Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (160) 28 Февраля 2025

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Перечень некоторых предложений профильным комитетам Жогорку Кенеша КР по внесению изменений в отдельные законы, касающиеся деятельности органов МСУ

2025-03-03 / Горячая тема

Омурбек АЛМАНБЕТОВ, Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики

Комитету по конституционным законам, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша:

  • провести инвентаризацию вопросов местного значения, указанных в статье 27 Закона КР «О местных государственных администрациях и органах местного самоуправления», и четко определить реальные и приоритетные вопросы местного значения. Такое уточнение будет способствовать эффективному выполнению органами местного самоуправления своих обязанностей и улучшению качества планирования местного бюджета;
  • в этот же закон необходимо включить нормы, предусматривающие механизм регулярного обучения депутатов местных кенешей для повышения их информированности о последних изменениях в законодательстве и эффективности их работы, а также разрешение на выделение средств из местного бюджета на это обучение;
  • необходимо внести в закон специальные нормы, ограничивающие проведение сессий местных кенешей в онлайн-формате и передачу права участия в сессиях другому депутату по доверенности;
  • в результате внесения изменений в Закон КР «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» аттестация, проводимая раз в два года, была заменена на оценку, проводимую каждые полгода (статья 11). Однако в целях улучшения процесса оценки, критерии оценки не были четко указаны, поэтому необходимо уточнить и определить эти критерии;
  • в целях приведения Закона КР «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» в соответствие с Трудовым кодексом Кыргызской Республики и повышения мотивации работников, необходимо рассмотреть возможность выплаты надбавки в размере не менее 30%от служебной зарплаты сотруднику (или сотрудникам), исполняющему функциональные обязанности временно отсутствующего сотрудника (статья 21);
  • предлагается рассмотреть вопрос о запрете на присвоение и повторное присвоение имен людей географическим объектам на местном уровне, как это указано в Законе КР «О географических названиях в Кыргызской Республике». Эта мера направлена на сохранение географических названий как неотъемлемой части истории, культуры и ценностей народа Кыргызстана, а также на прекращение практики массового присвоения имен людей географическим объектам. Такое изменение (статья 6 Закона) поможет сохранить значение географических названий как национального наследия и обеспечит точное отражение исторических и культурных ценностей для будущих поколений;
  • в статью 50 Закона КР «О местных государственных администрациях и органах местного самоуправления» необходимо внести норму, указывающую на то, что в ведении айыл окмоту могут быть организации, предприятия и учреждения, созданные или переданные в его управление;
  • в Законе КР «О местных государственных администрациях и органах местного самоуправления» и в Гражданском кодексе КР необходимо предусмотреть нормы и механизмы, регулирующие создание муниципальных предприятий и порядок их функционирования, с учетом текущих вызовов и требований времени.

Комитету по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию:

  • в статью 2 Закона КР «О регулировании земельно-правовых отношений» в раздел «Термины и определения» необходимо внести определение земельных участков, по которым были приняты решения органами местного самоуправления или их правопреемниками до введения моратория на выделение земельных участков для индивидуального жилищного строительства;
  • в Закон КР «О переводе (трансформации) земельных участков» требуется внести дополнения в части полномочий мэров городов областного и республиканского значения по осуществлению полномочий в области трансформации земельных участков. Данная мера направлена на приведение в соответствие положений закона Земельному кодексу КР, где подобные полномочия мэров городов областного и республиканского значения уже предусмотрены.

Комитету по социальной политике:

  • привести в соответствие законы в сфере культуры с итогом административно-территориальной реформы, согласно которой функции и полномочия по назначению и освобождению работников культуры, финансируемых из местного бюджета, переданы органам МСУ от Министерства культуры.

Комитету по бюджету, экономической и фискальной политике:

  • в Законе КР «О муниципальной собственности на имущество» необходимо внести уточнения относительно порядка управления муниципальной собственностью и разработать механизмы, определяющие этот процесс. Это связано с тем, что на практике отсутствует четко установленный порядок управления муниципальной собственностью, что создает трудности для местных кенешей при принятии решений;
  • в Закон КР «Об отходах потребления» включить понятие «сбор отходов» с указанием органа, который будет утверждать порядок сбора, а также определить виды отчетности (статистическая, налоговая, экологическая, земельная). Например, необходимо разработать порядок обращения с отходами или регламент, унифицированную форму статистической отчетности по налогам (имущество и земля), экологические сборы;
  • в Законе КР «Об отходах потребления» при использовании понятия «коммунальные отходы» в перечне необходимо выделить типы и отрасль происхождения отходов, их класс опасности, а также освободить организатора услуги от экологических сборов. В связи с этим должна быть предусмотрена специальная форма статистической отчетности для таких отходов;
  • в Законе КР «Об отходах потребления» предусмотреть норму, согласно которой для захоронения отходов должен быть разработан технический регламент с учетом 11-тимесячного срока и определены нормативы для строительства специализированных складов для отходов;
  • в Законе КР «Об отходах потребления» необходимо создать отраслевые регламенты для различных категорий отходов, включая медицину, строительство, транспорт, текстильную, кожевенную промышленность и другие;
  • необходимо внести изменения, предусматривающие обязательное заключение договора поставщика услуги с обслуживаемыми гражданами.

Комитету по топливно-энергетическому комплексу, использованию недр и промышленной политике:

  • в Закон КР «Об электроэнергетике» необходимо внести изменения, чтобы уточнить и конкретизировать полномочия распределительных компаний по вопросам приобретения и установки электрооборудования и обеспечению потребителей электроэнергией в новых жилых массивах, населенных пунктах. Это связано с тем, что в действующих законах данные обязанности не прописаны четко, что вызывает проблемы при обеспечении потребителей электроэнергией в новых населенных пунктах между распределительными компаниями, органами МСУ и потребителями.

 

Похожие материалы: