Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Новые районные ПСЭР: инклюзивное планирование, основанное на данных, приводит к экономическому росту

2024-08-26 / Региональное развитие
Новые районные ПСЭР: инклюзивное планирование, основанное на данных, приводит к экономическому росту

Обзор-прогноз воздействия новой методики разработки ПСЭР на социально-экономическое развитие Ат-Башинского района Нарынской области и Ноокатского района Ошской области Кыргызской Республики

Автор: Максим СЕМЕНЯК, по заказу Института политики развития в рамках Программы EGED1

Местные государственные администрации районов Кыргызской Республики столкнулись с необходимостью разработать районные программы социально-экономического развития на основе новой методологии, утвержденной приказом Министерства экономики и коммерции Кыргызской Республики № 01 от 19 февраля 2024 года. В предыдущем номере журнала «Муниципалитет» опубликован аналитический обзор-прогноз того, как методика должна повлиять на социально-экономическое развитие районов и в чем это выражается. В продолжение автор рассматривает перспективы роста туристической отрасли и занятости в ней населения, а также прогноз улучшения ситуации в отношении доступа к чистой питьевой воде.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: РАЙОННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОФИЛИ

Новые методики разработки программ социально-экономического развития на уровне района содержат инструменты, позволяющие сделать акцент на экономической специализации как основе для устойчивого роста. Например, у рассматриваемых Ат-Башинского и Ноокатского районов есть несколько направлений специализации (см. табл. 1).

Таблица 1. Специализация секторов экономики Ат-Башинского и Ноокатского районов

Для того чтобы фокусировать внимание на передовых отраслях, в новой методике разработки ПСЭР для районов предусмотрены формы отраслевых профилей, содержащие набор показателей развития отрасли, ее потребностей, анализ проблем и перспектив.

ПРИМЕР

ТУРИЗМ: РАЙОННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ТЩАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УСКОРЯЮТ ПРИТОК ТУРИСТОВ, РОСТ ЗАНЯТОСТИ И ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Ат-Башинский район обладает большим природно-рекреационным потенциалом и привлекателен для внешнего туризма: 28 республиканских и 53 местных историко-культурных объекта, включая горные озера, водопады, крупнейший уникальный историко-культурный памятник Центральной Азии Таш-Рабат, археологический памятник Кошой Коргон, а также заповедные зоны – Каратал-Жапырыкский государственный заповедник и Нарынский государственный заповедник. В сфере туризма зарегистрированы и работают 13 субъектов, не считая индивидуальных предпринимателей и незарегистрированное население, оказывающее туристические услуги. Всего в 2023 г. в отрасли туризма было занято около 500 человек. Поток туристов в 2023 г. достиг 13,5 тыс. человек, что почти в 3 раза больше, чем в 2021 г. Среди наиболее часто оказываемых туристам услуг: конные туры, пешие туры, джип-туры, культурные экскурсии, общественное питание, гостиницы, аренда юрт в юрточных городках. Высокогорные и среднегорные рельефы территории района дают возможность развивать активный приключенческий туризм. 

Ноокатский район имеет меньше точек притяжения для внешних туристов, чем Ат-Башинский, но наличие транзитных дорог областного и республиканского значения, более длительный туристический сезон, а также особенности горного ландшафта привлекают даже большее количество туристов. Так, в 2023 г. количество посетивших район туристов составило 24,8 тыс. человек. Здесь преобладает внутренний туризм. Если в Ат-Башинском районе доля внутренних туристов в 2023 г. составляла 80%, то в Ноокатском районе в том же году она составила 95%. В Ноокатском регионе больше всего развиты зоны отдыха, которые предназначены для местного населения – зоны «выходного дня». Хотя в районе много объектов природно-рекреационного, исторического, сакрального значения для развития регионального туризма. К достопримечательностям Ноокатского района относятся: Государственный природный парк Кыргыз-Ата; горный массив Туя-Муюн; курорт Кара-Кой с озером на высоте 3500 м; ущелье Абшыр-Ата с 15-метровым водопадом, вытекающим из отверстия в отвесной скале. В сфере туризма в 2023 г. было занято около 300 человек, включая 44 частных предпринимателя. Наиболее востребованные туристами услуги – конные туры, пешие туры, культурные экскурсии, общественное питание, гостиницы, аренда юрт в юрточных городках.

Проблемы развития отрасли в двух пилотных районах схожи:

  • плохие дороги и инфраструктура на туристических маршрутах, старые мосты, отсутствие указателей и туалетов;
  • недостаточное распространение информации о точках притяжения для туристов в районах;
  • отсутствие современных отелей и низкое качество туристического обслуживания;
  • теневая деятельность в местных туристических услугах;
  • неконтролируемое использование природных ресурсов, без учета антропогенной нагрузки, а также увеличение количества отходов, оставляемых туристами;
  • загрязнение биосферы автотранспортом;
  • непродолжительность туристического сезона в связи с климатическими условиями (особенно для Ат-Башинского
    района);
  • недовольство местного населения бишкекскими турфирмами, использующими рекреационные ресурсы района, но не приносящими никаких выгод местным сообществам (Ат-Башинский район).

Новые методики позволили определить хорошие перспективы развития для туристической отрасли в обоих районах. Отраслевые профили ПСЭР Ат-Башинского и Ноокатского районов на 2024-2026 гг. предусматривают ряд мер, которые помогут достичь роста по целому ряду показателей:

  • почти на четверть (24%) ускорится рост количества туристов в Ат-Башинском районе, на 11% – в Ноокатском. При должной организации инфраструктуры, контроле антропогенного воздействия и принятии дополнительных, указанных в ПСЭР мер, количество туристов, посещающих Ат-Башинский район, в среднесрочном периоде может увеличиться почти вдвое. При этом базовая линия прогноза показывала бы увеличение только в полтора раза (см. рис. 1). В Ноокатском районе посещаемость внутренними туристами уже почти достигла своего пика и в среднесрочной перспективе значительно увеличиваться не будет, а рост предполагается за счет увеличения потока иностранных туристов, который к 2026 г. может увеличиться со средней доли в 3% в год до 13%;
  • вдвое по Ат-Башинскому району (см. рис. 2) и на 87% по Ноокатскому району к 2026 г. по сравнению с 2023 г. вырастет количество занятого в туристической отрасли местного населения;
  • втрое вырастут доходы населения от туризма под воздействием мер ПСЭР и управлении района (при базовом прогнозе роста на 100%), так как район может оказать существенную поддержку отрасли, включая приоритизацию направлений расходования фонда развития, куда войдет предоставление средств частным предпринимателям для развития туристической инфраструктуры (см. рис. 3 и 4).

Рисунок 1. Прогноз динамики роста количества туристов в Ат-Башинском районе

Рисунок 2. Прогноз динамики роста занятости в туристической отрасли в Ат-Башинском районе

Рисунок 3. Прогноз динамики роста доходов населения от туристической отрасли в Ат-Башинском районе

Рисунок 4. Прогноз динамики роста доходов на душу занятого в туристической отрасли населения в Ноокатском районе

Достижение этих показателей станет возможным за счет принятия в среднесрочной перспективе комплексных мер, которые во многом похожи в обоих районах:

  • проведение инвентаризации всех природных, культурных, исторических и археологических тур-объектов и создание двух районных дестинаций, обмен опытом с уже созданными в республике дестинациями;
  • ремонт и устройство дорожной инфраструктуры, включая мосты, парковки. Программная приоритизация направлений расходования фонда развития района, включая госинвестиции в основную инфраструктуру (дороги, электроснабжение удаленных юрточных лагерей) и предоставление средств частным предпринимателям для развития туристической инфраструктуры;
  • создание благоприятных условий для развития местного туристического бизнеса, а также изготовления традиционной ремесленной и сувенирной продукции, включая доступ к дешевым кредитам, выделение земель, низкие арендные ставки и т.п.;
  • организация специальных этно-деревень для ознакомления туристов с кыргызскими обычаями, традициями и национальной едой;
  • проведение исследований допустимой туристической нагрузки на биосферу для предотвращения ее деградации и загрязнения;
  • создание региональных брендов для формирования уникального опыта у туристов от посещения каждого района;
  • организация обучения для предпринимателей, работающих в сфере туризма, развитие навыков и умений местных предпринимателей в создании новых креативных и уникальных альтернативных тур-продуктов в различных локациях, включающих различные виды мероприятий. Это могут быть агротуризм (например, во время сезона яблок собирать и изготовлять различные продукты), культурные туры (например, открытие тематических мастерских, где туристы смогут ознакомиться культурой кыргызов), организация экстремальных видов мероприятий (например, рафтинг);
  • популяризация культуры бережного отношения к природе и принципы устойчивого туризма в районах;
  • организация раздельного сбора и вывоза твердых бытовых отходов;
  • постепенное упорядочение размещения (гостиницы, мотели, гостевые дома) для придания им статуса в соответствии с современными требованиями;
  • проведение этнофестивалей;
  • усилия по строительству кемпингов, глэмпингов, визит-центров;
  • обучение владельцев и персонала гостевых домов и юрточных лагерей и их сертификация, периодический контроль качества обслуживания;
  • обучение людей, работающих в сфере туризма, работе с такими Интернет-ресурсами, как Maps Me, TripAdvisor, Hostelword, View Ringer, Outdooractiv, Booking.com;
  • проведение специальной подготовки гидов, проводящих пешие и конные туры (этика, безопасность, оказание первой помощи);
  • выпуск специальных туристических пособий для гидов, содержащих сведения о природе, истории и исторических памятниках, традициях;
  • установка информационных табличек и указателей на наиболее популярных туристических маршрутах с информацией (в т.ч. через QR-коды);
  • установление контактов и распространение информации среди крупных иностранных туристических компаний.

