Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Выборы в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики 2015 года: новый процесс голосования

2015-07-01 / Горячая тема
Выборы в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики 2015 года: новый процесс голосования

Анарбек ИСМАИЛОВ, заместитель полномочного представителя Президента КР в Жогорку Кенеше КР – заведующий отделом правового обеспечения Аппарата Президента КР

Одной из главных обязанностей демократического правового государства является обеспечение свободных демократических выборов. Общество и политические организации Кыргызстана должны привыкнуть к тому, что путь к власти лежит только через выборы. Только честные выборы могут служить основой для построения процветающего и сильного Кыргызстана, формирования в стране справедливой политической системы. Вот уже два года идет процесс изменения выборного законодательства. Сейчас можно и нужно оглянуться назад и оценить, что уже сделано и не сделано, есть ли какие-либо ошибки или трудности, что нас ждет осенью 2015 года в момент исторического выбора. 
 
История вопроса Проблема совершенствования избирательных процессов была поднята Президентом Республики и включена в Национальную Стратегию устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годов (утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года, УП № 11) как одна из приоритетных задач страны.
 
В документе отмечалось, что проведение первых в истории независимого Кыргызстана свободных и состязательных выборов повлекло за собой усиление политической конкуренции. Это делает выборы с каждым разом все более прозрачными, позволяет выявлять административный ресурс и грязные технологии, к применению которых привыкли участники выборного процесса за прошлые годы. В целях дальнейшего пресечения нечестных казания участников выборного процесса за допущенные нарушения и злоупотребления;
 
  • дальнейшее совершенствование норм законодательства для обеспечения избирательных прав и права быть избранными для представителей уязвимых групп населения: женщин,представителей национальных меньшинств, лиц с ограниченными возможностями.
На уровне практических действий предполагалось также обеспечить выборный процесс техническими средствами наблюдения (видеокамеры наблюдения, биометрические паспорта, средства электронного голосования и др.).Первое же заседание Национального совета по устойчивому развитию, которое состоялось 14 мая 2013 года, было посвящено проблемам совершенствования избирательного процесса и обеспечения честных и прозрачных выборов, особенно парламентских 2015 года. По его итогам президентом была создана рабочая группа по совершенствованию избирательной системы, в которую вошли:
 
  • депутаты всех пяти фракций Жогорку Кенеша;
  • представители 5-ти политических партий, не попавших в парламент;
  • неправительственные организации, осуществляющие свою деятельность в системе выборов;
  • представители ЦИК, других государственных органов, органов прокуратуры и судов (Указ от 22 мая 2013 года, № 109). Всего в рабочую группу вошло 33 человека.
Данной рабочей группе было поручено на основе широкого обсуждения со всеми заинтересованными государственными органами, политическими партиями и организациями гражданского общества выработать предложения (проекты) по совершенствованию законодательства и внедрению в избирательный процесс современных технических достижений и внести Национальному совету по устойчивому развитию. Правительству поручалось до конца второго квартала 2014 года завершить создание актуализированного единого государственного регистра населения. Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов поручалось провести ярмарку оборудования, систем и программных обеспечений для избирательных процессов, определить и предложить рабочей группе наиболее оптимальную систему, обеспечивающую различные аспекты избирательного процесса, в том числе по идентификации избирателя, прозрачности и контроля за процессом подсчета голосов.
 
Рабочая группа Рабочая группа активно взялась за дело. Были изучены отчеты ОБСЕ и других организаций, специализирующихся на наблюдении за выборами. По итогам изучения этих материалов и сопоставления их с действующим законодательством была сформирована карта наиболее проблемных зон в избирательном процессе. Эта карта-схема позволила Рабочей группе сконцентрировать свое внимание на реальных проблемах и определить те участки, воздействие на которые могло бы снять большинство проблем. Так весь избирательный процесс был разделен на этапы (на карте-схеме – второй ряд) и определены типовые проблемы каждого этапа – серые зоны (на карте схеме –третий ряд). В 4-м ряду карты-схемы расписаны примерные пути разрешения проблем.
 
