Муниципалитет Научно-популярный журнал

7-8 (93-94) 19 Ноября 2019

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Села Додомол и Кош-Булак: Решили транспортную проблему

2013-11-29 / Лучшая практика МСУ - 2013

Жители двух сел: расположенных в сорока пяти километрах от районного центра решили проблему с транспортом...

Описание проблемы
 
Эти два села расположены в сорока пяти километрах от районного центра. Почти тысяча жителей Додомола и более 400 сельчан из Кош-Булака вынуждены были преодолевать десятки километров, чтобы попасть в Казарман ради приобретения продуктов питания, посещения врача в районной больнице, сдачи в учреждения различных документов или же получения справок, на прием к чиновнику. Да мало ли дел, которые можно решить только в райцентре?
 
Удивительный факт для нашего времени – совсем недавно люди преодолевали это расстояниезачастую на личных автомобилях. Частные такси редко заезжали в села, а про то, что когда-то здесь курсировал общественный транспорт, сельчане даже подзабыли. В таких условиях успеть вовремя к доктору или на работу крайне сложно. А чтобы не опоздать, приходилось раскошеливаться за проезд на 120 сомов. Деньги, согласитесь, для семейного бюджета немалые.
Транспортная проблема не раз горячо обсуждалась на сельских сходах и собраниях. Жители этих двух, оказавшихся на отшибе, сел мучительно искали выход из создавшейся ситуации, но не находили. Пока терпение не лопнуло окончательно. В августе 2012 года в Додомоле и Кош-Булаке при поддержке Проекта ГГПОМСУ прошли сессии Совместного изучения нужд села (СИНС), на которых главным был транспортный вопрос. Наконец-то местное сообщество совместно с органами МСУ от слов перешли к действиям. Вначале они разработали план, а потом его успешно реализовали.
 
Что сделано?
 
К решению проблемы сельчане подошли с расчетом: вначале собрали информацию о том, какой автомобиль им больше всего подходит по техническим характеристикам, цене и качеству. Остановились на микроавтобусе. На сессии айылного кенеша, состоявшейся 10 апреля 2012 года, депутаты приняли решение выделить 300 тысяч сомов из местного бюджета для приобретения общественного транспорта, который будет обслуживать муниципальный дорожный маршрут.
 
Дабы избежать кривотолков и слухов, на что потратили такую сумму, сделали процесс закупки максимально прозрачным, решили создать специальную комиссию, куда вошли депутаты, сотрудники айыл окмоту и местный лидер. Сразу после приобретения техники ее зарегистрировали как муниципальную собственность, а техническое состояние зафиксировали в соответствующем акте.
 
Когда первый шаг к заветной цели был сделан, сельчане созвали собрание, на котором обсудили условия создания муниципального маршрута и стоимость проезда. Тариф за проезд в сумме 60 сомов, туда и обратно – 120 , что в два раза дешевле, чем было раньше, устроил всех. Но его еще предстоит утвердить на сессии айылного кенеша.
 
Еще один важный вопрос подняли на собрании: кто станет водителем, отвечающим за техническое состояние микроавтобуса? И здесь поступили мудро, решив объявить конкурс. Для участия в нем претенденты должны были отвечать следующим критериям: обладать водительским опытом и проживать в селе Кош-Булак. В итоге соревнования победа досталась Бешкемпиру ЖУНУСОВУ, который обошел трех конкурсантов. Отныне автомобиль должен находиться в гараже водителя, который будет следить за его техническим состоянием, производить при необходимости мелкий ремонт и за всю свою работу получать ежемесячно жалование в размере 5 тысяч сомов.
 
Результаты
 
Но заработная плата водителя - это только часть расходов, необходимых для содержания транспортного маршрута. Технике необходим бензин, запасные части. После всех подсчетов вышли на 22 тысячи сомов в месяц, в год сумма составит 264 тысячи. Вроде бы многовато, однако будущие доходы оказались выше затрат. За год эксплуатации маршрутного такси при тарифе 60 сомов за проезд можно заработать 374 тысячи, то есть прибыль составит 110 тысяч сомов.
 
Все средства, полученные от работы муниципального транспорта, поступают на счет айыл окмоту, по итогам первого месяца эксплуатации маршрута - это около 30 тысяч сомов.
 
Прибыль прибылью, главное – услуга для жителей стала доступной. Теперь каждый день, кроме субботы и воскресенья, в 8 часов утра их ждет машрутка в Казарман. А в пять вечера она же возвращает жителей Додомола и Кош-Булака домой.
 
Общественная трибуна:
 
Кочконбай АЛЫМБЕКОВ, житель села Кош-Булак, пенсионер:
 
«Сегодня мы имеем возможность выращенную продукцию продать в районном центре. Это большая помощь – общественный транспорт! К тому же цена за проезд щадящая. Думаю, что теперь мы будем жить лучше. Хотел бы похвалить органы местного самоуправления, которые стали по-другому работать – больше прислушиваться к народу, привлекать нас к обсуждению общих проблем и поиску решений».
 
Мээркан ИСАКОВА, ответственный секретарь Тогуз-Тороузского АА:
 
«Знакома с транспортной проблемой с детства, поскольку родилась в селе Кош-Булак. Долго этот вопрос не могли решить, ссылаясь на нехватку средств. Но сейчас все изменилось: айыл окмоту изучил проблему совместно с населением, рассчитал затраты, обеспечил прозрачность расходования бюджетных средств. Важно, что у местных властей появилось желание решать экономические и социальные задачи айылного аймака через местный бюджет с участием населения».
 
Иманбек БОРБОЛДОЕВ,
специалист по социальным вопросам
Тогуз-Тороузского АА