Таким образом, использование отраслевых профилей в районных ПСЭР, разработанных по новой методике (созданной при поддержке Программы EGED), позволяют видеть не только экономику в целом, но и сосредоточиться на отдельных перспективных, либо наоборот, отстающих и требующих особого внимания отраслях, делать более глубокий анализ и прорабатывать более детальные меры, что, в конечном итоге, позитивно скажется на росте этих отраслей.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: СВЯЗЬ ПРОСТРАНСТВЕННОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И РАСШИРЕНИЕ НАБОРОВ ДАННЫХ

В среднесрочной перспективе в республике планируется создание цифровых сельскохозяйственных схем, интегрированных с ГИС-платформами, по видам засеваемых культур, почвенным характеристикам; схемы орошения и ирригационных систем (доступности воды), схемы рынков и логистики. Это позволит проводить оптимальное планирование и использование земельных участков, трансформацию и вовлечение в оборот неиспользуемых земель. Схемы пространственного развития должны изменяться в зависимости от планов и приоритетов, заложенных в местных программах социально-экономического развития. Помимо создания таких пространственных схем, планируются меры по внедрению систем сбора, анализа и распространения данных в сельскохозяйственном секторе, включая создание платформ обмена данными и отчетности для фермеров. Доступ к точным и своевременным данным позволяет применять основанные на фактических данных методы ведения сельского хозяйства и проводить эффективную политику в сельском хозяйстве. Роль района, согласно философии комплексной системы социально-экономического планирования, заключается еще и в том, что район как центр юрисдикции входящих в него территорий МСУ учитывает их потребности, увязывая их с отраслевой политикой. МСУ на местах сложно отслеживать все отраслевые государственные программы и учитывать их в своих ПСЭР, так же, как и крупные проекты бюджетных инвестиций, затрагивающие их территории. Новая методика разработки ПСЭР позволяет району анализировать информацию о таких проектах и оптимально использовать их в качестве ресурсов для развития.

УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ

Новая методика разработки ПСЭР на уровне органов МСУ впервые отражают местные услуги как цельный раздел программы, что означает переход от функционального планирования работы органа управления к целевому формату, ориентированному на достижение реальных улучшений условий жизни. Методика отказалась от устаревшей бюджетной классификации расходов и создала «точки входа» для внедрения программного местного бюджета, ориентированного на результат. Пример Ноокатского района демонстрирует, как методика планирования, основанного на данных, позволяет увеличить прогноз темпов роста охвата населения услугой питьевого водоснабжения почти втрое.

ПРИМЕР

ВТРОЕ УСКОРИТСЯ РАСШИРЕНИЕ ОХВАТА УСЛУГОЙ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НООКАТСКОГО РАЙОНА

В 2023 году питьевой водой было обеспечено 75% населения Ноокатского района, а оставшиеся 25% населения нуждались в решении проблемы доступности чистой питьевой воды. Традиционно проблема решалась точечно, как из-за недостатка финансирования, так и из-за недостатков в планировании: программы развития учитывали заявки отдельных населенных пунктов, входящих в район территорий, а также небольшие проекты благотворительных фондов и партнеров по развитию. При этом отсутствовало системное пространственное представление о том, какие сети водоснабжения требуют первоочередного внимания, какие территории и группы населения они обеспечивают доступом к питьевому водоснабжению. 

