Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Горячая тема
Как проводить онлайн- и офлайн-общественные бюджетные слушания в условиях пандемии COVID-19?
Нургуль ДЖАМАНКУЛОВА, администратор контента Портала лучшей практики МСУ; Айнура БАЛАКУНОВА, эксперт Института политики развития
Общественные слушания по бюджету в онлайн-формате в сельских сообществах Кыргызстана еще совсем недавно казались фантастикой. Мало кто верил, что такая форма взаимодействия органов МСУ с гражданами приживется в сельской местности Кыргызской Республики. Однако пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в реальность и сделала невозможное возможным. Так, Садовский айылный аймак1 провел общественные слушания по проекту бюджета на 2022 год в смешанном офлайн- и онлайн-формате, сумев охватить информационной кампанией две с половиной тысячи граждан, и привлечь на сами слушания почти 140 человек, получив от граждан около 60 предложений.
Описание проблемы
В 2020 году из-за пандемии COVID-19 органы МСУ Садовского АА не смогли полноценно провести общественные бюджетные слушания и обсудить с местным сообществом проект бюджета на 2021 год. Из-за ограничений на проведение собраний, введенных Правительством Кыргызской Республики в условиях чрезвычайной ситуации, опасности заражения, собрать граждан для обсуждения проекта бюджета было невозможно, а навыки проведения онлайн-мероприятий были недостаточно развиты, специальных цифровых инструментов для подобных мероприятий еще не было создано. В результате граждане были лишены возможности озвучить свои приоритетные ожидания в отношении доходов и расходов местного бюджета, задать вопросы, получить ответы и в целом реализовать свое законное право на участие в бюджетном процессе на местном уровне.
Что сделали?
Во избежание аналогичной ситуации в 2021 году и во исполнение требований Бюджетного кодекса КР, в 2021 году Садовский АА решил провести общественные слушания по бюджету в смешанном – офлайн- и онлайн-формате.
Для организации слушаний распоряжением главы айыл окмоту была создана рабочая группа, куда вошли представители исполнительного органа МСУ, депутаты местного кенеша и активисты. Чтобы привлечь максимальное внимание членов местного сообщества, айыл окмоту провел масштабную информационную кампанию с использование социальных сетей и мессенджеров, в результате информацию о предстоящих слушаниях получили почти две с половиной тысячи человек. Члены рабочей группы провели информационную кампанию ДО слушаний с использованием всех возможных и доступным инструментов: социальных сетей, мессенджеров, объявления в местной газете, баннеров и объявлений в местах скопления людей. Активно информация распространялась через WhatsApp-группы родительских комитетов средних школ, детского сада, диаспор, группы молодежи, группы взаимопомощи и через личные сообщения. Старейшинам аймака вместе с проектом бюджета на 2022 год дополнительно раздали пригласительные билеты.
Первыми состоялись онлайн-слушания, для организации которых айыл окмоту использовал web-приложение «Гражданский бюджет местного сообщества», размещенное на сайте Министерства экономики и финансов КР по адресу: https://gb.minfin.kg/ Приложение позволяет не только разместить информацию для граждан в доступном для неспециалистов виде, но и дать возможность гражданам задать вопросы, получить ответы и внести свои предложения. Чтобы дать людям возможность обдумать бюджетную информацию и собственные предложения к бюджету, айыл окмоту заблаговременно информировал граждан о предоставленных возможностях и установил комфортные сроки, согласно которым вопросы и предложения принимались в течение 14 дней. Таким образом, орган МСУ предоставил гражданам возможность принять участие в бюджетном процессе, реализовать свое право на участие в местном самоуправлении. Более 40 человек воспользовались этой возможностью, зарегистрировавшись на слушаниях. В составе участников доминировала молодежь, более свободно владеющая цифровыми инструментами коммуникации, но и старшее поколение не осталось в стороне – аксакалы села также участвовали в онлайн-слушаниях.
Инициатор слушаний, депутат местного кенеша Анара АСАДОВА отметила, что этот первый опыт подтвердил саму возможность проводить онлайн-мероприятия на сельском уровне, однако не все граждане готовы к резкому переходу, полному отказу от офлайн-мероприятий: «Более 70 человек посетили страницу с нашим Гражданским бюджетом в Интернете, в онлайн-бюджетных слушаниях зарегистрировался 41 человек (13 женщин), включая 15 депутатов, 21 представителя молодежи до 28 лет, пятерых аксакалов села. Это был значительный результат для Садовского аймака. Тем не менее после проведения слушаний в онлайн-формате, мы осознали, что не все слои населения охвачены. Поэтому для расширения охвата и подведения итогов было решено провести общественные бюджетные слушания в офлайн-формате. К тому же необходимо было выполнить требования Устава местного сообщества Садовского айылного аймака, согласно которым общественное мероприятие считается легитимным, если в нем принимали участие не менее 70 человек».
16 июля 2021 года состоялись общественные бюджетные слушания в офлайн-формате. Все санитарные требования, обусловленные пандемией COVID-19, были соблюдены: в большом спортивном зале средней школы организаторы рассадили 96 человек с учетом социальной дистанции; всем участникам при входе были выданы маски, а руки обработаны дезинфицирующими средствами.
Во время регистрации участникам были вручены раздаточные материалы: проект бюджета на 2022 год, брошюры, повестка дня и бланки для вопросов и предложений; в начале мероприятия всем были разъяснены правила поведения.
Начальник финансово-экономического отдела презентовала проект бюджета на 2022 год, используя веб-ориентированное приложение для гражданского бюджета, размещенного на https://gb.minfin.kg/, после которого участники смогли задать свои вопросы и внести предложения.
По результатам онлайн- и офлайн-слушаний, от граждан поступило около 60 предложений, включая 20 предложений в онлайн-форме, 25 – в письменной и 15 устной.
Организаторы рассмотрели замечания и предложения граждан, после чего организовали обратную связь, отправив через WhatsApp-группы ответы на вопросы и предложения граждан.
Согласно матрице учета замечаний и предложений по итогам ОБС, одобрено и частично учтено 21 предложение. Среди них особое внимание заслуживают предложения по проведению капитального ремонта Дома культуры, где также планируется открытие кружков и секций для девочек, женщин и домохозяек; очистке дренажных систем, улучшению состояния оросительных сетей и хозяйственных дорог сельхоз назначения; установке мусорных баков в общественных местах и работе по предотвращению насилия в семье.
Большинство отклоненных предложений касались ремонта внутренних дорог, проведения освещения и строительства каких-то мелких объектов, многие из которых были уже запланированы в бюджете на 2021 год, но без ведома местных жителей. Таким образом, можно сказать, что это – прямые последствия прошлогодних несостоявшихся из-за пандемии общественных бюджетных слушаний по обсуждению проекта бюджета.
По словам органов МСУ, некоторые предложения были отклонены по причине отсутствия денежных средств в местном бюджете, но они будут реализованы за счет привлечения дополнительных средств или включения в ПСЭР. Например, водонапорная башня будет отремонтирована за счет средств СООППВ «Прогресс Исток», а проблему обеспечения чистой питьевой водой планируется решить посредством участия в проекте «Ала-Тоо Булагы»2.
Цена вопроса
Общая сумма расходов местного бюджета составила 5000 сомов, которые были потрачены на печать баннера, гражданского бюджета и брошюр (раздаточных материалов), приобретение антисептиков, масок, бумаги, карандашей.
Экономическая эффективность
Экономическая эффективность данного способа организации бюджетных слушаний заключается в том, что в процесс обсуждения бюджета, без особых затрат, было вовлечено более 2500 граждан.
Социальная эффективность
Социальная эффективность общественных слушаний по бюджету в смешанном онлайн- и офлайн-формате выражается в том, что с помощью различных инструментов удалось охватить более 40% совершеннолетнего населения Садовского айылного аймака. Не осталось почти ни одной семьи, которая не была бы информирована о предстоящих слушаниях. И хотя не все приняли участие, но те, кто имел желание – получил возможность высказать свои мнения и предложения. А это позволяет снизить социальную напряженность, дает людям уверенность в том, что местное самоуправление прислушивается к их голосам, доверие между МСУ и населением растет.
Другой аспект социальной эффективности выражен в том, что в проекте местного бюджета учтены предложения женщин села и о выделении средств на меры по предотвращению насилия в семье.
Абдукерим ДЖУМАЗОВ, представитель дунганской диаспоры: «Благодаря слушаниям, мы узнали о планах депутатов и главы айыл окмоту, многие односельчане внесли свои предложения, которые местное самоуправление обязалось выполнить».
Улан КЕРИМБАЕВ, представитель группы «Жаштар Ынтымагы»: «От имени молодежи села желаю плодотворной работы новому главе РАИМКУЛОВУ Д. С. и вновь избранному депутатскому корпусу. Я рад, что наш бюджет рассматривается так открыто и прозрачно. Это большой шаг к прозрачности и открытости!».
Лариса ЛИСОВЕНКО: «Я скажу от всех присутствующих женщин, что сегодня мы были услышаны. Ведь при обсуждении проекта бюджета на 2022 год было учтено наше предложение по выделению средств для предотвращения насилия в семье».
____________
1 Техническая помощь и консультационное сопровождение было оказано в рамках Проекта «Продвижение участия граждан в бюджетном процессе» при поддержке Ассоциации развития гражданского общества (АРГО), Казахстан, под эгидой «Innovation for change» (#I4C), выполняемого в Кыргызстане Институтом политики развития.
2 В соответствии с программой «Ала-Тоо Булагы», реализация которой началась в 2017 году вместо провалившейся программы «Таза Суу», в период 2018-2021 годы запланировано ввести в эксплуатацию системы питьевого водоснабжения в 141 селе Ошской, Джалал-Абадской, Иссык-Кульской и Чуйской областей страны. Программа финансируется по линии Всемирного банка и Исламского банка развития. Кроме донорских средств в размере $94.2 млн. из государственного бюджета на эти цели было запланировано выделение $3 млн.
Похожие материалы:
-
№9 (155) / 2024-09-16 Какие новшества ждут кыргызстанцев на местных выборах в 2024 году?
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-29 Программа развития местного самоуправления КР на 2023-2027 годы: ответственное местное сообщество + эффективное местное самоуправление = лучшие условия жизни в регионах
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 Положение о порядке списания муниципальной собственности – это не просто формальный документ, а ключевой элемент в стратегии устойчивого развития муниципалитета
-
№2 (148) / 2024-02-12 Трудное решение органа МСУ: муниципальное предприятие или частник?
-
№2 (148) / 2024-02-12 Вниманию органов МСУ! Типичные ошибки в создании и управлении муниципальными предприятиями
-
№1 (147) / 2024-01-30 Коалиция «За развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике» и журнал «Муниципалитет» поздравляют с новым 2024 годом!
-
№8 (142) / 2023-09-07 Вопросы местного значения – все знают, что они есть, но никто их не «щупал»