Из схемы видно, что проблемы имеются уже на стадии формирования списков избирателей. На этой стадии имеют место: неактуализированные списки, то есть списки, в которых фигурируют давно уже умершие лица либо лица, изменившие свои фамилии, переехавшие в другую местность. Из-за этого списки избирателей были чрезмерно раздуты, следовательно, и количество избирательных бюллетеней было «раздуто», печаталось много лишних бюллетеней, и эти лишние бюллетени раздавались на все избирательные участки. Это давало возможность использовать лишние бюллетени путем вброса в избирательные урны. Следует помнить, что такая ситуация со списками избирателей длится уже с конца 90-х годов, когда списки готовились органами местного самоуправления.
 
Ситуация с раздутыми списками избирателей была выгодна всем:
 
  • власти (благодаря административному ресурсу они могли манипулировать списками и осуществлять вброс бюллетеней);
  • оппозиционным участникам выборов (политическим партиям, кандидатам и их наблюдателям, которые могли указывать на манипуляции в списках избирателей);
  • международным наблюдателям в лице БДИЧП, ОБСЕ, для которых проблема со списками стала одной из самых «дежурных» претензий к честности и прозрачности выборов.
Раздутые списки избирателей были также выгодны и органам МСУ, которые боролись за увеличение сумм категориальных грантов и иной государственной помощи для муниципалитета (для определения размера гранта или иной помощи от центра количество населения имеет очень важное значение). Эта проблема усугубляется еще и проблемой так называемого адресного беспредела: за годы независимости многие населенные пункты,улицы и переулки были переименованы, однако это переименование не было должным образом оформлено или зафиксировано (многие адреса именуются и по-новому и по-старому).
 
Так возникли двойники (двойное наименование), многие дома не пронумерованы. Таким образом, перед страной стояла огромная задача – кардинально «почистить» все эти списки, невзирая на интересы различных групп, а также создать единый и актуализированный адресный реестр. На стадии регистрации кандидатов (списков кандидатов) имеются небольшие проблемы финансового свойства, однако они могут быть излишне политизированы. Тем не менее вопросы увеличения размера избирательного залога и избирательного фонда Рабочая группа решила в пользу небольшого увеличения, и это предложение было поддержано Жогорку Кенешем.
 
На стадии голосования наиболее болезненными являются так называемые карусели, когда одно лицо голосует на нескольких участках или несколько раз на одном участке. Это нарушает принцип равенства голосов (один избиратель -один голос). На этой же стадии также существует проблема вброса бюллетеней, то есть когда излишне напечатанные бюллетени каким-то образом заполняются в пользу какого-либо кандидата (партии) и их вбрасывают в избирательную урну во время голосования (а иногда и во время подсчета бюллетеней).
 
Следует отметить, что имеются проблемы также на стадии контроля законности в процессе выборов, которые выражались в том, что законы недостаточно четко определяли компетенцию разных государственных органов в деле рассмотрения нарушений в ходе выборной кампании. Например, существовала норма о том, что одно и то же правонарушение могло быть предметом рассмотрения и прокуратуры, и милиции, и суда. И эти органы власти все время «отфутболивали» жалующихся на нарушения, что тоже накапливало недовольство и протестный потенциал.
 
Предлагаемые решения Приоритеты Рабочая группа после долгих дискуссий и общественных обсуждений пришла к выводу о том, что проблемы на стадии формирования списков избирателей и стадии голосования являются основными, и их решение будет производить большой мультипликативный эффект. Эти проблемы можно было решить путем внедрения технических новинок в виде:
 
  • обязательной биометрической регистрации избирателей и включения в списки только тех граждан, которые прошли такую регистрацию. Это позволит исключить «двойников» и «мертвые души». Лица, не прошедшие биометрическую регистрацию, не будут включены в списки избирателей, а значит, не будут допущены к голосованию;
  • обязательной идентификации избирателя по его отпечаткам пальцев в день голосования.Это позволит не допустить так называемой аренды паспортов, когда заинтересованный кандидат (партия) может уговорить некоторых избирателей не идти на выборы, и взять у них на время паспорт, чтобы представители этого кандидата (партии) могли проголосовать за непришедших на голосование граждан;
  • на стадии подсчета голосов применять автоматические считывающие урны. Это, в сочетании с некоторыми новыми правовыми нормами, значительно сократит влияние «человеческого фактора» на подсчет бюллетеней.Разграничение ответственности государственных органов.
Чтобы весь процесс выборов был четко разграничен по сферам ответственности разных государственных органов,Рабочая группа предложила в новом Законе следующее разграничение ответственности.за формирование списков избирателей (в том числе внесение в них изменений и дополнений) и за идентификацию избирателя в день голосования отвечает Государственная регистрационная служба (ранее за это отвечали ЦИК и местные избиркомы);
 
  • за установление границ участков, вывешивание списков избирателей на стендах,прием жалоб на ошибки в списках и передачу их органам ГРС, организацию голосования (выдачу бюллетеней, их подсчет,подведение итогов голосования и их публикацию) отвечают соответствующие избирательные комиссии.
Формирование списков избирателей Для того, чтобы сформировать актуализированный, то есть содержащий правдивую информацию список, нужно провести гигантскую работу, по сути, новую перепись всего взрослого населения. Итоги этой переписи будут включены в Единый государственный регистр населения (ЕГРН). Для этих целей в июне 2014 года был принят Закон «О биометрической регистрации граждан». Сам процесс биометрической регистрации начался осенью 2014 года и продолжался в течение 2015 года.
 
Постепенно, по мере окончания сплошной биометризации (независимо от того, есть паспорт или нет),процесс перейдет в стадию обычной процедуры паспортизации, когда процесс регистрации будут проходить только лица, впервые получающие паспорт.Информация о зарегистрированных гражданах накапливается в централизованном банке данных, затем она будет совмещена с банком данных о выданных паспортах, с системой ЗАГСа,Социального фонда и других государственных органов .Так появится единая информационная система, в которой на каждого гражданина будет заведен отдельный файл, в котором будет содержаться:
 
  • ПИН (сейчас это ИНН);
  • фамилия, имя, отчество, год рождения, в том числе при перемене ФИО;
  • некоторые другие данные (номер паспорта, адрес регистрации, адрес фактического проживания);
  • данные о выбытии из гражданства и регистрации смерти;
  • фотография и оцифрованная информация об отпечатках всех десяти пальцев (биометрические данные).
Из этой системы ЕГРН и будет браться информация для формирования списка избирателей.После назначения выборов ГРС начинает работу по формированию списков избирателей .ЦИК определяет границы избирательных участков и передает их ГРС;
 
  • ГРС составляет списки избирателей на основе биометрических данных и передает в электронном виде в ЦИК за 50 календарных дней до даты голосования;
  • ЦИК немедленно распечатывает списки и передает в УИКи (участковые комиссии);
  • УИКи не позднее 45 дней до дня голосования вывешивают списки для ознакомления;
  • избиратели уточняют себя в списках за 15 календарных дней до дня голосования и если есть замечания к спискам, то они подают об этом заявления в УИК вместе с копиями своих документов (паспорта). УИКи передают заявления и приложенные к ним документы в ГРС;
  • ГРС обрабатывает и формирует окончательный список избирателей за 10 календарных дней до дня голосования и снова передает в ЦИК;
  • ЦИК распечатывает списки избирателей и за 3 дня до дня голосования пронумерованные, прошнурованные и заверенные печатью ЦИК передает в соответствующие УИКи;
  • ГРС за 3 дня до дня голосования «закачивает» в идентификационное оборудование (компьютеры со сканерами и ридерами) окончательные списки избирателей в электронном виде и отправляет это оборудование на избирательные участки.
 Процесс голосования 
 