ПСЭР Ноокатского района на 2024-2026 гг. составлялась по новой методике, внедренной Программой EGED. В расчет принималась инвестиционная потребность на основе данных, собранных из ПСЭР входящих в район муниципалитетов, два из которых также разрабатывали свои ПСЭР. Прогноз, основанный на анализе данных, позволяет оценить воздействие дополнительных мер, предусмотренных ПСЭР района на 2024-2026 гг., разработанной по новой методике, внедренной Программой EGED: 

  • более 14 тыс. человек, включая почти 7200 женщин, получат доступ к услуге питьевого водоснабжения; охват услугой возрастет почти на 5%;
  • удвоится темп роста доли населения, охваченного услугой питьевого водоснабжения: так, под воздействием программных мер прирост за 3 года составит 11,5%, тогда как без учета данных мер показатель мог составить только 5,8% (см. рис. 5);
  • на 3-4% в год (свыше базового прогноза) ускорится прирост показателя доступа к чистой питьевой воде за счет реализации проекта государственных инвестиций по реабилитации систем питьевого водоснабжения и водоотведения для г. Нооката и близлежащих сельских районов.

Рисунок 5. Прогноз динамики роста охвата населения услугой питьевого водоснабжения

ИНКЛЮЗИВНЫЙ РОСТ

Важнейшим условием успеха органов управления в сфере развития регионов становится их способность обеспечить вовлечение в активную экономику представителей отстающих и уязвимых групп. Поэтому новые методики социально-экономического планирования, внедренные Программой EGED, включают инклюзивное развитие как отдельный раздел, который начинается с детального изучения данных о структуре и составе отстающих и уязвимых групп. Особенно важно делать это на уровне ПСЭР МСУ, но и район, при планировании развития экономики, должен анализировать факторы, которые позволят ему способствовать инклюзивному росту. Пример Ат-Башинского айылного аймака, относящегося к Ат-Башинскому району, показал, как снизится прогнозная величина доли уязвимых групп в общем количестве населения за счет мер, предусмотренных в ПСЭР, составленной по новой методике.

ПРИМЕР

МЕРЫ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО РОСТА (АТ-БАШИНСКИЙ АЙЫЛНЫЙ АЙМАК)

Меры инклюзивного развития, включенные в ПСЭР Ат-Башинского айылного аймака, направленны не просто на поддержку уязвимых слоев населения, но и на перевод их из категории уязвимых в категорию экономически активных субъектов. Прогноз изменений положения конкретных групп стал более точным, благодаря предложенным в новой методике стандартным показателям и систематизированным данным, которые теперь не «теряются» за показателями экономического роста и социальных услуг. С помощью этих данных удалось отследить потребность и провести работу с НКО и предприятиями по увеличению занятости уязвимых групп. Прогноз, основанный на анализе данных, позволяет оценить воздействие дополнительных мер, предусмотренных ПСЭР муниципалитета на 2024-2026 гг., разработанной по новой методике:

  • более чем в 3,5 раза ускорится темп снижения доли уязвимых групп в результате прогнозируемых мер по вовлечению уязвимых слоев населения в самозанятость (на 18,7% с учетом мер ПСЭР против 5,3% без их учета за три года) (см. рис. 6);
  • уменьшится доля зависимых от пособий граждан в общем количестве населения айылного аймака (свыше 2,5 тыс. человек из почти 26 тыс. человек, что составляло в 2023 г. 10,4%, до 8,6% в 2026 г., что означает сокращение почти на 400 человек).

Рисунок 6. Прогноз динамики сокращения доли уязвимых групп в Ат-Башинском айылном аймаке

Данные изменения должны быть достигнуты благодаря следующим мерам ПСЭР:

  • контакты с большим количеством НКО, оказывающих социальные услуги на территории района для усиления адресной помощи в самозанятости семьям в тяжелой жизненной ситуации, семьям мигрантов и пожилым людям (обучение, покупка оборудования и т.п.);
  • стимулирование создания новых рабочих мест за счет открытия малого бизнеса для сокращения бедности и снижения уровня внутренней и внешней миграции;
  • стимулирование действующих на территории аймака частных предприятий к созданию рабочих мест для представителей уязвимых групп (инвалидов, одиноких женщин, членов семей мигрантов и семей в трудной жизненной ситуации);
  • улучшение материального положения уязвимых граждан за счет повышения финансовой грамотности населения.

УСИЛЕНИЕ ПОДОТЧЕТНОСТИ И ДИАЛОГ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ

Внедряемые новые методики не только организуют алгоритмизированный процесс планирования и мониторинга, они включают в него граждан по группам интересов, активных представителей сообществ, организаций гражданского общества, бизнеса, предоставляя им следующие возможности или «точки входа»:

  • участие всех заинтересованных сторон в выявлении и анализе проблем, сборе и учете их предложений;
  • увеличение числа категорий участников процессов планирования путем более активного вовлечения представителей бизнеса, в том числе путем создания Координационных советов на уровне района;
  • усиление подотчетности через алгоритмизированные механизмы мониторинга реализации ПСЭР с обязательным участием Координационного совета на уровне района;
  • достижение общественного консенсуса вокруг ПСЭР на этапе разработки (Координационный совет) и на этапе одобрения (общественные обсуждения);
  • разделение ответственности через делегирование исполнения части программы бизнесу и гражданскому обществу.

На уровне района Программа EGED через новые методики содействует закреплению принципа участия граждан путем создания в каждом районе Координационных советов по социально-экономическому развитию региона (района). Методики даже включают типовое положение о Координационном совете, которое определяет состав и роли участников совета (см. рисунок 7).

Рисунок 7. Роли местной государственной администрации и Координационного совета в процессах разработки и мониторинга ПСЭР

Координационный совет по социально-экономическому развитию региона (района) – консультативно-совещательный орган, образованный в целях координации взаимодействия государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих, международных и других организаций, а также граждан в процессе социально-экономического развития района.

В рамках создаваемой комплексной системы социально-экономического планирования информация о потребностях территорий через автоматизированные системы будет попадать для анализа на уровень района. Поэтому гражданское участие в разработке ПСЭР района не ограничивается действием Координационного совета, а проявляется через эти потребности  в виде приоритетов, обсужденных на местах с применением различных форм участия граждан, апробированных и внедренных в адаптированном к местным условиям виде.

Важной формой гражданского участия является материальный вклад в развитие, а также разделение ответственности с властью через делегирование исполнения части программы бизнесу и гражданскому обществу. Применение этих инструментов предусмотрено в новых методиках, но пока осуществляется фрагментарно и требует дальнейших методических и практических разработок в среднесрочном периоде.

Особенностью совместного мониторинга реализации ПСЭР является то, что принятие решений по итогам мониторинга является неотъемлемой частью процесса, документируемого с применением новых форм отчетности. При этом отчет о мониторинге будет признан неполным, если в него не включена информация о принятых или подготовленных решениях. Это усиливает подотчетность и повышает роль гражданского участия в процессах управления развитием района.

ВЫЗОВЫ, УРОКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Территориальные различия

Пилотирование новых методик и связей комплексной системы социально-экономического планирования показали неоднородные результаты для разных районов и территорий. Для будущего эффективного внедрения системы понадобится анализ разных факторов: это и разрывы в уровне финансирования различных услуг на различных территориях, и доступность информации (районные отделы статистики Национального статистического комитета КР продемонстрировали наличие одной информации в одном районе, и ее отсутствие в другом). Значение имеют общие настроения и уровень восприятия: кто-то воспринял задачу формирования ПСЭР воодушевленно, кто-то – как дополнительную нагрузку; традиции управления: приверженность позиции центральной власти в одном районе и большая самостоятельность в другом. Территориальные различия скажутся в будущем и на способности обеспечения реализации ПСЭР необходимыми ресурсами: может ярко проявиться разница между более богатыми и менее обеспеченными территориями.

Фактор территориальных различий не оценивается как риск, и в долгосрочной перспективе будет нивелирован за счет внедрения автоматизированных процессов и более точных методов прогнозирования распределения ресурсов, что в конечном итоге приведет к лучшему выравниваю уровней развития регионов и сокращению разрывов.

Невовлеченность городов

Тестирование новых методик осуществлялось только для районов, имеющих в большей степени сельскохозяйственную специализацию, из числа городов в тестирование ПСЭР был вовлечен только один – город районного значения Ноокат. Методика может демонстрировать иные результаты на уровне городов областного значения, где больше численность населения, разнообразнее группа интересов, масштабнее затраты на инфраструктуры, специфичнее вызовы (например, волны жары или необходимость этажной застройки). Методики предусматривают более сложные формы анализа для муниципалитетов со сложной системой управления. Для лучшей адаптации методики для применения ее для развития крупных городов и опорных центров развития стоит предусмотреть скорейшее тестирование методики в одном из крупных городов республики.

Необходимость большего вовлечения государственных органов

Вовлечение в комплексную систему планирования уже в скором времени заставит отраслевые государственные органы учитывать территориальные различия и потребности местных программ развития в своих отраслевых политиках. Пока же для отраслевых министерств и ведомств более удобна связь «сверху вниз», и дальнейшее развитие системы может натолкнуться на фактор институциональной инерции. Использование сквозных показателей развития из ПСЭР территорий и районов должно стать нормативным требованием для разработки отраслевых государственных программ развития. Для обеспечения этой связи в новой методике ПСЭР района заложены отраслевые профили для анализа секторальной политики и участие представителей региональных подразделений уполномоченных органов в рабочей группе ПСЭР. Эти факторы нужно усилить при «достройке» страновой комплексной системы планирования. Большее внимание потребуется со стороны уполномоченного органа по прогнозированию и исполнению бюджета.

ПСЭР территорий как основа для местного бюджета должны использоваться на уровне внутренних процессов Министерства финансов КР, а ПСЭР района не должна терять смысла только из-за отсутствия у района собственного бюджета. Для развития достижений в этом направлении потребуются отдельные усилия.

Административно-территориальная реформа

Внедрение и пилотное тестирование новых методик совпало с активной фазой укрупнения айылных аймаков в рамках проводимой в стране административно-территориальной реформы. Здесь к одномоментным вызовам (кадровые перестановки в период разработки ПСЭР и даже утрата в некоторых местах исторических данных, необходимых для анализа показателей и т.д.) могут прибавиться и долгосрочные риски, связанные с сокращением штата муниципалитетов и, возможно, районных государственных администраций, что будет означать и сокращение аналитического потенциала на местах. Это отразится на качестве планирования, а недостаток планирования является одной из самых значимых предпосылок для стагнации в развитии.

Риски потенциала

Фактор аналитического потенциала, недостаток которого ощущается на местах, является решающим для подготовки качественных планов развития. Тестирование методик снова подтвердило необходимость повышения квалификации служащих, ответственных за планирование и управление. Присутствуют также риски, связанные с текучестью кадров, вымывающей институциональную память. Необходим комплекс мер по повышению квалификации как координирующего звена, так и исполнителей, осуществляющих сбор и анализ информации. Адаптационный период перехода к новой методике потребует 2-3 бюджетных цикла, и в это время нужно будет обеспечивать постоянную техническую и консультационную поддержку, регулярное обучение, в т. ч. и навыкам работы с внедряемыми информационными системами. Относительно обеспечения качества ПСЭР – необходимо создавать «чемпионов» и потом распространять их опыт. На уровне районов в среднесрочном периоде необходимо институционализировать аналитический потенциал, усилия или создавая специальные отделы планирования и мониторинга регионального развития.

Риски отставания цифровизации

Без цифровых модулей невозможно использовать все преимущества новых методик. Если процесс их разработки и внедрения затянется, то возникнет риск дискредитации многих подходов управления, основанного на данных. Необходимо изыскивать средства и как можно раньше вводить в строй новые инструменты информатизации. 

 

______________

1Программа «Эффективное управление для экономического развития» (EGED) – это пятилетняя программа технического содействия в Центральной Азии, финансируемая Правительством Великобритании. Программа направлена на улучшение эффективности экономической политики в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане путем внедрения основанных на фактах процессов в планирование и реализацию государственных реформ. Программа также поддерживает гражданское общество в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане, чтобы содействовать правительствам трех стран в улучшении использования фактических данных, что является важным условием повышения эффективности и подотчетности управления.  Цель Программы EGED – повысить эффективность, подотчетность и прозрачность приоритетных экономических реформ в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. 

Похожие материалы: