Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ МЕСТНЫХ ВЫБОРОВ В 2016 ГОДУ: партийный принцип, регистрация избирателей и прямые выборы глав исполнительных органов

2015-10-01 / Горячая тема
КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ МЕСТНЫХ ВЫБОРОВ В 2016 ГОДУ: партийный принцип, регистрация избирателей и прямые выборы глав исполнительных органов

В настоящее время идет процесс кардинального очищения законодательства о выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. В журнале «Муниципалитет» уже публиковались статьи о последних новеллах. Напомним, что в 2013-2015 годах разработаны и внесены на рассмотрение парламента законопроекты «О биометрической регистрации граждан» и поправки в конституционный Закон «О выборах Президента и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». Эти законопроекты были приняты Жогорку Кенешем и подписаны Президентом страны. Теперь они являются действующими законами. Напомним основные положения вышеуказанных законов.

Закон «О биометрической регистрации граждан» обязывает всех граждан пройти биометрическую регистрацию путем сдачи уполномоченному государственному органу - Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики (далее – ГРС) – отпечатков пальцев и фотографии в цифровом формате.Поправки в конституционный Закон «О выборах Президента и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее – «поправки в закон о выборах») устанавливают, помимо прочих новелл, также правило о том, что в списки избирателей включаются только граждане, прошедшие биометрическую регистрацию. Лица, не прошедшие биометрической регистрации до определенного дня, предшествующего дню голосования (за 15 дней до дня голосования, то есть до 19 сентября 2015 года), не будут включены в список избирателей, а значит - не будут допущены к голосованию на выборах.
 
Целью вышеприведенных изменений в законодательство о выборах депутатов Жогорку Кенеша было в первую очередь – обеспечить честные, справедливые и свободные выборы и кардинально разрешить основные причины «грязных» выборов:
 
  • проблемы реального обеспечения принципа «один избиратель – один голос» путем обязанности включать в число избирателей только тех избирателей, кто прошел биометрическую регистрацию, а значит, печатания только такого количества избирательных бюллетеней, которое соответствует количеству зарегистрированных избирателей, а также исключения возможности применять «карусели»;
  • проблему вбросов бюллетеней путем применения автоматизированных считывающих избирательных урн.
Эти проблемы характерны и для местных выборов. Поэтому не стоит сомневаться, что в случае успешного проведения выборов Жогорку Кенеша 4 октября 2015 года по новым правилам, они будут также внедряться в законодательство о местных выборах. К этому обязывают два стратегических докумен-та – Национальная стратегия устойчивого развития на период 2013-2017 годов, утвержденная Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года, № 11 и Указ Президента Кыргызской Республики от 22 мая 2013 года, № 109 «О мерах по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики». Однако следует иметь в виду, что помимо внедрения в процесс местных выборов новых технологий, как это сделано в законодательстве о выборах Жогорку Кенеша, законодателю следует решить и ряд других вопросов.
 
Какие это вопросы?
 
  • Сохранять ли «дуализм» местных выборов? Напомним, что местные выборы в Кыргызстане различаются: а) в городах проводятся выборы по пропорциональной системе, то есть конкурируют только кандидаты, выдвинутые исключительно политическими партиями, и территория города является единым избирательным округом;
  • в селах выборы проводятся по многомандатным округам (территория айылного аймака делится на несколько избирательных округов, в каждом из которых «разыгрываются» несколько депутатских мандатов), а кандидаты в депутаты могут выдвигаться не только политическими партиями, но и другими лицами – группами избирателей и самовыдвиженцами.
  • Сохранять ли монополию политических партий на участие в выдвижении кандидатов в депутаты городских кенешей или можно добавить и другие субъекты выдвижения (группы избирателей, самовыдвижение)? Напомним, что до изменения Закона «О выборах депутатов местных кенешей» от 6 июля 2012 года право выдвигать кандидатов принадлежало: 1) в местные кенеши городов Бишкек и Ош - политическим партиям; 2) в местные кенеши других городов - группам избирателей, являющихся членами соответствующего местного сообщества.
  • Что делать с избирателями, которые зарегистрированы в одном айылном аймаке, но постоянно проживают в другой местности без регистрации? Внутренняя миграция в Кыргызстане имеет место, а в условиях весьма либерального законодательства о регистрации места жительства проблема обеспечения права члена местного сообщества избирать и быть избранным встает в полный рост.
  • Вводить ли прямые выборы глав исполнительных органов местного самоуправления – мэров и глав айыл окмоту? Накандидатов самовыдвиженцев. Для пропорциональной системы выборов – это достаточно редкий институт, но вполне возможный. Ввиду недостаточной изученности этой темы и малого времени для ее проработки, внедрения в законодательстве и адаптации в практику (выборы уже осенью 2016 года), поддерживать идею немедленного введения института самовыдвижения в жизнь будет рискованно.
Что делать с избирателями, которые зарегистрированы в одном айылном аймаке, но постоянно проживают в другой местности без регистрации?
 
В Кыргызстане повсеместно распространена практика, когда гражданин, переехав из одной местности в другую, не регистрирует свой переезд (в просторечии – не прописывается по новому месту жительства). И таких граждан десятки, если не сотни тысяч! Этот факт вынуждены учитывать даже при проведении процедуры биометрической регистрации. Наверное, каждый, кто сдавал свои биометрические данные, помнит, как оператор Госрегистра спрашивал о месте фактического проживания. Правда, не понятно, что они собираются делать с этой информацией, поскольку законодательство о миграции пока недостаточно проработано. Ведь даже штраф за проживание без регистрации равен всего 50 сомам, а за повторное нарушение – 100 сомов (статья 384 «Проживание без регистрации» Кодекса об административной ответственности). Для того чтобы взыскать этот штраф, потребуется гораздо больше расходов!
 
Но самое главное, что здесь встает вопрос: а является ли избирателем гражданин, прописанный в одном айылном аймаке, но не проживающий там? Если человек живет где-то у черта на куличках, в жизни местного сообщества не принимает никакого участия, то стоит ли его допускать к выборам? Если нет, то как надо изменить законодательство для справедливого отказа? Известно, что правила регистрации устанавливаются Правительством Кыргызской Республики в соответствии с нормами Закона «О внутренней миграции», который установил общие нормы регистрации граждан. Если гражданин временно уезжает на 45 и больше дней в другую местность, то он должен встать на учет без снятия его с регистрации по основному месту жительства. Есть также правило о том, что если у гражданина имеется несколько жилых помещений, то он регистрируется по месту его добровольного выбора. Эти правила в свете законодательства о местных выборах недостаточно четко устанавливают понятия «место постоянного проживания», «место временного проживания (пребывания»), что очень важно для местных выборов.
 
Ведь Закон «О выборах депутатов местных кенешей» дает право участвовать в выборах соответствующего местного кенеша только тем избирателям, которые являются «членами местного сообщества», то есть «гражданами Кыргызской Республики, постоянно проживающими на территории соответствующего айылного аймака,города и связанные с местным сообществом общими интересами в решении вопросов местного значения». В Законе «О внутренней миграции» ничего нет о подробностях термина «постоянно проживающий». Единственной привязкой является упоминание о жилом помещении, находящемся на праве собственности этому гражданину (часть 2 статьи 16). Сколько дней должен проживать человек, чтобы считать его постоянно проживающим в данном жилом помещении в случае, если у гражданина несколько жилых помещений в разных городах и селах? Кроме того, есть понятия «постоянного проживания» и «преимущественного проживания». А ведь это напрямую касается и органов местного самоуправления, поскольку обязанность регистрации и контроля за регистрацией граждан является делегированной функцией органов местного самоуправления (части 5 и 6 статьи 13 Закона «О внутренней миграции»).
 
В этом ключе вполне очевидным становится необходимость дополнения законодательства о внутренней миграции новыми понятиями и параметрами, позволяющими однозначно интерпретировать статус граждан как постоянно проживающих либо временно проживающих и т.п.У автора этих строк пока нет какого-либо однозначного мнения, как определять тот или иной статус и в каких пределах надо вторгаться в законодательство о внутренней миграции. Ясно одно, что в условиях применения в выборных процессах новых технологий, позволяющих точно идентифицировать избирателя по биометрическим данным, большое значение приобретет статус избирателя как члена соответствующего местного сообщества и необходимость четкого порядка определения этого статуса – задача критически важная!
 
Вводить ли прямые выборы глав исполнительных органов местного самоуправления – мэров и глав айыл окмоту? Читатель должен помнить, что ныне действующий Закон «О выборах депутатов местных кенешей» разрабатывался в 2011 году практически одновременно с Законом «О местном самоуправлении», когда дискуссия о порядке выборов глав исполнительных органов МСУ приобрела большой размах. Однако уже тогда в работе над проектом Закона «О местном самоуправлении» большинством законодателей была отвергнута идея о введении в законодательство диспозитивных норм о порядке избрания мэров и глав айыл окмоту. Идея диспозитивного метода регулирования подразумевала возможность предоставления местным сообществам в своих уставах самим решать вопрос о порядке выборов указанных должностных лиц: если местное сообщество какого-либо айылного аймака в своем уставе не установит прямые выборы своего главы айыл окмоту либо назначение, то тогда выборы производятся кенешем.
 
Предоставление местным сообществам права самим в своих уставах устанавливать порядок избрания (назначения) главы исполнительного органа МСУ дало бы огромный толчок развитию подлинного самоуправления, подняло бы на небывалый уровень чувство собственного достоинства граждан и их сопричастности к общим делам сообщества. Это сняло бы и для государства проблему вечного недовольства местным населением государственной политикой. Вопрос очень важный и требует широких консультаций среди лиц, принимающих решения. В случае однозначного решения о введении института прямых выборов потребуется внесение поправок в два закона: в Закон «О местном самоуправлении» и Закон «О выборах депутатов местных кенешей» с вероятным изменением и Закона «О муниципальной службе». Очевидно, что до выборов осенью 2016 года этот вопрос невозможно будет решить однозначно, особенно с точки зрения бюджетного обеспечения прямых выборов. 
 
Какие выводы можно сделать из вышеизложенного? Исход выборов депутатов Жогорку Кенеша по новым технологиям и законодательству является краеугольным камнем для определения будущей модели местных выборов. Если все пройдет нормально, то все местные выборы будут также проходить с использованием новых технологий и правил. Но «технологизация» избирательного процесса без соответствующих нововведений в ряд законодательных актов не решит таких проблем, как учет миграции и вытекающих из них проблем, повышение активности граждан в местном самоуправлении и определенной автономности органов местного самоуправления.До выборов местных кенешей осталось слишком мало времени, в связи с чем какие-либо кардинальные изменения в выборном законодательстве нежелательны.

Похожие материалы: