Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Участие граждан в МСУ
Жители сел больше участвуют в общественных бюджетных слушаниях, чем жители городов, но и те, и другие имеют дистанционный доступ к бюджетной информации
Жылдыз КЕРИМОВА, консультант Проекта USAID «Успешный аймак 2»; Азамат МАМЫТОВ, специалист по муниципальным финансам ИПР
Статья 37 Конституции Кыргызской Республики гласит, что граждане имеют право участвовать в формировании республиканского и местных бюджетов, а также получать информацию о фактически расходуемых средствах из бюджета. Кроме Конституции КР, право граждан участвовать в бюджетном процессе закреплено в Бюджетном кодексе КР, а также в Методическом руководстве по проведению общественных слушаний по местным бюджетам КР, утвержденный Приказом Министерства финансов КР №44-П от 17 апреля 2018 года1. Одной из форм участия граждан в формировании местных бюджетов Кыргызской Республики являются общественные бюджетные слушания2 , которые организуются местным самоуправлением, которое обязано обеспечить конституционные права каждого гражданина.
______________
1 Подробнее: http://www.municipalitet.kg/ru/article/full/2900.html
2 Согласно разделу 22 Типового устава местного сообщества, общественные слушания – это организованное мероприятие в форме открытого обсуждения, проводимого по инициативе органов местного самоуправления для изучения мнения населения, получения предложений и рекомендаций от его участников и поиска оптимального, сбалансированного решения по важнейшим вопросам жизни сообщества с учетом интересов населения. Источник: https://dpi.kg/ru/library/full/257.html
Кампания слушаний по проектам местных бюджетов на 2024 г. в Кыргызской Республике: села впереди, а города отстали
По данным Министерства финансов Кыргызской Республики, полученным от районных подразделений министерства, доля сельских муниципалитетов (айылных аймаков), которые провели общественные бюджетные слушания по проекту местных бюджетов на 2024 год, в 2023 году составила 96% против 88% в 2022-м. Фактически, общественные слушания по проекту бюджетов проходят повсеместно, в стране осталось очень мало аймаков, где граждане лишены такой возможности (см. диаграмму 1). Таласская, Ошская и Джалал-Абадская области, которые демонстрировали в прошлом году некоторое отставание, в 2023 году показали рост доли муниципалитетов, проводящих слушания. Аймаки Нарынской области находились в состоянии административно-территориальной реформы, что отразилось на показателе, но в следующем году можно ожидать достижения 100%3
Диаграмма 1. Доля айылных аймаков, которые провели общественные слушания по бюджету по отношению к общему числу аймаков, 2022 и 2023 гг.
Диаграмма 2. Средняя численность участников одного слушания, в разрезе областей, 2022 и 2023 гг.
Однако в абсолютном значении статистика показывает сокращение количества слушаний – с 403 в 2022 году до 383 в 2023-м, а также сокращение числа участников слушаний с 36 тысяч человек до 30 тысяч. Это сокращение обусловлено сокращением числа аймаков в результате их укрупнения в рамках административно-территориальной реформы. Доля женщин среди участников слушаний осталась в 2023 году примерно на том же уровне – 44%, что и в предыдущем году (43,3%), отмечается незначительное увеличение, на 0,7%.
Среднее число участников одного слушания в целом по стране сократилось с 89 человек на одно слушание в 2022 году, до 78 человек – в 2023-м. Но не стоит спешить рассматривать этот факт в негативном смысле, так как цифровые инструменты, в частности, Веб-ориентированное приложение «Гражданский бюджет», социальные сети и мессенджеры позволяют получить доступ к бюджетной информации для гораздо большего количества людей. Кроме того, ситуация неоднородна в разрезе областей: так, муниципалитеты Нарынской, Чуйской и Иссык-Кульской областей, напротив, смогли увеличить количество участников одного слушания по сравнению с прошлым годом (см. диаграмму 2).
Гораздо хуже ситуация со слушаниями обстоит в городах. В 2022 году общественные слушания по проектам городских бюджетов провели мэрии шести городов, в 2023 году – ни одного. Конечно, в городах есть свои особенности, трудности в отношении процесса организации слушаний – в первую очередь, это большая численность населения, которая часто не позволяет пригласить на мероприятия всех желающих. Тем не менее, никто не освобождал города от обязанности проводить слушания, установленной законодательством. А трудности вполне преодолимы с помощью цифровых технологий, например, социальных сетей, платформ для онлайн-конференций, которые позволяют предоставить доступ к бюджетной информации для неограниченного числа горожан. Так что проблема только в наличии политической воли и бюджетной дисциплины у городских руководителей. Но и Министерство финансов КР могло уделять больше внимания контролю за соблюдением требований законодательства в отношении бюджетных слушаний.
Диаграмма 3. Численность участников общественных бюджетных слушаний по проектам местных бюджетов на 2024 г., в разрезе районов, по полу, человек (партнерские МСУ Проекта USAID «Успешный аймак 2»)
Кампания слушаний при поддержке Проекта USAID «Успешный аймак 2» в Ошской, Джалал-Абадской, Иссык-Кульской и Нарынской областях
В рамках Проекта USAID «Успешный аймак 2» (далее – Проект) партнерские муниципалитеты продемонстрировали готовность и открытость в раскрытии информации о местном бюджете для своих жителей. В июне-июле 2023 года партнерские муниципалитеты Проекта провели общественные бюджетные слушания в форме открытого обсуждения вопросов формирования местного бюджета. Мероприятия были проведены по инициативе органов местного самоуправления и позволили изучить мнение жителей муниципалитетов, получить от населения предложения и рекомендации, которые в последующем могут быть включены в проект местного бюджета на 2024 год.
Общественные слушания по проекту бюджета на 2024 год состоялись во всех 38 партнерских аймаках Проекта4 в Ошской, Джалал-Абадской, Иссык-Кульской и Нарынской областях. В общественных обсуждениях бюджета приняли участие 3 544 жителя, включая полторы тысячи женщин. Рабочие группы, созданные в муниципалитетах приказами органов МСУ, накануне общественных бюджетных слушаний провели информационные кампании, обнародовав на муниципальных веб-сайтах, стендах и в социальных сетях проекты бюджетов на 2024 год.
Летом, в период сбора урожая, сенокоса и полива, собрать местное население на общественные мероприятия очень сложно. Но органы МСУ, выступая гарантом доступа населения к бюджетной информации, подошли к задаче проведения общественных слушаний по бюджету с большой ответственностью и смогли мотивировать население принять участие в слушаниях. Сотрудники органов МСУ разработали именные приглашения, программы общественных слушаний, проявили большой энтузиазм в обеспечении участия своих граждан в общественных бюджетных слушаниях, осуществив подомовой обход, обзвон и рассылку приглашений. Дополнительно органы МСУ подготовили презентации с проектами бюджетов на доступном для населения языке, использовав диаграммы из веб-ориентированного приложения www.gb.minfin.kg.
В ходе общественных бюджетных слушаний участники подняли вопросы и внесли предложения, касающиеся обеспечения поливной водой, обустройства и сохранения пастбищ, развития спорта и укрепления здоровья, ремонта и строительства социальных объектов и др.
Практика проведения слушаний постоянно расширяется. Например, в Тоголок-Молдоском айылном аймаке Нарынской области, где в обсуждении проекта бюджета приняли участие 144 человека, жители выразили благодарность органам МСУ и отметили, что подобные бюджетные слушания такого масштаба с раскрытием бюджетной информации проводятся впервые в истории аймака.
Диаграмма 4. Расходы Тоголок-Молдоского айылного аймака, по функциональной классификации, план, 2024 г.
«По отзывам местных жителей, общественные слушания по бюджету во всех 4 областях, были организованы и проведены на надлежащем уровне. В целом, участники мероприятий остались довольными качеством организации самих слушаний и подачи информации о проектах местных бюджетов. Мы также увидели усилия организаторов, которые подошли к данному мероприятию добросовестно, создав условия для их проведения. Хочется верить, что подобная инициатива со стороны муниципалитетов станет традицией в работе с населением и раскрытии бюджетной информации, обеспечивая прозрачность и подотчетность работы органов МСУ», – сказала Джамиля АРБАНАЛИЕВА, координатор компонента Проекта USAID «Успешный аймак 2». Проект продолжит работу с партнерскими муниципалитетами в сфере организации и подготовки общественных слушаний по проекту и исполнению местных бюджетов, что позволит муниципалитетам улучшить взаимодействие с населением.
Использование веб-ориентированного приложения «Гражданский бюджет» упрощает доступ граждан к бюджетной информации
В соответствии со статьей 126 Бюджетного кодекса КР, органы местного самоуправления формируют гражданский бюджет на доступном для населения языке и размещают его на официальных сайтах органа МСУ, информационных стендах и др. Гражданский бюджет формируется согласно Методике, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 15 мая 2023 года № 249 «О некоторых вопросах в сфере бюджетной прозрачности Кыргызской Республики». Гражданский бюджет дает гражданам-налогоплательщикам возможность ознакомиться с бюджетным процессом, дает ответ на вопрос о том, когда и как они могут участвовать в формировании проектов местных бюджетов, из каких источников состоит доходная часть местного бюджета и на решение каких задач муниципалитет направит свои средства.
Почему законодательство Кыргызской Республики представляет гражданам такое право? Прежде всего, граждане – это налогоплательщики, а доходы государственного бюджета формируются за счет налогов и неналоговых платежей. Государственный бюджет состоит из республиканского бюджета и местных бюджетов. Поэтому государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ гражданам-налогоплательщикам к бюджетной информации.
В целях распространения единого формата бюджетной информации и автоматизации работы начальников финансово-экономических отделов органов МСУ, разработано веб-ориентированное приложение «Гражданский бюджет» (gb.minfin. kg). Это удобный инструмент информирования населения, так как при формировании гражданского бюджета используется инфографика (диаграммы и рисунки). А ограничения, установленные в период пандемии COVID-19, заставили разработчиков расширить функционал веб-ориентированного приложения и теперь оно дает возможность гражданам ознакомиться с бюджетом и отправить свои предложения и рекомендации в онлайн-режиме5
В рамках Проекта USAID «Успешный аймак 2», выполняемого Институтом политики развития, целевым муниципалитетам (Нарынской, Иссык- Кульской, Ошской и Джалал-Абадской областей) были оказаны консультации в формировании гражданского бюджета.
В ходе консультационной работы представители Проекта показали на практике, как работает веб-ориентированное приложение «Гражданский бюджет», рассказали о целях и задачах данного приложения. Практика – лучший способ обучения, поэтому начальники финансово-экономического отдела сами заполнили соответствующие разделы приложения: контактную информацию, общую информацию об айылном аймаке, сведения о программе социально-экономического развития; а затем перешли к формированию доходной и расходной частей бюджета своих айылных аймаков. Пример гражданского бюджета Тоголок- Молдоского айылного аймака представлен ниже, для получения более подробной информации, см. сайт www.gb.minfin.kg (Тоголок-Молдоский айылный аймак, проект бюджета, 2024 год).
Диаграмму 4, которая отражает структуру будущих расходов местного бюджета по функциональной классификации, приложение создает автоматически, после того, как специалист введет соответствующие данные в систему. Диаграмма упрощает восприятие гражданами бюджетной информации: любому будет ясно, какие средства будут направлены на финансирование образования, а какие – на спорт и культуру, на социальную защиту и другие цели. Приложение также автоматически создаст таблицу, отражающую расходную часть местного бюджета более детально. Например, покажет объем средств, которые будут направлены на связь, на текущий ремонт здания айыл окмоту, на инфраструктуру пастбища, на ремонт дорог и так далее.
Нужно отметить, что проведение административно-территориальной реформы в Тюпском районе и всех районах Нарынской области отразилось в гражданских бюджетах на 2024 год. Отсутствие утвержденной программы социально- экономического развития (далее – ПСЭР) означает, что у айылного аймака на следующий год нет бюджета развития. В таблице 1 видно, что на ремонт дорог в бюджете (в разделе «Жилищно-коммунальное хозяйство) запланировано 2 187,4 тысячи сомов, однако не указано, какие дороги будут ремонтироваться, в каком селе. Тот же самый недостаток информации наблюдается и в отношении озеленения айылного аймака.
И хотя гражданский бюджет в данном случае позволил заметить трудности, связанные с укрупнением муниципалитетов, в будущем он способен стать весьма эффективным помощником для преобразованных органов МСУ.
Так, при выросшей численности населения муниципалитетов, увеличившейся отдаленности некоторых сел от центра укрупненного муниципалитета, возрастет востребованность и актуальность удаленных способов обеспечения доступа к информации, в том числе бюджетной. Вместо распространения листовок и подворового обхода, сотрудники органов МСУ могут разместить бюджетную информацию, адресованную гражданам, в приложении «Гражданский бюджет», сэкономив свое время и время граждан. А для актуализации обновлений достаточно сделать рассылку через мессенджеры или объявление в социальных сетях.
Работа с веб-ориентированным приложением в аймаках, где работает Проект USAID «Успешный аймак 2», прошла успешно. Веб-приложение gb.minfin.kg показывает, что из года в год партнерскими муниципалитетами вводятся данные и предоставляются населению в простом и понятном виде.
_________________
3 Данные за 2023 год приводятся без учета Джумгальского и Кочкорского районов Нарынской области, которые находились в состоянии административно-территориальной реформы. Данные за 2022 год приводятся без учета Кара-Кульджинского, Узгенского и Кара-Бууринского районов, поскольку данные не были предоставлены. .
4 Подробнее о деятельности Проекта: https://dpi.kg/ru/ activity/projects/full/0/98.html
5 Веб-ориентированное приложение «Гражданский бюджет» (gb.minfin.kg) создано при поддержке Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансированного Правительством Швейцарии и исполненного Институтом политики развития в период с 2011 по 2022 гг.
Похожие материалы:
-
№8 (142) / 2023-09-07 Группы совместного мониторинга и оценки (ГСМиО): как одним ключом открыть несколько дверей?
-
№5 (127) / 2022-06-01 Путь к продуктивному партнерству: эволюция взаимоотношений граждан с местным самоуправлением Кыргызстана
-
№4 (126) / 2022-05-10 Инициативный бюджет: следующий этап участия граждан в бюджетном процессе
-
№3 (125) / 2022-04-22 Обсуждение проекта местного бюджета с особым вниманием к гендерной чувствительности
-
№3 (125) / 2022-04-22 Малый общественный совет – информационный помощник мигрантов
-
№2 (124) / 2022-02-22 Органы МСУ более внимательно относятся к мнению граждан, в ответ растет удовлетворенность граждан результатами своего участия в бюджетном процессе
-
№2 (124) / 2022-02-22 Общественный мониторинг не только защищает интересы сообщества, но и помогает органам МСУ
-
№2 (124) / 2022-02-22 Поддержка местных инициатив из местного бюджета помогает привлечь внимание к вопросам экологии