Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Проект ГГПОМСУ даст старт новым общинным СМИ в Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областях

2014-12-22 / Информационный обмен
Проект ГГПОМСУ даст старт новым общинным СМИ в Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областях

В ноябре 2014 года в Джалал-Абаде и Караколе состоялись практические семинары «Общинные СМИ для развития гражданского общества» для 68 представителей органов МСУ и местных сообществ из 35 сельских муниципалитетов Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей. Семинары были организованы в рамках Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого Правительством Швейцарии, в партнерстве с Британским министерством по международному развитию.

 
Целью семинаров было не только представить руководителям органов МСУ и местных сообществ информацию и технологии создания и функционирования общинных СМИ, но и выявить наиболее заинтересованные муниципалитеты, готовые к созданию общинных мультимедиа-центров с тем, чтобы оказать им в дальнейшем небольшую техническую поддержку от имени Проекта ГГПОМСУ.
 
В качестве тренеров были приглашены директор Ассоциации общинных СМИ (АОСМИ) Назира ЖУСУПОВА и член АОСМИ, директор общинного радио «Суусамыр» Айзада КАЛКАНБАЕВА, а в качестве спикера-практика выступил координатор общественного мультимедиа-центра Кара-Сууйского аймака Жайылского района Чуйской области (ОМЦ «Кара-Суу») Султанаалы ЧАКЧАГАЕВ.
 
Основная часть времени была посвящена теоретической части, так как в Кыргызской Республике общинные СМИ являются новой моделью, но понятие и название общинного СМИ остается спорным, некоторые думают, что такое радио ничем не отличается от других радиостанций. Поэтому участникам было важно дать понятие общинного радио как такового. «Обычно сельские жители узнают о работе местного самоуправления от своих соседей либо слышат такие новости на улице, на базаре, – рассказывает Назира ЖУСУПОВА. – Чаще всего такая информация недостоверна либо искажена.
 
В результате у сельчан не всегда складывается хорошее мнение о работе органов местного самоуправления. Местные власти, в свою очередь,не интересуются, что о них думают сельские жители. Такое недопонимание иногда приводит к конфликтным ситуациям, мешает развитию сел. Общинные мультимедиа-центры через подготовку радиорепортажа и фотоновостей предоставляют сельчанам возможность высказаться по проблемам, которые их волнуют. Донести эти «голоса» до местной власти. С другой стороны, органы местного самоуправления будут знать, какие проблемы в селе наиболее важны и требуют немедленного решения; а также смогут принять к сведению предложения и рекомендации сельчан по разрешению того или иного вопроса». Для максимального воздействия и достижения эффективности в освоении новой темы, участники двух областей были условно разделены на четыре группы. На протяжении двух дней участники выявляли слабые и сильные стороны функционирования ОМЦ, оценивали местные ресурсы и презентовали свои наработки. Выполняли задание «Картография местности», чтобы понять потребности, интересы и ограничения, присущие общине, а также определить уровень поддержки и участия местного населения в работе общинного мультимедиа-центра.
 
Особой активностью и любознательностью отличились участники из айылных аймаков Улахол, Кун-Чыгыш, Ак-Суу, Тогуз-Булак Иссык-Кульской области и участники из некоторых айылных аймаков Джалал-Абадской области. Например, участникам из айылного аймака Авлетим, результаты работы которых показали, что местное население готово поддержать работу ОМЦ, айыл окмоту сможет выделить теплое помещение, обеспечить электроэнергией, а также оплатить из местного бюджета зарплату. Группа Айжан УСЕНКАНОВОЙ из Жаны-Жолского муниципалитета Токтогульского района одной из первых представила проектное предложение тренеру, смогла получить устную консультацию и отправить в комиссию по проектным предложениям. Группа АА Сумсар также показала высокую заинтересованность в открытии мультимедиа-центра.
 
К концу семинара участники наработали проекты заявок с калькуляцией примерного бюджета для получения технической поддержки создания центров на территории своих аймаков. Участники семинара также освоили один из новых медиаканалов – микроблогинговую платформу «Твиттер», систему ее работы и возможности, в частности, twitterto sms.
 
Участникам был продемонстрирован процесс рассылки новостей и объявлений всем, кто подключится к СМС-рассылке. Некоторые участники смогли на месте зарегистрировать телефонные номера на «Твиттер» для мобилизации сельчан. Также было продемонстрировано мобильное приложение «Голос айыла», которое настраивается на потребности конкретных сельских сообществ, проживающих в горных долинах Кыргызстана. Приложение охватывает семь областей и дает возможность общинным мультимедиа-центрам и отдельным сельчанам, имеющим мобильные телефоны, на базе ОС «Андроид», получать свежие новости айыла, участвовать в обсуждениях и улучшать доступ к информации. В конце первого рабочего дня участникам были даны задания: подумать о темах, проблемах и историях, которыми можно поделиться на сайте kyrgyzmediа.com.
 
