Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Финансы МСУ
Слушания по бюджету в условиях пандемии проводятся, но нужны новые онлайн-инструменты. Ответ на потребность готовит Проект ГГПОМСУ через модернизацию web-приложения: www.gb.minfin.kg
Азамат МАМЫТОВ, специалист Проекта ГГПОМСУ.
Бюджетный кодекс Кыргызской Республики вступил в силу с января 2017 года. С этого времени органы МСУ должны ежегодно проводить общественные бюджетные слушания. Проведение общественных бюджетных слушаний и формирование гражданского бюджета – это требование бюджетного законодательства Кыргызской Республики, а участвовать в слушаниях, высказывать свое мнение и вносить предложения – это конституционное право каждого гражданина Кыргызской Республики. Согласно статьям 126 и 127 Бюджетного кодекса Кыргызской Республики, органы МСУ являются организаторами бюджетных слушаний и ответственным за гражданский бюджет. Основная цель общественных бюджетных слушаний и гражданского бюджета – это информирование населения о проекте местного бюджета, сбор замечаний и предложений граждан. Общественные слушания проводятся два раза в год: по проекту бюджета на следующий год и по отчету об исполнении местного бюджета за прошлый год.
С момента вступления в силу БК КР география проведения бюджетных слушаний органами МСУ неизменно расширялась. Так, в 2019 году более 300 органов МСУ провели общественные слушания по проекту местного бюджета на 2020 год.
В 2020 году многое изменилось в жизни каждого гражданина, в работе каждого органа МСУ. В связи с пандемией, органы МСУ были ограничены в праве организации общественных мероприятий. А общественные слушания являются именно такими мероприятиями. В результате только около 10% органов МСУ подтвердили, что провели общественные слушания по проекту бюджета на 2021 год.
Эту информацию Проект «Голос граждан и подотчетность органов местного самоуправления: бюджетный процесс», финансируемый Правительством Швейцарии через Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству (далее SDC) и выполняемый Институтом политики развития (далее – Проект ГГПОМСУ), получил в рамках опроса представителей органов местного самоуправления, проведенного в период с 1 по 17 декабря 2020. В опросе участвовали мэры городов/главы айыл окмоту, депутаты местных кенешей, а также начальники финансово-экономических отделов айыл окмоту со всей республики. Общее количество опрошенных респондентов составляет 604 человека, включая 140 женщин. Основная цель опроса – изучить мнение представителей органов МСУ о том, в чем практики видят основные трудности и положительные стороны проведения общественных бюджетных слушаний.
Подавляющее большинство опрошенных представителей органов МСУ – 92% - подтвердили, что они проводят общественные бюджетные слушания по обсуждению в городе или айылном аймаке. Для руководителей и сотрудников органов МСУ проведение общественных слушаний важно, в первую очередь, как исполнение требований закона – так считают более 40% опрошенных. Примерно четверть представителей местной власти осознает, что слушания – это еще и возможность обсудить с населением важные вопросы, а каждый десятый работник МСУ получил для себя полезную информацию, которая пригодится для дальнейшего обсуждения проекта бюджета с депутатами местных кенешей.
Диаграмма 1. Ответы на вопрос: «Проводятся ли в вашем АА общественные слушания по обсуждению местного бюджета», в процентах?
Довольны своим опытом больше половины представителей органов МСУ. Из опрошенных респондентов на вопрос: удовлетворены ли они проведенными слушаниями по проекту бюджета, 53% ответили, что полностью удовлетворены, 39% выразили частичную удовлетворенность.
Диаграмма 2. Результаты слушаний для представителей органов МСУ, которые они считают полезными, в процентах
Диаграмма 3. Причины неудовлетворенности слушаниями, в процентах
Довольны своим опытом больше половины представителей органов МСУ. Из опрошенных респондентов на вопрос: удовлетворены ли они проведенными слушаниями по проекту бюджета, 53% ответили, что полностью удовлетворены, 39% выразили частичную удовлетворенность.
Но что привело к неудовлетворенности оставшиеся 8 процентов представителей органов МСУ? Что мешает органам МСУ обсуждать с населением бюджет? Опрос показал, что треть респондентов сталкиваются с проблемами сбора людей на общественные мероприятия, 13% уверены, что жители не понимают бюджета, и столько же считают, что граждане задают слишком много вопросов, а почти четверть не может объяснить причины своей неудовлетворенности.
Аналогичный опрос проводился не только среди представителей органов МСУ, но и среди 25 некоммерческих организаций (далее – НКО). Интересно отметить, что каждый четвертый (24%) представитель НКО сказал, что слушания их не удовлетворили в первую очередь из-за того, что было мало людей, что всегда влияет на качество дискуссий и результат.
Отсутствие интереса у населения органы МСУ считают основным препятствием в своей работе по раскрытию бюджетной информации и обсуждению расходов средств местных бюджетов. Так, на вопрос о том, почему не проводятся слушания, каждый третий представитель органов МСУ ответил, что в этом жители не заинтересованы. Здесь необходимо обратить внимание на то, что нельзя ожидать, что каждый гражданин будет проявлять заинтересованность в обсуждении бюджетных показателей. И задача органов МСУ не «согнать» как можно больше людей, а предоставить возможность обсудить бюджет тем, кто действительно в этом заинтересован. Более того, если в муниципалитете все благополучно, все проблемы решены и все услуги предоставляются качественно, то у людей просто нет повода стремиться обсуждать бюджет. В этом случае принципиально вопрос стоит о том, создана органам МСУ возможность обсудить бюджет, а не о том, насколько большая аудитория пришла на слушания. Однако муниципалитетам Кыргызской Республики, особенно сельским, еще очень далеко до ситуации, когда граждане перестанут сталкиваться с проблемами, которые должно решать местное самоуправление. Поэтому в данное время и в ближайшей перспективе вопрос о количестве участников остается актуальным: желающих высказаться о проблемах заведомо много, и если они не приходят на слушания, то органу МСУ есть о чем задуматься в отношении качества самих слушаний и организации информирования о них.
Диаграмма 4. Причины, по которым слушания не проводятся, в процентах
Очень важным фактором снижения количества участников слушаний может являться то, что люди просто не информированы о возможности обсудить бюджет во время подобного мероприятия. Хорошая информационная кампания и понятная информация о бюджете – реальная возможность заинтересовать жителей в участии в слушаниях. Так говорит большинство – 88% – представителей НКО-участников опроса.
Одним из инструментов, который поможет органам МСУ провести максимально широкую информационную кампанию и донести в несложном виде бюджетную информацию с использованием инфографики, является Гражданский бюджет.
Диаграмма 5. Уровень осведомленности представителей органов МСУ о web-приложении www.gb.minfin.kg
Гражданский бюджет – это бюджетная информация на доступном для населения языке. Гражданский бюджет дает возможность гражданам понимать бюджет города или айылного аймака без посторонней помощи. Согласно 126 статье Бюджетного кодекса Кыргызской Республики, мэрии городов и айыл окмоту должны ежегодно формировать гражданские бюджеты по местным бюджетам. В целях распространения единого формата Гражданского бюджета по всей республике, а также упрощения работы финансовых работников мэрии городов и айыл окмоту, в рамках Проекта ГГПОМСУ совместно с Министерством финансов КР было разработано веб-ориентированное приложение по формированию Гражданского бюджета. С помощью данного приложения органы МСУ могут за короткое время сформировать свой Гражданский бюджет. Данное приложение находится на сайте Министерства финансов КР по ссылке: www.gb.minfin.kg
Несмотря на то что приложение работает уже два года, пока только около 60% опрошенных респондентов ответили, что знают об этой возможности, но 36% подтвердили, что заполняют и используют инструмент.
Использование данного приложения становится особо актуальным в условиях ограничений в организации общественных мероприятий, вызванных например, эпидемиологической угрозой. Доступ к информации о проекте бюджета любого муниципалитета открыт и прост для любого жителя. Заполнив обычную бюджетную информацию на сайте и пригласив жителей через рассылку краткого сообщения жителям своего села пройти по ссылке, орган МСУ обеспечит требование законодательства и представит широкому кругу жителей бюджетную информацию в доступной форме.
Практики – руководители и сотрудники финансово-экономических отделов ряда айыл окмоту - давали положительные отзывы о приложении. Простота заполнения и скорость получения результата, возможность донести информацию до максимального числа жителей – основные преимущества.
Диаграмма 6. Доли органов МСУ, формирующих Гражданский бюджет через web-приложение www.gb.minfin.kg
По результатам обсуждений и анализа опыта Проект ГГПОМСУ ведет работу над усовершенствованием инструмента с тем, чтобы каждый орган МСУ мог дать больше важных деталей о расходах местного бюджета, чтобы жители могли понять – на какой именно улице, к примеру, будут проводить ремонт уличного освещения. Более того, приложение предлагается модернизировать, чтобы предложить органам МСУ использовать его в качестве альтернативы общественным слушаниям по проектам бюджетов.
Презентация модернизированного ресурса будет представлена ДО начала подготовки проектов местных бюджетов 2022 года к общественным обсуждениям.
Презентация и обсуждения будут проводиться на Портале лучшей практики МСУ: www.myktyaimak.gov.kg
Похожие материалы:
-
№8 (142) / 2023-09-07 Цифровизация межбюджетных отношений: нужен прямой путь от органа МСУ к казначейству
-
№11 (133) / 2022-11-28 Комментарии Союза МСУ к проекту республиканского бюджета на 2023-2025 гг.
-
№10 (132) / 2022-10-15 Механизм предоставления бюджетной ссуды, заложенный в Бюджетном кодексе КР, впервые успешно апробирован в Кыргызской Республике
-
№8-9 (130-131) / 2022-09-16 От бюджета к бюджету: методические указания по реализации «горизонтальных» трансфертов
-
№5 (115) / 2021-05-21 Как «перевести» сложные процедуры государственных закупок на язык, понятный всем? Опыт Проекта USAID «Успешный аймак»
-
№5 (115) / 2021-05-21 Как Проект USAID “Успешный аймак” дал старт выводу бизнеса Кулатовского айылного аймака из теневой экономики
-
№5 (115) / 2021-05-21 Почему не снижается уровень теневой экономики на уровне местного самоуправления?
-
№12 (110) / 2021-01-15 Перспективы местных бюджетов и межбюджетных отношений в проекте республиканского бюджета на 2021-2023 гг.