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Обучение организации местных услуг расширяет возможности органов МСУ Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей ответить на потребности граждан
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Вклад Проекта «Улучшение услуг на местном уровне» в усиление возможностей органов МСУ в организации услуг, нужных гражданам
-
№7-8 (153-154) / 2024-08-26 Проект «Улучшение услуг на местном уровне» подводит итоги II фазы
-
№6 (152) / 2024-07-08 Новые подходы к развитию услуг на местном уровне. Новый формат площадки «Равный – равному»
-
№6 (152) / 2024-07-08 Сокращение административных барьеров и улучшение качества услуг нужно гражданам и выгодно власти