«Участники из некоторых муниципалитетов продемонстрировали свой глубокий интерес к освоению материала с целью дальнейшего внедрения, – рассказывает Назира ЖУСУПОВА. – Несмотря на то, что участники приехали из дальних регионов, таких, как Тогуз-Торо, они после семинара работали до 11-12 часов ночи, спрашивая у тренеров о работе ОМЦ и подключая телефоны на «Твиттер»-рассылки; группы также практиковались, устраивая интервью и записывая их на диктофон, после чего прослушивали и выявляли свои ошибки».
 
В ходе практической части семинара участникам представилась возможность попробовать себя в роли диктора, интервьюера, интервьюируемого представителя сообщества, органов МСУ и др. Был проведен краткий инструктаж по использованию диктофона, технике интервьюирования и работе с монтажными программами на базе Adobe Audition. Готовые материалы и радиорепортажи были выставлены на сайт kyrgyzmedia.com. Для того чтобы участники смогли самостоятельно выкладывать локальные новости на сайт, им была предоставлена инструкция по использованию программы Wordpress; продемонстрированы пути настройки, регистрации и размещения новостей.
 
Оставшееся время участники совместно с тренерами посвятили написанию проектного предложения, детально изучив основные моменты цикла проектной жизни. Участники, используя метод мозгового штурма, выстроили и рассмотрели цикл развития сообщества; оценили важность мониторинга на каждом этапе жизни проекта, как в начале, так и в процессе реализации. Для закрепления данной сессии со стороны тренеров были использованы примеры успешных проектов по созданию ОМЦ. По результатам семинаров на сайте www.kyrgyzmedia.com были размещены подготовленные в процессе семинаров 13 материалов о проблемах и достижениях аймаков, а также о подготовке к осенне-зимнему периоду. Кроме того,участники получили знания о функции и природе общинных СМИ, 16 человек зарегистрировались на «Твиттер»-рассылки через телефоны, и еще 4 человека смогли скачать приложение «Голос айыла» для дальнейшего использования.
 
Живые голоса
 
Анарбек ОСМОНАЛИЕВ, заместитель главы Авлетимского АА: «Общинные мультимедиа-центры повышают ответственность сотрудников айыл окмоту перед населением: люди будут ждать, что скажет айыл окмоту о проделанной работе. Если у нас откроется мультимедиа-центр, мы готовы выделить помещение и даже оплатить работу сотрудников».
 
Чынара КАДЫРАЛИЕВА, НПО «Эрайым», Чон-Сары-Ойский АА: «Оказывается, общинные мультимедиа существенно облегчают работу, когда нужно собрать граждан или оповестить о чемлибо. Сейчас приходится приглашать каждого, в основном, «бумажным» способом или лично.Многие могут и не узнать о происходящем. А через «колокола» и «Твиттер» можно оперативно проинформировать местное население. Мы должны это запустить у себя в обязательном порядке. Например, у нас много жамаатов, у которых есть внутренние фонды, сумма которых достигает двух миллионов сомов, – это хороший ресурс».
 
Тойгонбай МОЛДОБАЕВ, глава Сары-Булунского АА: «Сотрудники местного самоуправления на самом деле очень многого добиваются в решении местных проблем, но население все равно недовольно. Так происходит, потому что айыл окмоту не информирует граждан о результатах своей работы. На этом семинаре я узнал, как можно оперативно информировать людей о проделанной работе и узнавать о том, что происходит у них. Причем делать это быстро, с использованием современных технологий, Интернета».
 
Урмат ОМУКЕЕВ, сотрудник сельского клуба, Атайский АА: «Благодаря новостям, которые публикуются на kyrgyzmedia.com, наши соотечественники и односельчане, проживающие за рубежом, могут узнавать новости о своем селе. Это здорово! Если мы сможем все это внедрить у себя, тогда они смогут услышать наши голоса, посмотреть фотографии и всегда быть в курсе событий, которые у нас происходят».
 
Бекжан БЕЙШЕКЕЕВ, представитель сообщества, Тору-Айгырский АА: «Эта идея с ММЦ мне очень нравится. Мы можем информировать своих соседей о происходящем в нашем аймаке. Это поможет нам действовать оперативно. Недавно запустили подобный проект в Балыкчы. У них теперь есть свое радио. Нам тоже хотелось бы запустить нечто подобное». М