  • избиратель приходит на участок, где на входе его принимает оператор Государственной регистрационной службы (оператор ГРС); избиратель дает оператору свою ID-карту или общегражданский паспорт (в просторечии загранпаспорт);
  • оператор вставляет ID-карту или общегражданский паспорт в считывающее устройство (ридер), в результате чего на экране компьютера открывается информация об избирателе (эта информация заложена во время биометрической регистрации): фотография, номер ID-карты или общегражданского паспорта. Эта информация транслируется на большой монитор, с которого присутствующие наблюдатели имеют возможность увидеть информацию об избирателе;
  • после этого избиратель прикладывает свои пальцы (один по выбору оператора) к специальному считывающему устройству (сканеру), и компьютер производит сопоставление папиллярного узора пальца с узором, хранящимся в компьютере (верификацию).
 
Если информация сходится, то компьютер выдает чек о том, что человек идентифицирован.Одновременно компьютер «закрывает» файл избирателя, то есть отмечает информацию об избирателе как уже использованную, и повторное использование (идентификация) становится невозможным;
 
  • избиратель, получив чек, проходит к избирательной комиссии и получает бюллетень в обмен на чек. При этом избиратель повторно регистрируется членом избирательной комиссии уже в бумажном списке избирателей. То есть, производится двойная регистрация избирателя: один раз в компьютере ГРС, а во второй – в бумажном списке избирателей в участковой комиссии избиратель заполняет бюллетень, бросает его в автоматическую считывающую урну (АСУ) и выходит из участка.
 
Процесс подсчета голосов В день голосования в 20.00 избирательный участок закрывается, а избирательная комиссия приступает к подсчету голосов. Если на участке были избиратели, которые голосовали дома (это допускается Законом путем использования переносных ящиков для голосования), то из этих ящиков вынимаются бюллетени, они пересчитываются, количество вынутых из ящика бюллетеней заносится в протокол, а сами бюллетени вкладываются в автоматически считывающую урну (АСУ).
 
Затем АСУ отключается (тем самым закрывается прием новых бюллетеней) путем нажатия на соответствующую кнопку. Как только эта кнопка нажата, АСУ выдает квитанцию о результатах голосования (сколько бюллетеней поступило в урну и др. данные). Эти данные являются предварительными и должны быть подтверждены ручным подсчетом голосов. В случае несовпадения итогов голосования по данным АСУ и по данным ручного подсчета голосов, по требованию представителя кандидата или наблюдателя производится пересчет. Избирательные бюллетени пересчитываются при непосредственном их участии.
 
Окончательные итоги голосования устанавливаются по результатам ручного подсчета голосов. Итоги голосования по каждому УИК не позднее трех календарных дней размещаются на официальном сайте ЦИК.Разрешение споров Рабочая группа решила изменить порядок рассмотрения споров, возникающих в процессе выборов. Раньше избиратель или другой участник выборного процесса имел право обжаловать решения и действия избирательной комиссии в судили в вышестоящую избирательную комиссию. 
 
Это значительно затягивало разрешение спора. Теперь, согласно новому законодательству, возможность обжалования решений, действий (бездействий) участковых или территориальных ИК в суды первой инстанции исключается, они могут быть обжалованы только в вышестоящую ИК. В судебном порядке могут быть обжалованы только решения ЦИК. Это значительно повысит профессиональное рассмотрение дел.О местных выборах Все вышеназванные изменения законодательства касаются пока только выборов депутатов Жогорку Кенеша. Однако не стоит сомневаться, что процесс оснащения новыми технологиями не минует и местные выборы. Соответственно, изменится и Закон «О выборах депутатов местных кенешей». Об этом говорят и программные документы (Национальная стратегия устойчивого развития), и упомянутый в начале этой статьи Указ Президента Кыргызской Республики.

 

Похожие материалы: